Взаимодействие с педагогами
методическая разработка

Анастасия Сергеевна Трусова

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Городской округ Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад комбинированного вида №14 “Березка”

(МБДОУ “Детский сад №14 “Березка”

Консультация для воспитателей

«Пальчиковые игры и упражнения

как средство развития речи у детей»

Пальчиковые игры и упражнения - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелкой моторики рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребенок начнет легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой. Персонажи предлагаемых пальчиковых игр (бабочка, рыбки, лошадки и др.) знакомы и понятны малышам.

Игры, использующие разнотипные движения пальцев, — особый вид детской забавы. Проекция кисти руки в двигательной области коры головного мозга чрезвычайно близка к моторной речевой зоне. Этим объясняется стимулирующее воздействие тренировки мелкой моторики руки на речевое развитие ребенка. Также I пальцевые игры оказывают заметное влияние на общее психофизическое развитие, помогают ребенку сформировать образ «телесного Я», приобрести навыки невербального (несловесного) общения.      Детские психологи и педагоги используют в своей практике данные игры и отмечают их эффективность. Однако число применяемых отечественных игр невелико (10—15), лишь половина из них народные, остальные — разработки различных авторов, далеко не всегда удачные. Следует отметить, что у самых разных народов пальчиковые игры ранее имели значительное распространение. Интерес зарубежных исследователей к этой проблеме достаточно велик, существуют серьезные междисциплинарные работы по английским и немецким пальцевым играм, множество игр используется педагогами этих стран. Отечественные исследователи пока впрямую не занимались этой проблемой. Специалисты по игровому фольклору часто описывают лишь словесный рисунок игры, не фиксируя движения, сопровождающие слова. Менее всего описаны игры, не имеющие словесного сопровождения.

Принципы подбора игр. Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т.д.) использует в основном движения сжимания, изредка — растяжения и почти никогда — расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки — большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующее им двигательное поле — зона, несущая основную нагрузку в быту и общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:

—сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;

—использовались изолированные движения каждого из них.

 Игра может быть построена на тренировке только одной из трех двигательных составляющих (лучше второй или третьей), однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными. Наибольший интерес представляют игры:

—  на расслабление;

— в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы;

— на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой — другое).

Приведем перечень некоторых игр (для игр со словами даны первые строчки текста, для игр без слов — краткое описание движений; помимо народных игр, включены и авторские, имеющие широкое распространение).

•  Сорока-ворона кашу варила...

•  В гости к пальчику большому приходили прямо к дому...

•  Этот пальчик — дедушка, этот пальчик — бабушка...

•  Идет коза рогатая, идет коза бодатая...

•  Большаку — дрова рубить, а тебе воды носить...

•  Мальчик-пальчик, где ты был? С этим пальцем щи варил...

•  Идут четыре брата навстречу старшому. «Привет, большак!..»

•  Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трем-трем...

•  На двери висит замок. Кто открыть его бы смог?..

•  Мы делили апельсин. Много нас, а он один...

•  Две сороконожки бежали по дорожке...

•  Прижми большак. Правые руки двоих играющих сцепляются, большой палец каждого старается прижать сверху тот же палец соперника.

•  Паучок. Указательный палец левой руки смыкается с большим правой, указательный палец правой — с большим левой. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большими поочередно проделывают остальные пальцы.

•  Моторчик. Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, все быстрее и быстрее, не задевая ладонь.

•  Перетяжечки. Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.

Камень, ножницы, бумага. Два игрока одновременно выбрасывают вперед руки, сложенные в одной из трех позиций: кулак — камень, ладонь — бумага, разведенные указательный и средний — ножницы. Камень сильнее ножниц, бумага сильнее камня, ножницы сильнее бумаги.

•  Колечки. Сомкнутые большой и указательный палец правой руки — большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый — малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочередно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой — большое.

