Экологический проект "Огород на окне"
проект (младшая группа)

Галина Петровна Новикова

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей второй  младшей группы и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта через исследовательскую деятельность, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stantsiya_ogorodnaya.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗРВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВИДНОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» ЖУКОВСКИЙ ПРОЕЗД, 23

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«СТАНЦИЯ ОГОРОДНАЯ»

для детей 3-4 лет

Разработала воспитатель

Новикова Галина Петровна

Видное 2024 г.

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательный, исследовательский, творческий.

Тип: краткосрочный.

Сроки реализации: 26 февраля – 29 марта 2024 г.

Участники проекта: воспитатель группы, родители, дети 2 младшей группы.

 Актуальность:

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. Но в осенне-зимний период у детей угасает интерес к развитию растений, так как нет наглядности, а у детей наглядно-образное мышление. Для решения этой проблемы был создан «огород на окне», который позволяет вести наблюдения за ростом и развитием растений, проводить экспериментальную работу по выявлению факторов, влияющих на рост и развитие растений и получение устойчивых трудовых умений и навыков по уходу за культурами огорода.

Цель проекта:

Формирование познавательного интереса через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях.

Задачи Проекта:

Познавательное развитие: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление. Формировать представление детей о растениях, овощах и фруктах, сенсорные эталоны.

Социально-коммуникативное развитие: учить бережно относится к природе. Закреплять новые знания с опорой на жизнь. Воспитывать трудолюбие желание помогать взрослым, учить детей ухаживать за растениями.

Речевое развитие: обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы. Знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.

Художественно - эстетическое развитие: продолжать развивать мелкую моторику рук, навыки работы карандашом, кистью, различные приёмы лепки; закрепить основные цвета. Учить использовать в творческой деятельности, ранее приобретенные знания и навыки. Знакомить с музыкальными произведениями, связанными с тематикой проекта (хороводные игры, песни, развивать эмоциональную отзывчивость, певческие навыки, музыкальные способности.)

Оборудование и материалы:  контейнеры с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки и опрыскиватели с водой, грабельки, ведерко под орудия труда (грабельки, совочек)

Значимость проекта для всех его участников:

Дети получают знания по уходу за культурными огородными растениями, формируются представления о структуре трудового процесса. Дети узнают и называют части растения.

Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.

Родители активно участвуют в подготовке материалов (подборка семян для посадки, в творческом оформлении огорода на окне).

Предполагаемые результаты:.

Для детей: У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

Для родителей: повышение компетентности по данной теме, укрепление детско—родительских отношений, продолжение активного сотрудничества с ДОУ. самореализация.

Для педагога: повышение профессионализма, внедрение проектной деятельности в работу с детьми и родителями.

Формы реализации проекта:

С детьми:

Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность.

С родителями:

Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий.

Этапы Проекта:

1. Подготовительный.

2. Основной (исследовательский).

3. Заключительный.

1. Подготовительный

Содержание деятельности воспитателя и детей:

- определение темы проекта;

- формулировка цели и определение задач;

- подборка материала по теме проекта (литература, наглядный материал, дидактические, подвижные, пальчиковые, сюжетные игры,

физкультминутки, загадки, фото, семена, муляжи овощей, материалы для посадки);

- составление плана основного этапа проекта;

- создание дидактической игры «Что сначала, что потом?»

- создание настольного театра «Весёлые овощи» для оформления огорода на    окне и игровой деятельности.

- создание шапочек с изображением овощей и фруктов для сюжетно-ролевых и подвижных игр.

Работа с родителями:

- папка-передвижка «Огород на окне»;

 - приобретение контейнеров, почвы, инструментов для посадки и ухода за огородом.

 - подготовка семян и луковиц.

2. Основной (исследовательский)

Содержание деятельности воспитателя и детей:

Познавательное развитие:

ФЭМП «Собираем урожай» Цель: Совершенствовать умение составлять      группу предметов и выделять один предмет из группы.

- рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов,  уточнение  формы, цвета.

- беседы:

  • «Необходимые условия для роста растений»
  • Рассказ воспитателя: «Где живут витамины»
  • «Земля и росток» Цель: дать представление о том, насколько важна земля для роста растений.
  • «Солнышко и растения» Цель: дать представление о роли солнца в жизни лука и других растений.
  • «Тепло и холод для растений» Цель: дать представления о потребности растений в тепле.
  • «Человек и растение» Цель: определить роль человека в уходе за растением.

