Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности Возрастная группа: подготовительная группа Тема: «Секреты магнита»
методическая разработка (подготовительная группа)

Мащенко Ольга Александровна

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с понятием «магнетизм», «магнетические». Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова; притягивать, примагничивать, магнетизм, магнетические, немагнетические, магнитное поле.

Продолжать формировать умение самостоятельно принимать решение в экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы с результатом этой проверки, делать обобщение.

Развивающие:

Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение      

                   филиал «Детский сад № 15» города Алейска Алтайского края

Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности

Возрастная группа: подготовительная группа

Тема: «Секреты магнита»

2Fru.gif

Воспитатель: Мащенко Ольга Александровна

г. Алейск 2024г.

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с понятием «магнетизм», «магнетические». Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова; притягивать, примагничивать, магнетизм, магнетические, немагнетические, магнитное поле.

Продолжать формировать умение самостоятельно принимать решение в экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы с результатом этой проверки, делать обобщение.

Развивающие:

Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

Методы и приемы:        

Словесные – беседа, объяснение.

Наглядные – использование наглядного материала;

Практические – физ. минутка, самостоятельная работа

Предварительная работа: Презентация: «Легенда магнита»; Беседа «Применение магнитов в жизни людей». (Приложение 1)

Оборудование и материалы: проектор, перчатка с вшитым магнитом, магниты, манная крупа, пластмассовые тарелки, деревянные карандаши, скрепки, болтики, гайки,  пластмассовые пуговицы, ластики, бумага, стеклянные  стаканы  вода, контейнеры с водой в виде пруда, картонные «трассы», халаты, шапочки, наглядный материал (карточки с изображением магнитов, правила поведения в лаборатории,   схемы опытов) (Приложение 4)

Ход НОД

Организационный момент:

Воспитатель: - Чтобы познакомится с магнитом поближе,  нам нужно отправиться  в волшебную лабораторию, которая находиться в каменной пещере.

-Ну, что отправляемся в путь! (необычный вход в пещеру)

Находим перчатку (берем с собой). Мы попали в лабораторию.

- Ребята, что проводят в лаборатории.

- Правильно ( опыты и эксперименты).

Воспитатель примеряет найденную перчатку.

Воспитатель: - Ребята, а перчатка не простая, а волшебная. Посмотрите, я провела перчаткой над скрепками и они прилипли.

Воспитатель: - Что это за чудо?

Воспитатель: - Конечно это (МАГНИТ). 

Воспитатель: - Прошу вас надеть халаты, шапочки и добро пожаловать в нашу лабораторию. Сегодня мы с вами ученые.

Воспитатель: - Перед тем как  приступить к опытам, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

1.Внимательно слушай

2. Не кричать

3. Не трогать без разрешения взрослого

4. Работать только на своем месте

5. Соблюдать осторожность

6. Делать выводы

Основная часть:

Воспитатель: -  «Вот перед вами обычный магнит, 

Много секретов в себе он хранит»  

«Важное дело – эксперимент!

В нем интересен нам каждый момент»

Опыты ( Приложение 2)

Опыт №1 «Магнитные полюса».

Цель: Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и

отталкивание.

Опыт №2. «Всё ли притягивает магнит?»

Цель: Определить свойства магнитов притягивать металлические предметы.

Опыт № 3  «Волшебные машинки»

Цель:  Определить свойства магнита через картон.

Опыт № 4 «Магнит преграды не боится»

Цель:  Определить свойства магнита через стекло.

Физкультминутка (Приложение 3)

Опыт №5 «Кладоискатели»

Цель:  Определить свойства магнита через крупу.

Опыт № 6  «Млечный путь»

Цель: Определить способность металлических предметов намагничиваться.

Опыт № 7 « Очистим пруд от мусора»

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.

Заключительная часть

Итог опытно-экспериментальной деятельности. Фотоотчет (Приложение 5)

- Давайте вспомним: - С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились?  (Магнитом)

- Какие предметы притягивает магнит? (Металлические) –

-Как называется свойство притягивать к себе предметы? (Магнетизм, от слова магнит, а предметы магнетическими)

-Какие свойства магнита вы запомнили? (Магнит притягивает только металлические предметы; Магнит действует через препятствие – картон, стекло, воду.

- Сколько полюсов у магнита? (Два - северный и южный)

- Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты?

(Магниты на доске для удержания картинок, буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами…)

- Молодцы, вы хорошо сегодня поработали, много нового узнали об удивительном камне магните. Вы были настоящими исследователями. Спасибо, вам, за вашу научную работу.

