Юный тундравичок
проект

Дроздова Валентина Васильевна

Одна из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень - воспитание любви к семье, родному дому, малой родине. Ребёнок сначала должен осознать себя членом семьи, затем неотъемлемой частью малой родины и только потом гражданином России. Начинать воспитание любви к Родине нужно с малого: любви к самым близким людям, к тому месту, где родился и вырос, осознания красоты родного края. Проблема: Как сформировать интерес к истории родного города, достопримечательностям своей малой родины?  

Цель проекта: воспитание гордости за свою малую родину, уважения к истории родного города, его культурным ценностям.

Задачи проекта:

1.Создать условия для передачи культурного наследия малочисленных народов севера.

2.Оформить разнообразное, насыщенное развивающее пространство с региональным компонентом в МДОУ «Детский сад «Елочка».

3. Обобщить и распространить опыт по передаче культурного наследия коренных малочисленных народов севера в конкурсах различного уровня.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_tundrovichok.docx105.16 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА» (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД  «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА»)

ул. Зверева, д.9/1, г.Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629730; тел./факс: (34995)3-69-00; телефон: 56-87-98

E-mail: elochka-ds@mail.ru, ОГРН 1028900578882, ИНН/КПП 8903020370/ 890301001

Проект «Юный тундравичок»

 (Приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию родного края через

художественное и театрализованное творчество)

Декоративно-прикладное искусство народов Сибири на примере народов самодийской группы

                                       

Выполнила:

Попредкина Надежда Георгиевна, воспитатель

Дроздова Валентина Васильевна

г. Надым, 2021г.

Актуальность

Особой частью культурного и духовного наследия коренных народов Севера являются традиционные знания, которые являются основой устойчивого взаимодействия с природой и рационального использования её ресурсов для обеспечения жизни и духовной практики самого народа и поэтому должны передаваться из поколения в поколение. Основы ведения хозяйства, традиции и обычаи большинства коренных северных народов дошли до наших дней с невосполнимыми потерями. В настоящее время судьба уникальных знаний напрямую зависит от осознания их ценности молодёжью. В МДОУ «Детский сад «Елочка» воспитываются около 15% детей дошкольного возраста, из числа коренной национальности. Многие из них проживая в городе, утратили элементарные навыки ведения кочевого или полукочевого образа жизни, свойственного данной категории народов.

Проект «Юный тундравичок» призван сохранить знания у детей дошкольного возраста о коренных народах севера и развивать навыки художественного и театрализованного творчества, как основная составляющая в формировании социально – культурных компетенций дошкольников.

Актуальность проекта

Одна из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень - воспитание любви к семье, родному дому, малой родине. Ребёнок сначала должен осознать себя членом семьи, затем неотъемлемой частью малой родины и только потом гражданином России. Начинать воспитание любви к Родине нужно с малого: любви к самым близким людям, к тому месту, где родился и вырос, осознания красоты родного края. Проблема: Как сформировать интерес к истории родного города, достопримечательностям своей малой родины?  

Цель проекта: воспитание гордости за свою малую родину, уважения к истории родного города, его культурным ценностям.

Задачи проекта:

1.Создать условия для передачи культурного наследия малочисленных народов севера.

2.Оформить разнообразное, насыщенное развивающее пространство с региональным компонентом в МДОУ «Детский сад «Елочка».

3. Обобщить и распространить опыт по передаче культурного наследия коренных малочисленных народов севера в конкурсах различного уровня.

Целевая аудитория проекта – воспитанники МДОУ «Детский сад «Елочка», в возрасте от 3 до 7 лет, воспитатели, специалисты, родители.

За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на региональный компонент как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно - исторический, и другие компоненты.

К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важными условиями реализации цели и задач регионального компонента, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей.

Освоению воспитанниками ДОУ знаний, умений, навыков, необходимых для духовно—нравственного становления личности, успешной социализации по месту проживания, развития патриотических чувств у маленьких граждан страны как раз и служит региональный компонент. Применительно к дошкольникам это формирование желания больше узнать о своем городе, крае, стране; это уважительное отношение и проявление симпатий к людям разных национальностей; интерес к некоторым историческим событиям и прошлому своего народа, к культурным традициям и достопримечательностям родного края, а также миру природы родного края.

Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному краю, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах.

Таким образом, необходимыми условиями для эффективной работы ДОУ по включению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс являются:

  • подготовка педагогического коллектива к реализации направленности регионального компонента дошкольного образования,
  • организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников и социума,
  • создание соответствующей развивающей среды в ДОУ,
  • интеграция регионального компонента в непосредственную образовательную деятельность,

создание системы мониторинга

Содержание и механизм реализации проекта

Реализация проекта осуществляется поэтапно:

  • На организационно-подготовительном этапе была обоснована проблема и создана творческая группа, основной задачей которой являлось моделирование и конструирование развивающего пространства с этнокультурным компонентом в МДОУ «Детский сад «Елочка», на основе анализов по результатам анкетирования и материально-технического состояния.  
  • На практическом этапе провести работу по оформлению развивающего пространства в МДОУ «Детский сад «Елочка» через художественное творчество.
  • На обобщающем этапе подвести итоги деятельности по передаче культурного наследия коренных малочисленных народов севера, через развитие новых форм художественного и театрализованного творчества и совершенствование развивающего пространства детского сада.

Этапы проекта

Действия

Ответственные

Организационный-подготовительный

Цель: создание условий для развития развивающего пространства с этнокультурным компонентом в детском саде

Задачи:

- создать творческую группу;

- составить анкету «Что я знаю о малой родине»;

- моделировать и конструировать развивающее пространство на основе анализов по результатам анкетирования и материально-технического состояния.

- Формирование целевой аудитории проекта.

- Проведение заседаний организационного комитета по реализации проекта.

- Создание условий для развития разнообразного и насыщенного развивающего пространства с этнокультурным компонентом в детском саде.

- Приобретение оборудования и материалов, необходимых для реализации проекта.

- Анкетирование по теме «Что я знаю о малой родине» и тестирование для выяснения творческого потенциала педагогов, воспитанников старшего дошкольного возраста.

- Разработка эскизов костюмов, предметов быта ненецкого народа и оформления помещений детского сада в этнокультурном компоненте.

Творческая группа воспитанников и педагогов

Практический

Цель: создание костюмов и оформление развивающего пространства детского сада через художественное и театрализованное творчество.

Задачи:

- изготовить изделия для создания развивающего пространства в детском саде;

- оформить развивающее пространство в помещениях детского сада в национальном стиле;

- изготовить костюмы, предметы быта и атрибуты ненецкого народа для театрализованных представлений.

Организация работы по созданию дополнительных элементов для оформления развивающего пространства в детском саде:

- изготовление панно, различных сувениров, кукол и декораций, костюмов, макета чума, животных для театрализованных постановок;

- изготовление занавеса сцены с региональным компонентом.

- Оформление развивающего пространства изготовленными изделиями декоративно-прикладного характера в национальном стиле.

- Организация выставки «От творчества педагога к творчеству детей и родителей».

Творческая группа воспитанников, педагогов,родителей

Обобщающий

Цель: подведение итогов деятельности по передаче культурного наследия коренных малочисленных народов севера через развитие новых форм художественного и театрализованного творчества и совершенствование развивающего пространства в детском саде.

Задачи:

- провести анализ результативности реализации проекта;

- определить уровень участия по собственной инициативе в общих творческих делах и удовлетворённости созданного развивающего пространства с региональным компонентом в детском саде.

- Анкетирование для определения результативности реализации проекта.

- Сбор информации о состоянии созданного развивающего пространства с региональным компонентом в детском саде.

- Анализ результативности реализации проекта, дальнейшее планирование развития новых форм художественного и театрализованного творчества и совершенствование развивающего пространства в детском саде.

- Размещение информации о реализации проекта в СМИ и на сайте учреждения.

Творческая группа воспитанников и педагогов, родителей

Ожидаемый результат реализации проекта

В рамках проекта предполагается:

  • художественная и театрализованная деятельность, направленная на развитие творчества воспитанников и на приобретение ими знаний культуры, быта и особенностей кочевой жизни народов севера;
  • оформление дизайна развивающего пространства с элементами регионального компонента;
  • привлечение педагогов, воспитанников детского сада, родителей к совместной деятельности по совершенствованию развивающего пространства с региональным компонентом в детском саде;
  • увеличение доли воспитанников детского сада, знающих основы культуры, быта и особенностей кочевого образа жизни малочисленных народов севера и применяющих их на практике с 15% до 100%;
  • увеличение доли воспитанников детского сада участвующих в конкурсах различной направленности, с региональным компонентом с 5% до 100%.

Взаимодействие с социальными партнёрами

 К организации и проведению мероприятий проекта планируется привлекать специалистов следующих организаций: ЦНК, «Дом природы», общественной организации «Ямал - потомкам».

                                                     Ожидаемые результаты

При условии успешной реализации задач данного проекта рассчитывается получить следующие результаты:

 Дети дошкольного возраста будут

  • активно включаться в проектную, исследовательскую, творческую деятельность, связанную с познанием малой родины;
  • проявлять начала социальной активности участвовать в социально значимых событиях;
  • отражать свои знания и впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывании, изображении, игре, коллекционировании и т.д.

 Педагоги

  • повысят свою профессиональную компетентность в решении проблем по внедрению в воспитательный процесс регионального компонента;
  • в практической деятельности будут использовать разнообразные виды и формы детской деятельности, способствующей расширению представлений о своём регионе (природе, людях, традициях, культуре, истории и т.д.)

Родители 

  • станут более активными участниками воспитательно-образовательного процесса в детском саду, направленного на воспитании социально-личностного развития ребёнка-дошкольника.

Практическая значимость проекта

  • Совершенствование системы работы в ДОУ по направлению «Региональный компонент в детском саду»
  • Создание единой системы планирования, организации и мониторинга
  • Осуществление систематического взаимодействия (сотрудничества) детского сада с другими социальными структурами (ГАИ, пожарная часть, театра города, музеи, школа, библиотека и др.)
  • Обогащение пространственной и предметно-развивающей среды ДОУ, а также методической базы для полноценного и качественного решения поставленных задач

Анализ эффективности реализации проекта

Показатели

Декабрь, 2019 г

Январь, 2020 г

Декабрь,

2021 г

Привлечение педагогов, воспитанников детского сада, родителей к совместной деятельности по совершенствованию развивающего пространства с региональным компонентом в детском саду, %

55%

90%

100%

Кол-во воспитанников детского сада, знающих основы культуры, быта и особенностей кочевого образа жизни малочисленных народов севера и применяющих их на практике, %

15

90

100

Кол-во воспитанников детского сада, владеющих навыками изготовления художественных изделий с региональным компонентом, %

5

100

100

Оформление развивающего пространства в национальном стиле,%

0

100

100

Изготовление панно, различных сувениров, кукол и декораций, костюмов, макета чума, (количество шт.).

0

50

50


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по правилам пожарной безопасности "Юные пожарные"

Занятие  было показано на конкурсе "Лучший педагог года по пожарной безопасности"...

планирование кружка "Юные экспериментаторы"

планирование кружка "Юные экспериментаторы"...

Перспективный план работы кружка "Юные волшебники"

Перспективный план работы кружка на три года: младшую, среднюю и старшую группы. Кружок нацелен на развитие мелкой моторики ребенка, знакомство детей с различными видами ручного труда, сплочение колле...

Программа кружка «Юный художник»

развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей; развитие художественных способностей, путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных художественных техник,сформиров...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении районных соревнований юных велосипедистов «Юный велосипедист - 2018»

1.1.​  Соревнование «Юный велосипедист» является командным  первенством среди учащихся средних общеобразовательных учреждений и учреждений дошкольного и дополнительного обра...

Конспект физкультурно-музыкального праздника «Юный пассажир», Юный пешеход»

Цель: повторить с детьми элементарные правила дорожного движения.Задачи:- учить отвечать на вопросы по тексту;- развивать ловкость, внимание, сосредоточенность, смекалку, логическое мышление...

Копилка юного эколога 5-6 лет по познавательному развитию Тема: «Путешествие в лабораторию юного эколога»

Копилка юного эколога  5-6 лет по познавательному развитию Тема: «Путешествие в лабораторию юного эколога»   Цель: создание условий для развития активности детей в проц...