Консультация для воспитателей«Уголок занимательной математики как условие самостоятельной деятельности дошкольника»
консультация

Кудряшова Светлана Павловна

«Уголок занимательной математики как условие
самостоятельной деятельности дошкольника»

Уголок занимательной математики как условие
самостоятельной деятельности дошкольника
Уголок занимательной математики - это специально отведѐнное,
тематически оснащѐнное играми, пособиями и материалами и определѐнным
образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя
обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, секретер, обеспечив свободный
доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется
возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического
содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой
подгруппой.
“Уголок” - это не только возможность обеспечения детей материалами для
творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в
коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает,
что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства
внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих
начинаний.
В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности
ребѐнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового
материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе
игры, возникающей по инициативе самого ребѐнка, он приобщается к сложному
интеллектуальному труду.
Задачи “Уголка занимательной математики”:
1. Целенаправленное формирование у детей 4 – 7 лет интереса к элементарной
математической деятельности. Развитие качеств и свойств личности ребѐнка,
необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем:
целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к
достижению положительного результата, настойчивость и находчивость,
самостоятельность.
2. Воспитание у детей потребности занимать своѐ свободное время не только
развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального
усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и
последующие годы должен стать средством организации полезного досуга,
способствовать развитию творчества.
Успех игровой деятельности в организованном в группе уголке
определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для
детей. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении,
развивающем воздействии занимательного материала, приѐмами руководства
самостоятельной деятельностью с элементарным математическим материалом.
Заинтересованность, увлечѐнность педагога – основа для проявления детьми
интереса к математическим задачам и играм.
Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется
возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок
помещается разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из
детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры, игры для
развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат:
“Лиса и гуси”, “Мельница”, “Волки и овцы”; головоломки (на палочках и
механические); логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление
целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур;
игры на передвижение. Все они интересны и занимательны.
В настоящее время во многих детских журналах и газетах имеются рубрики, в
которых сосредоточен занимательный материал. Выбрать его можно также из книг
по занимательной математике для школьников, популярных сборников и других
изданий. Необходимо накапливать, систематизировать его, помещать в
специальные альбомы.
Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципов
доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые
материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения
заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых
вариантов игр. Большие возможности для творчества имеются в играх “Танграм”,
“Волшебный круг”, “Кубики для всех” и др. Дети могут придумывать новые, более
сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре; один и тот же
силуэт, например, лису, составлять из разных наборов.
Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников
необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с набором фигур,
счѐтных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных
фигур.
В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды,
вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.
Художественное оформление уголков должно отвечать их назначению,
привлекать и заинтересовывать детей. Для этого можно использовать
геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических фигур.
Приемлемы сюжеты, действующими лицами которых являются любимые герои
детской литературы: Незнайка, Буратино, Карандаш и др. В оформлении можно
использовать фотографии, увеличенные иллюстрации из книг по занимательной
математике для дошкольников и родителей, детской художественной литературы.
Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создаѐт у
них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.
Руководство самостоятельной математической
деятельностью в уголке занимательной математики направлено на
поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Всю
работу в уголке педагог организует с учѐтом индивидуальных особенностей
воспитанников. Он предлагает ребѐнку игру, ориентируясь на уровень его
умственного и нравственно - волевого развития, проявления активности.
Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить
еѐ. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребѐнок видит с вои успехи.
Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым
достижениям. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное
развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Указания к руководству самостоятельной деятельностью
детей в уголке занимательной математики:
1. Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий,
исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом
проявленной самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь
результата.
2. Совместная игра воспитателя с ребѐнком, с подгруппой детей. Дети усваивают
при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач. У ребят
вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости
сосредоточиваться, напряжѐнно думать в ходе поисков решения задач.
3. Создание элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с
ребѐнком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт,
отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребѐнка к оценке
своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать
предположение. Ребѐнок занимает активную позицию в организованной подобным
образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.
4. Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших еѐ, с тем
чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
5. Организация разнообразных форм деятельности в уголке: соревнований,
конкурсов (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт), вечеров
досуга, математических развлечений.
6. Обеспечение единства воспитательно – образовательных задач на занятиях по
математике и вне их. Целенаправленная организация самостоятельной детской
деятельности, с тем, чтобы обеспечить более прочное и глубокое усвоение
дошкольниками программного учебного материала, использование его в других
видах элементарной математической деятельности, играх. Осуществление
всестороннего развития детей, индивидуальная работа с воспитанниками,
отстающими от сверстников в развитии, и теми, кто проявляет повышенный
интерес, склонность к занятиям математикой.
7. Пропаганда среди родителей занимательного математического материала для
занятий с детьми в домашних условиях. Воспитатель рекомендует родителям
собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры,
постепенно создавать домашнюю игротеку. Единство в работе детского сада и
семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к
обучению их в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Уголок занимательной математики как условие

самостоятельной деятельности дошкольника»

Уголок занимательной математики как условие

самостоятельной деятельности дошкольника

Уголок занимательной математики - это специально отведѐнное,

тематически оснащѐнное играми, пособиями и материалами и определѐнным

образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя

обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, секретер, обеспечив свободный

доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется

возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического

содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой

подгруппой.

