Развитие речевой активности детей со слуховой депривацией дошкольного возраста через дидактические игры
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Организация коррекционной работы с использованием дидактических игр. Планировани е работы. Результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие речевой

активности детей со слуховой

депривацией дошкольного возраста через

дидактические игры».

ПЛАН

I часть.

1.1 Актуальность использования дидактических игр в речевом развитии детей с нарушением слуха.

1.2 Психофизиологические особенности и проблемы развития детей с нарушением слуха.

II часть.

2.1 Организация коррекционно развивающей работы с детьми со слуховой депривацией.

2.2 Особенности применения дидактических игр с детьми со слуховой депривацией.

2.3 Изучение и обследование состояния речевого развития детей дошкольного возраста со слуховой депривацией.

Диаграммы.

2.4 Планирование коррекционно-развивающей работы с детьми со слуховой депривацией.

2.5 Обобщающие результаты работы.

Выводы.

I часть. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

1) После уточнения потери слуха у ребёнка перед родителями встаёт вопрос выбора методов воспитания и обучения. Один из путей обучения детей со значительным дефектом слуха – с помощью жестовой речи не оставляет у детей надежд на будущее, так как не даёт возможности научить ребёнка свободному владению речью, понятной для окружающих.

Ребёнок с нарушением слуха должен как можно больше времени общаться со взрослыми под руководством опытных педагогов, необходимо постоянно работать над развитием его речи максимально используя остатки слуха. У нас в стране в помощь родителям в подготовке таких детей к школе имеются специальные дошкольные учреждения коррекционного типа.

За многие годы работы в саду с глухими и слабослышащими детьми я сделала вывод, что дидактические игры, правильно подобраны и организованные имеют очень большое значение для этих детей. Так как наше учреждение обучающего плана, то обучение детей речи проводится с помощью различных дидактических игр. Все занятия, особенно у детей младшего возраста, построены на игре.

Игра является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения.

Дидактическая игра делает процесс обучения более лёгкими, занимательными. Та или иная умственная задача, заключённая в игре, и решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

2) При нарушении слуха значительно изменяются психические качества человека. Наблюдается резкая перемена характера, чрезмерная раздражительность, замкнутость, отчужденность. Нарушение слуха приводит к тяжёлым последствиям для развития устной речи ребёнка, которые без специального педагогического вмешательства оказываются непреодолимыми. Многие дети страдают сенсорной  алалией, то есть не понимают смысла словесных инструкций и не реагируют на них, отмечается нарушение ритмических процессов.

Такие дети нуждаются в многократных повторах при обучении. Нарушение слуха в первую очередь и в наибольшей мере отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка. Нарушение функции слухового анализа и связанные с этим нарушения развития речи приводят к общему недоразвитию познавательной деятельности. Недоразвитие или отсутствие речи создают неблагоприятные условия для развития функций мышления, восприятия и памяти. Снижение слуха и связанная с ним задержка речевого развития, низкие потребности в общении отрицательно сказываются на становлении предметной и игровой деятельности. Не смотря на то, что глухие дети испытывают интерес к игре и охотно играют, их игры дольше, чем у слышащих детей задерживаются на предметно-процессуальном уровне. Они значительно беднее по содержанию и отражают преимущественно бытовые действия.

II часть. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СО СЛУХОВОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ.

2.1 Дидактические игры, как методический приём используются на всех занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, развитию элементарных математических представлений и как закрепление пройденного материала. Первое знакомство детей с игрушками, начинается с ясельного возраста, происходит в форме игры, например: «Узнай, что в мешочке?», «Одень куклу», «Покатай мишку» и т.д. Все действия с игрушками носят игровой характер, дети знакомятся с названием той или иной игрушки. Учатся глобально читать таблички и запоминать, а в старшем возрасте дактилировать. Каждая дидактическая игра имеет правило, которое обусловлены содержание игры. Например: «Чудесный мешочек». Правила на ощупь определить овощи, назвать их. В мешочек можно поместить любые предметы, которые необходимо обыграть, запомнить их название, внешний вид и форму.

