Сценарий вебинара на тему: «Особый» ребёнок в детском саду»
консультация

Дроздова Валентина Васильевна

Тема вебинара «Особый» ребенок в детском саду.

Понимая, что тема достаточно обширная, и в рамках одного вебинара охватить всю систему работы с особым ребенком не возможно. Мы хотим остановиться только на начальном этапе - организационной основе деятельности ребенка.

Как же будет выстроена наша работа сегодня?

В начале, я немного расскажу об истории создания системы сопровождения детей с ОВЗ в нашем детском саду, затем вкратце освежим в памяти, какие дети относятся к категории детей с ОВЗ.

В основной части вебинара поговорим о том, какие вербальные и невербальные техники помогут правильно организовать взаимодействие с ребёнком с ОВЗ, а также продемонстрируем некоторые приёмы работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vebinar_osobennyy_rebenok_v_detskom_ssadu.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий вебинара

на тему: «Особый» ребёнок в детском саду»

- Добрый день, уважаемые слушатели вебинара!

- Меня зовут Дроздова Валентина Васильевна. Я – воспитатель .

Слайд 1

Тема вебинара

Кто проводит: Дроздова Валентина Васильевна

Тема вебинара «Особый» ребенок в детском саду.

Понимая, что тема достаточно обширная, и в рамках одного вебинара охватить всю систему работы с особым ребенком не озможно. Мы хотим остановиться только на начальном этапе - организационной основе деятельности ребенка.

Как же будет выстроена наша работа сегодня?

В начале, я немного расскажу об истории создания системы сопровождения детей с ОВЗ в нашем детском саду, затем вкратце освежим в памяти, какие дети относятся к категории детей с ОВЗ.

В основной части вебинара поговорим о том, какие вербальные и невербальные техники помогут правильно организовать взаимодействие с ребёнком с ОВЗ, а также продемонстрируем некоторые приёмы работы с детьми.

- В самом начале я хотела бы очень кратко рассказать об истории учреждения, которое я сегодня представляю, а именно об истории, связанной с сопровождением детей с ОВЗ.

- В 1997г. в нашем детском саду были открыты первые группы для детей с задержкой психического развития и с нарушением опорно-двигрательного аппарата.

- С 2007 года в ДОУ начала функционировать группа кратковременного пребывания для детей с ОВЗ «Особый ребёнок», которая решала вопросы элементарной социальной адаптации.

- С 1998 по 2013 годы дошкольное учреждение имело статус детского сада компенсирующего вида.

- Детский сад на протяжении многих лет был единственным в Надымском районе по применению на практике инклюзивного образования детей с ОВЗ.

- В 2011 году детский сад, в статусе муниципальной инновационной площадки, начал реализацию проекта по интеграции детей-инвалидов, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в муниципальное образовательное пространство.

- В 2015 году на базе ДОУ была открыта Лекотека для детей с ОВЗ, не имеющих возможности посещать образовательные учреждения, из-за выраженных проблем в здоровье. Лекотека позволила дополнительно охватить детей из числа дошкольников с ОВЗ, находящихся в вынужденной изоляции.

На протяжении 7 лет в ДОУ функционировал Консультационный пункт. В 2015 году пункт расширил свои функции и был наделён статусом Консультационного центра. В это же время детский сад предпринял попытку обновить модель поддержки семей и расширить границы оказания психолого-педагогической помощи населению.

- Командой специалистов был подготовлен проект по интеграции деятельности Консультационного центра и Лекотеки с привлечением дистанционного формата, который в 2017 году стал обладателем гранта Министерства образования и науки. В настоящее время проект успешно реализуется и дает хорошую перспективу развития системы сопровождения «особых» детей в учреждении.

- Вот такая история формирования нашего системы сопровождения.

- А мы переходим к следующему вопросу и вспомним, какие же дети относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья?

Слайд 2

Фотогалерея «Работа специалистов с детьми с ОВЗ»

На слайде:

1997 г – открытие групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР и НОДА;

2007г. – группа «Особый ребенок»;

2009г. – функционирует Консультативный пункт для родителей, чьи дети не посещают образовательные учреждения

2011 г. – присвоен статус муниципальной инновационной площадки по  теме: «Интеграция детей-инвалидов, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в муниципальное образовательное пространство на основе учёта их образовательных возможностей и потребностей»;

2015 г. – открыта Лекотека и Консультативный пункт наделен статусом Консультационного центра;

2016г. - обновление модели психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, на примере интеграции Консультационного центра и Лекотеки МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г.Надыма»

- В 2012 году, в российской законодательной практике, впервые закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» или с ОВЗ. Это дети с нарушением психофизического развития, нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.

Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года

Статья 2.

Часть 16:

«обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

- На сегодняшний день наиболее распространена классификация детей с ОВЗ, предложенная Лапшиным и Пузановым. Она состоит из ряда категорий, в которые включены наиболее распространённые психофизические дефекты.

Классификация детей с ОВЗ

(по классификации

В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова)

  • Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).
  • Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие).
  • Дети с нарушением речи (логопаты).
  • Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
  • Дети с задержкой психического развития.
  • Дети с нарушением поведения и общения.
  • Дети с умственной отсталостью.
  • Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_12_48_13473.pdf

- В настоящее время термин «ребёнок с ОВЗ» вытесняет из широкого употребления термины «аномальный ребёнок», «ребёнок с отклонениями в развитии» и специальные термины (такие как: «даун», «спастик», «алалик», «дизартрик» и другие).

- В новом термине акценты смещены с недостатков и нарушений в развитии к фиксации потребностей детей в особых условиях и средствах образования.

На слайде  представлены специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ, которые закреплены Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Слайд «Специальные условия»

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/08ae/0007f7ed-7111bc51/img2.jpg

- Современная образовательная политика выдвигает новые требования и к педагогу, который работает с категорией лиц с ОВЗ: его квалификации, личностным качествам и профессиональным компетенциям.

- На сегодняшний день педагог должен уметь оказывать адресную помощь ребёнку, используя специальные подходы к обучению. Для этого педагогу очень важно владеть широким спектром педагогических приёмов.

- Как показывает практика, чем больше коррекционно-педагогических приёмов в арсенале педагога, тем выше вероятность того, что некоторые из них окажутся работающими и продуктивными.

- Наш опыт показывает, что работа с ребёнком с ОВЗ – всегда невероятно кропотливая и требует большого терпения и мастерства педагога.

- Каждый вариант нарушения требует построения своей траектории развития и поиска «обходных путей» достижения поставленных задач.

- В рамках одной встречи, конечно, будет невозможно рассмотреть все специальные подходы к сопровождению детей с ОВЗ.

- Сегодня мы откроем копилку нашего опыта и представим вашему вниманию некоторые вербальные и невербальные техники, которые эффективно зарекомендовали себя в работе с данной категорией дошкольников.

- Любая совместная деятельность с ребёнком строится на 3-х компонентах. Перечислим их:

  1. Умение устанавливать контакт.
  2. Умение создать правильную мотивацию к деятельности.
  3. Владение приёмами активизация внимания и поддержания интереса к деятельности.

Компоненты организации детской деятельности:

  1. Умение устанавливать контакт.
  2. Умение создать правильную мотивацию к деятельности.
  3. Владение приёмами активизация внимания и поддержания интереса к деятельности.

- Остановимся более подробно на каждом из компонентов.

- Какие же приёмы помогают установить контакт с ребёнком?

  • Первый и очень важный приём мы назвали «Зона комфорта».

- На начальном этапе знакомства с ребёнком важно сформировать у ребёнка ощущение безопасности, психологического комфорта и доверия к взрослому.

- Что для этого можно сделать?

- Прежде всего, следует дать ребёнку освоиться в новой обстановке (к среде, которая его окружает), самому определить место для коммуникации в пространстве игровой комнаты.

- Первые попытки общения должны проходить без спешки, в спокойных условиях, чтобы у ребёнка было время привыкнуть к новой обстановке, новому человеку.

- Взрослый должен с помощью голоса, улыбки и игровых жестов создать безопасную зону для ребёнка.

- Следует помнить, что ребёнка могут спугнуть громкий голос педагога, резкие движения, пристальный взгляд, излишняя активность и суетливость взрослого.

- Обязательно следует выяснить, как ребёнок хочет, чтобы его называли, как его зовут дома.???

- Можно привлечь внимание ребёнка к новой игрушке («Посмотри, какую игрушку я принесла, тебе она нравится? Хочешь поиграть?).

(Здесь вы с ним уже вовсю общаетесь, он вам может отвечать на вопросы? Почему не сделать этот прием правильно? Когда вы приносите новые игрушки и ставите в поле зрения ребенка, какой-то он точно заинтересуется, и затем присоединяетесь ненавязчиво к его деятельности (игровой, манипулятивной) деятельности. Начинаете обговаривать действия, или описывать игрушку.

  • «Правильная дистанция» (не произносим)

- Педагогу важно правильно определить и занять пространственную дистанцию, которая была бы комфортной для ребёнка на первоначальном этапе общения. Постараться встретиться взглядом с ребёнком и удержать его (исключение соствляют дети-аутисты).

  • «Позиция равного партнёрства» (не произносим)

В общении с ребёнком взрослый должен занимать позицию равного партнёра (Можно сказать ребёнку: «Я не умею строить башню из кубиков. – Научишь меня? - Покажи»).  

  • «Маленькие комплименты»

В начале знакомства можно обратить внимание на внешний вид ребёнка («Какое у тебя красивое платье!»). На начальном этапе общения можно выделить «сильные» стороны ребёнка и отметить это в словесной форме.

  • «Диалог от имени игрушки» (не произносим)

Установлению контакта с ребёнком способствует выстраивание диалога от имени игрушки с изменением голоса, использование разных видов театра.

  • «Предметы-контактёры» (не произносим)

При первичном контакте эффективны так называемые «предметы-контактёры». Это могут быть: мячик, мыльные пузыри, перчаточные куклы, бумажная трубочка, в которую можно смотреть с двух сторон; платок, с которым можно поиграть в прятки и другое.

  • «Параллельный контакт» (не произносим)

Если ребёнок не сразу идёт на контакт, педагог может предоставить ему возможность освоиться, поиграть, а сам в это время может заняться какой-либо интересной деятельностью рядом, якобы «не обращая» внимание на ребёнка. Происходит условно-пассивное взаимодействие. Через какое-то время можно обратиться к ребёнку: «Хочешь тоже поиграть?».

Видеоролики «Стаканчик», «Шарик», «Мячик»

Если у педагога возникают затруднения на этапе установления контакта с ребёнком, можно использовать приём посредничества. В этом случае мы привлекаем к совместной деятельности родителей ребёнка и через них добиваемся намеченной цели. Посредник демонстрирует ребёнку, как нужно действовать в игровой ситуации, передаёт инструкцию к заданию и направляет детскую активность.

- Ещё одним эффективным приёмом, которым мы хотим с вами поделиться, выступает приём задержки со стороны взрослого. Он используется для того, чтобы добиться инициативы со стороны ребёнка, призывающей к общению и контакту.

- Другим способом установления контакта глаз является поднесение взрослым яркого объекта к своему лицу и попытка зафиксировать внимание ребёнка на лице и глазах взрослого.

• Ещё один эффективный приём называется «Следование за ребёнком во время спонтанной игры».

Он заключается в продолжительном наблюдении за активностью ребёнка. Основная цель этой техники - дождаться сигнала от ребёнка, призывающего к общению. Например, дождаться, когда ребёнок поднимет глаза от игрушки и посмотрит на педагога. Взрослый должен немедленно отреагировать на эту инициативу и подключиться к игре ребёнка.

• Приём «Имитация» (повторение всех действий ребенка).

Техника направлена на поддержание взаимодействия с ребенком, формирование очередности в общении и стимуляцию подражания у ребенка. Имитация возможна в двух вариантах:

1-й вариант: действие на том же объекте (можно катать мяч друг к другу);

2-й вариант – использование аналогичного объекта взрослым (например: ребёнок гремит погремушкой, а взрослый через паузу гремит другой погремушкой, или ребёнок хлопает в ладоши, а потом взрослый хлопает в ладоши).

Демонстрируется видеоряд ситуаций, в которых педагог использует приёмы установления контакта с ребёнком

- Следующий организационный компонент, который мы рассмотрим – создание мотивации.

- Если правильно определить, что мотивирует ребёнка, то это обязательно приведёт к повышению его интереса и внимания.

- Всегда хорошо работает предметно-действенная мотивация.

Можно внедрить в процесс какой-либо предмет или игрушку, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку. Это может быть письмо, сказочный персонаж, волшебная корзина, коробочка с секретом и т.д.

- Хорошо помогает наглядность, это почти всегда успех! Цветные, красочные картины, рисунки, плакаты только стимулируют детей к деятельности.

- Дети всегда эмоционально откликаются на появление игрового персонажа. Они стремятся помочь ему, выручить, выполнить его поручение или просьбу.

Но, при этом очень важно: игровых персонажей не должно быть много!

- Хорошо срабатывает новизна. Незнакомые предметы вызывают интерес, привлекают внимание детей – в них просыпаются маленькие исследователи.

  • Ещё один приём, который мы используем в своей практике, называется «Иллюзия альтернативы».

Он состоит в том, что педагог предоставляет ребёнку выбор деятельности: «Сначала построим из кубиков домик или порисуем?»

Всегда хорошо работают «волшебные» фразы:

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем колдовать!

Наши дети изменились-

И в зверюшек превратились!

  •  «Ритуализация учебного процесса»

Дети по своей природе ритуальны. Они любят свою чашечку, своё место за столом и т.д. Поэтому вводя в образовательный процесс чётко заведённые ритуалы, мы не тратим лишнее время и усилия на организацию и дисциплину.

Многократность повторения ритуала делает его привычным, привычное становится легкоисполняемым, легкоисполняемое – приятным, приятное становится любимым.

- Поддержанию мотивации и профилактике утомления на занятии способствует разнообразие интеллектуальных и практических действий, частая смена видов деятельности.

- Надолго «зарядить» ребёнка мотивацией способно нестандартное, необычное начало занятия. Оригинальный заход, используемый педагогом, сможет вызвать у детей удивление, изумление, восторг - реакцию, которая повысит внимание дошкольников и побудит к активной деятельности.

  • «Неожиданная радость»

Этот приём заключается в том, что педагог заранее планирует возникновение ситуации «неожиданной радости» для ребёнка, т.е. создаёт определённые условия образовательной деятельности, при которых дошкольник может достигнуть «недостигнутого». При этом ребёнок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе, помощь педагога должна быть скрытной, иначе радость успеха может померкнуть. «Я смог! Я смогу!» - это главное для ребёнка.

- И ещё один важный компонент в организации детской деятельности – стимуляция внимания.

  • Для поддержания внимания детей педагог должен быть сам поглощён содержанием деятельности.
  • Педагог должен заражать детей своей эмоциональностью. Педагога можно сравнить с актёром, который на протяжении всего спектакля держит зрителей в напряжении.
  • Внимание регулируется с помощью специальных средств: жестов, слов. Например: «Тише! А что это за звук раздаётся за окном?»
  • Используйте ярко выраженную мимику и скажите, например, «Посмотри сюда!» (одновременно показывая на учебный материал).
  • Не забрасывайте ребёнка инструкциями!
  • Используйте поведенческий импульс: сначала позвольте ребёнку быть успешным, и только потом предъявляйте более сложное задание или требование.
  • Очень важно соблюдать принцип следования за вниманием ребенка.

Основной задачей здесь является следование за интересом ребенка. Т.е. взрослый должен отслеживать изменение направленности внимания ребёнка и строить взаимодействие на основе его сиюминутных интересов. Эта техника в основном используется при работе с детьми с яркими признаками полевого поведения.

Вовлечение в наблюдение

Взрослый своим поведением старается привлечь внимание ребенка к тому или иному объекту. При этом педагог должен ярко проявлять свои эмоции, чтобы ребенок заинтересовался и включился в наблюдение. Для этого мы можем неожиданно направить взгляд на какой-либо объект, чтобы переключить ребенка и показать что-нибудь интересное.

- Отдельное место в нашем разговоре о детях с ОВЗ мы хотели бы уделить детям с расстройствами аутистического спектра.

- Известно, что дети с РАС требуют особого, ювелирного подхода.

- Какие же техники могут выступить в качестве помощников в работе с данной категорией детей?

Характеристика детей с РАС

- На начальных этапах коррекционного процесса посредником между ребёнком и средой может выступать «интерактивная игрушка», особенно эффективны интерактивные технологии в сочетании с песком.

- Сейчас вы увидите фрагмент на установление контакта, где ребёнок пересыпает песок с руки на руку самостоятельно и в параллельных действиях со взрослым;

Можно предложить ребёнку оставить на песке загадочные следы пальцами или ладошками.

Предложите ребёнку положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев или погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.

- Если мы заговорили о детках-аутистах, хотелось бы остановиться на важных аспектах работы, способствующих достижению положительных результатов.

- Начинать занятия с ребёнком с РАС следует лишь тогда, когда он привыкнет к вашему присутствию и начнет на вас реагировать.

  • При первых встречах с ребёнком педагогу следует только наблюдать, потом осторожно подключаться к играм ребёнка, делая это тактично, ненавязчиво; стараться не пользоваться речью, пытаться привлекать внимание ребёнка осторожно, озвучивая его действия (например: скрип двери, которую он открывает), избегать «активного» взгляда.

  • Не трогайте ребёнка! Дождитесь, когда ребёнок по собственной инициативе захочет к вам прикоснуться или приблизиться.

  • Во время одного из таких приближений, закройте глаза и улыбнитесь, и тогда, с большой долей вероятности, ребёнок сам осмелится потрогать и рассмотреть ваше лицо; разрешите ему это сделать.

  • Не следует обращаться к ребёнку с прямыми вопросами. Избегайте «активного» взгляда, разговаривайте ласковым голосом, не допускайте резких движений, звуков, – всё это поможет ребёнку почувствовать себя в безопасности.

  • На установление контакта с ребёнком может уйти достаточно длительное время, поэтому необходимо методично продолжать предпринимать тактичные попытки к общению.

  • Главное правило при установлении контакта с ребёнком с расстройствами аутистического спектра – следовать за его интересами и предпочтениями.

  • Педагогу желательно приходить на занятия в одной и той же одежде, либо одежде похожих тонов.

  • В разговоре с ребёнком следует использовать приглушённый тон или шёпотную речь.

Известно, что многие дети с аутистическими проявлениями очень брезгливы, и использовать игры с песком, водой, сыпучими материалами не всегда предоставляется возможным, так, как дети данной категории имеют очень индивидуальные и разнообразные проявления аутизма: одни могут с удовольствием играть долгое время с играми данной категории, а другие крайне негативно реагируют на предложение педагога поиграть.

- Напомним, что готовых рецептов нет. Самые замечательные приёмы, помогающие в работе с одним ребёнком, могут не подействовать на другого, а могут оказать и негативный эффект. Поэтому придётся постоянно искать и пробовать. Если вы используете какой-либо приём, а он не оказывает желаемое воздействие на ребёнка, либо ребёнок проявляет реакцию протеста, отмените его и ищите следующий. Конечно же, выстроить работу с ребенком с ОВЗ нужно исходя, из его уже имеющихся функциональных возможностей и постепенно наращивать их (опираясь, на особенности онтогинеза развития ребенка в норме), а не заниматься коррекцией, имеющихся недостатков.

Ответы ведущих на вопросы участников вебинара

Уважаемые коллеги благодарим вас проявленный интерес к нашему опыту работы.

Мы желаем вам успехов в работе.

До свидания. До новых встреч!

Подведение итогов вебинара


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Закаливание ребёнка в детском саду".

статья на тему "Закаливание ребенка в детском саду"....

Родительское собрание на тему "Адаптация ребёнка к детскому саду"

Конспект родительского собрания в младшей группе. "Адаптация ребёнка к детскому саду"...

Статья на тему: "Адаптация ребёнка в детском саду."

Статья на тему: "Адаптация ребёнка в детском саду" Чувства ребёнка и психологическое состояние во время адаптации....

Выступление на родительском собрании с докладом по теме: «Адаптация ребёнка к детскому саду»

Адаптация – сложный и постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка. Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода       ...

Консультация на тему «Адаптация ребёнка к детскому саду»

Уважаемые родители, поздравляем Вас, скоро Вам и вашему малышу предстоит начать новую жизнь!Убедитесь в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребёнок чувствует, если родители с...