«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
консультация

Сафьянова Анастасия Алексеевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад №29 «У Лукоморья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 Сафьянова Анастасия Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Саяногорск

         

«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

 

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев»

(В.А. Сухомлинский)

Что же такое «пальчиковые игры»? Техника «пальчиковых игр» очень проста, движения несложны. Однако они убирают напряжение рук, способствуют расслаблению мышц всего тела. Невероятно, но факт: благодаря развивающим пальчиковым играм у ребёнка улучшается произношение «трудных» звуков. Замечена закономерность: чем пластичней кисти, чем лучше работают детские пальчики — тем лучше малыш разговаривает. Это происходит оттого, что руке отведено особое значение в коре головного мозга. Поэтому, развивая кисти ребёнка, вы вносите большую лепту в развитие всего головного мозга. Происходит ускоренное и (что главное) правильное становление речи.

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.  Там особое распространение приобрели упражнения с шариками (каменными или металлическими — не важно). Если заниматься с ними постоянно — можно отметить улучшение памяти, деятельности сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Шарики снимают напряжение, развивают координацию, ловкость и силу рук. А вот в Японии для упражнений с пальцами и ладошками используют грецкие орехи. Также можно перекатывать в сомкнутых ладонях шестигранный карандаш.  А в России детей с пелёнок обучали известным нам играм «Ладушки», «Сорока-ворона» или «Коза рогатая». Сейчас этим развивающим методикам уделяется особое внимание специалистов, ведь пальчиковые игры для детей — универсальный дидактический материал, который помогает малышам в развитии, как физическом, так и моральном. Поэтому в занятия и процесс режимных моментов нужно обязательно включать пальчиковые игры и различные упражнения, направленные на развитие тонкой ручной координации.  Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки - белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

 

 

 

Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми

дошкольного возраста

        Игры по тренировке пальчиков начинают с детьми дошкольного возраста, с так называемой пальчиковой гимнастики, провожу ее по возможности на каждом занятии. С этой целью можно использовать разнообразные игры и упражнения. Упражнения- игры без предметов универсальны, потому что ни к чему не привязаны и могут быть использованы где и когда угодно.

Итак, в работе с детьми дошкольного возраста ставлю следующие задачи:

- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

- сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной;

- подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;

- установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения;

- повысить интерес детей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

        В работе широко использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Тексты упражнений - это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух. Все эти, на первый взгляд, малозначительные моменты, в дальнейшем сослужат хорошую службу, поскольку это предупреждает нарушения письма, способствует выработке ровного почерка, помогает при запоминании стихов.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛЫ

        Правило № 1.  Подбирать игры, которые детям окажутся по силам. Сначала покажите все действия с пальчиками, а потом предложите повторить.

        Правило № 2.  Сопровождать игры стихами и потешками. Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия или придумать движения на подходящие стихи.

        Правило № 3.  В играх обязательно должен поучаствовать каждый из 10-и пальчиков ребенка (все вместе или поочередно). Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).

        Правило № 4.  Подбирать игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти!

        Правило № 5.  Играть часто, но понемногу. В пальчиковых играх, как и везде, стоит придерживаться системы и последовательность

                        

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_palchikovye_igry.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад №29 «У Лукоморья»

«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Выполнил:

 Сафьянова Анастасия Алексеевна

г. Саяногорск

        

«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

 

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев»

(В.А. Сухомлинский)

Что же такое «пальчиковые игры»? Техника «пальчиковых игр» очень проста, движения несложны. Однако они убирают напряжение рук, способствуют расслаблению мышц всего тела. Невероятно, но факт: благодаря развивающим пальчиковым играм у ребёнка улучшается произношение «трудных» звуков. Замечена закономерность: чем пластичней кисти, чем лучше работают детские пальчики — тем лучше малыш разговаривает. Это происходит оттого, что руке отведено особое значение в коре головного мозга. Поэтому, развивая кисти ребёнка, вы вносите большую лепту в развитие всего головного мозга. Происходит ускоренное и (что главное) правильное становление речи.

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.  Там особое распространение приобрели упражнения с шариками (каменными или металлическими — не важно). Если заниматься с ними постоянно — можно отметить улучшение памяти, деятельности сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Шарики снимают напряжение, развивают координацию, ловкость и силу рук. А вот в Японии для упражнений с пальцами и ладошками используют грецкие орехи. Также можно перекатывать в сомкнутых ладонях шестигранный карандаш.  А в России детей с пелёнок обучали известным нам играм «Ладушки», «Сорока-ворона» или «Коза рогатая». Сейчас этим развивающим методикам уделяется особое внимание специалистов, ведь пальчиковые игры для детей — универсальный дидактический материал, который помогает малышам в развитии, как физическом, так и моральном. Поэтому в занятия и процесс режимных моментов нужно обязательно включать пальчиковые игры и различные упражнения, направленные на развитие тонкой ручной координации.  Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки - белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми

дошкольного возраста

        Игры по тренировке пальчиков начинают с детьми дошкольного возраста, с так называемой пальчиковой гимнастики, провожу ее по возможности на каждом занятии. С этой целью можно использовать разнообразные игры и упражнения. Упражнения- игры без предметов универсальны, потому что ни к чему не привязаны и могут быть использованы где и когда угодно.

Итак, в работе с детьми дошкольного возраста ставлю следующие задачи:

- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

- сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной;

- подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;

- установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения;

- повысить интерес детей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

        В работе широко использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Тексты упражнений - это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух. Все эти, на первый взгляд, малозначительные моменты, в дальнейшем сослужат хорошую службу, поскольку это предупреждает нарушения письма, способствует выработке ровного почерка, помогает при запоминании стихов.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛЫ

        Правило № 1.  Подбирать игры, которые детям окажутся по силам. Сначала покажите все действия с пальчиками, а потом предложите повторить.

        Правило № 2.  Сопровождать игры стихами и потешками. Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия или придумать движения на подходящие стихи.

        Правило № 3.  В играх обязательно должен поучаствовать каждый из 10-и пальчиков ребенка (все вместе или поочередно). Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).

        Правило № 4.  Подбирать игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти!

        Правило № 5.  Играть часто, но понемногу. В пальчиковых играх, как и везде, стоит придерживаться системы и последовательность

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, «Рука - это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. Эти выводы не случайны.Мозг ребенка осваи...

Реферат "Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста".

Таланты детей находятся на кончиках их пальцев                                           ...

Статья" Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Перемены, происходящие на сегодняшний день в системе образования, касаются и дошкольного образования в том числе. Педагоги озадачены не только построением и модулированием образовательного процесса, а...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В статье рассматриваются способы развития речи у детей дошкольного возраста в процессе развития мелкой моторики рук, а именно посредством пальчиковых игр. Показано влияние движений пальцев рук на умст...

Мастер-класс "Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движен...

Статья на тему: Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Трудно понять, каким образом маленький ребёнок, который не может ни на чём сосредоточиться, не владеет умственн...