Развитие мелкой моторики руки является необходимой частью любых систем дошкольного воспитания — как традиционных, так и вновь «открытых» (таких, как, например, система М. Монтессори и система Р.Штейнера). Пальцы маленького ребенка должны развиваться и тренироваться, осязание играет роль в развитии речи, обострении тактильных возможностей, тренировки мускульной памяти, подготовки и обучении к письму, развитии воображения.

Игра с пальцами доступна, понятна детям. Игры, направленные на развитие ловкости, подвижности пальцев, были особенно любимы народной педагогикой.

«Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей», — говорила М. Монтессори. Педагог способствует этому, соответствующим образом подготавливая среду. Предоставим ребенку возможность упражняться в заботе о самом себе, в самообслуживании — и он сам научится обращаться с ложкой, вилкой, ножом, пипеткой, щипцами, салфеткой, полотенцем, губкой. Надо только позволить ему переливать воду, пересыпать зерно, многократно застегивать и расстегивать одежду, причесываться, чистить зубы, ухаживать за одеждой, обувью, стирать и гладить.

Разумеется, все эти умения приходят к ребенку не с помощью наставлений и объяснений, а в результате постоянных упражнений, самостоятельной деятельности, в специально организованном взрослыми учебном пространстве. Для каждого упражнения есть свой учебный материал, который предъявляется ребенку индивидуально, строго определенным образом и в соответствующей последовательности.

Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка презентационного доклада для педагогов

«Социально - значимые акции в дошкольном образовании: практическое применение»

МБДОУ «Детский сад №14 «Березка»

Воспитатель: Трусова А.С.

Цель: Способствовать повышению компетентности педагогов в области позитивной социализации, в проведения социальной акции, как одной из эффективных форм взаимодействия всех участников образовательного процесса в рамках социально позитивного развития дошкольников.

Задачи:

   -Закрепить знания педагогов об алгоритме организации и проведении   акций. 

  - Познакомить педагогов с социальными акциями        

  - Повысить интерес педагогов к использованию в работе такой интерактивной      формы взаимодействия, как «акция».

Основные этапы презентационного доклада:

1.Вводная часть:

1.1 Приветствие, сообщение темы, постановка цели и задач.

2.Основная часть:

2.1. Вводная беседа: алгоритм организации акции

2.2. Практическая работа: практика использования социальных акций в ДОУ

3.Заключительная часть:

3.1. Подведение итогов, анализ работы.

Ход презентационного доклада:

  1.Вводная часть

 Приветствие присутствующих педагогов, сообщение темы, цели и задач.

   2. Основная часть.

Социальные акции — одно из направлений позитивной    социализации дошкольников. Основная цель социальной акции —   формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания. 

 Главной задачей является привлечь и объединить всех участников образовательного процесса.

  Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают представления о том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький ребенок способен изменить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение; 

Акции социального характера способствуют развитию нравственных и личностных качеств дошкольников, создают условия для творческой самореализации ребенка. В процессе проведения акции дети открывают для себя новые знания, делают выводы, приобретают социальный опыт взаимодействия с окружающим миром.

 

Алгоритм организации Акции

  • Определение темы, цели и задач акции.
  • Формирование творческой группы (ответственные за организацию и проведение акции).
  • Подбор методов и форм проведения.
  • Определение сроков проведения (краткосрочная или долгосрочная акция).
  • Составление плана проведения акции (план мероприятий)
  • Проведение мероприятий акции.
  • Подведение итогов.

    Каждая акция состоит из трех основных этапов: мотивации, планируемых действий и завершающий этап.

     

       1 этап - мотивация. При разработке и подготовке акции следует определить: на решение какой социально - педагогической проблемы акция направлена, какова цель акции. Также следует продумать форму проведения мероприятия.

       2 этап - планируемые действия. Реализация сценария социальной акции. Это может быть одно или несколько мероприятий, идущих друг за другом (беседа, продуктивные виды деятельности и т.д.).

