Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников»
материал

Екатерина Владимировна Мингазова

семинар-практикум для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-prakt_pedag.docx45.09 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов
«Современные подходы к патриотическому воспитанию
дошкольников»

Воспитатель Мингазова Е.В.

              Дата проведения 16.12.2022 г.        

Цели семинара - практикума: повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания; обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы; вызвать интерес педагогов к этой проблеме.

Форма
: деловая игра

Предварительная работа:

- изучение литературы по данному вопросу;

- подготовка атрибутов к игре «Слабое звено».

План проведения семинара - практикума:


1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе.

2. Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ.

3. Деловая игра для педагогов «Слабое звено».

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления.

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,  не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. Возрождение духовно-нравственного воспитания - это шаг к возрождению России.

В проекте Национальной доктрины образования РФ подчеркивается, что система образования призвана обеспечить:

• Историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности. Обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

• Формирование культуры мира и межличностных отношений;

• Разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности и т. д.

   Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников. А нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

   В ФГОС ДО задачи патриотического воспитания входят в образовательную область "Познавательное развитие" и включают в себя следующее содержание:

   Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

  Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и, нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию.
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе.
  Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающего в себя воспитание любви к близким людям, родному городу и родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий.

    На основе нормативно-правовых документов можно определить цель патриотического воспитания.

Нормативно-правовое обеспечение. Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральные законы РФ: Закон РФ «Об образовании», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».
  • Указ Президента РФ от 10.01.2000 № 24 о концепции национальной безопасности РФ.
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» 2001-2005.
  • Проект Национальной доктрины образования в РФ от 4 октября 2000 г. № 751.

Итак, заказ государства – это воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего народа.

    В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется на том, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших из факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.

   С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве начального уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

 Одно из основных направлений деятельности нашего дошкольного учреждения «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

Патриотизм – это любовь к Родине, Отечеству, одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями.

Цель
 деятельности педагогов по данному направлению: создание условий для возникновения у детей любви к своей малой Родине.

Основные задачи
:

  1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе родного края.
  2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Сопутствующие задачи:

  1. Задачи нравственного воспитания:

- воспитание чувства доброты, сопричастности к сопереживанию других, умения прийти на помощь к тому, кто в этом нуждается;

- воспитание чувства уважения к старшему поколению;

- формирование умения толерантного отношения к другим.

2. Задачи эстетического воспитания:

- воспитание эстетических чувств к окружающему миру;

- бережное и созидательное отношение к природе.

3. Задачи интеллектуального воспитания:

- развитие интеллектуальных способностей;

- развитие умения анализировать происходящие события.

4. Задачи физического воспитания:

- развитие физических качеств, будущих защитников своей Родины (сила, ловкость, выносливость, гибкость);

- развитие морально-волевых качеств (храбрость, смелость, целеустремленность, решительность).

5. Задачи трудового воспитания:

- воспитание уважения к труду;

- бережное отношение к продуктам своего труда;

- добросовестное отношение к любой работе;

- добиваться поставленной цели;

- уметь доводить дело до конца;

- формирование навыков коллективного труда;

- желание трудиться систематически.

  Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: во время проведения НОД, в играх, в труде, в быту – т. к. воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, работа строится в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

- Непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- Деятельностный подход;

- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

   Этапы патриотического воспитания дошкольников: предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств); художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством); когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране); эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).

   Средства патриотического воспитания: окружающая среда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.

   Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности. Построение педагогического процесса на каждом этапе с учетом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и доминирующих целей воспитания. Сочетание разных методов. Создание условий для успешного воспитания патриотических чувств дошкольников.

  Современная  система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает 
три основных направления:

Экологическое:  
Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

Историко-краеведческое: 
Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Культурное: 
Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по следующим направлениям:

1. Методическое сопровождение.

2. Работа с детьми

3. Работа с родителями

Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:

1. Знакомство с родным городом, его историей.

2. Знакомство с родным краем и Россией.

3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.

4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.

5.Знакомство с государственной символикой города, страны.

Методическое сопровождение:

Создание предметно – развивающей среды патриотической направленности:

- в холле и в группах оборудованы стенды: «Уголок патриотического воспитания», «Моя страна», «Символика, гимн РФ», «Наш губернатор»;

- в группах подготовлены дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России, края, города», «Космос», «Памятные места родного города» и др.;

- изготовлены дидактические папки: «Мой город», «Моя семья», «Государственная символика России», «Они сражались за Родину», «Все о космосе», оформили сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Космос», «На флоте» и др.;

- подобрана методическая, художественная литература, фотографии, иллюстрации через которые дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии, о знаменитых людях края и города и др.;

Работа с детьми:

    Нравственно - патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь заложено. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям, оно находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием.