Список используемой литературы

1.«От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.   Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336

2. Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Метод. пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с. (Библиотека воспитателя). (9)

3. Экспериментариум и научная лаборатория в детском саду: Методич. пособие/ Под ред. Н.В.Микляевой. – М.: АРКТИ, 2017. – 80 с. – (Первоцветы).

4. «Ребенок в мире поиска» - Программа под ред. Дыбиной О.В., Москва, ТЦ «Сфера» - 2005г.

5. Интернет - ресурсы

Приложение 1

Презентация: «Легенда магнита»;

OLOWKI-ZESTAW-OLOWKOW-DO-SZKICOWANIA-W-ETUI-10SZT-Liczba-sztuk-w-zestawie-10-szt.jpg

                                                                 

                                                                     «В давние времена поговорили, что      

                                                                            далеко  – далеко на краю света  есть

                                                                            огромная    гора  Ида.  Однажды  

                                                                            мимо  этой горы   брел   старик  

                                                                            по имени Магнис.                                                                                                                                                                                                                                                                                

        

 

 

                                                                                     

               

                                                                                 Он заметил, что его сандалии,scale_1200 (2).jpg

                                                                                 подбитые железом, и деревянная

                                                                                 палка с железным наконечником

                                                                                 липнут к черным камням, которые

                                                                                 в изобилии валялись под ногами.

                                                                                 Магнис перевернул палку

                                                                                 наконечником вверх и убедился,

                                                                                 что дерево не притягивается

                                                                                 странными камнями. Снял

                                                                                 сандалии  и увидел, что босые

                                                                                 ноги тоже не притягиваются.

105358.jpeg

                                                                                 Магнис понял, что эти странные                                                                                  черные камни не признают никаких

                                                                                  других материалов, кроме железа.

                                                                                  Пастух захватил несколько таких

                                                                                  камней домой, чтобы удивить                                                                                                                                                                                                        

                                                                                  соседей. С тех пор этот необычный

                                                                                  камень стали называть по имени

                                                                                  старика «камнем Магнуса» или

                                                                                  просто магнитом. Так и появилось

                                                                                  название «магнит».

Беседа «Применение магнитов в жизни людей».

О магнитах люди узнали давно и стали использовать его свойства в своих целях. Первые компасы, магнитные ворота для определения врагов с оружием, фокусы с магнитами в развлекательных представлениях - так применялись магнитные свойства ещё древними людьми. Раньше это были естественные магниты – кусочки магнетита. Сейчас большинство магнитов – искусственные. Самые сильные из них – электромагниты, которые действуют на предприятиях. Без них не может обойтись большинство транспортных средств – автомобиль, троллейбус, тепловоз, самолёт, корабль.

Магниты – это и часть многих научных приборов, начиная от небольших, располагающихся на столе исследователя, и до огромных ускорителей с размерами в несколько километров.

Но магнитные явления интересуют сейчас не только инженеров, создающих технику. Эти явления применяются биологами, геологами, а так же в некоторых других профессиях. Так, например, в медицине существует такое направление как магнитотерапия – лечение с помощью магнитов.

Ещё магниты используют в магнитофонных колонках – динамиках, в холодильниках, в компасе, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колёс и рельс человек придумал использовать магнит.

Благодаря своей способности притягивать предметы под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.

Магниты окружают нас постоянно. Они облегчают нашу жизнь и развлекают нас, служа нам в различных электробытовых приборах, мебели, вещах личного применения, а также во всевозможных игрушках.

Приложение 2

Картотека опытов

Опыт №1 «Магнитные полюса».

Цель: Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и

отталкивание.

Воспитатель: - У каждого из вас на столе лежит 2 магнита.  Давайте возьмем их притянем друг к другу. Посмотрим, что будет. А теперь переверните один магнит и попробуйте соединить их.

- Что происходит?

Воспитатель: - Верно, наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный»

Вывод: разные полюса – притягиваются, одинаковые полюса – отталкиваются.

Опыт №2. «Всё ли притягивает магнит

Цель: Определить свойства магнитов притягивать металлические предметы.

Ребята, посмотрите, что  на столе ( бумага, болт,  пластмассовая пуговица, ластик, деревянный карандаш) предметы из разных материалов. Можете назвать, из каких материалов они сделаны?  (метал, резина, пластмасса, дерево, бумага). Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит. (Дети выполняют задание)

- Какие предметы притянул магнит?

- Правильно (скрепка, болт  – они называются магнетическими).

- А какие не притянул?

