Доклад «Эффективные формы взаимодействия с семьей по вопросам речевого развития»
учебно-методический материал

Козлова Светлана Валерьевна

 Важной социальной задачей, стоящей перед ДОУ  является оказание помощи семье в воспитании ребенка. А взаимодействие  с семьей  является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно. Соответственно,  родители должны быть активными участниками образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 5 «Теремок»

Доклад «Эффективные формы взаимодействия

 с семьей по вопросам речевого развития»

выполнила:

Козлова С. В, воспитатель.


 Для появления и становления речи природа отводит человеку небольшой период– это ранний и дошкольный возраст. Именно в это время  становится благоприятным для развития устной речи ребенка, закладываются основы для письменных форм речи (письмо и чтение) и последующего его  речевого развития.

 Важной социальной задачей, стоящей перед ДОУ  является оказание помощи семье в воспитании ребенка. А взаимодействие  с семьей  является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно. Соответственно,  родители должны быть активными участниками образовательного процесса.

Как показывает практика, для полноценного речевого развития дошкольников, необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют  сообща. Сегодня проблема речевого развития детей продолжает оставаться наиболее актуальной,  

Поэтому не стоит забывать, что дошкольный возраст является уникальным и решающим в развитии ребёнка.

Хочется выделить следующие этапы работы воспитателя по взаимодействию с родителями:

  • продумать содержание и формы работы с родителями;
  • проведение анкетирования;
  •   установление между воспитателями и родителями доброжелательных партнерских отношений, планируя взаимодействие;
  • сформировать у родителей более полное представление об образе своего ребёнка, посредством сообщения им информации, которую невозможно получить в семье, но она очень важна и интересна родителям (как общается со сверстниками, как относится к труду, каких успехов достиг в продуктивных видах деятельности);
  •  в беседах с родителями выяснить, какие существуют проблемы в воспитании детей.

Выстраивая взаимодействие с родителями я использую традиционные и нетрадиционные формы и методы:

  • групповые собрания;
  • индивидуальные беседы;
  • педагогические консультации;
  • анкетирование;
  • наглядная агитация (папки-передвижки, памятки, методическая литература);
  • открытые занятия с детьми;
  • приглашение родителей на речевые театрализованные праздники;
  • совместные мероприятия: организация игротеки с родителями, создание речевого альбома «Копилка слов», проведение викторины «В гости сказка к нам пришла»;
  • тренинги игрового взаимодействия;
  • викторины, конкурсы;
  • проектная деятельность;
  • презентации;

Планируя ту или иную форму работы, я стараюсь исходить из представлений о современных родителях готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. В связи с этим к формам взаимодействия предъявляются следующие требования: востребованность, оригинальность, интерактивность. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в жизни детского сада. Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями по речевому развитию — это речевой театрализованный праздник.

Не менее эффективной формой взаимодействия «педагог-родитель-ребенок» является  проектная деятельность. Она предполагает активное сотрудничество детей и взрослых, способствует развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности, обеспечивает современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Участвуя в разработке и реализации проекта, родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса и начинают осознавать свою роль в нем. Темы и содержание проектов определяются  совместно с детьми и родителями на основе определения актуальных задач развития детей конкретной группы, детских интересов. Так, в проекте «Сказка в нашей семье» создавался альбом с любимыми сказками, рисунками, фотографиями, статьями о том, как книги помогают в воспитании детей, какие интересные слова и выражения в них встречаются. Проект «Чудо пальчики» позволил родителям осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включится в изготовление пособий для тренировки рук из подручного материала, проявляя свое творчество.

     Обязательным условием реализации всех проектов является активизация речевой деятельности детей, совместное речевое творчество. Проекты рассчитаны на значительный отрезок времени. Завершается проект презентацией, которая предполагает выпуск газет, альбомов, организацию выставок, праздник. Взрослые и дети демонстрируют результат своей деятельности, радуются достижениям друг друга.

     В заключении хотелось подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей (из опыта работы)

В статье раскрыты цели, задачи, методы и приёмы совместной работы воспитателя и родителей по вопросам речевого развития. В помощь родителям предлагаются игры, игровые упражнения по развитию речи,...

Организация эффективного средства взаимодействия ДОО и семьи в вопросах речевого развития дошкольников

В докладе представлены наиболее эффективные, на мой взгляд, формы взаимодействия ДОО и семьи в вопросах речевого развития...

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах речевого развития детей

Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах речевого развития детей"...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В СТАТЬЕ ГОВОРИТСЯ О ВОПРОСАХ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. О ИГРАХ КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Презентация к выступлению на педсовете "Эффективные формы работы с семьей по вопросам речевого развития"

Данная презентация выполнена для сопровождения выступления на педсовете с одноименной темой....