Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах речевого развития детей
статья (средняя группа) на тему

Любовь Ивановна Кондратюк

Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах речевого развития детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_dou_i_semi_v_voprosah.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Л.И. Кондратюк

воспитатель

МДОУ «Детский сад № 47 – ЦРР»

(г. Бийск)

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах

речевого развития детей

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива.

И ты готов внимать ее поток

И восклицать: - О! Как же ты красива!

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.                                        

Семья и дошкольное образование – это две силы, которые определяют состояние и развитие ребенка в дошкольном периоде.  Хотя ведущая роль в развитии дошкольников и остается за общественным воспитанием, роль семьи от этого не снижается, ибо наибольшего успеха в развитии и воспитании детей можно достигнуть лишь тогда, когда между детским садом и семьей существует взаимопонимание и тесная взаимосвязь. На семью, как и на дошкольное учреждение, ложится большая ответственность в воспитании и развитии ребенка.

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое ДОУ не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учётом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр  родителей  по их воспитанию.                                          

О необходимости создания крепкого союза писал в своё время В.А.Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения  взрослых и детей невозможна семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение  и невозможен  моральный  прогресс общества».

«Вопрос о работе с родителями - это  очень большой и важный вопрос, - говорила Н.К. Крупская. – Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детских садах, привлечении их  к  этой работе».

Одним из направлений моей работы с родителями является вопрос речевого развития детей. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. С момента прихода дошкольника в детский сад важно убедить родителей в том, что их роль в этом очень велика и все усилия воспитателей без их помощи будут недостаточны, а может, и безрезультатны.  Давно известно, что навыки чтения и письма не являются показателем развития детей. Овладение грамотой – этап речевого развития дошкольника, подразумевающей серьезную работу. Эта работа осуществляется по следующим направлениям: звукопроизношение; словарь; грамматический строй речи; связная речь; выразительность речи.

Я поставила перед собой задачу превратить родителей воспитанников из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса.

Пропаганду знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляю, прежде всего, в беседах и на консультациях. Например: « Игры – драматизации как важнейший способ разностороннего развития речи», «Методы игрового речевого общения», «Учите стихи играючи». Даю родителям рекомендации «Как проводить беседу по художественному произведению», «Как правильно читать книгу детям». Провожу беседы о том, когда и какие звуки в процессе овладения правильным звукопроизношением появляются у детей, какие несовершенства речи связаны с возрастными особенностями развития ребенка. Рекомендуя, как помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением, акцентирую внимание на том, что чрезмерное форсирования речевого развития не желательно. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объёму стихотворения. Перегрузка ребёнка непосильным для него речевым материалом может привести к заиканию, неправильному формированию звуков.                                  

 Эффективной  формой работы считаю наглядную агитацию, например организацию стендов, «уголков для родителей», где даются сведения о формировании звукопроизношения, вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в словах, в произнесении которых дети часто допускают ошибки, небольшие заметки, статьи по развитию речи детей дошкольного возраста, советы по словарной работе с детьми, игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, пальчиковые игры и списки необходимой литературы.  

Организую выставки «Моя любимая книга». Дети приносят из дома свою книгу. При этом каждый должен хорошо знать ее название, автора, уметь пересказать содержание. Родители по моему совету записывают рассказы детей и составляют книжки – малышки, которые мы также размещаем на выставке. Дети  могут обмениваться своими «книжками», брать их на время домой. Темы для детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии, интересные случаи, события, праздники, поездки. Посещая семьи детей, особое внимание мы обращаем на наличие книжного уголка со стихами, сказками, рассказами, так необходимыми для всестороннего развития речи ребенка.

Важной формой работы обучения родителей являются игровые тренинги, где родители учатся разыгрывать сказки, сочинять новые эпизоды. Провожу с семьями игровые дыхательные упражнения/»Лыжники», « Чей листок улетит дальше»/. Произносим на одном выдохе небольшие «чистоговорки», загадки, пословицы, короткие считалки. Учу правильно пользоваться элементами интонации: говорить громко, умеренно, тихо в зависимости от содержания текста; с вопросительной, восклицательной и утвердительной интонацией. Поскольку формирование речи детей тесно связано с развитием мелкой моторики рук, я включаю родителей в систематическую работу по тренировке  движений  пальцев малышей. Обучаю различным пальчиковым играм и упражнениям /»Дождик», «Кольца», «Я – художник»/. Знакомлю родителей с играми и заданиями на закрепление речевых навыков, подбор образных средств языка, /например, «Какой? Какая?», «Сравнение»/; играми на описание самых разных предметов / «Что из чего сделано?», «Какого цвета?», «Кто, где живет?», «Кто как голос подает?»/; играми «Скажи наоборот», «Дополни и расшифруй пословицу» и др. Такие тренинги позволяют родителям продолжать грамотно эту работу в семье.

