Главные вкладки

    План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Занятие по правилам пожарной безопасности "Юные пожарные"
    план-конспект занятия по окружающему миру на тему

    пп

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                     

        Конспект занятия по правилам пожарной безопасности:

                   

                           Тема: «Школа пожарных наук»

    Воспитатель вместе с детьми (среднего возраста) входит в музыкальный зал.

     Сегодня мне позвонили, знакомые ребята из «Школы пожарных наук» и пригласили нас с вами в гости.

     Дети вместе с воспитателем встречаются с «Юными пожарными». Ребята из «Школы пожарных наук» предлагают пройти в «музей огня», акцентирую внимание детей на том, что я буду экскурсоводом. Сегодня я вам расскажу историю возникновения огня.

    - Ребята, вы уже знаете, что не всегда жизнь людей была такой как сейчас. Давным-давно люди пользовались только, тем, что давала им сама природа. Убежищами им служили пещеры, где было холодно, темно, сыро.

     - когда-то от молнии загорелось дерево. Древние люди, увидев огонь, испугались и разбежались. Но кто-то, наверное, самый смелый человек, догадался взять горящую ветку и отнести ее в пещеру.

    - Ребята, как вы думаете, для чего нужен был огонь в пещере? (в пещере, стало тепло, светло, люди научились готовить пищу, греть воду для купания и т.д)

    - Но, для того чтобы огонь не погас что надо делать? (подкладывать ветки, защищать от сильного вера, от дождя и т.д.)

     - Огонь стал человеку хорошим другом, но случалось, так что огонь угасал. Как вы думаете почему? (проспали ночью, дров не было, из-за дождя поленья мокрые и т.д.)

    - Пришлось человеку задуматься, как же получается огонь. Кто-то заметил, что, когда обрабатывают один камень  другим, появляются искры. Вот и стали высекать камнем искры и зажигать костер тогда, когда им было им нужно. Знания древних людей мы до сих пор используем.  ( Предлагаю обратить внимание детей на стол, на котором лежат два камня, спички, зажигалка).

    - Ребята, кто мне скажет, что объединяет камни,  зажигалку?

    (ответы детей…)

    - Знания древних людей мы используем, например в зажигалке. В ней тоже есть камни, которые называются, кремний при трении  друг с  другом  дают искры. (Продемонстрировать).

    - Но, шло время и жилища людей стали другими, а огонь сопровождал людей  всегда: например буряты жили  юртах. Очаг всегда был в центре юрты. Он был священным. Очаг также служил для освещения, для обогрева, готовки пищи…

    -  В избах научились делать русские печки. Где  огонь тоже служил для обогрева помещения и приготовления пищи, но для освещения печка уже не подходила. Чем освещалось жилище? (ответы детей: освещали свечами, лампами и т.д.)

    - Помещение освещали сначала лучинами, затем свечами, керосиновыми лампами.

    - Огонь для человека стал хорошим другом и помощником, но огонь бывает не только другом.… Послушайте стихотворение, которое расскажут вам ребята, из «Школы пожарных наук».

     «Юные пожарные» зачитывают стихотворение А. Галицкой «Огонь».

    Знают взрослые, знают дети

    В самых дальних концах земли,

    Люди сколько жили на свете

     Пуще глаза огонь берегли!

    Ведь огонь в холода, в непогоду,

    У костра их всегда согревал

    И людскому великому роду

    Замерзать никогда ни давал.

    Издавна и до нашего века

    Он помощник и друг человека.

    Поутру чтобы все были сыты.

    Ставили пищу в духовку, на плиты.

    Хлеб и булки он выпекает

    Люди силу и мощь ощутили

    С той поры как огонь приручили!

    Но бывает огонь и другим –

    Не согреет ладошек он ваших,

    Превращает всё в пепел и дым

    Он коварен, он зол, он и страшен!

    - Ребята, скажите, каким же бывает огонь? (ответы детей: злым, коварным, страшным. Огонь- враг)

    - Молодцы, огонь может быть врагом. Обратите внимание, что в раньше люди везде использовали открытый огонь. Он очень опасен, поэтому люди придумали, и заменили открытый огонь на электроприборы. Например: открытый огонь служил для освещения помещений: Какие электроприборы придумали люди, чтобы освещать помещения? (электрическая лампочка, светильники, торшер и т.д.)

    Открытый огонь служил для приготовления пищи. Какие электроприборы используют люди для приготовления пищи? (электрическая плита, микроволновая печь и т.д.)

    Огонь обогревал жилище. Какими электроприборами пользуются люди в наше время? (электрообогреватели, электрокамины и т.д.) Похвала детей.

    «Юные пожарные» (старшего возраста) предлагают пройти в компьютерный класс и выполнить задание.

    Дети старшего возраста самостоятельно проводят урок на компьютере, для детей среднего возраста.

    - На экране показаны картинки, определите на какой из них огонь- друг, а на какой огонь- враг? (показ картинок: Дети играют со спичками; От костра загорается дерево, от включенного утюга загорается штора и т.п.).

    - Ребята, вы правильно выполнили задание. А сейчас обратите внимание, что пожар может случиться не только от открытого огня, но и от электроприборов. Люди думали что, уменьшили опасность возникновения пожара, но от электроприборов тоже может случиться пожар…

    Вдруг доносится стук. Предлагаю детям отправиться посмотреть кто - же к нам пришел?

    Заходит Малыш - Умныш:

    -Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся, Малыш - Умныш. Меня приглашали в гости уже во многие детские сады нашего города к таким же ребятам, как вы. И я рассказываю детям о том, что я делаю, когда мама с папой на работе, а я остаюсь дома один.

     В это время залетает Карлсон.

    Карлсон: - Привет, Малыш!

     Малыш: - Привет, Карлсон.

    Карлсон: - Ты, чего такой невеселый, Малыш.

    Малыш: - Да, вот один дома…

    Карлсон: - О! Да это же здорово! А папы- мамы точно нет?

    Малыш: - Да…

    Карлсон: - Ура! Сейчас повеселимся! Малыш! У тебя есть что-нибудь вкусненькое?

    Малыш: - Ну,… Котлеты с макаронами, борщ со сметаной…

    Карлсон: - у-у-у… Я так не играю. Кто же так встречает лучших друзей!? Где варенье? Где тортик? Где чай?

    Малыш: - Вообще-то на кухне оставалась банка клубничного варенья.

    Карлсон: - Варенье! Что же ты молчал?! Тащи его сюда! А чай холодный, что ли пить будем? Так включай электрический чайник!

    Малыш: - А мама сказала, чтобы я не включал электроприборы, это опасно…

    Карлсон: - А. кстати я знаю загадки про электроприборы. (Загадывает загадку)

     Где пройду я –

     Там порядок.

    Ни морщинок нет,

    Ни складок.   (Утюг)

    Дети отгадывают загадку.

    Воспитатель:- Карлсон, а наши дети тоже знают загадки про электроприборы. Вот слушай и вы ребята внимательно слушай те и отгадывайте. (Загадки загадывают дети старшего возраста, отгадывают дети среднего возраста)

    Белый шкаф стоит в углу

    Нашей кухни на полу

     В нем морозно даже летом

    Кто мне скажет

    Что же это?       (холодильник)

    Хобот по полу ползет.

    Как конфету пол сосет

     Чисто в доме:

    Пыль унес

    Всем знакомый пылесос… (пылесос)

    Что за чудное кино!

    В дом само пришло оно.

    Боря, Маша, Витя, Лиза

    Вместе смотрят… (телевизор)

    Карлсон: - Слушай, Малыш я очень умный, но эти дети тоже молодцы! Кстати, Малыш давай посмотрим телевизор!

    Малыш:- Телевизор, можно!

    Карлсон:- Но, ведь телевизор - тоже электроприбор. Почему же одни электроприборы нам разрешают включать, а другие запрещают?

    Воспитатель:- Карлсон, телевизор, видеомагнитофон, компьютер, холодильник – это не нагревательные электроприборы, и детям такого возраста как Малыш можно ими пользоваться. Конечно, аккуратно  с осторожностью. И если разрешают родители. А  вот опасные электроприборы – нагревательные это: различные электроплиты, электрочайники, утюги, микроволновые печи, плойки.

    В это время Карлсон уходит и дом со словами:

    - Это для меня слишком сложно, да и не нужно мне все это!

    В доме включает чайник и  забывает про не него, включает телевизор, смотрит.

    Воспитатель:- Ребята, давайте поиграем в игру. Посмотрите у меня на столе лежат карточки с разными электроприборами нагревательными и не нагревательными. Подойдите к столу и возьмите по одной. Подумайте, какая у каждого из вас карточка. У кого из вас электроприбор нагревательный, подвесьте на мольберт с красным кружком, у кого не нагревательный на мольберт с зеленым кружком.

    Дети выполняют задание. Совместное обсуждение и подведение итогов.

    Звучит тревожно музыка, в доме произошел пожар. Карлсон кричит:- Пожар, пожар…

    В это время «Юные пожарные»:

    - Без паники! Нужно вызвать пожарную охрану по телефону 01. (вызывают пожарных).

    -Нужно срочно эвакуировать детей. (Малыш помогает в эвакуации детей среднего возраста).

    - Нужно спасать Карлсона (Карлсон прячется под стол и не отзывается…) Юные пожарные спасают Карлсона…

    Воспитатель спрашивает:- Карлсон, что случилось из - чего произошел пожар?

    Карлсон:- Загорелся чайник! (берет ведро с водой, сейчас я его затушу)

    «Юные пожарные его останавливают…

    - Прежде чем тушить электроприборы нужно выключить электричество. ( Воспитатель отключают рубильник, и «Юные пожарные засыпают чайник песком).

    Малыш и дети возвращаются и становятся полукругом.

    Воспитатель: ребята, правильно ли поступил Карлсон, что включил электрочайник (ответы детей), и спрятался под стол. (Ответы детей).

    - Малыш ты оказался таким смелым и даже не растерялся при пожаре.

    Юные пожарные:- Мы награждаем тебя медалью за отвагу!

    Карлсон:- Я тоже хочу медаль и хочу стать Юным пожарным, хочу знать все правила пожарной безопасности…

    Воспитатель:- Ребята, а вы хотите стать «Юными пожарными»…

    (Старшие дети награждают детей, Карлсона и Малыша эмблемами  «Юных пожарных»).

    Все вместе поют песню «Я стану пожарным» и уходят под музыку.

     

    Цели и задачи:

    Познакомить детей с историей возникновения огня. Расширить представления детей о том, что огонь может быть не только другом, но и врагом. Познакомить с новыми понятиями нагревательные электроприборы и не нагревательные. Закрепить знание детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения.  Воспитывать у детей ответственность за шалость с огнем, смелость и умение вести себя в экстремальных ситуациях.

    Предварительная работа:

    Беседа на тему: огонь- друг, огонь- враг.

    Знакомство с загадками, стихотворением А. Галицкой «Огонь»,

    Песней «Я стану пожарным».

    Беседа о правилах пожарной безопасности и поведении детей в отсутствии взрослых, просмотр DVD- диска «уроки тетушки совы». Чтение А.А. Шевченко «Как ловили уголька».

    Экскурсия к пожарному щиту, знакомство с оборудованием: лопата, багор, топор, пожарный рукав.

    Рисование по произведению «Кошкин дом».

    Аппликация «Пожарная машина».

    Оборудование:

    Костюмы для «Юных пожарных», Карлсона, Малыша.

    Для музея огня: картинки с изображением горящего дерева; древние люди, сидящие в пещере, у огня. Древний человек, высекающий из камней искры, юрта, изба; камни, зажигалка;

    Лучина, свечи, керосиновая лампа.

    Компьютерный класс:

    Компьютер, мультимедиа, проектор, диск с заданием.

    Изба, электрочайник. Красные флаги (имитация огня), гирлянды.

    Карточки с различными электроприборами. 2 мольберта, 2 кружка (зеленый, красный).

    Телефон, ведро, ящик с песком, лопатка. Макет рубильника, бейджики с эмблемами, медаль.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект комплексного занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме: "Чудо - морковка"

    Познакомить детей с полезными свойствами моркови, историей ее выращивания. Продолжать учить детей наклеивать готовые формы на заданную плоскость, не нарушая композицию. ...

    План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

    Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

    План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Конспект занятия: летит ракета к звездам

    Программное содержание:1.Расширить знание детей о космосе и о космических полётах.2.Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений.3.Активизировать словарь: космос, ...

    Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу». план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу».Тема: «Весна в лесу» Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе....