Дидактическое пособие «Чудо-дерево» для детей с интеллектуальной недостаточность (5-7 лет)
методическая разработка

Краснова Ирина Петровна

1.Аннотация

Дидактическое пособие «Чудо-дерево»

для детей с интеллектуальной недостаточность (5-7 лет)

Работа с дидактическим пособием способствует развитию у детей познавательных интересов, познавательной активности и направлено на развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, развитие тактильной чувствительности кожного покрова ладоней, развитие внимания. Также использование данного пособия в ДОУ способствует развитию у детей речи, мышления, сенсорных и творческих способностей, воображения и фантазии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo_derevo.docx55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

 № 53 «Чайка» городского округа Тольятти

Дидактическое пособие

«Чудо-дерево»

для детей с интеллектуальной недостаточность (5-7 лет)

Авторы-составители:

Бацанина Лилия Михайловна

учитель-дефектолог

Краснова Ирина Петровна

воспитатель

Тольятти 2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.Аннотация…………………………………………………………………………………..3

1.1.Пояснительная записка………………………………………………………………..…3

1.2.Актуальность………………………………………………………………………….….3

1.3.Новизна………………………………………………………………………….………..4

1.4.Целесообразность…………………………………………………………...……….…..4

2.Характеристика дидактического пособия………………………………………………..6

3.Игры, направленные на формирование познавательного интереса, познавательной активности, развитие мелкой моторики и тактильный ощущений……………. …...…..7

4.Список используемой литературы………………………………………………………..8

1.Аннотация

Дидактическое пособие «Чудо-дерево»

для детей с интеллектуальной недостаточность (5-7 лет)

Работа с дидактическим пособием способствует развитию у детей познавательных интересов, познавательной активности и направлено на развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, развитие тактильной чувствительности кожного покрова ладоней, развитие внимания. Также использование данного пособия в ДОУ способствует развитию у детей речи, мышления, сенсорных и творческих способностей, воображения и фантазии.

1.1.Пояснительная записка 

Основной задачей для специального коррекционного образования является обеспечение доступного и качественного образования для детей с ограниченными возможностями. Коррекционные педагоги всегда в поиске наилучших путей для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. Самые большие возможности для развития ребенка дает игровая деятельность. Доказано, что в игре интенсивно развивается психика, моторика и эмоциональное состояние детей. Игра как средство воспитания и обучения широко использовалась и продолжает использоваться как среди здоровых, так и среди детей с нарушениями в развитии. Стоит отметить, что у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью игре отводится особое место.

1.2. Актуальность. Учитывая особенности познавательных процессов у детей с нарушениями интеллекта, неравномерное сенсорное развитие, а так же замедленность процесса переработки поступающей информации и недостаточность восприятия, было разработано дидактическое пособие «Чудо-дерево»

 Работа с ним направлена на то, чтобы помочь детям освоить сенсорные аспекты и активизировать познавательную деятельность, которые помогут им в дальнейшем справляться с трудностями и приобретать новые навыки.

1.3. Новизна

Перед педагогами коррекционных учреждений постоянно идет поиск новых технологий воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, целью которых должно стать создание условий для активизации познавательной деятельности, развития потребности в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивого познавательного интереса. От мастерства педагогов, от поиска методов обучения зависит насколько проявится и разовьется у каждого ребенка стремление познавать окружающий мир и учиться новому.

Этому достойно может послужить дидактическая игра - важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры в целом.  Педагогами было разработано дидактическое пособие «Чудо-дерево», которое включает в себя целый комплекс дидактических игр, направленных на реализацию образовательных задач.

          Основу организации работы определяют следующие принципы:

Системность. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.

Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.

Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная  работа с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска, с учетом его дефицитарных возможностей.

Комплексно-тематический принцип - работа строится в комплексе с учетом тематики.

Принцип индивидуализации темпа работ предполагает переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

1.4. Целесообразность

Цель и задачи дидактического пособия

Цель дидактического пособия: активизация познавательной деятельности, развитие потребности в самостоятельном познании окружающей действительности, развитие устойчивого познавательного  интереса

Задачи дидактического пособия:

  • формирование познавательного интереса;
  • развитие тактильной чувствительности кожного покрова ладоней;
  • развитие внимания;
  • развитие умения действовать по образцу и по заданному условию
  • формирование мыслительной деятельности (сравнение, обобщение);
  • развитие сенсо-моторной сферы;
  • формирование зрительно-моторных координаций;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • обогащение и активизация словаря;
  • развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
  • развитие любознательности;
  • развитие усидчивости;

Дидактическое пособие соответствует ФГОС, оно содержательно - насыщенно, полифункционально, вариативно, доступно и безопасно. Данное пособие можно использовать как элемент образовательной деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей. Дети могут использовать пособие ежедневно, и оно им не наскучит, т.к. включает в себя огромное количество ярких, разноцветных картинок, которые постоянно обновляются.

