Задания на развитие мимики и артикуляции
картотека (старшая, подготовительная группа)

Степанова Олеся Дмитриевна

Задания, направленные на развитие детской мимики на занятиях и в повседневной деятельности, на прогулках, при подготовке к утренникам, праздникам и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_na_razvitie_mimiki_i_artikulyatsii.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Задания на развитие мимики и артикуляции

Даже при выполнении тех видов деятельности, где мимическому компоненту отводится существенная роль (пение, театрализация и т. п.), дети затрудняются управлять своими экспрессивными проявлениями; их лица эмоционально невыразительные, зачастую словно застывшие.

Ниже приводится ряд заданий, направленных на развитие детской мимики на занятиях музыкально-театрального цикла, а также при ознакомлении дошкольников с художественной литературой (эти задания можно использовать и вне занятий — в условиях свободной деятельности, на прогулках, при подготовке к утренникам, праздникам и т. д.).

Наряду с этим мы предлагаем отдельные упражнения для развития артикуляции. Основная область их применения — занятия по развитию речи, что не исключает возможного включения этих упражнений в ход других занятий. Вместе с тем их следует рассматривать и использовать в общем контексте работы по развитию функций дыхательного и голосового аппарата ребенка.

«Курочка и цыплята» (мимическая гимнастика для средней группы)

Цель: развитие воображения, способности к сопереживанию (эмпатии), выразительности движений всего тела.

Выполняется под текстовое сопровождение (стихотворение Т. Волгиной):

Пошла курочка гулять,        '

Сочной травки пощипать.

(Изображение степенной походки мамы-курочки: и. п.— pyки слегка раздвинуты в стороны и отведены назад. Наклоны вперед всем телом, ноги прямые, сосредоточенный взгляд— имитация пощипывания травки клювом.)

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

(Легкий бег на носочках, руки-крылья слегка раздвинуты е стороны и назад, выражение любопытства на лице, шея вытянута, глаза и рот широко раскрыты.)

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите».

(Сосредоточенное выражение на лице мамы-курочки: бровь сдвинуты, губы округлые, глаза прищурены; указующий жест пальцем. Курочка показывает, как искать зернышки: имитаций разгребания почвы движениями ноги, наклоны головы вперед.)

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце.

Туловище наклонено вперед, шея вытянута, внимательный взгляд), движения головой вниз-вверх — цыплята клюют насекомых и набирают в клюв воду. Изображение глотания воды: голова запркинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, плечи опущены, выражение удовольствия на расслабленном лице.)

«Облака» (мимическая гимнастика для старшей и подготовительной групп)

Цель: развитие воображения, выразительных движений-

Выполняется под текстовое сопровождение (стихотворение Н. Екимовой):

По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался в высь

И даже щурил глаз,

А что увидел я, то вам

Все расскажу сейчас.

(Наблюдение за воображаемыми облаками с выражением внимания и интереса на лице: лицевые мышцы слегка напряжены, чуть прищурены.)

Вот облачко веселое

Смеется надо мной:

- Зачем ты щуришь глазки так?

- Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

- Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку

Махал я вслед рукой.

(Мышцы лица расслабляются, на нем появляется улыбка.)

А вот другое облачко —

Расстроилось всерьёз:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

И каплями-дождинками

Расплакалось оно...

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно.

(Выражение грусти на лице: уголки губ опущены, лоб сморщен, брови немного сдвинуты.)

И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,        

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище        

Пустилось наутек. 

(Выражение страха: глаза широко раскрыты, брови сдвину ты, рот открыт в виде буквы «о», лицо напряжено.)

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот:

«Ой, кто там в глади озера

Пушистенький такой?

Такой мохнатый, мягонький,

 Летим, летим со мной!»

(Выражение удивления: глаза и рот широко открыты.)

Так очень долю я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

МИМИЧЕСКИЕ РАЗМИНКИ

«Спать хочется» (средняя и старшая группы)

В положении сидя на стуле — дети зевают, глаза постепенно закрываются (веки тяжелые), брови приподняты, голова медленно падает на грудь, туловище расслабляется.

«Вкусное варенье» (средняя и старшая группы) Движения языком по верхней губе. Губы и нижняя челюсть неподвижны.

«Почистим зубы» (средняя и старшая группы) Движения языком по внутренней стороне верхних зубов; Рот открыт, нижняя челюсть и губы (в улыбке) неподвижны,

«Дудочка играет» (средняя группа) Имитация играющей дудочки — губы вытянуты вперед;

Задание целесообразно выполнять под музыкальное сопровождение.

«Слоники» (средняя и старшая группы)

Губы вытянуты вперед — имитация всасывания воды хоботом  при вдохе. То же — имитация разбрызгивания воды при выдохе (воздух выпускается через сжатые зубы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логопедическая сказка "Зоопарк". Комплекс упражнений для развития мимико-артикуляционных мышц.

Работу по коррекции полиморфных нарушений артикуляционной моторики у детей с дизартрией целесообразно начинать с развития мимических мышц. Своё лицо дети знают, им приятно видеть своё отражение в зерк...

консультация для воспитателей "Развитие мимики и пластики как способ развития речевых способностей у детей с ОВЗ"

Различные по характеру и настроению музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность.Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможн...

Игры и этюды , направленные на развитие мимики и пантомимики.

В последние годы появляется все больше детей с нарушением психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к труд...

«Игры и упражнения для развития мимики и пантомимики»

«Игры и упражнения для развития мимики и пантомимики»...

Упражнения на развитие мимики.

                        ...

Статья на тему: "Использование логоритмических упражнений, направленных на развитие координации речевой артикуляции и общих движений, на занятиях по развитию речи."

Логоритмика - это своеобразная форма активной речевой деятельности, основанная на сочетании слова, музыки и движения. Взаимосочетание этих компонентов может быть очень разнообразно и интересно. Моя ст...

Конспект занятия по актерскому мастерству, направленное на развитие мимики Тема занятия- Мимика Название- «Маска, я Вас знаю»

Общая цель занятия-научить перевоплощаться в художественный образ через элементы актерского мастерства.Задачи занятия:1. Познакомить ребят с понятием: мимика.2. Научить демонстрировать разно...