консультация для педагогов.
учебно-методический материал

Иванова Наталья Витальевна

Инновационные формы и методы взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское  районное  муниципальное  дошкольное бюджетное  дошкольное

                                                    образовательное учреждение детский сад «Ручеёк»          

Тема: «Инновационные формы  и  методы  взаимодействия  педагогического коллектива с семьями воспитанников»

 

                                                           

             

                                                       

                                                     Воспитатель: Иванова. Н.В

                                 

                        п. Сингапай - 2024г.

«Инновационные формы и  методы  взаимодействия  педагогического коллектива с семьями воспитанников»

ЦЕЛЬ:

раскрыть актуальные формы и методы работы с родителями в дошкольном  учреждении,  необходимых для повышения  активности родителей  как участников  образовательного процесса.

ЗАДАЧИ:

  • Выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов взаимодействия детского сада и семьи. 
  •  Выделить как традиционные, так и новые активные формы работы с родителями с участием детей. 
  • Создать условия для благоприятного климата взаимодействия: ребенок – родитель – педагог. 
  •   Обобщить опыт работы педагогов по данному направлению.
  •   Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
  •  Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

  1. Упражнение «Утверждения»

Сейчас я буду говорить утверждение, а вы выполнять определенные действия, если, конечно, согласны с данным утверждением.

1. Если вы считаете, что самым богатым ресурсом для обучения родителей является опыт, похлопайте в ладоши.

2.Если вы полагаете, что для родителей более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами.

3.Если вы считаете, что желание родителей учиться, получать какие-либо знания зависит от их потребностей и интересов -  помашите рукой.

4.Если вы считаете, что родители успешнее обучаются, делая что-то, кивните головой.

5.Если вы считаете, что родителям больше пользы принесет научная лекция, встаньте.

6.Если вы считаете, что родители легче воспринимают информацию в игре или доверительной беседе, покачайте головой.

   Итак, какой же вывод можно сделать, проанализировав нашу игру:

Действительно, больше пользы родителям принесет та информация, которая интересна и значима лично для них, которая преподнесена в интересной и понятной для них форме и которая ориентирована на их собственный опыт.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только его питанием, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, привлечь родителей к участию в воспитательном процессе?

Деятельность родителей и педагогов может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками.

В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Воспитателю необходимо терпение в постоянном поиске путей решения этой проблемы.

Взаимопонимание родителей и педагогов, их взаимное доверие возможно лишь в том случае, если педагог не поучает, а советует, размышляет вместе с родителями, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Родители должны чувствовать, что воспитатель нуждается в них, в объединении общих усилий, что они - его союзники и педагог не может обойтись без их совета или помощи.

Мы пришли сегодня делиться друг с другом опытом, подобрав материал. Прежде чем мы начнем теоретическую часть я бы хотела с вами провести еще одно упражнение (игру).

  1. Упражнение «Сосуд с водой»

Представьте себе, что этот сосуд – это детский сад (само учреждение), а вода это – семья. Давайте попробуем передать этот сосуд с водой, как опыт, который мы имеем по работе с семьей друг другу с закрытыми глазами.

Далее проводится обсуждение упражнения.

Как вам было передавать этот сосуд? Что вы почувствовали?

Что для вас значит это упражнение?

Что вы поняли или осознали во время выполнения этого упражнения?

        Традиционные формы работы с родителями

  • Дни открытых дверей
  • Родительские собрания
  •  Анкетирование, опросы
  • Информационные стенды, папки
  • Консультации

          Инновационные формы и методы работы с родителями:

  • "Круглый стол" по любой теме;
  •  тематические выставки;
  •  соц. обследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы, анкетирование;
  • консультации специалистов;
  • семейные спортивные встречи;
  • почта доверия, телефон доверия;
  • открытые занятия для просмотра родителей;
  • семейные проекты «Наша родословная»;
  • интервью с родителями и детьми на определенные темы;
  •  устный журнал для родителей;
  •  конкурс семейных талантов;
  •  портфолио семейного успеха;
  •  день открытых дверей;
  •  родительская гостиная, клуб;
  •  интеллектуальные ринги для детей и родителей;
  •  контрольные для  родителей;
  •  аукцион секретов воспитания;
  • сайт ДОУ.
  • Семейная игротека – вечер с мамой (семейное чтение,  играем вместе);
  • Уют руками родителей;
  •  Инновационный подход. Создание электронной страницы группы в интернете;
  • Участие в выставках, фотовыставках, приглашение бабушек  и др.