     С данным пособием можно работать как для поиска новых знаний, так и для закрепления пройденного материала. Игры подбираются для детей с учетом их индивидуальных особенностей, а также отталкиваясь от зоны ближайшего развития.

2. Характеристика дидактического пособия

Дидактическое пособие «Чудо-дерево» это пособие, которое сделано своими руками из бросового материала, оно постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется.

Перечень материалов, инструментов и оборудования:

  • пластиковое полотно с изображением дерева на подставке размером 100*70мм
  • 12 пар тактильных ладошек из различного материала с липучками на обратной стороне (гладкие, шершавые, пушистые, ребристые и т.д)
  • 4 пары ладошек из фетра красного, зеленого, желтого и синего цвета и 8 птичек соответствующих цветов с липучками на обратной строне
  • предметные картинки по лексическим темам в двух экземплярах с липучками на обратной стороне;
  • «Волшебный мешочек»
  • контейнеры для тактильных ладошек и картинок по лексическим темам.

Дидактическое пособие адресовано дефектологам, логопедам и воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью (5-7 лет), а также может быть использовано педагогами, как элемент непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности с воспитанниками. Пособие постоянно обновляется в зависимости от возрастных особенностей детей и поставленных задач.

        Ожидаемый результат: расширение у детей представлений в рамках Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБУ детского сада № 53 «Чайка» для детей 5-7 лет с умственной отсталостью, коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и  в речевом развитии в пределах возможностей каждого ребенка, а так же развитие у детей способностей сенсорного обследования окружающих предметов

3. Игры, направленные на формирование познавательного интереса, познавательной активности, развитие мелкой моторики и тактильных ощущений.

Комплекс дидактических игр:

  • «Найди ладошку, которая тебе нравится»
  • «Найди такую же ладошку (пару)»
  • «Посади птичек на ладошки соответствующего цвета»
  •  «Покажи, что назову» (по всем лексическим темам)
  • «Назови, что покажу» (по всем лексическим темам)
  • «Летает не летает» (транспорт)
  • «Выбери только овощи» (по всем лексическим темам)
  •  «Найди пару» (по лексическим темам)
  • «Найди всех диких животных-назови» (по всем лексическим темам)
  • «Что здесь лишнее» (по всем лексическим темам)
  • «Собери только овощи, фрукты, продукты питания… (по всем лексическим темам)
  • ) и др

4.Список используемой литературы:

1. Войлокова Е.Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью».- М.: Изд. Каро, 2005.

2. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова С.В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта:

программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажн

3. Коррекционная работа в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: КАРО, 2006.

                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие"Чудо-дерево"

Дидактическое пособие «Чудо-дерево»Данное пособие используется в качестве выносного материала во время прогулки, а также в помещении во время НОД в любое время года.Цель: Развитие дв...

наглядно-дидактическое пособие "Чудо-дерево"

Многофункциональное дидактическое пособие...

дидактическое пособие "Чудо дерево"

Представляет собой дерево , на которое прикрепляются различные модули, в зависимости от заданий работы с ним....

Дидактическое пособие «Чудо-дерево»

Дидактическое пособие «Чудо-дерево»  является многофункциональным, мобильным и лёгкимв использовании пособием для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.Пособие способствует раз...

дидактическое пособие "Чудо-дерево"

дерево выполнено из фанеры. удобно использовать при ознакомлении с временами года (дети развешивают листочки определённого цвета, снежинки); формируем представление детей о многообразии цветовых оттен...

Дидактическое пособие «Чудо — дерево».

Дидактическое пособие «Чудо — дерево». Добрый день коллеги. Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Чудо – дерево».С целью ознакомления моих воспитанников с временами года решила из...

Многофункциональное – дидактическое пособие « Чудо-дерево»

Управление образования Администрации муниципального районаТуймазинский район Республики БашкортостанМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  № 6 г. Туймазы муниципального р...