2.2 Дидактическая игра является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные на занятиях. У нас в группе обучение и воспитание детей проводится в тесной связи  сурдопедагога и воспитателя. Весь материал, который дети изучают с сурдопедагогом утром, вечером я с помощью дидактической игры его закрепляю. Таким образом, дети в игровой форме продолжают закреплять свои знания, автоматизируют речь, тренируются в правильном написании слов. Например, играя «Магазин овощи-фрукты». Это игра на разном этапе обучения  и с учётом возраста детей, имеет разные задачи.

Учить детей играть в лото «Овощи – фрукты» классифицировать предметы овощи – фрукты.

Подложить к картинкам таблички с названием овощей и фруктов, прочитать их.

переписать с табличек на лист бумаги в одну колонку овощи в другую фрукты.

написать на память под обобщающими словами «Овощи», «Фрукты».

Игру можно усложнить, увеличивая количество предметов и меняя задачи. Например: что где растёт, на земле или на дереве, в саду или в огороде?; какую имеют форму?; Найди одинаковые овощи или фрукты по форме и цвету; узнай на вкус – это что? и т.д. эта игра позволяет детям получить новые знания об овощах и фруктах, закрепляет старые.

Так как у нас в группе лично – ориентированный метод обучения и воспитания, то дидактическая игра позволяет преодолеть различные затруднения в умственной деятельности у отдельных детей.

Организуя индивидуальную дидактическую игру, я создаю благоприятные условия для индивидуального общения, выявляю причины отставания, многократно упражняю детей, поднимаю уровень их развития и речевого общения.

Использованная мною система   обследования состояния речевого развития каждого ребенка позволяет:

1. Выявить уровень развития языковой способности у каждого ребенка.

2. Разработать систему коррекционных занятий, направленных на развитие  речи ребенка, с учетом полученных результатов.

3. Определить содержание индивидуальных мероприятий, направленных на  всестороннее развитие ребенка и активизацию словарного запаса.

4. Обеспечить системный контроль проводимой коррекционной работы и ее результатов.

2.3  Диагностическое обследование детей 4-х – 5-ти лет проводилось мною с группой детей 7 человек, имеющих разное состояние слуха и разный уровень речевого развития.

Из 7-ми детей два ребёнка (3-4 степень тугоухости)-тяжёлая степень потери слуха.

5-ть детей –(3-степени тугоухости)- средняя степень потери слуха + сопутствующие неврологические нарушения, такие как РЭП, F-83, ММД.

У нас в группе огромное количество дидактических игр, где используются различные картинки по темам программы, много дидактических игрушек. В играх используется природный материал: листья, цветы, плоды, семена, камни, песок, вода и многое другое. Главной задачей воспитателя в дидактической игре является – заинтересованность детей в игре , и дать игровой смысл.

    Свою работу по развитию речевой активности у детей со слуховой депривацией посредством дидактических  игр я начала с оценки развития речевых навыков.

    При   обследовании детей я опиралась на следующие критерии оценки развития экспрессивной  стороны речи (активный словарь) и импрессивной стороны речи (пассивный словарь).

Высокий уровень развития экспрессивной и импрессивной сторон речи.

1. Ребенок активно пользуется устной речью и подкладывает таблички в процессе игровой деятельности и в быту.

2. Работоспособность высокая, не снижается даже при отвлекающих факторах.

3. Имеет навык самостоятельного аналитического чтения, не прибегает к помощи взрослого.

4. Познавательный интерес и волевая саморегуляция ярко выражены.

Средний уровень развития экспрессивной и импрессивной сторон речи.

1. Ребенок пользуется речью, но требует частого напоминания со стороны взрослого.

2. Работоспособность снижается при наличии отвлекающих факторов.

3. При аналитическом чтении речевого материала часто обращается за помощью к взрослому.

4. Для выполнения заданий ребенка необходимо систематически мотивировать и создавать игровую ситуацию.

 

Низкий уровень развития экспрессивной и импрессивной сторон речи.

1. Ребенок пользуется речью только в том случае, если об этом просит взрослый, при этом допускает многочисленные ошибки в назывании предметов.

2. Не сосредоточен, игровые задания выполняет в течение непродолжительного времени, часто отвлекается.

3. Не имеет навыка аналитического чтения.

2.4 Планирование дидактических игр на год средняя группа.

2.4 Планирование дидактических игр на год средняя группа.