ИДЕИ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители   являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Воздействие семьи и  дошкольного образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста осуществляется в принципе совместной деятельности воспитателей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, который  требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

 

Позднее мы выделили  для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

  • Родители  лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
  • Родители  исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
  • Родители  критические наблюдатели.

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:

  • активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей
  • заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов
  • равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Вот здесь и нужны   новые  инновационные формы и методы для  работы с родителями.

  • Повысить уровень родительской компетентности;
  • Гармонизировать семейные и родительско -детские отношения;
  • Повысить  ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек.

В нашей   группе  при работе с родителями мы использовали  разные методы работы.

              Активные формы и методы работы с родителями:

  • посещение семей воспитанников на дому- по мере необходимости.
  • общие и групповые родительские собрания -2 раза в год
  • консультации: например: «Функциональная грамотность для дошкольников», «Как развивать мелкую моторику рук»,  « Как правильно научить ребёнка читать» и др.
  • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями

«Осенняя фантазия», «Новогодний калейдоскоп» и др.

  • совместные экскурсии.
  • участие в выставке рисунков в группе «Осень в гости к нам пришла», «Моя любимая мама», «Соблюдай правила ПДД», «Пожарные спешат на помощь»
  • участие родителей в интернет проектах «Любимый город»: «Новогоднее настроение», «Золотая осень», «Букет для мамы».
  • участие детей с родителями в творческом конкурсе в области   ИЗО и декоративно- прикладного творчества «Христос Рождается –Славьте!»,  конкурс  рисунков «Все краски жизни для тебя» Храм равноапостольского  князя  Владимира  п.Сингапай.
  • Дни добрых дел: участие в акциях «Еда как дома для солдат СВО», «Корзина Добра» «Шоколадка герою», «Помощь другу», «Эко мода 24»
  • Дни открытых дверей.
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
  •  «Праздник Осени», «День матери» др.
  • совместное создание предметно-развивающей среды -по мере необходимости
  • утренние приветствия- каждое утро
  • работа с родительским комитетом группы – общаемся  постоянно.
  • беседы с детьми и родителями – регулярно.

Наглядно – информационное  направление  включает в себя:

  • папки-передвижки: «Здоровейка»,   «Роль витаминов в жизни ребёнка», «Профилактика  гриппа»  и др.            
  • семейный и групповые альбомы  «Наша дружная семья»
  • мини-библиотека – передвижка. Взаимодействовали с районной библиотекой, при участии   родителлей.
  • фотомонтажи «Из жизни группы» размещали в сферуме  на разные темы.
  • вернисаж «Наши дочки и сыночки» выпустили стенгазету
  • совместные проекты: Мини-музей «Армейская форма наших пап», «Наш огород»
  • выпуск семейных газет «Когда наши мамы были маленькими», «Моя любимая мама», «Мой папа служил в Армии»,  
  • выставки семейных коллекций : «Мамины руки не знают скуки»
  • В течении года знакомили  родителей с разной  информацией: раздавали   памятки  и буклеты родителям на разные темы. А также размещали информацию в сферуме.

 Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В группе проведены:

  • праздники «День матери», «8 марта – праздник мам», «Масленица»
  • встреча с интересными  людьми  «День детской книга»
  • посещение спектакля «Коза- дереза»
  • участие родителей в мастер- классах.
  • экскурсии .

За активное  участие в жизни группы многим  родителям вручили благодарности. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....