Юный тундравичок
проект

Дроздова Валентина Васильевна

Одна из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень - воспитание любви к семье, родному дому, малой родине. Ребёнок сначала должен осознать себя членом семьи, затем неотъемлемой частью малой родины и только потом гражданином России. Начинать воспитание любви к Родине нужно с малого: любви к самым близким людям, к тому месту, где родился и вырос, осознания красоты родного края. Проблема: Как сформировать интерес к истории родного города, достопримечательностям своей малой родины?  

Цель проекта: воспитание гордости за свою малую родину, уважения к истории родного города, его культурным ценностям.

Задачи проекта:

1.Создать условия для передачи культурного наследия малочисленных народов севера.

2.Оформить разнообразное, насыщенное развивающее пространство с региональным компонентом в МДОУ «Детский сад «Елочка».

3. Обобщить и распространить опыт по передаче культурного наследия коренных малочисленных народов севера в конкурсах различного уровня.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_tundrovichok.docx105.16 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА» (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД  «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА»)

ул. Зверева, д.9/1, г.Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629730; тел./факс: (34995)3-69-00; телефон: 56-87-98

E-mail: elochka-ds@mail.ru, ОГРН 1028900578882, ИНН/КПП 8903020370/ 890301001

Проект «Юный тундравичок»

 (Приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию родного края через

художественное и театрализованное творчество)

Декоративно-прикладное искусство народов Сибири на примере народов самодийской группы

                                       

Выполнила:

Попредкина Надежда Георгиевна, воспитатель

Дроздова Валентина Васильевна

г. Надым, 2021г.

Актуальность

Особой частью культурного и духовного наследия коренных народов Севера являются традиционные знания, которые являются основой устойчивого взаимодействия с природой и рационального использования её ресурсов для обеспечения жизни и духовной практики самого народа и поэтому должны передаваться из поколения в поколение. Основы ведения хозяйства, традиции и обычаи большинства коренных северных народов дошли до наших дней с невосполнимыми потерями. В настоящее время судьба уникальных знаний напрямую зависит от осознания их ценности молодёжью. В МДОУ «Детский сад «Елочка» воспитываются около 15% детей дошкольного возраста, из числа коренной национальности. Многие из них проживая в городе, утратили элементарные навыки ведения кочевого или полукочевого образа жизни, свойственного данной категории народов.

Проект «Юный тундравичок» призван сохранить знания у детей дошкольного возраста о коренных народах севера и развивать навыки художественного и театрализованного творчества, как основная составляющая в формировании социально – культурных компетенций дошкольников.

Актуальность проекта

Одна из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень - воспитание любви к семье, родному дому, малой родине. Ребёнок сначала должен осознать себя членом семьи, затем неотъемлемой частью малой родины и только потом гражданином России. Начинать воспитание любви к Родине нужно с малого: любви к самым близким людям, к тому месту, где родился и вырос, осознания красоты родного края. Проблема: Как сформировать интерес к истории родного города, достопримечательностям своей малой родины?  

Цель проекта: воспитание гордости за свою малую родину, уважения к истории родного города, его культурным ценностям.

Задачи проекта:

1.Создать условия для передачи культурного наследия малочисленных народов севера.

2.Оформить разнообразное, насыщенное развивающее пространство с региональным компонентом в МДОУ «Детский сад «Елочка».

3. Обобщить и распространить опыт по передаче культурного наследия коренных малочисленных народов севера в конкурсах различного уровня.

Целевая аудитория проекта – воспитанники МДОУ «Детский сад «Елочка», в возрасте от 3 до 7 лет, воспитатели, специалисты, родители.

За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на региональный компонент как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно - исторический, и другие компоненты.

К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важными условиями реализации цели и задач регионального компонента, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей.

Освоению воспитанниками ДОУ знаний, умений, навыков, необходимых для духовно—нравственного становления личности, успешной социализации по месту проживания, развития патриотических чувств у маленьких граждан страны как раз и служит региональный компонент. Применительно к дошкольникам это формирование желания больше узнать о своем городе, крае, стране; это уважительное отношение и проявление симпатий к людям разных национальностей; интерес к некоторым историческим событиям и прошлому своего народа, к культурным традициям и достопримечательностям родного края, а также миру природы родного края.

Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному краю, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах.

Таким образом, необходимыми условиями для эффективной работы ДОУ по включению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс являются:

  • подготовка педагогического коллектива к реализации направленности регионального компонента дошкольного образования,
  • организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников и социума,
  • создание соответствующей развивающей среды в ДОУ,
  • интеграция регионального компонента в непосредственную образовательную деятельность,

создание системы мониторинга

Содержание и механизм реализации проекта

Реализация проекта осуществляется поэтапно:

  • На организационно-подготовительном этапе была обоснована проблема и создана творческая группа, основной задачей которой являлось моделирование и конструирование развивающего пространства с этнокультурным компонентом в МДОУ «Детский сад «Елочка», на основе анализов по результатам анкетирования и материально-технического состояния.  
  • На практическом этапе провести работу по оформлению развивающего пространства в МДОУ «Детский сад «Елочка» через художественное творчество.
  • На обобщающем этапе подвести итоги деятельности по передаче культурного наследия коренных малочисленных народов севера, через развитие новых форм художественного и театрализованного творчества и совершенствование развивающего пространства детского сада.

Этапы проекта

Действия

Ответственные

Организационный-подготовительный

Цель: создание условий для развития развивающего пространства с этнокультурным компонентом в детском саде

Задачи:

- создать творческую группу;

- составить анкету «Что я знаю о малой родине»;

- моделировать и конструировать развивающее пространство на основе анализов по результатам анкетирования и материально-технического состояния.

- Формирование целевой аудитории проекта.

- Проведение заседаний организационного комитета по реализации проекта.

- Создание условий для развития разнообразного и насыщенного развивающего пространства с этнокультурным компонентом в детском саде.

- Приобретение оборудования и материалов, необходимых для реализации проекта.

- Анкетирование по теме «Что я знаю о малой родине» и тестирование для выяснения творческого потенциала педагогов, воспитанников старшего дошкольного возраста.

- Разработка эскизов костюмов, предметов быта ненецкого народа и оформления помещений детского сада в этнокультурном компоненте.

Творческая группа воспитанников и педагогов

Практический

Цель: создание костюмов и оформление развивающего пространства детского сада через художественное и театрализованное творчество.

Задачи:

- изготовить изделия для создания развивающего пространства в детском саде;

- оформить развивающее пространство в помещениях детского сада в национальном стиле;

- изготовить костюмы, предметы быта и атрибуты ненецкого народа для театрализованных представлений.

Организация работы по созданию дополнительных элементов для оформления развивающего пространства в детском саде:

- изготовление панно, различных сувениров, кукол и декораций, костюмов, макета чума, животных для театрализованных постановок;

- изготовление занавеса сцены с региональным компонентом.

- Оформление развивающего пространства изготовленными изделиями декоративно-прикладного характера в национальном стиле.

- Организация выставки «От творчества педагога к творчеству детей и родителей».

Творческая группа воспитанников, педагогов,родителей

Обобщающий

Цель: подведение итогов деятельности по передаче культурного наследия коренных малочисленных народов севера через развитие новых форм художественного и театрализованного творчества и совершенствование развивающего пространства в детском саде.

Задачи:

- провести анализ результативности реализации проекта;

- определить уровень участия по собственной инициативе в общих творческих делах и удовлетворённости созданного развивающего пространства с региональным компонентом в детском саде.

- Анкетирование для определения результативности реализации проекта.

- Сбор информации о состоянии созданного развивающего пространства с региональным компонентом в детском саде.

- Анализ результативности реализации проекта, дальнейшее планирование развития новых форм художественного и театрализованного творчества и совершенствование развивающего пространства в детском саде.

- Размещение информации о реализации проекта в СМИ и на сайте учреждения.

Творческая группа воспитанников и педагогов, родителей

Ожидаемый результат реализации проекта

В рамках проекта предполагается:

  • художественная и театрализованная деятельность, направленная на развитие творчества воспитанников и на приобретение ими знаний культуры, быта и особенностей кочевой жизни народов севера;
  • оформление дизайна развивающего пространства с элементами регионального компонента;
  • привлечение педагогов, воспитанников детского сада, родителей к совместной деятельности по совершенствованию развивающего пространства с региональным компонентом в детском саде;
  • увеличение доли воспитанников детского сада, знающих основы культуры, быта и особенностей кочевого образа жизни малочисленных народов севера и применяющих их на практике с 15% до 100%;
  • увеличение доли воспитанников детского сада участвующих в конкурсах различной направленности, с региональным компонентом с 5% до 100%.

Взаимодействие с социальными партнёрами

 К организации и проведению мероприятий проекта планируется привлекать специалистов следующих организаций: ЦНК, «Дом природы», общественной организации «Ямал - потомкам».

                                                     Ожидаемые результаты

При условии успешной реализации задач данного проекта рассчитывается получить следующие результаты:

 Дети дошкольного возраста будут

  • активно включаться в проектную, исследовательскую, творческую деятельность, связанную с познанием малой родины;
  • проявлять начала социальной активности участвовать в социально значимых событиях;
  • отражать свои знания и впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывании, изображении, игре, коллекционировании и т.д.

 Педагоги

  • повысят свою профессиональную компетентность в решении проблем по внедрению в воспитательный процесс регионального компонента;
  • в практической деятельности будут использовать разнообразные виды и формы детской деятельности, способствующей расширению представлений о своём регионе (природе, людях, традициях, культуре, истории и т.д.)

Родители 

  • станут более активными участниками воспитательно-образовательного процесса в детском саду, направленного на воспитании социально-личностного развития ребёнка-дошкольника.

Практическая значимость проекта

  • Совершенствование системы работы в ДОУ по направлению «Региональный компонент в детском саду»
  • Создание единой системы планирования, организации и мониторинга
  • Осуществление систематического взаимодействия (сотрудничества) детского сада с другими социальными структурами (ГАИ, пожарная часть, театра города, музеи, школа, библиотека и др.)
  • Обогащение пространственной и предметно-развивающей среды ДОУ, а также методической базы для полноценного и качественного решения поставленных задач

Анализ эффективности реализации проекта

Показатели

Декабрь, 2019 г

Январь, 2020 г

Декабрь,

2021 г

Привлечение педагогов, воспитанников детского сада, родителей к совместной деятельности по совершенствованию развивающего пространства с региональным компонентом в детском саду, %

55%

90%

100%

Кол-во воспитанников детского сада, знающих основы культуры, быта и особенностей кочевого образа жизни малочисленных народов севера и применяющих их на практике, %

15

90

100

Кол-во воспитанников детского сада, владеющих навыками изготовления художественных изделий с региональным компонентом, %

5

100

100

Оформление развивающего пространства в национальном стиле,%

0

100

100

Изготовление панно, различных сувениров, кукол и декораций, костюмов, макета чума, (количество шт.).

0

50

50


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по правилам пожарной безопасности "Юные пожарные"

Занятие  было показано на конкурсе "Лучший педагог года по пожарной безопасности"...

планирование кружка "Юные экспериментаторы"

планирование кружка "Юные экспериментаторы"...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении районных соревнований юных велосипедистов «Юный велосипедист - 2018»

1.1.​  Соревнование «Юный велосипедист» является командным  первенством среди учащихся средних общеобразовательных учреждений и учреждений дошкольного и дополнительного обра...

Конспект физкультурно-музыкального праздника «Юный пассажир», Юный пешеход»

Цель: повторить с детьми элементарные правила дорожного движения.Задачи:- учить отвечать на вопросы по тексту;- развивать ловкость, внимание, сосредоточенность, смекалку, логическое мышление...

Копилка юного эколога 5-6 лет по познавательному развитию Тема: «Путешествие в лабораторию юного эколога»

Копилка юного эколога  5-6 лет по познавательному развитию Тема: «Путешествие в лабораторию юного эколога»   Цель: создание условий для развития активности детей в проц...