“Уголок” - это не только возможность обеспечения детей материалами для

творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в

коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает,

что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства

внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих

начинаний.

В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности

ребѐнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового

материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе

игры, возникающей по инициативе самого ребѐнка, он приобщается к сложному

интеллектуальному труду.

Задачи “Уголка занимательной математики”:

1. Целенаправленное формирование у детей 4 – 7 лет интереса к элементарной

математической деятельности. Развитие качеств и свойств личности ребѐнка,

необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем:

целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к

достижению положительного результата, настойчивость и находчивость,

самостоятельность.

2. Воспитание у детей потребности занимать своѐ свободное время не только

развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального

усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и

последующие годы должен стать средством организации полезного досуга,

способствовать развитию творчества.

Успех игровой деятельности в организованном в группе уголке

определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для

детей. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении,

развивающем воздействии занимательного материала, приѐмами руководства

самостоятельной деятельностью с элементарным математическим материалом.

Заинтересованность, увлечѐнность педагога – основа для проявления детьми

интереса к математическим задачам и играм.

Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется

возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок

помещается разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из

детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры, игры для

развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат:

“Лиса и гуси”, “Мельница”, “Волки и овцы”; головоломки (на палочках и

механические); логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление

целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур;

игры на передвижение. Все они интересны и занимательны.

В настоящее время во многих детских журналах и газетах имеются рубрики, в

которых сосредоточен занимательный материал. Выбрать его можно также из книг

по занимательной математике для школьников, популярных сборников и других

изданий. Необходимо накапливать, систематизировать его, помещать в

специальные альбомы.

Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципов

доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые

материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения

заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых

вариантов игр. Большие возможности для творчества имеются в играх “Танграм”,

“Волшебный круг”, “Кубики для всех” и др. Дети могут придумывать новые, более

сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре; один и тот же

силуэт, например, лису, составлять из разных наборов.

Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников

необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с набором фигур,

счѐтных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных

фигур.

В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды,

вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.

Художественное оформление уголков должно отвечать их назначению,

привлекать и заинтересовывать детей. Для этого можно использовать

геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических фигур.

Приемлемы сюжеты, действующими лицами которых являются любимые герои

детской литературы: Незнайка, Буратино, Карандаш и др. В оформлении можно

использовать фотографии, увеличенные иллюстрации из книг по занимательной

математике для дошкольников и родителей, детской художественной литературы.

Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создаѐт у

них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.

Руководство самостоятельной математической

деятельностью в уголке занимательной математики направлено на

поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Всю

работу в уголке педагог организует с учѐтом индивидуальных особенностей

воспитанников. Он предлагает ребѐнку игру, ориентируясь на уровень его

умственного и нравственно - волевого развития, проявления активности.

Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить

еѐ. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребѐнок видит с вои успехи.

Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым

достижениям. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное

развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Указания к руководству самостоятельной деятельностью

детей в уголке занимательной математики:

1. Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий,

исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом

проявленной самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь

результата.

2. Совместная игра воспитателя с ребѐнком, с подгруппой детей. Дети усваивают

при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач. У ребят

вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости

сосредоточиваться, напряжѐнно думать в ходе поисков решения задач.

3. Создание элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с

ребѐнком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт,

отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребѐнка к оценке

своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать

предположение. Ребѐнок занимает активную позицию в организованной подобным

образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.

4. Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших еѐ, с тем

чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.

5. Организация разнообразных форм деятельности в уголке: соревнований,

конкурсов (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт), вечеров

досуга, математических развлечений.

6. Обеспечение единства воспитательно – образовательных задач на занятиях по

математике и вне их. Целенаправленная организация самостоятельной детской

деятельности, с тем, чтобы обеспечить более прочное и глубокое усвоение

дошкольниками программного учебного материала, использование его в других

видах элементарной математической деятельности, играх. Осуществление

всестороннего развития детей, индивидуальная работа с воспитанниками,

отстающими от сверстников в развитии, и теми, кто проявляет повышенный

интерес, склонность к занятиям математикой.

7. Пропаганда среди родителей занимательного математического материала для

занятий с детьми в домашних условиях. Воспитатель рекомендует родителям

собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры,

постепенно создавать домашнюю игротеку. Единство в работе детского сада и

семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к

обучению их в школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уголок занимательной математики, как условие самостоятельной деятельности дошкольника

Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Организовать его можно, испо...

Консультация для педагогов «Использование занимательной математики в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни»

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по...

Консультация для родителей «Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников»

Консультация для родителей «Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников»...

Развитие речевой активности в условиях самостоятельной деятельности дошкольников (режимные моменты, дидактические игры, ИКТ)

          Одним из условий формирования полноценной личности ребѐнка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе является своевременное овла...

Консультация для педагогов «Использование занимательной математики в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни»

Консультация для педагогов«Использование занимательной математики в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни»...

консультация для воспитателей Роль занимательной математики в развитии интегративных качеств дошкольников

Консультация направлена на повышение компетенции педагогов и воспитателей в организации воспттательно-образовательного процесса по формированию элементарных математических представлений и развития инт...