Задача педагога:

- отбор объектов, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми, характерными для данной местности (своя природа, свой быт, ремёсла, традиции).

- отбор сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость расположения, частота посещения, назначение, удобство)

- расширение диапазона объектов для старших дошкольников – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники, символика города. Старшие дошкольники должны знать: название города, своей улицы и прилегающей к ней, в честь кого названы.

- огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей (конкретные примеры).

- привитие детям важных понятий как «долг перед Родиной», «любовь к Отчизне», «фронтовой и трудовой подвиг».

- знакомство с другими городами, столицей, символикой государства.

- показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.

Основной формой патриотического воспитания, являются тематическая организованная деятельность, экскурсии, игры, наблюдения, нерегламентированная деятельность, по некоторым темам – праздники, досуги, развлечения.

Учет возрастных особенностей требует применения игровых приемов, неоднократное обращение к одной и той же теме, подкрепление различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование, посещение музеев, а также организация музеев в детском саду.

Теперь остановимся на задачах нравственно-патриотического воспитания во всех возрастных группах.

В первой младшей группе формируются:

- навыки самообслуживания;

-воспитание доброжелательности;

-усвоение социальных ценностей (в коллективной деятельности);

- интерес к явлениям общественной жизни: семье, детскому саду, труду взрослых.

Во второй младшей группе формируются:

- представления о добрых поступках

- благожелательные взаимоотношения в группе

- представления о семье, о труде близких взрослых, работников дошкольного учреждения.

В средней группе формируются:

- личное отношение ребенка к соблюдению моральных норм;

- доброжелательные отношения в группе;

- чувство долга;

- навыки вежливого обращения;

- представления о родственных отношениях в семье.

В старшей группе формируются:

- взаимоотношения в группе;

- межличностные отношения;

- умение оценивать свои поступки и поступки других;

- интерес к своей родословной;

- понятия о дружбе, взаимовыручке;

- представления о родной стране, малой родине, государственных и народных праздниках.

В подготовительной группе формируются:

- умение давать оценку поведению сверстника и обосновывать её;

- умение вежливого обращения к окружающим;

- умение давать самооценку своих возможностей;

- освоение позиции ученика, члена коллектива;

- стремление к принятию новых обязанностей;

- стремление к учебе;

- представление о долге.

В работе по нравственно - патриотическому воспитанию используются такие методы:

- Целевые прогулки (экскурсии).

- Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей.

- Рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей.

- Беседы с детьми о родном городе, районе, о Константиновске.

- Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение).

- Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

- Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.

- Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество.

- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении.

- Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах.

- Личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы приурачиваются к конкретным событиям и праздникам (День защитника Отечества, День Победы, и др., а также национальные праздники).

Формы работы:

- Наблюдения.

- Организация экскурсий и целевых прогулок.

- Продуктивная деятельность (оформление тематических выставок, изготовления подарков и сувениров для взрослых и сверстников).

- Проектная деятельность.

- Моделирование и решение проблемных ситуаций.

- Придумывание сказок, историй и их театрализация.

- Трудовая деятельность.

- Досуговая деятельность (праздники, развлечения, викторины, конкурсы, КВН).

- Познавательно-исследовательская деятельность.

- Чтение.

- Сочинение писем и пожеланий заболевшим сверстникам и взрослым.

- Игровая деятельность.

   Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе – раньше и теперь; счеты и компьютеры и т. п., вопросы, индивидуальные задания. Важно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. п.

   Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (интегрированный подход) (например, «Мой любимый город », «Столица нашей Родины – Москва»).

   Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и “живые” наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). “Бытовая повседневность” чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном “помещении” расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Работа с родителями:

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

   Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.

  Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующее педагогическое условие – тесное сотрудничество воспитателей ДОУ с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. В настоящее время эта работа актуальна и особенна трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумения. Поэтому сотрудничество выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в ДОУ и семье предметной развивающей среды.

   Большое значение имеет семейные экскурсии по микрорайону, городу, посещение с родителями отдельных помещений и предприятий, организация фотовыставок и рисунков детей, Семейные клубы, а также совместные проекты «Дети-родители». Ведь семейное изучение своей родословной помогает детям понять, что семья – ячейка общества.

   Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.
  Необходимо отметить, что в настоящее время у
людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края
и страны;
семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;
счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства. Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме.

   Не менее интересно провести “мини - исследование”. Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее “территориальные” и “временные рамки1’, например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

   Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русском масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

  Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей начальное звено процесса воспитания. Необходимо научить детей уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому так важны активная позиция родителей, их желание сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, помочь им осознать себя неотъемлемой частицей малой Родины, гражданина России.
Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!

  В свете введения ФГОС, работа с родителями является главным  условием воспитательно - образовательного процесса. Используемые педагогами инновационные методы  и формы работы позволяют более эффективно решать поставленные воспитательные задачи. (Проведение информационных и практических семинаров, деловых игр, досугов, заседаний круглого стола, выставок и т.д. способствует взаимодействию  взрослых, что положительно сказывается на  развитии детей.) У ребенка появляется уверенность в себе, развивается система партнерских отношений сначала с родителями а в дальнейшем со сверстниками и с социумом.

  Только с привлечением всех участников образовательного процесса- педагогов, родителей, учреждений (музеи, школы, библиотеки и т.д.) можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.

  Самое главное, не следует ждать от детей
«взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, её географии, природе, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольного возраста.

3. Деловая игра для педагогов «Слабое звено». Уважаемые коллеги, предлагаю вам принять участие в деловой игре «Слабое звено».

Сегодня мы будем, выявлять свои знания по патриотическому воспитанию, в которое вошли разделы: история РФ; народно-прикладное искусство; ФГОС ДО.

Правила игры:

Игра состоит из 4 раундов. Длительность 1 раунда составляет 4 минуты. Ваша задача: за короткий промежуток времени дать как можно больше правильных ответов, а также следить за ходом игры и суметь проанализировать свою деятельность, и деятельность других участников, соблюдая педагогический такт. Победит тот, кто без ошибок пройдет все 4 раунда и покажет свои знания по патриотическому воспитанию на более высоком уровне.

Наша игра будет проходить с 2 командами. В начале семинара каждый из вас получил жетон. Команда, получившая красный жетон – это один состав, команда с синий жетоном – это второй состав. Задача каждой команды проявить свою эрудицию и добраться до конечного раунда.

Представление жюри в лице методиста ДОУ и старшего воспитателя .

Выберите командира, и в течении 3 минут необходимо придумать название и девиз.

Представление команд

1. Разминка: Тренинг на создание образа «Родина». 

Предлагаю создать образ Родины.

  • закрыть глаза, представить тот образ, который возникает при слове «Родина». (педагоги описывают те образы, которые возникли: берёза, чистое поле и т. д);
  • подбор родственных слов к слову «Родина» (Родина, род, народ, родители, дородный, борода, родник).

    Интересный исторический факт: Борода – слово родственное «Родине». Доказано, что в волосы заложена генная память рода. Поэтому женщина, носящая косу, в период беременности не должна стричь волосы, через косу она передаёт ребёнку родовую память. Недаром коса похожа на спираль ДНК. А мужчины свою родовую память хранили в бороде. Поэтому на Руси мужчины всегда носили бороду. Возвращаясь к теме нашего семинара «Нравственно-патриотическое воспитание», можно сказать, что у каждого рода, как и у народа, должно быть конкретное место, свой кусочек Родины. Это земля, откуда растёт древо рода. И этот кусочек должен передаваться по наследству. Его нельзя продать и поменять. В заповедях бога Перуна сказано: «Не продавайте землю свою за злато и серебро, ибо проклятия, вы, на себя призовёте, и не будет вам прощения во все дни без остатка… ».

«На земли без народа, придут народы без земли»

Раунд 1 «Мозговой штурм»

* Земля, где ты родился? (Родина.)

* Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю и культурные взаимовлиянии? (Этнография.)

* Какая птица изображена на гербе России? (Орел)

* Опишите герб России. (Мы точно не знаем, почему царь остановил свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов. Возможно, он использовал древний герб московских князей: белый – Святой Георгий Победоносец, синий – развевающийся плащ всадника, красный – фон, щит герба.)

