Консультация для родителей "Готовность детей к школе"
консультация (подготовительная группа)

Мелющенко Яна Евгеньевна

Уважаемые родители! Вот и заканчивается дошкольное детство, через несколько месяцев ваши дети пойдут в школу. Готовы ли они к школьному обучению и что такое готовность ребенка к школе?

Каким Вы хотите видеть своего ребёнка?

•         Здоровым

•         Культурным

•         Весёлым

•         Добрым

•         Умным

•         Читающим

•         Сообразительным

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Готовность детей к школе

Уважаемые родители! Вот и заканчивается дошкольное детство, через несколько месяцев ваши дети пойдут в школу. Готовы ли они к школьному обучению и что такое готовность ребенка к школе?

Каким Вы хотите видеть своего ребёнка?

• Здоровым

• Культурным

• Весёлым

• Добрым

• Умным

• Читающим

• Сообразительным

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам.

С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, новые задачи, новые формы деятельности. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, в школьном возрасте - учебная деятельность.

Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня в физическом и психическом развитии.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).

Физическая готовность

Координация движений в соответствии с возрастной нормой

Прыгает через скакалку. Попадает мячом в двигающийся объект.

Развитию мышцы кисти способствует выполнение точных, тонко скоординированных движений пальцев рук:

· лепка из глины, пластилина,

· закручивание гаек в детском конструкторе,

· собирание узоров из мелкой мозаики,

· вышивание,

· завязывание узелков,

· застегивание мелких пуговиц.

· игры с мячами небольшого размера, такими, которые можно удержать одной рукой.

· разнообразные «пальчиковые игры» и гимнастика для пальцев.

Задача этих упражнений – укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением кисти по показу, словесной команде

Как быть, если ребенок леворукий?

Ни в коем случае не следует идти против природы и переучивать ребенка. Это может повлечь за собой серьезные нарушения его здоровья: нарушение сна, повышенная возбудимость

Сформированность гигиенических умений, навыков самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:

· умываться;

· чистить зубы;

· мыть руки;

· пользоваться туалетом;

· одеваться;

· застегиваться и завязывать шнурки;

· следить за своим внешним видом;

· пользоваться столовыми приборами;

Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в школе. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.

При наличии каких-либо медицинских отклонений необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.

Психологическая готовность

#1042;ысокая мотивационная готовность

Мотивация может быть внешняя и внутренняя.

Внутренняя мотивация

  • Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний.
  • Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус.

Внешняя мотивация

  • Ориентация на внешнюю школьную атрибутику;
  • Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму».

Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность — это наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи.

Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, переключаемостью.

Память также должна быть произвольной. Ребенок в этом возрасте запоминает 6-8 слов или картинок.

Уровень развитости словесно-логического мышления должен позволять ребенку обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.

Важнейшими показателями интеллектуальной зрелости ребенка являются:

  • умение наблюдать;
  • ориентация в пространстве и времени; ориентируется в знакомом микрорайоне, узнает улицу, маршрут. Знает название времени суток, месяцев, дней недели, времен года, праздники;
  • умение распределить предметы по их размеру, длине, ширине и высоте;
  • умение дать предметам и их свойствам единое название, может угадать предмет по признакам (красный, круглый, сочный овощ);
  • умение рассказывать о своей любимой деятельности или событии, умение описать картинку;
  • способность уловить основные связи между явлениями (туча – дождь);
  • способность концентрировать внимание;
  • знает имена, отчества родителей, бабушек, дедушек. Свое имя, отчество, фамилию;
  • понимает родственные связи (бабушка- это мамина мама, дядя- это папин брат);
  • помнит названия книг, которые ему читали, может рассказать куда ездил летом;
  • сравнивает предметы, выделяя различия и сходства (ромашка-одуванчик);
  • устанавливает причинно-следственные связи и закономерности. (Маша выглянула в окно и сказала – ночью был дождь. Что увидела Маша?);
  • соединяет прямой линией точки, находящиеся на расстоянии 8 см;
  • аккуратно раскрашивает, штрихует, произвольно может изменять силу нажима на карандаш;
  • рисует по заданию палочки разной высоты, копирует образец, соблюдая размер;
  • может продолжить орнамент.

Эмоционально-волевая готовность

Важнейшими показателями волевой готовности являются:

  • Умение поставить цель, принять решение, наметить план действия и исполнить его;
  • проявить определённое усилие в случае преодоления препятствия;
  • способность оценить результат своего действия;
  • умение управлять своими движениями, вниманием;
  • умение преднамеренно заучивать стихотворение;
  • способность подчинить своё желание необходимости сделать что-либо;
  • способность управлять своими эмоциями и поведением;
  • умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.

Если у ребёнка не сформировано положительное эмоциональное отношение к школе, то он активно сопротивляется учёбе.

Во-первых, ребёнок не хочет справляться со школьными трудностями, так как родители не приучили его ограничивать свои желания и потребности.

Во-вторых, активное нежелание учиться встречается у тех детей, которых дома напугали школой: «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!»

В-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах. В этом случае, встреча с действительностью может вызвать сильнейшее разочарование, и у ребёнка возникает резко отрицательное отношение к школе.

Социальная готовность

Важнейшими показателями социальной готовности являются:

  • Умение понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребенку взрослые;
  • Умение считаться с другими, подчиняться и уступать им при необходимости;
  • Навык сотрудничества;
  • Способность самому решить свои простейшие проблемы, обслужить себя;

К школьному возрасту все дети приходят с разным багажом знаний, умений, навыков, привычек. Основные новообразования дошкольного детства – умение играть в ролевые, сюжетные игры и что очень важно для школы – игры с правилами. Важнейшая предпосылка готовности к школе – это исчерпанность (завершенность) предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть. В противном случае (если завершать этот этап в школе) нагрузка на ребенка может оказаться непомерной, что приводит к появлению невротических симптомов у ребенка (капризность, плаксивость, страхи, отказ ходить в школу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Психологическая готовность детей к школе"

Психологическая готовность  детей к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. В консультации рассматриваются пять компоне...

Консультация "Психологическая готовность детей к школе"

Что же означает психологическая готовность ребёнка к школе?...

Консультация «Речевая подготовка детей к школе в семье»

Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением...

Консультация: " Речевая готовность детей к школе"

Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом ...

Консультация "Психологическая готовность детей к школе"

Консультация "Психологическая готовность детей к школе"  Поступление в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка,независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый кла...