Главные вкладки

    Занятие по правилам пожарной безопасности "Юные пожарные"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Занятие  было показано на конкурсе "Лучший педагог года по пожарной безопасности"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                      АДМИНИСТРАЦИЯ Г. УЛАН- УДЭ

                                            КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

                                          МДОУ Д/С №64 «КОЛОКОЛЬЧИК»

        Конспект занятия по правилам пожарной безопасности:

                   

                           Тема: «Школа пожарных наук»

                                                                                    Выполнила: Воспитатель

                                                                                    Власова Н.П.

                                                          2009 год

    Воспитатель вместе с детьми (среднего возраста) входит в музыкальный зал.

     Сегодня мне позвонили, знакомые ребята из «Школы пожарных наук» и пригласили нас с вами в гости.

     Дети вместе с воспитателем встречаются с «Юными пожарными». Ребята из «Школы пожарных наук» предлагают пройти в «музей огня», акцентирую внимание детей на том, что я буду экскурсоводом. Сегодня я вам расскажу историю возникновения огня.

    - Ребята, вы уже знаете, что не всегда жизнь людей была такой как сейчас. Давным-давно люди пользовались только, тем, что давала им сама природа. Убежищами им служили пещеры, где было холодно, темно, сыро.

     - когда-то от молнии загорелось дерево. Древние люди, увидев огонь, испугались и разбежались. Но кто-то, наверное, самый смелый человек, догадался взять горящую ветку и отнести ее в пещеру.

    - Ребята, как вы думаете, для чего нужен был огонь в пещере? (в пещере, стало тепло, светло, люди научились готовить пищу, греть воду для купания и т.д)

    - Но, для того чтобы огонь не погас что надо делать? (подкладывать ветки, защищать от сильного вера, от дождя и т.д.)

     - Огонь стал человеку хорошим другом, но случалось, так что огонь угасал. Как вы думаете почему? (проспали ночью, дров не было, из-за дождя поленья мокрые и т.д.)

    - Пришлось человеку задуматься, как же получается огонь. Кто-то заметил, что, когда обрабатывают один камень  другим, появляются искры. Вот и стали высекать камнем искры и зажигать костер тогда, когда им было им нужно. Знания древних людей мы до сих пор используем.  ( Предлагаю обратить внимание детей на стол, на котором лежат два камня, спички, зажигалка).

    - Ребята, кто мне скажет, что объединяет камни,  зажигалку?

    (ответы детей…)

    - Знания древних людей мы используем, например в зажигалке. В ней тоже есть камни, которые называются, кремний при трении  друг с  другом  дают искры. (Продемонстрировать).

    - Но, шло время и жилища людей стали другими, а огонь сопровождал людей  всегда: например буряты жили  юртах. Очаг всегда был в центре юрты. Он был священным. Очаг также служил для освещения, для обогрева, готовки пищи…

    -  В избах научились делать русские печки. Где  огонь тоже служил для обогрева помещения и приготовления пищи, но для освещения печка уже не подходила. Чем освещалось жилище? (ответы детей: освещали свечами, лампами и т.д.)

    - Помещение освещали сначала лучинами, затем свечами, керосиновыми лампами.

    - Огонь для человека стал хорошим другом и помощником, но огонь бывает не только другом.… Послушайте стихотворение, которое расскажут вам ребята, из «Школы пожарных наук».

     «Юные пожарные» зачитывают стихотворение А. Галицкой «Огонь».

    Знают взрослые, знают дети

    В самых дальних концах земли,

    Люди сколько жили на свете

     Пуще глаза огонь берегли!

    Ведь огонь в холода, в непогоду,

    У костра их всегда согревал

    И людскому великому роду

    Замерзать никогда ни давал.

    Издавна и до нашего века

    Он помощник и друг человека.

    Поутру чтобы все были сыты.

    Ставили пищу в духовку, на плиты.

    Хлеб и булки он выпекает

    Люди силу и мощь ощутили

    С той поры как огонь приручили!

    Но бывает огонь и другим –

    Не согреет ладошек он ваших,

    Превращает всё в пепел и дым

    Он коварен, он зол, он и страшен!

    - Ребята, скажите, каким же бывает огонь? (ответы детей: злым, коварным, страшным. Огонь- враг)

    - Молодцы, огонь может быть врагом. Обратите внимание, что в раньше люди везде использовали открытый огонь. Он очень опасен, поэтому люди придумали, и заменили открытый огонь на электроприборы. Например: открытый огонь служил для освещения помещений: Какие электроприборы придумали люди, чтобы освещать помещения? (электрическая лампочка, светильники, торшер и т.д.)

    Открытый огонь служил для приготовления пищи. Какие электроприборы используют люди для приготовления пищи? (электрическая плита, микроволновая печь и т.д.)

    Огонь обогревал жилище. Какими электроприборами пользуются люди в наше время? (электрообогреватели, электрокамины и т.д.) Похвала детей.

    «Юные пожарные» (старшего возраста) предлагают пройти в компьютерный класс и выполнить задание.

    Дети старшего возраста самостоятельно проводят урок на компьютере, для детей среднего возраста.

    - На экране показаны картинки, определите на какой из них огонь- друг, а на какой огонь- враг? (показ картинок: Дети играют со спичками; От костра загорается дерево, от включенного утюга загорается штора и т.п.).

    - Ребята, вы правильно выполнили задание. А сейчас обратите внимание, что пожар может случиться не только от открытого огня, но и от электроприборов. Люди думали что, уменьшили опасность возникновения пожара, но от электроприборов тоже может случиться пожар…

    Вдруг доносится стук. Предлагаю детям отправиться посмотреть кто - же к нам пришел?

    Заходит Малыш - Умныш:

    -Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся, Малыш - Умныш. Меня приглашали в гости уже во многие детские сады нашего города к таким же ребятам, как вы. И я рассказываю детям о том, что я делаю, когда мама с папой на работе, а я остаюсь дома один.

     В это время залетает Карлсон.

    Карлсон: - Привет, Малыш!

     Малыш: - Привет, Карлсон.

    Карлсон: - Ты, чего такой невеселый, Малыш.

    Малыш: - Да, вот один дома…

    Карлсон: - О! Да это же здорово! А папы- мамы точно нет?

    Малыш: - Да…

    Карлсон: - Ура! Сейчас повеселимся! Малыш! У тебя есть что-нибудь вкусненькое?

    Малыш: - Ну,… Котлеты с макаронами, борщ со сметаной…

    Карлсон: - у-у-у… Я так не играю. Кто же так встречает лучших друзей!? Где варенье? Где тортик? Где чай?

    Малыш: - Вообще-то на кухне оставалась банка клубничного варенья.

    Карлсон: - Варенье! Что же ты молчал?! Тащи его сюда! А чай холодный, что ли пить будем? Так включай электрический чайник!

    Малыш: - А мама сказала, чтобы я не включал электроприборы, это опасно…

    Карлсон: - А. кстати я знаю загадки про электроприборы. (Загадывает загадку)

     Где пройду я –

     Там порядок.

    Ни морщинок нет,

    Ни складок.   (Утюг)

    Дети отгадывают загадку.

    Воспитатель:- Карлсон, а наши дети тоже знают загадки про электроприборы. Вот слушай и вы ребята внимательно слушай те и отгадывайте. (Загадки загадывают дети старшего возраста, отгадывают дети среднего возраста)

    Белый шкаф стоит в углу

    Нашей кухни на полу

     В нем морозно даже летом

    Кто мне скажет

    Что же это?       (холодильник)

    Хобот по полу ползет.

    Как конфету пол сосет

     Чисто в доме:

    Пыль унес

    Всем знакомый пылесос… (пылесос)

    Что за чудное кино!

    В дом само пришло оно.

    Боря, Маша, Витя, Лиза

    Вместе смотрят… (телевизор)

    Карлсон: - Слушай, Малыш я очень умный, но эти дети тоже молодцы! Кстати, Малыш давай посмотрим телевизор!

    Малыш:- Телевизор, можно!

    Карлсон:- Но, ведь телевизор - тоже электроприбор. Почему же одни электроприборы нам разрешают включать, а другие запрещают?

    Воспитатель:- Карлсон, телевизор, видеомагнитофон, компьютер, холодильник – это не нагревательные электроприборы, и детям такого возраста как Малыш можно ими пользоваться. Конечно, аккуратно  с осторожностью. И если разрешают родители. А  вот опасные электроприборы – нагревательные это: различные электроплиты, электрочайники, утюги, микроволновые печи, плойки.

    В это время Карлсон уходит и дом со словами:

    - Это для меня слишком сложно, да и не нужно мне все это!

    В доме включает чайник и  забывает про не него, включает телевизор, смотрит.

    Воспитатель:- Ребята, давайте поиграем в игру. Посмотрите у меня на столе лежат карточки с разными электроприборами нагревательными и не нагревательными. Подойдите к столу и возьмите по одной. Подумайте, какая у каждого из вас карточка. У кого из вас электроприбор нагревательный, подвесьте на мольберт с красным кружком, у кого не нагревательный на мольберт с зеленым кружком.

    Дети выполняют задание. Совместное обсуждение и подведение итогов.

    Звучит тревожно музыка, в доме произошел пожар. Карлсон кричит:- Пожар, пожар…

    В это время «Юные пожарные»:

    - Без паники! Нужно вызвать пожарную охрану по телефону 01. (вызывают пожарных).

    -Нужно срочно эвакуировать детей. (Малыш помогает в эвакуации детей среднего возраста).

    - Нужно спасать Карлсона (Карлсон прячется под стол и не отзывается…) Юные пожарные спасают Карлсона…

    Воспитатель спрашивает:- Карлсон, что случилось из - чего произошел пожар?

    Карлсон:- Загорелся чайник! (берет ведро с водой, сейчас я его затушу)

    «Юные пожарные его останавливают…

    - Прежде чем тушить электроприборы нужно выключить электричество. ( Воспитатель отключают рубильник, и «Юные пожарные засыпают чайник песком).

    Малыш и дети возвращаются и становятся полукругом.

    Воспитатель: ребята, правильно ли поступил Карлсон, что включил электрочайник (ответы детей), и спрятался под стол. (Ответы детей).

    - Малыш ты оказался таким смелым и даже не растерялся при пожаре.

    Юные пожарные:- Мы награждаем тебя медалью за отвагу!

    Карлсон:- Я тоже хочу медаль и хочу стать Юным пожарным, хочу знать все правила пожарной безопасности…

    Воспитатель:- Ребята, а вы хотите стать «Юными пожарными»…

    (Старшие дети награждают детей, Карлсона и Малыша эмблемами  «Юных пожарных»).

    Все вместе поют песню «Я стану пожарным» и уходят под музыку.

     

    Цели и задачи:

    Познакомить детей с историей возникновения огня. Расширить представления детей о том, что огонь может быть не только другом, но и врагом. Познакомить с новыми понятиями нагревательные электроприборы и не нагревательные. Закрепить знание детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения.  Воспитывать у детей ответственность за шалость с огнем, смелость и умение вести себя в экстремальных ситуациях.

    Предварительная работа:

    Беседа на тему: огонь- друг, огонь- враг.

    Знакомство с загадками, стихотворением А. Галицкой «Огонь»,

    Песней «Я стану пожарным».

    Беседа о правилах пожарной безопасности и поведении детей в отсутствии взрослых, просмотр DVD- диска «уроки тетушки совы». Чтение А.А. Шевченко «Как ловили уголька».

    Экскурсия к пожарному щиту, знакомство с оборудованием: лопата, багор, топор, пожарный рукав.

    Рисование по произведению «Кошкин дом».

    Аппликация «Пожарная машина».

    Оборудование:

    Костюмы для «Юных пожарных», Карлсона, Малыша.

    Для музея огня: картинки с изображением горящего дерева; древние люди, сидящие в пещере, у огня. Древний человек, высекающий из камней искры, юрта, изба; камни, зажигалка;

    Лучина, свечи, керосиновая лампа.

    Компьютерный класс:

    Компьютер, мультимедиа, проектор, диск с заданием.

    Изба, электрочайник. Красные флаги (имитация огня), гирлянды.

    Карточки с различными электроприборами. 2 мольберта, 2 кружка (зеленый, красный).

    Телефон, ведро, ящик с песком, лопатка. Макет рубильника, бейджики с эмблемами, медаль.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие по правилам пожарной безопасности с детьми средней группы " Маленькая спичка - большая беда"

    Конспект занятия с детьми средней группы по правилам пожарной безопасности....

    Конспект занятия "Ознакомление детей с трудом пожарных и пожарной машиной"

    В конспекте закрепление материала по пожарной безопасности, а так же знакомство и рассматривание пожарной машины (можно заменить на слайды)....

    конспект итогового занятия по правилам пожарной безопасности "Школа юного пожарного"

    Конспект занятия для детей среднего, старшего возраста по основам пожарной безопасности....

    "Профессия пожарный" Конспект занятия по правилам пожарной безопасности в подготовительной группе

    Цель.  Расширять сведения детей о работе пожарной службы, вспомнить правила поведения при угрозе или возникновении пожара....