        3 этап - завершающий. Данный этап подразумевает подведение итогов социально-педагогической акции, определение её дальнейших перспектив: есть ли необходимость её повторять, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли каким-то образом изменить форму проведения акции.

         

   Виды акций:

  • Акции всегда являются тематическими, то есть все мероприятия в рамках акции связаны одной темой, направлены на одну идею.

  Акции могут разделяться по продолжительности:

  • Красткосрочные (1 день) включают в себя 1-3 мероприятия в течение дня.
  • Среднесрочные (до 1 недели) приурочены к какой-то дате, празднику, теме.
  • Долгосрочные (до 1 месяца)

          2.2. Практическая часть

Примеры акций:

Акция «Берегите природу!»

Целью которой стало воспитание у детей дошкольного возраста желания беречь природу и призывать к этому окружающих.

Акция «Цветами улыбается Земля»

Цель: Развивать у детей интерес к изучению природы родного края.   Воспитывать заботливое отношение к природе.

В рамках акции в нашей группе появился небольшой огородик.

Большую помощь в оформлении огорода оказали родители. Они закупили   землю, принесли семена различных цветов, участвовали в эстетическом оформлении «огорода».

Акция закончилась высадкой выращенной рассадой на территории детского сада.

Акция «Покормите птиц зимой»

Цель: Привлечь внимание детей и родителей к проблемам природы, к миру пернатых. Оказать   активную помощь птицам в холодное время года.

В акции по изготовлению экологических кормушек приняли участие дети, педагоги, родители, проявив фантазию и мастерство.

Акция «Почта Деда Мороза»

Акция «Сегодня праздник Ваш, мужчины!»

 Цель: Воспитать у детей уважительное отношение к военному человеку, прививаем любовь к Родине и развиваем патриотические чувства, чувства долга перед своей страной.

 Акция «Весенняя улыбка"

Цель: Дать возможность мальчикам почувствовать себя мужчинами, создать праздничное настроение.

  Акция «Пасхальный сувенир»

 Цель: Познакомить детей с народными обрядовыми праздниками, приобщать к общечеловеческим нравственным ценностям. Углубить знания дети о русских     народных праздниках, обычаях

   Акция «Корзина добра»

   Посвященной Всемирному дню ребёнка.

Цель: Оказание помощи нуждающимся детям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Акция «Батарейка- сдавайся!»

 Цель: Формировать представление о том, какую опасность для человека и природы несут использованные батарейки. Привлечь внимание к проблеме утилизации отработанных элементов питания.

 Акция «Подари детям книгу»

 Цель: Привлечь родителей к участию в совместном с педагогами мероприятии, пополнению развивающей среды в группах.

 Акция «Подари настроение»

В один из дней воспитатели необычно встретили родителей и детей. Предложили нарисовать родителям смайлики настроения, которыми они желают поделиться со своими детьми.

А дети в этот день смастерили поделки - «Весёлые солнышки» и подарили вечером своим родителям.

Акция была для всех неожиданной, но очень приятной. Никто в детском саду не остался без нашего внимания. Дети, педагоги, родители дарили друг другу свои улыбки. Акция принесла много хорошего настроения и, конечно, улыбок. Результатом акции стал оформленный плакат, благодаря которому дети и родители смогут любоваться совместным творчеством.

     Акция «Спасибо врачам»

Цель: Выразить слова благодарности медицинским работникам. В знак уважения и поддержки ребята сделали плакат и написали самые теплые слова врачам, медсестрам.

      3.Заключительная часть.

Благодаря участию в акциях происходит формирование активной жизненной позиции, у детей развиваются представления о том, что от каждого из них зависит состояние окружающей среды, взаимоотношения людей, результаты деятельности.

Результатом проведения социальных акций стало накопление детьми разнообразного социального опыта. У дошкольников в элементарном виде формируются социально-ценностные ориентации, они становятся более независимыми и самостоятельными

Социально-значимые акции в ДОУ позволили, сделать работу педагогов, детей и родителей наиболее интересной и привлекательной.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14«Берёзка»

Мастер-класс для воспитателей

Тема: «Детское экспериментирование как способ развития творческих

способностей детей дошкольного возраста»

Составила: Трусова А.С.

