Развитие речевой активности в условиях самостоятельной деятельности дошкольников (режимные моменты, дидактические игры, ИКТ)
презентация к уроку по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Касьянова Лариса Радиевна

            Одним из условий формирования полноценной личности ребѐнка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе является своевременное овладение правильной речью и активное пользование ею в общении.

             Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность. Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребенка. В образовательной деятельности по развитию речи дошкольников используются словесные игры во всем их многообразии, так как они способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребенка. Именно благодаря им у ребенка происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно-динамическая выразительность, ее темпоритмические качества, четкость произношения каждого слова, правильность ударения в слове, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятыми другими; развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственную речевую активность ребенка.

             Игра - ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, что еще не умеет. Игра - это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

            Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребенку».

           Игровая деятельность не должна подменяться речью и подавлять эмоции ребенка. Если в процессе общения мы забываем об этой эмоциональной стороне, делаем речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угасает, а сама речь перестает быть опорой мысли и чувства. Поэтому используя словесные игры как средство организации общения и совместной деятельности, сотворчества ребенка и взрослого, нужно внимательно следить за настроением ребенка, выявлять и учитывать его речевые возможности. Там, где ребенок не может найти подходящее слово, разрешается сочетать речевые и неречевые средства общения - жесты, мимику, пластику.

           С каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное. Умение уяснить суть, основное в воспринимаемом материале, а также точно и лаконично передать его другим предстает в таких условиях насущной проблемой действительности. Самая сложная проблема в обучении детей дошкольного возраста это научить говорить связно и выразительно. Ребенок в повседневной жизни говорит много, а стоит спросить его о чем- то рассказать или пересказать сразу возникают трудности. Важно научить его правильно формулировать свою мысль и понимать основной сюжет.

           Предлагаемые в моей работе методы, приемы и средства по формированию связной речи у дошкольников позволяют значительно обогатить словарь детей, поможет в развитии ассоциативного мышления, способствуют развитию их диалогической и монологической речи; учит детей последовательно, осмысленно, составлять разные типы предложений, способствует развитию у дошкольников словотворчества, умению составлять творческие рассказы и сказки, также дают возможность систематически и последовательно организовывать речевую работу с детьми на каждом возрастном этапе

         Обучение детей проводится с помощью графических зарисовок и символов, что помогает быстро запоминать и воспроизводить, а также выстраивать логический, последовательный, от простого к сложному, повествовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность. Схемы для составления описательных рассказов по методике Т.А.Ткаченко обеспечивают формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа; развитие у малышей логического и образного мышления, а также воображения и наблюдательности; улучшение коммуникативных навыков детей.

Работа рассчитана на детей всех возрастных групп, начиная с младшей: в младшей группе работа направлена на развитие артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика), мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика) развитие памяти, внимания (заучивание потешек, стихов, разгадывание загадок); в средней группе проводится работа со знакомством слова, его многозначностью (речевые игры, словари, «сундучок незнакомых слов»); в старшей группе составление описательных рассказов с опорой на наглядность (с помощью таблиц, схем); в подготовительной группе обучение творческому рассказыванию.

         Эффективность данной работы в большей степени заключена в том, что дидактические задачи представлены в форме игровых заданий, в которых отчѐтливо выступают побудительные мотивы к речевой деятельности. При обучении детей творческому рассказыванию используются задания такие как: «Сочини сказку, историю….», «Придумай загадку», «Придумай свое окончание к сказке….» и т д. Общение происходит по схеме: «взрослый – ребенок», «ребенок - ребенок», что позволяет детям адаптироваться в речевой среде.

         Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Педагог должен воспитывать своей речью. «Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы», - говорил К.Д.Ушинский.

Запомните четыре правила:

- Развитие речи происходит на всем этапе становления человека как личности,  но наибольшую значимость в этом имеют первые семь лет жизни.

         -Не упустите этот шанс!

         -Ученые давно подметили, что в каждом из нас заложены предпосылки к   гениальности, и начинают развиваться они не от раннего обучения чтению, письму или высшей математике, а от способности ребенка познать окружающий мир через слух, осязание.

- Слово, через взаимодействие с понимающими и терпеливыми родителями.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речевой активности в условиях самостоятельной деятельности дошкольников (режимные моменты, дидактические игры, ИКТ) Презентацию подготовил учитель-логопед МБДОУ «ЦРР-Детский сад №164» Касьянова Л.Р

Слайд 2

Игра "Живые камни " Эта замечательная игра способствует развитию воображения и связной речи у детей. С оберите камни разной формы и размера. Чем более гладкая поверхность - тем лучше.

Слайд 3

Н арисуйте на камнях акриловыми красками или перманентными маркерами разные картинки. Акриловые краски после высыхания не смываются водой, имеют приятный блеск и не токсичны.

Слайд 4

М ожно использовать различное сочетание камней для составления новых историй. Кроме того, на них можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению.

Слайд 5

Составление рассказов - описаний по схемам У мение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, ускоряет процесс обмена информацией. Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы.

Слайд 6

Виды демонстрационных карточек ( комплексная работа с мнемотаблицами )

Слайд 7

Интерактивные, настольно-печатные игры на образовательном сайте « Мерсибо »

Слайд 8

Список использованных и рекомендуемых источников Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21. Ткаченко Т.А «Учим говорить правильно», Москва издательство «Гном и Д», 2001 Осланова Т.А., Позднякова Л.А. – Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. – СПб: Изд-во КАРО, 2007-141с. Интернет ресурс: Логозаврия www.logozavr.ru mersibo.ru На сайтах представлены обучающие и развивающие компьютерные игры для дошкольников и младших школьников , компьютерные учебно-методические программы и комплексы для образовательных учреждений, разработанные с участием учителей, логопедов, психологов, воспитателей дошкольных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевой активности детей со слуховой депривацией дошкольного возраста через дидактические игры

Организация коррекционной работы с использованием дидактических игр. Планировани е работы. Результаты....

Использование занимательного материала (дидактических игр, упражнений) для развития познавательной активности в условиях ФГОС у дошкольников.

   Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста с введением ФГОС немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Игра в дошкольном возрасте – вед...

План методического объединения воспитателей: «Использование здоровьесберегающих технологий в самостоятельной деятельности и режимных моментах».

Документ включает в себя развернутый план проведения методобъединения воспитателей по использованию здоровьесберегающих технологий в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей с тяжелыми н...

Образовательная познавательно-исследовательская деятельность в режимные моменты использованием игры «Математический планшет»«Ежик в осеннем лесу»с детьми старшей группы.

Образовательная познавательно-исследовательская деятельность в режимные моменты использованием игры «Математический планшет»«Ежик в осеннем лесу»с детьми старшей группы....

Использование здоровьесберегающих технологий в самостоятельной деятельности и режимных моментах.

Использование режимных моментов и самостоятельной деятельности для развития детей, бережному отношению к здоровью, способствовать их развитию.жизически. Воспитатель активно работал по этой теме. нрабо...

Использование здоровьесберегающих технологий в самостоятельной деятельности и режимных моментах

представление опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий...