Конспект РОД «Солнце и солнечная система» с элементами экспериментирования
план-конспект занятия (старшая группа)

Гусева Жанна Николаевна

Образовательная область «Познавательное развитие»

старший дошкольный возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_solntse_i_solnechnaya_sistema_st_gr.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №13 «Вишенка»

        

Конспект РОД

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Солнце и солнечная система» с элементами экспериментирования

старший дошкольный возраст

                                                                                        Воспитатель:

Гусева Жанна Николаевна

                                                                                 

                                               г. Выкса, 2022

Задачи:

  1. Дать детям элементарные представления о Солнце и солнечной системе, способствовать ознакомлению с понятием света и тени.
  2. Развивать любознательность.
  3. Формировать умение делать элементарные умозаключения.

Средства:

  1. Письмо
  2. Солнце, планеты солнечной системы
  3. Лампы, фонарики, листы с солнышком, перфорированная бумага

Способы:

  1. Мозговой штурм
  2. Вопросы поискового характера
  3. Опыт «Солнце»
  4. Подвижная игра  «Солнечная система»
  5. Опыт «Дневные звезды, или звезды светят постоянно»
  6. Опыт «Тень»

Предварительная работа:

     1.Чтение энциклопедий

     2. Просмотр видео «Детям о космосе»

     3. Беседы

(Дети входят в группу, на ковре лежит конверт от друзей другой старшей группы)

Мозговой штурм:

Ребята, давайте подумаем, что мы с вами знаем и что мы сможем рассказать ребят из другого детского сада.

В: Что ребята есть у нас на небе…(звезды, луна, солнце)

В: Какие бывают звезды? (желтые, синие, красные)

Д: Синие звезды самые горячие, красные звезды – остывающие, желтая звезда – самая большая, горячая – это Солнце.

В: Почему днем светло, а ночью темно? (Ночью светят звезды и Луна, а днем светит Солнце)  А луна днем есть на небе? Почему ее не видно?

Почему же от солнца много света, а от звезд нет?

Д:

«Солнце – большая звезда»

В: Солнце располагается близко к Земле, поэтому его свет и тепло доходят до Земли, а другие звезды очень далеко. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от земли. На самом деле звёзды – это огромные раскалённые газовые шары похожие на Солнце. Самые горячие из них: голубого и белого цвета. Наше Солнце принадлежит к менее горячим – жёлтым звёздам. Некоторые звёзды красноватого цвета и они холоднее Солнца. Звёзды отличаются друг от друга размерами. Солнце – шар- великан. Если сравнить Солнце и Землю, то это как апельсин и киви.

Чтобы понять это мы проведём с Вами эксперимент.

1 Опыт: «Солнце»

В:  Давайте подойдём к столу. Роль солнца будет играть настольная лампа. Ребята, а вы знаете что есть естественный источник света и искусственный. Естественный – это солнце, луна, звезды, костер. Искусственный – это то, что изобрели люди – свеча, лампочки, фонари.

Детям дали картинку, на которой изображено Солнца.

В темной комнате дети подходят как можно ближе к лампе, держа в руках данную картинку.

- Что вы ощущаете, когда приближаетесь к солнцу(тепло, свет, картинка хорошо видна). Можно сказать, что Земля находится на таком же расстоянии от Солнца, как вы, дети от лампы, когда стоите рядом с ней.

- Затем все давайте отойдём в темный угол комнаты, что теперь ощущаете дети? (картинка видна плохо, тепло лампы не доходит). Значит, остальные звезды находятся от Земли на таком же расстоянии, как вы от лампы на большом расстоянии.

ВыводСолнце – ближайшая к Земле звезда, поэтому оно освещает Землю, а блеск других звёзд незаметен.

В: Ребята, подойдите к экрану. Что мы с вами видим?

Д: Солнечную систему.

В: Скажите солнце вращается вокруг планет или планеты вокруг солнца?

Д: Солнце стоит на месте.

В: У солнца есть семья, это планеты солнечной системы. Их много и все они вращаются вокруг солнца. Как называется наша планета, на которой мы живем?

Д: Земля, голубая планета, она окружена водой.

В: Что еще есть на нашей планете?

Д: Океаны, моря, реки, горы, леса.

Подвижная игра «Солнечная система»

В: Ребята, почему наши планеты не пересекаются друг с другом?

Д: Они движутся каждый по своей дорожке, орбите.

В: А если все же пересекутся, что же будет?

2 Опыт: «Дневные звезды или звезды светят постоянно»

В: Ребята подойдемте к столу. Находясь в хорошо освещенной комнате -   включаем лампы, берем в руки конверт с картоном и фонариком. Включаем фонарик и с 5 см светим на конверт, а потом с другой стороны – снизу.

(Дырки в картонке не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращенную к вам сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас.)

Вывод: В освещенной комнате свет проходит через дырочки в картонке независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно их становится только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на более темном фоне.

Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд не видно. Лучше всего смотреть на звезды ночью.

3 Опыт: «Тень»

Ребята подойдите к столам, выключаем свет и включаем лампы. Лампы поднимаем и направляем на стену. Берем картон и подносим к лампе. Что мы видим? Картон мешает свету и не дает ему дойти до стены. А сейчас есть тень? Нет. Почему? (нет света) Значит, бывает тень без света?

Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют, делают свои фигурки. Поиграем с тенью (дети показывают различные фигуры) На основе игры света и тени, люди придумали теневой театр.

Вывод: Тень образуется  за счет препятствия свету.

Ребята, какие опыты вам понравились, что нового мы узнали?

Как называется самая близкая к нам звезда? (Солнце)

Какую форму имеет солнце? (Шар)

Что больше Земля или Солнце? (Солнце)

Что такое Солнечная система? (Планеты и Солнце)

Что такое орбита? (Путь движения планет)

Этими знаниями мы поделимся в своем письме, отправим фотографии наших опытов друзьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие по Солнечной системе"

Программное содержание: ©   Расширить представления детей о космосе.©   Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом Земли был гражданин России Юрий Гагарин....

Теоретическое занятие на тему «Солнце, планеты солнечной системы».

Задачи: закрепление полученных ранее и приобретение новых знаний по теме: «Солнце и планеты солнечной системы».Материалы: модель или плакат солнца и вращающихся вокруг него планет солнечной системы, п...

конспект внеклассного занятия "Планеты Солнечной Системы"

Программные задачи:Формировать представление детей о планетах Солнечной системы.Воспитывать интерес к познанию космоса.Развивать зрительное внимание....

Конспект по изобразительной деятельности «Солнечная система»

Конспект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста по проекту "Космос"Цель: создание социальной ситуации развития посредством художественно–творческой деятельности в процессе изгото...

Конспект занятия "Детям о Солнечной системе"

Цель данного занятия - знакомить детей с устройством Солнечной системы....

Конспект НОД Пластилинография" Планеты солнечной системы " средняя группа

Цель: повышение интереса и расширение знаний детей о космическом пространстве и планетах. Задачи:Образовательные:- Расширять и уточнять знания детей о космосе;- Обогащать речевой словарь сло...