Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии в работе социального педагога в работе ДОУ с семьей»
методическая разработка

Валентина Ивановна Тютина

Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов.  Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Игровые технологии в работе социального педагога в работе ДОУ с семьей»

        Цель мастер класса : передача практического опыта работы по улучшению качества индивидуального и группового общения с родителями воспитанников, посредством применения к ним метода игровых приемов, как средства развития их коммуникативной компетентности.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представиться – Тютина Валентина Ивановна, социальный педагог МБДОУ «Детский сад «Радонежский» г. Строитель».

        Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов.  Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

        В соответствии с законом «Об образовании в РФ» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным  учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

         Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Педагоги  и родители – это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность.

Вопросы аудитории:

  1. «Какие формы работы вы используете в работе с родителями?» (родительские собранияродительский клуб, круглый стол, мастер-классы, детско-родительские проекты, собрание-деловая игра, тематические консультации, информационные стенгазеты, день открытых дверей, выставки детских работ, родительская почта, ящик для предложений).
  2. Как вы думаете взрослые любят играть? Почему?
  1. В игре проще освоить и осознать суть происходящего.
  2. В игре есть возможность отвлечься и отдохнуть.
  3. Все участники игры получают положительные эмоции.
  4. В ходе игры происходит сплочение участников образовательного процесса.

Именно игра является одной из уникальных форм позволяющих сделать взаимодействие педагогов и родителей интересным и увлекательным.

В чем актуальность применения игровых технологий в сфере сотрудничества с родителями:

- все люди любят играть;

- в игре проще освоить, осознать содержание;

- есть возможность отвлечься, отдохнуть;

- так же родители получают позитивные эмоции;

- в ходе игр происходит сплочение участников образовательных отношений.

Какие требования применяют к игровым технологиям в работе с родителями:

- игры должны способствовать осознанию родителями значимых вопросов и решению актуальных проблем;

- игр должно быть «в меру»;

- необходимо учитывать возрастные особенности родителей;

- соответствие игры пространству;

- должны иметь результат (мысль, идею).

Игровые технологии в работе с родителями применяются:

- как часть формы взаимодействия (семинар-практикум, мастер-класс, родительское собрание);

- как самостоятельная форма (для родителей, для детей и родителей).

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка  нужно не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать размышлять. В последнее  время  в условиях семьи воспитание деформировано, это обусловлено, прежде всего

- педагогической неграмотностью и бескультурьем родителей.  

- отсутствие в семье благоприятных отношений.

- аморальный образ жизни родителей.

- отсутствие взаимопонимания между детьми и родителями.

От того как сложатся отношения в воспитательном треугольнике педагог – родитель – ребенок,  во многом зависит результат обучения и воспитания дошкольника.

Опыт работы показал, что встречи с родителями должны проходить регулярно, быть яркими, полезными и увлекательными, простые беседы, нотации  и консультации родителям не интересны.  

Сейчас я прошу выйти ко мне фокус группу в количестве 6 человек.

Игра «Мы идем в поход»

Игрок, назвав своё имя, называет предмет, начинающийся на первую букву его имени, который он может взять с собой в поход. Например: «Меня зовут Катя, я иду в поход и беру с собой компас». Тогда следующий игрок произносит: «Меня зовут Сережа, я иду в поход и беру с собой спальник, а ещё Катю с компасом», и т.д.

Предлагаю поиграть в упражнение «Волшебный клубочек». Из рук в руки передается клубок. У Вас есть возможность назвать одно самое важное качество, которым должен обладать Ваш ребенок и которое Вы хотели бы 2 сформировать. При произнесении этого качества предлагаю сделать виток нити вокруг пальца на руке и передать клубочек следующему родителю. Клубок совершает полный круг до ведущего. Сейчас мы с Вами связаны одной нитью, целью. И в наших общих силах вырастить детей умными, добрыми, жизнерадостными, любознательными, активными, здоровыми (ведущий перечисляет качества, которые определили родители). А теперь давайте представим ситуацию, в которой вы сознательно или неосознанно отделились от общих целей (ведущий подходит к одному или нескольким родителям и отделяет их нить от других ножницами). В таких обстоятельствах Ваш ребенок будет только активным, а Ваш – лишь старательным. А ведь в начале нашей встречи мы говорили о гармонично развитых детях. Хочется отметить, что только сплоченный коллектив может добиться покорения многих вершин и побед! Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. А для этого нам и самим, я думаю, стоит быть немного дружелюбнее, ближе друг к другу.

Игра на сплочение «Шанхайцы».

Цель: сплочение группы, формирование доверия. (4 мин). (В свободном пространстве зала.)

Инструкция: «Встаньте в шеренгу и возьмитесь за руки. Первый в шеренге осторожно закручивается вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль»». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки

Упражнение «ПОДАРОК» (завершение) .

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

- Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!

А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы:

Что для вас сегодня было важным?

Какие чувства вы испытывали?

Как говорит В. М. Букатов: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения». 

Только, прибегая к помощи игровых технологий, необходимо помнить, что игра - это не самоцель, а средство повышения коммуникативной культуры и духовного единения участников воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов "Игровые технологии в работе логопеда"

В мастер - классе рассмотрены два вида игровой деятельности - игры с песком и ниткография....

Мастер-класс для педагогов "Игровые технологии в логопедической работе"

Опыт работы позволяет мне делиться своими наработками с коллегами....

Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии в работе логопеда»

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она использ...

Мастер класс для педагогов «Игровые технологии в логопедической работе»

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятель­ностью она ис...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ»

Мастер-класс для педагогов«Игровые технологии в работе с родителями»...

Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии в логопедической работе»

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью о...