* Сколько корон у орлов на гербе России? (Три. Они желтого цвета, а это цвет солнца. Желтый цвет у нас всегда символизировал добро и справедливость)

* Для чего понадобилось раскрашивать щиты? (отличить рыцарей, одетых одинаково)

* Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (Флаг)

* Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)

* Что всегда остается важным для патриотического воспитания в дошкольном возрасте? (Чувство привязанности.)

* “Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу” по Ожегову. (Патриотизм.)

* Одна из форм патриотического воспитания в дошкольном возрасте? (Ознакомление с родным краем.)

* Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.)

* Официальная эмблема государства? (Герб.)

* Куда заносят названия редких животных и растений? (Красная книга.)

* Это музыкальный инструмент. Беда – надвигается, враг или мор – звук этого музыкального инструмента разносился но всей округе, отгоняя беду, болезни, нечистую силу? (Колокол.)

* Назовите имена трех русских былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)

* Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья.)

* Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна.)

* Назовите столицу России? (Москва.)

* Совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое освоение предмета, Что это: знания или умении? (Знания.)

* Овладение способами, приемами, действиями, применение знаний на практике? Что это: умение или навыки? (Умения.)

* Что первично? Умения или навыки? (Умения.)

* Назовите порядок цветовых полос на полотнище флага РФ, начинай сверху? (Белый, синий, красный)

* Какой обычай существовал  в старину при проходе  в Кремль через ворота Спасской  башни?  (Нужно было снять шапку. Нарушителя наказывали, заставляли 50 раз поклониться башне)

* Почему Красная площадь так называется?  («Красная» - значит красивая)

* Что такое патриотизм? (преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)  

* Кто основал Москву? (князь Юрий Долгорукий, сын великого князя Киевского В.В.Мономаха)

* Что означают три цвета флага? Значение цветов: При отсутствии официального толкования значения цветов российского триколора, существует несколько трактовок значения цветов флага - версии. В работе с детьми педагоги трактуют значение цветов так:
Белый -  цвет символизирует мир, чистоту, свободу; Синий – цвет веры, верности и правды;
Красный – цвет энергии, силы и отваги, символ державности.

– Итак, 1 раунд подошел к концу. Которая команда сдала свои позиции посчитает наше уважаемое жюри?

Игра «Разрезная картинка»

Пока жюри подсчитывает баллы каждая из команд должна собрать картинку, и узнать какая природно-климатическая зона на ней изображена.

(Жури делает свой выбор, объясняя почему  они выбрали эту команду)

Раунд 2

* Государственные требования, к психолого-педагогическим условиям воспитании и обучения детей в ДОУ, а так же комплекс требований к педагогическим работникам? (Госстандарт.)

* Впервые развернутая система обучения и воспитания человека была разработана (кем?) – Ушинским или Коменским? (Я. Коменский)

* Основа познания мира, что это? (Чувственное восприятие.)

* Что означают “эмпирические знания”? (Знания, основанные на опыте.)

* То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция.)

* Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развитии. Что это? (Предметно-пространственная развивающая среда.)

* Своеобразие, непохожесть на других. (Самобытность.)

* Сохранение прошлых ценностей в настоящем. (Культурное наследие.)

* Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми нравами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин.)

* Чем являются следующие определения:

-формирование любви к родному краю,

-воспитание чувства гордости и за своих земляков,

-умение ориентироваться в окружающей действительности? (Задачи нравственно-патриотического воспитания.)

* Терпимость к чужим мнениям, верованию, поведению. Что это? (Толерантность.)

* Документ, охватывающий вес основные моменты жизнедеятельности детей, иными словами – это модель учебно-воспитательного процесса. (Образовательная программа ДОУ.)

* Кто ввел термин “Народная педагогика”? (Ушинский.)

* Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (Фольклор.)
Когда вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования? (1 сентября 2013г.)

* Назовите программы, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание? (Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников», Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России», Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»)

* На каких документах основан ФГОС ДО? (Конвенция о правах ребенка, Закон об Образовании РФ, Конституция РФ.)

* Как называется местность, охраняемая законом, в которой прекращена хозяйственная деятельность и посещение людей? (Заповедник.)
* Принцип заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знании о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного опыта. (Принцип дифференциации.)

* Правило, которое определяет поведение, духовные качества, необходимые в обществе и отношения к этим правилам. (Нравственность.)

* Что подразумевает под собой понятие "Инклюзивное образование"? (Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.)


– Второй раунд закончен, пока жюри подсчитывает ответы мы с вами вспомним пословицы о России.