- наблюдение, экспериментальная  и трудовая деятельность:

  • знакомство с моделью трудового процесса;
  • оформление огорода на окне;
  • наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;

знакомство с моделью строения растений;

  • «Земля—какая она» Цель: дать представления о свойствах земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)
  • «Свойства воды» Цель: дать представление о значении воды для прорастания и роста растений.

Речевое развитие:

- разучивание потешек, поговорок, песенок, связанных с огородом, овощами и фруктами;                                                                                                                             - рассматривание иллюстраций в книгах;

- пальчиковая гимнастика: «Мы капусту рубим», «Компот», «Однажды хозяйка с базара пришла», «Мы делили апельсин»;

- инсценировка русской народной сказки «Репка»;

- чтение художественной литературы:

  • русские народные сказки («Пых», «Репка», «Вершки и корешки», «Бобовое зёрнышко»;
  • стихи об овощах и фруктах (С.В. Михалкова  «Овощи»,  В. Коркина  «Что растет у нас на грядке»,  А. Барто   «Морковный сок»,  Э. Успенский  «Как капусту растили», И. Токмакова  «Купите лук»;
  • загадки про овощи и фрукты.

Социально—коммуникативное развитие:

Игровая деятельность:

- дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Найди по описанию», «Мы волшебники немного – был один, а стало много»,  «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек», «Узнай и назови» (овощи и фрукты), «Угадай на вкус», «Что лишнее?», «Назови ласково",  "Путаница" (собери правильно растение: корень, стебель и т. д.), «Продолжи фразу», «Хлопай в ладоши»;

- подвижные игры («Кто быстрее соберёт», «Посади и собери картофель», «Кабачок» (игра-хоровод), «Баба сеяла горох», «Огород у нас в порядке»;

- сюжетно-ролевые игры: «Мамины помощники» (приготовление борща и компота).

Трудовая деятельность:

- посев семян овощей (гороха, фасоли);

- посадка луковиц;

- посев семян пшеницы, ячменя, овса;

- совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление.

Художественно-эстетическое развитие:

- продуктивная деятельность:

  • рисование «Спелое яблоко»,;
  • лепка «Чудо-горошины»,;
  • аппликация «Репка»;
  • раскрашивание «Овощи», «Фрукты».

Работа с родителями:

- беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»?

- консультации для родителей «О луке - детям», «Участвуем в проекте», «Где живут витамины»;

- изготовление «Пугала огородного» из бросового материала.

-фото домашнего огорода на окне для создания фотоальбома.

3. Заключительный

Содержание деятельности воспитателя и детей:

- анализ полученных результатов

Основные продукты проекта:

- огород на подоконнике «Станция «Огородная»;

- презентация «Как мы участвовали в проекте «Огород на окне»;

- фотоальбом «Мамин огород на окне»

Работа с родителями:

Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами в летний период выращивания.

Итоговые результаты:

  • дети получили знания, что растение живое, о значении света для растений, зачем растениям нужна вода;
  • научились сравнивать овощи и фрукты по нескольким признакам;

  • приобрели новый опыт исследовательской деятельности, расширили свой кругозор и мыслительную деятельность;
  • проводимая работа позволила воспитать у детей трудолюбие, бережное отношение к растениям, дети научились работать вместе с родителями, помогать им.
  • сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологическое окно" в детском саду.

Нетрадиционная форма работы по экологическому воспитанию дошкольников....

Проект по экологическому образованию на тему: "Огород на окне".

Краткосрочный проект продолжительностью 1 месяц (март).            Тема  проекта. «Огород на окне»....

Экологическая акция "Витамины на окне"

В материале представлена структура проведения акции, фотоматериалы....

Конспект игрового занятия по работе с «экологическим окном» Тема: « Приключение осеннего листочка»

Задачи.Образовательные:1. Учить детей замечать изменения в природе, знакомить с новым понятием «лесная полянка», с животными живущими в лесу.2. Учить подпевать повторяющиеся фразы.3. Формировать импро...

Экологический проект «Огород на окне» (II младшая группа)

Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реали...