Дидактическое пособие по художественно-эстетическому развитию для детей дошкольного возраста «Разноцветные чашки»
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа)

Виниченко Анна Михайловна

        Дидактическое пособие разработано в соответствии ФГОС ДО, СанПиН  для индивидуальных и подгрупповых занятий детей старшего и подготовительного возрастов.

Целью данного пособия является формирование у детей умений и навыков в рисовании, развитие их творческих способностей, знакомство детей с системой образования различных цветов.

Задачами данного пособия являются:

- Развитие сенсорных эталонов;

- Изучение и запоминание цветов;

- Развитие навыков смешивания цветов;

- Развитие навыков получения различных оттенков;

- Развитие памяти, внимания, мышления;

- Развитие мелкой моторики и тактильного восприятия.

Материал: 14 ламинированных чашек с узором в виде кругов различного цвета, на главной большой чашке изображен цветовой спектр Иттена; 13 чашек из белого жесткого фетра с узором в виде съёмных кругов различного цвета, которые крепятся с помощью липучек (3 чашки №1 - для образования цветов вторичного порядка; 6 чашек №2 - для образования цветов третичного порядка; 4 чашки №3 - для образования оттенков, тонов и теней)

Цель  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie_raznotsvetnye_chashki.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие по художественно-эстетическому развитию

для детей дошкольного возраста

«Разноцветные чашки»

Автор: Виниченко Анна Михайловна,

воспитатель МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с № 7

Дидактическое пособие разработано в соответствии ФГОС ДО, СанПиН для индивидуальных и подгрупповых занятий детей старшего и подготовительного возрастов.

Целью данного пособия является формирование у детей умений и навыков в рисовании, развитие их творческих способностей, знакомство детей с системой образования различных цветов.

Задачами данного пособия являются:

- Развитие сенсорных эталонов;

- Изучение и запоминание цветов;

- Развитие навыков смешивания цветов;

- Развитие навыков получения различных оттенков;

- Развитие памяти, внимания, мышления;

- Развитие мелкой моторики и тактильного восприятия.

Материал: 14 ламинированных чашек с узором в виде кругов различного цвета, на главной большой чашке изображен цветовой спектр Иттена; 13 чашек из белого жесткого фетра с узором в виде съёмных кругов различного цвета, которые крепятся с помощью липучек (3 чашки №1 - для образования цветов вторичного порядка; 6 чашек №2 - для образования цветов третичного порядка; 4 чашки №3 - для образования оттенков, тонов и теней)

Описание

Круг Иттена разделен на 12 цветовых секторов. Всего содержится 3 основных первичных цвета — это синий, желтый, красный. Именно при их смешивании и получается всё многообразие цветового круга.

Опираясь на цветовой круг Иттена, детей можно познакомить с теплыми цветами и холодными. Холодными цветами являются: желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый, синий, сине-фиолетовый, фиолетовый.

К теплым цветам относятся: желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный, красно-фиолетовый.

Данную особенность можно показать поступательно от желто-зеленого цвета до фиолетового против часовой стрелки и от желтого до красно-фиолетового по часовой.

Следующие цвета цветового круга носят название составные или вторичного порядка, их тоже 3 — это фиолетовый, оранжевый и зелёный. Эти цвета получаются путём смешивания в равном соотношении цветов первого порядка.

Благодаря смешиванию цветов первичного и вторичного порядка получаем 6 цветов третичного порядка.

Разноцветные чашки передают сочетание двух цветов снизу, при смешении которых получается третий цвет, он находится сверху.

Первичные цвета в пособии имеют наибольший размер в диаметре, вторичные цвета – меньший, третичные цвета (переходные) – еще меньший диаметр. Цвета, отражающие оттенки, тона и тени, имеют самый маленький размер.

При смешивании первичного цвета с первичным цветом получаются такие сочетания:

Желтый+синий=зеленый

Желтый+красный=оранжевый

Синий+красный=фиолетовый

Таким образом, разноцветные чашки передают данную закономерность.

При смешении первичных цветов со вторичными получаются третичные (переходные) цвета. Узоры чашек отражают такие сочетания:

Красный+оранжевый=красно-оранжевый

Желтый+зеленый=желто-зеленый

Синий+фиолетовый=сине-фиолетовый

Красный+фиолетовый=красно-фиолетовый

Желтый+оранжевый=желто-оранжевый

Синий+зеленый=сине-зеленый.

Также детей старшего дошкольного и подготовительного возраста можно познакомить с понятиями оттенков, тонов и теней.

Оттенки получаются при добавлении в основной цвет белого.

Тона получаются при добавлении серого цвета к основному.

Тени получаются при добавлении в основной цвет черного.

На разноцветных чашках такие закономерности применены для 4 цветов: красного, желтого, синего, зеленого.

4 чашки показывают на своих узорах данные цветовые сочетания.

Несколько вариантов дидактических игр, составленных на основе данного пособия:

Дидактическая игра

«Тёплые, холодные цвета»

Цель: учить детей системе образования различных цветов.

Задачи: учить находить теплые и холодные цвета опираясь на цветовой круг Иттена; развивать память, внимание, мышление.

Материалы: ламинированная чашка с изображенным на ней кругом Иттена.

Ход игры:

1 вариант: педагог просит ребёнка показать на круге тёплые цвета; ребёнок делает поступательные движения от жёлто-зелёного цвета до фиолетового против часовой стрелки, проговаривая вместе с воспитателем названия каждого цвета.

2 вариант: педагог просит ребёнка показать на круге холодные цвета; ребёнок делает поступательные движения от жёлтого до красно-фиолетового по часовой стрелке, проговаривая вместе с воспитателем названия каждого цвета.

3 вариант: воспитатель называет определённый цвет; ребёнок должен самостоятельно определить какой он – тёплый или холодный.

Дидактическая игра

«Смешай цвета»

Цель: учить детей системе образования различных цветов.

Задачи: развивать навык смешивания цветов; учить получать цвета вторичного порядка путём смешивания основных цветов; развивать память и внимание, логическое мышление; развивать мелкую моторику пальцев рук и тактильное восприятие.

Материал: чашка из белого жёсткого фетра № 1, большие и средние круги из цветного фетра на липучках.

Ход игры:

1 вариант: педагог предлагает ребёнку взять два любых больших круга основных цветов (синий, жёлтый, красный) и расположить их на чашке; задача ребёнка-подобрать круг такого цвета, который получится при смешении основных цветов, выбранных им, и прикрепить его на чашку. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок правильно располагал круги (основные цвета рядом друг с другом, вторичный цвет- наверху)

2 вариант: педагог показывает ребёнку круг цвета вторичного порядка, например, зелёный; ребёнку необходимо подобрать большие круги основных цветов, при смешении которых получится зелёный (т.е. жёлтый и синий) и прикрепить их на чашку. Воспитатель следит за правильным расположением кругов.

Дидактическая игра

«Получи нужный цвет»

Цель: учить детей системе образования различных цветов.

Задачи: развивать навык смешивания цветов; учить получать цвета третичного порядка путём смешивания основного цвета и цвета вторичного порядка; развивать память и внимание, логическое мышление; развивать мелкую моторику пальцев рук и тактильное восприятие.

Материал: чашка из белого жёсткого фетра № 2, большие, средние и малые круги из цветного фетра на липучках.

Ход игры: педагог показывает ребёнку два круга – один основного цвета, другой вторичного, просит назвать цвета и предлагает смешать их; ребёнок должен правильно расположить круги на чашке и подобрать маленький круг того цвета, который получится при смешении.

Варианты смешения: красный+оранжевый,

желтый+зеленый, синий+фиолетовый,

красный+фиолетовый, желтый+оранжевый, синий+зеленый,

Дидактическая игра

«Добавь к цвету»

Цель: учить детей системе образования различных цветов.

Задачи: формировать представление о разных оттенках цвета по светлоте; развивать навыки получения различных оттенков; развивать память, внимание и мышление, развивать мелкую моторику пальцев рук и тактильное восприятие.

Материал: чашка из белого жёсткого фетра № 3, крупные круги зелёного, красного, жёлтого, синего цвета на липучках, маленькие круги различных оттенков на липучках.

Ход игры:

1 вариант: педагог показывает ребёнку крупный круг определенного цвета, ребёнок правильно расположив крепит его на чашку; далее воспитатель предлагает ребёнку найти и прикрепить на чашку маленькие круги нужного оттенка, которые получатся при добавлении цвета, проговаривая при этом какой цвет он «добавляет» - белый, серый или чёрный.

2 вариант: педагог крепит на чашку маленькие круги – оттенки определенного цвета, проговаривая вместе с ребёнком понятия «светлый», «темнее», «тёмный»; ребёнок должен определить круги с оттенками какого цвета располагаются на чашке, найти нужный крупный круг и прикрепить его.

Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей младшего возраста «Разноцветные матрешки»

С использованием образовательных технологий- игровые технологии- технологии познавательного развития- технологии личностного-ориентирования взаимодействия педагога с детьми...

Дидактическое пособие по художественно - эстетическому развитию кукла Маша

·        Продолжать знакомить детей с народным и декоративно-прикладным искусством. ·        Закрепить знания о цветах спектр...

Дидактическое пособие по художественно-эстетическому развитию: «Веселая пчела»

Данное пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста, является многофункциональным. При создании  пособия  учитывались современные требования дошкольного образовани...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Разноцветный мир» (возраст детей 4-5 лет)

Кружок (далее программа) «Разноцветный мир» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развития у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомл...

Дидактические пособия по художественно - эстетическому развитию

Дидактические пособия по художественно - эстетическому развитию...

Дидактическое пособие по художественно-эстетическому развитию (театрализованная деятельность) по сказке «Заюшкина избушка»

Дидактическое пособие по художественно-эстетическому развитию (театрализованная деятельность) по сказке «Заюшкина избушка»...

Дидактическое пособие по художественно-эстетическому развитию по сказке «Заюшкина избушка»

Дидактическое пособие по художественно-эстетическому развитию по сказке «Заюшкина избушка»...