 «Пословицы о Родине»

- Золоту – старости нет, Родине – цены нет.

- Всякому мила своя сторона.

- Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

- Родина – мать, умей за нее постоять.

- Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

- Человек без Родины – что соловей без песни.

Игра «Имя».

- Охарактеризуй себя по первой букве своего имени. Например, «Лена – Л - ласковая».

И так слово жюри.

Раунд 3. Конкурс капитанов.

Нужно ответить как можно больше количество вопросов за одну минуту.

Вопросы:

- Высшая военная награда. (Орден).

- Название России в древности. (Русь).

- Человек, несущий знамя. (Знаменосец).

- Герой войны 1812 года, участвовавший в битве под Смоленском с двумя своими сыновьями. (Раевский).

- Автор изречения: «Кто с мячом на русскую землю придет, тот от мяча и погибнет». (Александр Невский).

- Воинское звание Г.К. Жукова. (Маршал).

- Каким двум защитникам Отечества в Москве на Красной площади поставлен первый памятник на народные деньги? (Минину и Пожарскому).

- Русский флотоводец. Разгромивший турецкий флот в Крымскую войну. (Павел  Степанович Нахимов).

- Великий русский полководец, не проигравший ни одного военного сражения. (Александр Васильевич Суворов).

- Командующий Черноморским флотом в 1790 г. (Адмирал Федор Ушаков).

- «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»- на каком памятнике. Посвященном защитникам Отечества, можно прочитать эти слова? (Могила Неизвестного Солдата).

- «Есть такая профессия – Родину защищать». Из какого фильма это высказывание? (Офицеры)

- Город, на гербе которого изображен Георгий Победоносец. (Москва).

- Памятник павшим в годы ВОВ в Волгограде. (Мамаев Курган).

- 7 ноября 1941 года в Москве на Красной площади состоялся военный парад, участники которого сразу же отправились….Куда? (На фронт).

- Оружейный город мастеров.(Тула).

- Автор изречения: «Кто храбр – тот жив, кто смел – тот цел». (Александр Суворов).


Дидактическая игра: «Назови правильно»

Командам показывают по 3 иллюстрации, на которых изображены достопримечательности разных городов и мест России. Участники должны назвать то, что изображено.

 Педагогические ситуации. Прокомментируйте ситуации и найдите выход.

1. В феврале в детских садах традиционно проводятся занятия, посвященные Дню защитника Отечества. На одном из занятий в старшей группе воспитатель спрашивает мальчиков, кем бы они хотели служить в армии. Ребята называют различные военные профессии: летчик, моряк, танкист, пограничник, подводник, артиллерист.

Миша в разговоре участия не принимает. Воспитатель побуждает его высказаться тоже: «Миша, а кем бы ты хотел быть?».

 Миша: «А я в армию не пойду. Папа сказал, что там делать нечего!».

 2. Педагог приглашает воспитанников подготовительной группы принять участие в организации экспозиции мини-музея. Тема выставки «Наши деды – славные победы». Целый месяц ребята приносили из дома письма и фотографии военных лет, фотоальбомы, предметы военной формы. С энтузиазмом раскладывали эти предметы на полочках, по нескольку раз в день подходили к месту размещения экспонатов выставки, рассматривали их, обсуждали. В один из дней воспитатель услышала фразу, оброненную кем-то из ребят: «А Ирина Андреевна (это няня группы, в которой была организованна выставка) сказала, что мы принесли всяких вещей и ей теперь стало неудобно пыль протирать на полочках!».

– Подошел к концу 3 раунд, кто является на этот раз самым слабым звеном узнаем через несколько минут? (Анализ жюри.)

Минутка отдыха.

Педагогам предлагается изобразить с помощью пантомим.

Соперники угадывают, что изображается.

- трех богатырей.

- медсестру на поле боя.

- пограничника с собакой.

- сапера.


–  Сейчас самое время выяснить, кто из вас силен в патриотическом воспитании и истории. И так

 4 раунд.

- Ритуальная еда на празднике проводов зимы. (Блины.)

- Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?
(Косоворотка)

- Украшение и оберег от сглаза на одежде?
(Вышивка)

- Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен?
(Зипун)

- Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?

(Кушак - кушак   или   пояс   он   был   не   только   деталью   костюма,   а опознавательным знаком, символом благородства)

- Как в старину называли дом? (Изба)

- Один из главных православных праздников? (Пасха)

- Короткая шутливая песенка? (Частушка)

- Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)

- Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)

- Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)

- Население определенной стороны? (Народ)

- Страна, в которой человек родился? (Родина)

- Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)

- Человек любящий свою страну? (Патриот)

- Роспись, где используют три цвета: голубой, синий и белый? (Гжель)

- Русский женский головной убор? (Кокошник, венец.)

- Русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет корпус треугольной формы, три струны. (Балалайка).

– Ну, вот, наша игра завершилась. Дадим время нашему уважаемому жюри подвести итог нашей игры и решить чья команда оказалась слабым звеном. А мы пока жюри выносит свое решение, проведем диагностическое упражнение «Стирка».

Диагностическое упражнение «Стирка»

Цель: выявить уровень стресса и способность к стрессоустойчивости.

Представьте себе, что вы живёте в те времена, когда все стирали бельё вручную и развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного белья, и вам нужно обязательно сегодня его выстирать. Однако, выглянув в окно, вы видите, что небо покрыто тяжёлыми свинцовыми тучами. Какие мысли при этом приходят вам в голову?

1. «Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда во что же одеться?»
2. «Подожду немного, может быть, погода наладится».

3. «Сегодня по прогнозу не должна быть такая погода».

4. «Не важно, пойдёт дождь или нет, я всё-таки начну стирку».


Интерпретация ответов

Когда к скучным домашним делам добавляется ещё и плохая погода, человек невольно оказывается в стрессовой ситуации. Ваша реакция на неудачу в день намеченной стирки является показателем, отражающим уровень стресса, испытываемого вами в жизни.

1. Если вы выбрали первый вариант, то по шкале от 0 до 100 уровень стресса у вас достигает отметки 80. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь всем мелким неприятностям, которые могут с вами случиться. Вы настолько подвержены воздействию стресса, что малейшие препятствия и неудачи могут испортить вам настроение на длительное время. Вам пора взять отпуск и хорошенько отдохнуть, пока это стрессовое состояние не отразилось отрицательно на вашем здоровье.

2. Если вы надеетесь, что погода может улучшиться, то уровень стресса, испытываемого вами, составляет 50. Неблагоприятные обстоятельства не сбивают вас с толку, и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже при возникновении непредвиденных неприятных условий. Вы по-прежнему стараетесь справляться с возникающими проблемами, и в результате всё складывается благополучно. Не забывайте, что не всякий стресс является отрицательным. Относитесь к препятствиям и неудачам, происходящим в вашей жизни, как к стимулу, побуждающему вас преодолевать их.

3. Если вы выбрали этот вариант, то уровень испытываемого вами стресса близок к 0. Вы не позволяете мелким неприятностям и проблемам испортить вам день и не видите причины тревожиться по поводу их возникновения. Возможно, вы открыли для себя очень хорошую, мудрую житейскую философию: ваши беспокойство и волнение не станут препятствием для дождя, он всё равно пойдёт.

4. Если вы ответили, что начнёте стирать независимо от того, будет идти дождь или нет, то уровень испытываемого вами стресса равен 100. Вы ощущаете гнёт такого количества неблагоприятных обстоятельств в своей жизни, что не обращаете внимания на существующие реальные условия и пытаетесь делать невозможное, чтобы их изменить. Когда вам это удаётся, то вы сталкиваетесь с ещё более серьёзной проблемой и, следовательно, испытываете ещё более сильный стресс, чем прежде. Если вы выделите время и позволите себе отдохнуть и основательно поразмышлять, то вы убедитесь, что все ваши усилия были напрасными. Успокойтесь и воспринимайте происходящее более хладнокровно, ведь после грозовой погоды обычно наступает прекрасный солнечный день.

 И так слово для поздравления жюри.

Мы уверены, что все участники семинара уточнили и закрепили свои знания в области нравственно-патриотического воспитания. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Цель семинара:Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».Задачи семинара:1. Систематизировать и расширить знан...

Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Цель: пополнить знания педагогов об организации работы с детьми по знакомству с художественной литературой; рассмотреть возможности интеграции образовательной области «Речевое развитие» с ...

Семинар-практикум для педагогов "Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой"

Презентация семинара-практикума для педагогов "Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой"...

консультация для педагогов "Современные подходы к патриотическому воспитанию детей"

современные подходы к патриотическому воспитанию детей...

Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы по физическому воспитанию в ДОУ»

Цель: поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ....

Совет педагогов "Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС"

  Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина....