Занятие по правилам пожарной безопасности "Юные пожарные"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Занятие  было показано на конкурсе "Лучший педагог года по пожарной безопасности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  АДМИНИСТРАЦИЯ Г. УЛАН- УДЭ

                                        КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

                                      МДОУ Д/С №64 «КОЛОКОЛЬЧИК»

    Конспект занятия по правилам пожарной безопасности:

               

                       Тема: «Школа пожарных наук»

                                                                                Выполнила: Воспитатель

                                                                                Власова Н.П.

                                                      2009 год

Воспитатель вместе с детьми (среднего возраста) входит в музыкальный зал.

 Сегодня мне позвонили, знакомые ребята из «Школы пожарных наук» и пригласили нас с вами в гости.

 Дети вместе с воспитателем встречаются с «Юными пожарными». Ребята из «Школы пожарных наук» предлагают пройти в «музей огня», акцентирую внимание детей на том, что я буду экскурсоводом. Сегодня я вам расскажу историю возникновения огня.

- Ребята, вы уже знаете, что не всегда жизнь людей была такой как сейчас. Давным-давно люди пользовались только, тем, что давала им сама природа. Убежищами им служили пещеры, где было холодно, темно, сыро.

 - когда-то от молнии загорелось дерево. Древние люди, увидев огонь, испугались и разбежались. Но кто-то, наверное, самый смелый человек, догадался взять горящую ветку и отнести ее в пещеру.

- Ребята, как вы думаете, для чего нужен был огонь в пещере? (в пещере, стало тепло, светло, люди научились готовить пищу, греть воду для купания и т.д)

- Но, для того чтобы огонь не погас что надо делать? (подкладывать ветки, защищать от сильного вера, от дождя и т.д.)

 - Огонь стал человеку хорошим другом, но случалось, так что огонь угасал. Как вы думаете почему? (проспали ночью, дров не было, из-за дождя поленья мокрые и т.д.)

- Пришлось человеку задуматься, как же получается огонь. Кто-то заметил, что, когда обрабатывают один камень  другим, появляются искры. Вот и стали высекать камнем искры и зажигать костер тогда, когда им было им нужно. Знания древних людей мы до сих пор используем.  ( Предлагаю обратить внимание детей на стол, на котором лежат два камня, спички, зажигалка).

- Ребята, кто мне скажет, что объединяет камни,  зажигалку?

(ответы детей…)

- Знания древних людей мы используем, например в зажигалке. В ней тоже есть камни, которые называются, кремний при трении  друг с  другом  дают искры. (Продемонстрировать).

- Но, шло время и жилища людей стали другими, а огонь сопровождал людей  всегда: например буряты жили  юртах. Очаг всегда был в центре юрты. Он был священным. Очаг также служил для освещения, для обогрева, готовки пищи…

-  В избах научились делать русские печки. Где  огонь тоже служил для обогрева помещения и приготовления пищи, но для освещения печка уже не подходила. Чем освещалось жилище? (ответы детей: освещали свечами, лампами и т.д.)

- Помещение освещали сначала лучинами, затем свечами, керосиновыми лампами.

- Огонь для человека стал хорошим другом и помощником, но огонь бывает не только другом.… Послушайте стихотворение, которое расскажут вам ребята, из «Школы пожарных наук».

 «Юные пожарные» зачитывают стихотворение А. Галицкой «Огонь».

Знают взрослые, знают дети

В самых дальних концах земли,

Люди сколько жили на свете

 Пуще глаза огонь берегли!

Ведь огонь в холода, в непогоду,

У костра их всегда согревал

И людскому великому роду

Замерзать никогда ни давал.

Издавна и до нашего века

Он помощник и друг человека.

Поутру чтобы все были сыты.

Ставили пищу в духовку, на плиты.

Хлеб и булки он выпекает

Люди силу и мощь ощутили

С той поры как огонь приручили!

Но бывает огонь и другим –

Не согреет ладошек он ваших,

Превращает всё в пепел и дым

Он коварен, он зол, он и страшен!

- Ребята, скажите, каким же бывает огонь? (ответы детей: злым, коварным, страшным. Огонь- враг)

- Молодцы, огонь может быть врагом. Обратите внимание, что в раньше люди везде использовали открытый огонь. Он очень опасен, поэтому люди придумали, и заменили открытый огонь на электроприборы. Например: открытый огонь служил для освещения помещений: Какие электроприборы придумали люди, чтобы освещать помещения? (электрическая лампочка, светильники, торшер и т.д.)

Открытый огонь служил для приготовления пищи. Какие электроприборы используют люди для приготовления пищи? (электрическая плита, микроволновая печь и т.д.)

Огонь обогревал жилище. Какими электроприборами пользуются люди в наше время? (электрообогреватели, электрокамины и т.д.) Похвала детей.

«Юные пожарные» (старшего возраста) предлагают пройти в компьютерный класс и выполнить задание.

Дети старшего возраста самостоятельно проводят урок на компьютере, для детей среднего возраста.

- На экране показаны картинки, определите на какой из них огонь- друг, а на какой огонь- враг? (показ картинок: Дети играют со спичками; От костра загорается дерево, от включенного утюга загорается штора и т.п.).

- Ребята, вы правильно выполнили задание. А сейчас обратите внимание, что пожар может случиться не только от открытого огня, но и от электроприборов. Люди думали что, уменьшили опасность возникновения пожара, но от электроприборов тоже может случиться пожар…

Вдруг доносится стук. Предлагаю детям отправиться посмотреть кто - же к нам пришел?

Заходит Малыш - Умныш:

-Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся, Малыш - Умныш. Меня приглашали в гости уже во многие детские сады нашего города к таким же ребятам, как вы. И я рассказываю детям о том, что я делаю, когда мама с папой на работе, а я остаюсь дома один.

 В это время залетает Карлсон.

Карлсон: - Привет, Малыш!

 Малыш: - Привет, Карлсон.

Карлсон: - Ты, чего такой невеселый, Малыш.

Малыш: - Да, вот один дома…

Карлсон: - О! Да это же здорово! А папы- мамы точно нет?

Малыш: - Да…

Карлсон: - Ура! Сейчас повеселимся! Малыш! У тебя есть что-нибудь вкусненькое?

Малыш: - Ну,… Котлеты с макаронами, борщ со сметаной…

Карлсон: - у-у-у… Я так не играю. Кто же так встречает лучших друзей!? Где варенье? Где тортик? Где чай?

Малыш: - Вообще-то на кухне оставалась банка клубничного варенья.

Карлсон: - Варенье! Что же ты молчал?! Тащи его сюда! А чай холодный, что ли пить будем? Так включай электрический чайник!

Малыш: - А мама сказала, чтобы я не включал электроприборы, это опасно…

Карлсон: - А. кстати я знаю загадки про электроприборы. (Загадывает загадку)

 Где пройду я –

 Там порядок.

Ни морщинок нет,

Ни складок.   (Утюг)

Дети отгадывают загадку.

Воспитатель:- Карлсон, а наши дети тоже знают загадки про электроприборы. Вот слушай и вы ребята внимательно слушай те и отгадывайте. (Загадки загадывают дети старшего возраста, отгадывают дети среднего возраста)

Белый шкаф стоит в углу

Нашей кухни на полу

 В нем морозно даже летом

Кто мне скажет

Что же это?       (холодильник)

Хобот по полу ползет.

Как конфету пол сосет

 Чисто в доме:

Пыль унес

Всем знакомый пылесос… (пылесос)

Что за чудное кино!

В дом само пришло оно.

Боря, Маша, Витя, Лиза

Вместе смотрят… (телевизор)

Карлсон: - Слушай, Малыш я очень умный, но эти дети тоже молодцы! Кстати, Малыш давай посмотрим телевизор!

Малыш:- Телевизор, можно!

Карлсон:- Но, ведь телевизор - тоже электроприбор. Почему же одни электроприборы нам разрешают включать, а другие запрещают?

Воспитатель:- Карлсон, телевизор, видеомагнитофон, компьютер, холодильник – это не нагревательные электроприборы, и детям такого возраста как Малыш можно ими пользоваться. Конечно, аккуратно  с осторожностью. И если разрешают родители. А  вот опасные электроприборы – нагревательные это: различные электроплиты, электрочайники, утюги, микроволновые печи, плойки.

В это время Карлсон уходит и дом со словами:

- Это для меня слишком сложно, да и не нужно мне все это!

В доме включает чайник и  забывает про не него, включает телевизор, смотрит.

Воспитатель:- Ребята, давайте поиграем в игру. Посмотрите у меня на столе лежат карточки с разными электроприборами нагревательными и не нагревательными. Подойдите к столу и возьмите по одной. Подумайте, какая у каждого из вас карточка. У кого из вас электроприбор нагревательный, подвесьте на мольберт с красным кружком, у кого не нагревательный на мольберт с зеленым кружком.

Дети выполняют задание. Совместное обсуждение и подведение итогов.

Звучит тревожно музыка, в доме произошел пожар. Карлсон кричит:- Пожар, пожар…

В это время «Юные пожарные»:

- Без паники! Нужно вызвать пожарную охрану по телефону 01. (вызывают пожарных).

-Нужно срочно эвакуировать детей. (Малыш помогает в эвакуации детей среднего возраста).

- Нужно спасать Карлсона (Карлсон прячется под стол и не отзывается…) Юные пожарные спасают Карлсона…

Воспитатель спрашивает:- Карлсон, что случилось из - чего произошел пожар?

Карлсон:- Загорелся чайник! (берет ведро с водой, сейчас я его затушу)

«Юные пожарные его останавливают…

- Прежде чем тушить электроприборы нужно выключить электричество. ( Воспитатель отключают рубильник, и «Юные пожарные засыпают чайник песком).

Малыш и дети возвращаются и становятся полукругом.

Воспитатель: ребята, правильно ли поступил Карлсон, что включил электрочайник (ответы детей), и спрятался под стол. (Ответы детей).

- Малыш ты оказался таким смелым и даже не растерялся при пожаре.

Юные пожарные:- Мы награждаем тебя медалью за отвагу!

Карлсон:- Я тоже хочу медаль и хочу стать Юным пожарным, хочу знать все правила пожарной безопасности…

Воспитатель:- Ребята, а вы хотите стать «Юными пожарными»…

(Старшие дети награждают детей, Карлсона и Малыша эмблемами  «Юных пожарных»).

Все вместе поют песню «Я стану пожарным» и уходят под музыку.

 

Цели и задачи:

Познакомить детей с историей возникновения огня. Расширить представления детей о том, что огонь может быть не только другом, но и врагом. Познакомить с новыми понятиями нагревательные электроприборы и не нагревательные. Закрепить знание детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения.  Воспитывать у детей ответственность за шалость с огнем, смелость и умение вести себя в экстремальных ситуациях.

Предварительная работа:

Беседа на тему: огонь- друг, огонь- враг.

Знакомство с загадками, стихотворением А. Галицкой «Огонь»,

Песней «Я стану пожарным».

Беседа о правилах пожарной безопасности и поведении детей в отсутствии взрослых, просмотр DVD- диска «уроки тетушки совы». Чтение А.А. Шевченко «Как ловили уголька».

Экскурсия к пожарному щиту, знакомство с оборудованием: лопата, багор, топор, пожарный рукав.

Рисование по произведению «Кошкин дом».

Аппликация «Пожарная машина».

Оборудование:

Костюмы для «Юных пожарных», Карлсона, Малыша.

Для музея огня: картинки с изображением горящего дерева; древние люди, сидящие в пещере, у огня. Древний человек, высекающий из камней искры, юрта, изба; камни, зажигалка;

Лучина, свечи, керосиновая лампа.

Компьютерный класс:

Компьютер, мультимедиа, проектор, диск с заданием.

Изба, электрочайник. Красные флаги (имитация огня), гирлянды.

Карточки с различными электроприборами. 2 мольберта, 2 кружка (зеленый, красный).

Телефон, ведро, ящик с песком, лопатка. Макет рубильника, бейджики с эмблемами, медаль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по правилам пожарной безопасности с детьми средней группы " Маленькая спичка - большая беда"

Конспект занятия с детьми средней группы по правилам пожарной безопасности....

Конспект занятия "Ознакомление детей с трудом пожарных и пожарной машиной"

В конспекте закрепление материала по пожарной безопасности, а так же знакомство и рассматривание пожарной машины (можно заменить на слайды)....

конспект итогового занятия по правилам пожарной безопасности "Школа юного пожарного"

Конспект занятия для детей среднего, старшего возраста по основам пожарной безопасности....

открытое занятие в старшей группе по пожарной безопасности " Пожарная команда"

Итоговое занятие было проведено с целью  - формирования у детей умения правильно вести себя в чрезвычайной  ситуации – пожаре;      -развивития...