Ханты-Мансийск

2023

Воспитатель: Трусова Анастасия Сергеевна

Место проведения: МБДОУ «Детский сад №14 «Берёзка»

Продолжительность мастера- класса: 30 мин

Цель мастер- класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  • Повысить профессиональное мастерство педагогов.
  • Расширить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
  • Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
  • Создать и поддержать условия для развития творческого потенциала.
  • Рефлексия собственного профессионального мастерства по теме мастер - класса.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Раздаточный материал: шаблоны, цветные мелки, соль «Экстра», клей, кисточки, салфетки.

Ход мастер - класса:

Уважаемые коллеги!

Общеизвестно, педагоги как пчелки, которые трудятся не покладая рук, стремясь собрать как можно больше полезного, интересного и необходимого для своей работы. Вот и сегодня мы собрались с вами, чтобы поделиться опытом, и я надеюсь, что каждый из вас унесет с собой что-то новое, необходимое и значимое.

Теоретическая часть.

Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.

Каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, можно разбудить эти дремлющие, до поры до времени, творческие наклонности.

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, творческого подхода к решению проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. То, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Чтобы решить эту серьезную, на мой взгляд, проблему современного общества, надо создать ребенку соответствующие условия.

     Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием этого процесса является продуктивная познавательная  деятельность детей. Именно с такой деятельностью детей дошкольного возраста большинство исследователей связывают развитие творческих способностей ребёнка. 

    Образование детей должно строиться как увлекательная проблемно –практическая  деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Такую возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу особенностей ребенка дает деятельность экспериментального характера.

    Дошкольники любят экспериментирование, так как эта деятельность отвечает особенностям их мышления- наглядно-образного и наглядно-действенного.

Главным достоинством экспериментирования является то, что даются детям реальные представления о предмете или явлении, о взаимоотношении с другими предметами, а также со средой, в которой они находятся.

    В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определенной структуры.

  • Постановка, формулирование проблемы;
  • Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых    деталей;
  • Проверка гипотез;
  • Подведение итогов, вывод;
  • Фиксация результатов;
  • Вопросы детей.

    Тему для экспериментов выбираю с учетом интересов детей, а также   в соответствии с тематикой  и событийностью.

В своей работе я интегрирую разные виды экспериментирования.

Это эксперименты с реальными объектами и абстрактными объектами.

С реальным объектом - это экспериментирование с объектами живой и  не живой природой, рукотворным миром.

-А эксперимент с абстрактным объектом? Что это? Что такое абстрактный объект?

Абстрактные объекты - это объекты слова, представления и отношения. (Дети могут предположить, что можно делать с объектом, где можно использовать этот объект, придумывают новые слова, занимаются словотворчеством.)

Практическая часть.

 А как применяются эти методы экспериментирования на практике, вы поймете в ходе дальнейшей работы.

 И сейчас я предлагаю провести эксперимент с объектом неживой природы.

Ответьте мне на вопрос:

- Какая нота и продукт называются одинаково? (соль)

- Правильно!

- Сегодня с вами мы будем преобразовывать самую обыкновенную соль.

- Как вы думаете можно ли окрашивать соль?

- Конечно, можно. А как это можно сделать? (С детьми окрашиваем соль акварельными красками, ничего не получается, т.к. соль растворяется в воде)

Хочу открыть вам маленький секрет и поделиться с вами самым легким и самым быстрым способом окрашивания соли.

Предлагаю сделать вот такие необычные цветные картинки. Я предлагаю расписать пасхальные яйца, т.к. приближается  светлый праздник Пасхи. И подарить их самому близкому человеку.

- Ну что приступим к работе.

- Снимайте салфетки, вы увидите все необходимое для нашей деятельности.