Практикую  «домашние задания» /совместно для детей и родителей/. Например: «Подари словечко». В выходной день родители «дарят» ребенку новое слово, обязательно объясняя его значение, рисуют его и приносят в группу «подаренное дома слово» и знакомят с ним товарищей. Задания могут быть разными: «Запиши рассказ о фрукте, овоще», «Сочини письмо». При составлении писем ребенок рассказывает, а взрослый записывает, помогает вопросами,  советами. Письмо можно послать родственнику, другу или целой группе детского сада.

Ежемесячно в группе выпускаются брошюрки для родителей «Говорим красиво»; памятки «Как отвечать на детские вопросы», «Как работать над скороговоркой»; шпаргалки «Речевые игры с детьми». Проводятся родительские собрания в нетрадиционной форме. Например: деловые игры «Активизация словаря детей», «Роль дыхательных упражнений в развитии речи ребенка»; мозговой штурм «Родители – гиды на пути познания» и др.

На собраниях некоторые из родителей рассказывают, как они совместно с воспитателями устраняли те или иные трудности в речевом развитии своего ребенка.  

Очень полезны открытые занятия по развитию речи, где родители могут видеть правильную работу воспитателя по формированию речи ребенка.                                          Проведение праздников, мероприятий совместно с родителями тоже оказывает благоприятное воздействие на развитие речи детей. ( «Поле чудес», «Масленица», « Новогоднее представление»). Провожу вечера поэзии, где стихи читают не только дети, но и родители. Слышит ребенок речь правильную, отчетливо ясную и невольно воспринимает ее, и мало – помалу добрый навык приобретает могущественную  силу привычки.

При взаимодействии с семьей не только распределяются задачи между родителями и воспитателями для достижения единой цели, но подразумевается контроль или «обратная связь» за этой деятельностью. Осуществляется он ненавязчиво, тактично и опосредованно со стороны воспитателей. Например, о том, как воспользовались родители информацией о необходимости развития мелкой моторики пальцев рук, можно узнать по поделкам, сделанным дома детьми самостоятельно или с небольшой помощью родителей. В уголках для родителей отмечаются семьи, активно участвующие в совместной с педагогами работе по развитию речи детей.

Речь не передаётся по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Таким образом, совместно с родителями, стараясь найти разные формы приобщения их к речевому развитию детей, мы шаг за шагом преодолеваем сложный процесс формирования правильной образной речи, который начинается в дошкольные годы и совершенствуется всю жизнь.

Литература

  1. Колодяжная, Т.П. Речевое развитие ребёнка в детском саду [Текст] / Т.П.Колодяжная, Л.А.Колунова. – ТЦ «Учитель». 2002. – 32 с.
  2. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И.Тихеева. – М.: Просвещение. 1981. – 159 с.
  3. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок [Текст] / А.И.Максаков. – М.: Просвещение. 1988. – 160 с.
  4. Свирская, Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции [Текст] / Л.Свирская. – М.: Линка - Пресс. 2007. – 176 с.
  5. Рымарчук, В.Б. Образование родителей в ДОУ [Текст] / В.Б. Рымарчук //  Управление ДОУ. – 2008. - №3. – С. 29-31.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным  биологическим процессом, однако на него можно возде...

Взаимодействие Доо и семьи по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста ( Презентация)

Взаимодействие Доо и семьи по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам развития детей раннего возраста.

Взаимодействие ДОУ с родителями это одно из условий успешной адаптации детей в детском саду. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса. Надо признать, ...

Взаимодействие ДОУ и семьи по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста

Cпособствовать физическому развитию детей дошкольного возраста путём взаимодействия семьи и ДОУ....

"Взаимодействие педагога с семьями в личностном развитии детей дошкольного возраста"

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребенку сотворить образ своего «Я», то ес...

Методическая разработка по долгосрочной проектной деятельности.«Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах развития детей посредством изучения народного творчества»

Дымковская игрушка - русская народная игрушка, которая прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Более "детскую" игрушку трудно вообразить. Дымковские игрушки привлекают детей яркост...