- Все верно (деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, ластик – они называются немагнетическими)

Вывод:  свойство магнита - притягивать, примагничивать предметы. Оно называется магнетизм, магнит притягивает только железные предметы, они называются магнетическими.

Опыт № 3  «Волшебные машинки»

Цель:  Определить свойства магнита через картон.

- Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон. Давайте проверим.

- Первой преградой у нас будет лист обыкновенного картона с нарисованной автомобильной трассой. И мы сейчас попробуем по этим дорожкам провести железный предмет ( скрепку) с помощью магнита через преграду - картон (дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепку)

- Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте сверху, а магнит приложите снизу. Нужно двигать скрепку с помощью магнита как можно точнее, не выскакивая на обочину.

- Готовы? - На старт, внимание, марш! - Видите, автомобиль двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном.

 - Отчего так происходит?  

Воспитатель:  Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические скрепки  и вынуждает их следовать за магнитом. Это значит, что сила магнита действует через преграду. - Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: магнит сохраняет свое свойство и действует через преграду – картон.

Опыт № 4 «Магнит преграды не боится»

Цель:  Определить свойства магнита через стекло.

- Ребята, а как вы считаете, если магнит действует через преграду - картон, действует ли он через другие преграды, например – стекло.

- Давайте проверим.

- У вас на столах стоят стаканы с водой. Бросьте в него скрепку и представьте, что это затонувший корабль.

- Как вы думаете, можем ли мы с помощью магнита через стекло достать затонувший корабль со дна моря?

Воспитатель: - Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.

- Что мы видим? (Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх...)

- Может магнит притягивать через преграду - стекло?

Воспитатель: - Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: магнит сохраняет свои свойства и может действовать через преграду – стекло.

Опыт №5 «Кладоискатели»

Цель:  Определить свойства магнита через крупу.

 - У нас на столе стоят тарелки с манной крупой, я предлагаю вам поиграть в кладоискателей. С помощью чего мы можем отыскать клад?( Просеять, на ощупь, или с помощью магнита). (Дети выполняют задание)

Вывод: магнит сохраняет свои свойства и может действовать через преграду- манную крупу.

Опыт № 6  «Млечный путь»

Цель: Определить способность металлических предметов намагничиваться.

- Продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время. Магнит может быть не только постоянным, но и временным. Дети повторяют опыт - Какой вывод мы можем сделать?

Вывод:  под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.

Опыт № 7 « Очистим пруд от мусора»

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.

- А сейчас давайте проверим, действует ли магнит через преграду - воду.  Давайте представим, что перед вами пруд. Который необходимо очистить от мусора. Роль мусора будут играть металлические предметы – скрепки, болтик, гайки, Наша с вами задача, попробовать  очистить  этот пруд от мусора с помощью магнита и выяснить, сохраняет ли магнит свои свойства притягивать металлические предметы через преграду - воду. Я беру  магнит и опускайте его в воду. Что же мы видим? (Предметы примагничиваются через воду…)

- Вот так с помощью магнита мы сделали доброе дело и очистили пруд! - Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через воду.

Приложение 3

Физкультминутка

Мы магниты, мы магниты

Мы друг к другу не пришиты.      (наклоняться из стороны в сторону)

Просто тянемся друг к другу          (протянуть друг другу руки)

И идем, идем по кругу.                        (водить «хоровод»)

Вместе сели, вмести встали,

Головою покачали,

И попрыгали немножко,

И похлопали в ладошки.                 

Ну – ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево – вправо повернулись,

Наклонились, потянулись!

Отдохнули и вновь за дело.            (движения в соответствии с текстом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности детей в подготовительной группе « Удивительный мир магнита»

Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности детей в подготовительной группе« Удивительный мир магнита»...

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности для детей подготовительной группы Тема: «Есть ли воздух на Земле?»

Конспект НОДпо познавательно – исследовательской деятельностидля детей подготовительной группыТема: «Есть ли воздух на Земле?»...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему «Мир тканей»

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельностидля детей подготовительной группы на тему «Мир тканей»Цель: Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детско...

Конспект непосредственно – образовательной познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы Тема: "Правила пожарной безопасности"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Иршинская начальная общеобразовательная школа»       Конспектнепосредственно – об...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе "Свойства магнита".

Цель: создать условия для знакомства детей со свойствами магнита, его назначением....

Конспект ООд по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебное электричество" подготовительная к школе группа

расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «ПУТЕШЕСТВИЕ С АПЕЛЬСИНОМ»

Конспект познавательно – исследовательской деятельности  «Путешествие с апельсином» разработан для детей старшей  группы. Данный материал адресован молодым специалистам и п...