Технология выполнения работы:

(#Детям доставляет большое удовольствие выполнять такие действия, в процессе такой деятельности, у ребенка развивается мелкая моторка.)

(#Работа очень увлекательная и интересная. Детей этот процесс увлекает настолько, что очень сложно с ними разговаривать, так они увлечены этой работой.

Также, такой способ окрашивания соли, помогает снять внутреннее напряжение, как у ребенка, так и у взрослого человека.

Пока коллеги работают, я расскажу немного о соли. Соль очень интересный объект для исследования. Ее можно использовать для различных опытов и узнавать совершенно разные  свойства соли.

- Растворимость соли.

- Волшебное свойство соли удерживать на поверхности разные предметы.

- Из соли можно выращивать различные кристаллы.

Все это интересно и очень нравится детям.

Так же можно реализовывать различные долгосрочные проекты. Во время проектной деятельности можно наблюдать за солью, узнавать полезные свойства соли с медицинской точки зрения, исследовать зачем нужна соль, насколько может быть вредно использование  большого количества соли.)

Сделали, покажите свои картинки коллегам, как красиво получилось. Дети, тоже очень радуются, восхищаются своими работами.

- А теперь придумайте название своей работе, но такое, чтобы в нем звучало слово соль.

(«Соленая радуга»,  «До, Ми, Солька», «Соленая фантазия»)

- Молодцы. А вот представьте, что эту разноцветный сувенир вам нужно подарить, кому вы подарите? Представили?  Скажите: Какие же ощущения он будет испытывать? (Радость, восхищение, восторг). Молодцы.

- Вот сейчас мы с вами попробовали экспериментировать со словом- абстрактным объектом. Мы придумывали название нашей работе, представляли, кому хотим подарить сувенир-  в данном случае наш реальный объект-  пасхальное яйцо-сувенир, а абстрактный объект- слово, предположение.

Уважаемые коллеги!

Посмотрите, что получилось у меня.

Я окрасила соль гуашью, получается очень ярко выразительно. Такую работу сделанную своими руками не стыдно кому –то подарить.

А еще можно сделать красивые и оригинальные подсвечники, стакан обмазать клеем и насыпать на него соль, получается очень оригинально.

Итак, детское экспериментирование позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения, а в итоге создавать творческую личность.

Рефлексия.

Уважаемые коллеги у вас на столах лежат ленточки, зеленого и красного цвета. Если вы считаете, что мой опыт полезен в вашей работе с детьми, привяжите на свою поделку зеленую ленту, а если считаете,  что бесполезен и вам не пригодится, то красную.

Благодарю всех присутствующих за активное участие, мне очень приятно было с вами работать. Свои поделки  вы можете забрать на память.

Спасибо всем за внимание.

 

Список использованной литературы:

  1.  Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92стр.
  2.  Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста./сост. О.А.Воронкевич.- СПб. :  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.
  3. Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
  4. «Занятия по конструированию и экспериментированию» с детьми 5-8 лет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план работы взаимодействия с педагогами

Перспективны план работы с педагогами по развитию интелллектуальных компенций детей старшего дошкольного возраста...

перспективный план работы взаимодействия с педагогами

Перспективны план работы с педагогами по развитию интелллектуальных компенций детей старшего дошкольного возраста...

Система занятий "Картинки помогают говорить" во взаимодействии детей, педагогов и родителей

 Презентация рассказывает о методике использования рисуночного письма в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками. Предложенная система работы помогает закреплять навык плавной и с...

Доклад "Необходимость взаимодействия между педагогами и мед.персоналом"

Доклад "Необходимость взаимодействия между педагогами и мед.персоналом"...

План физкультурно-оздоровительной работы по взаимодействию с педагогами и родителями воспитанников на 2013 – 2014 гг

План физкультурно-оздоровительной работы по взаимодействию с педагогами и родителями воспитанников на 2013 – 2014 гг...

Методическая работа в МБДОУ по направлению "Эффективные формы взаимодействия с педагогами в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога"

Цель: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентир...