Задержка психического развития
консультация

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaderzhka_psihicheskogo_razvitiya.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Задержка психического развития

Подготовила: Грицова М.А.,

педагог-психолог

МДОУ «Д/с № 125 к. в.»

г. Магнитогорска

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, трудностями в обучении. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Диагностируется только у детей дошкольного возраста или в начальной школе. Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками.

Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением игровых правил.

Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы (патологические непроизвольные движения) и тики.

Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике - чаще в процессе школьного обучения.

При этом на некоторые особенности можно обратить внимание и в более раннем возрасте.

Например, в 2 года на отклонения могут указывать:

- незнание собственного имени;

- отсутствие реакции на простейшие вопросы;

- обильное слюнотечение;

- нарушения сна;

- капризность, плаксивость, раздражительность, агрессия;

- сложности с удерживанием внимания на определённом предмете.

В 3 года должны насторожить следующие симптомы:

- бедный словарный запас (не более 20 слов);

- дефекты речи;

- отсутствие базовых представлений об окружающем мире (не может назвать животных, предметы быта, части тела);

- неспособность оформить связную речь;

- сложности с выполнением элементарных заданий;

- неразвитое воображение;

- однотипность действий в игре;

- невозможность сконцентрироваться;

- быстрая утомляемость;

- агрессивность, истерия.

В 4 года ЗПР уже чётко диагностируется по конкретным симптомам.

Физические:

- слабый тонус мышц;

- кинетоз;

- нарушения мочеиспускания;

- головные боли;

- быстрая утомляемость, слабость, вялость, неподвижность.

Познавательная сфера:

- невозможность говорить связно;

- бедный лексический запас;

- рассеянное, неустойчивое внимание;

- неустойчивая, малопродуктивная память;

- минимальный самоконтроль, отсутствие познавательной активности и мотивации при заучивании и воспроизведении материала;

- неумение использовать приёмы запоминания и организовать работу по заучиванию;

- отсутствие базовых знаний о мире;

- недостатки слухо-зрительно-моторной координации;

- несформированность познавательной мотивации.

Социальная сфера:

- агрессивность, недоверие, настороженность по отношению к другим;

- замкнутость, погруженность в себя;

- нежелание участвовать в совместных играх;

- инфантилизм;

- перемены настроения;

- неумение полно и чётко отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно формулировать вопрос, высказываться, слушать других, поддерживать разговор;

- отсутствие привязанности к кому-либо.

Эмоционально-волевая сфера:

- эмоциональная неустойчивость;

- несамостоятельность;

- лабильность;

- лёгкая внушаемость;

- слабость волевых усилий;

- неуверенность в себе, низкая самооценка;

- беспричинное беспокойство, повышенный уровень тревожности;

- мгновенная смена настроения, контрастные эмоции;

- неадекватная жизнерадостность, весёлость;

- неспособность правильно оценить ситуацию и эмоциональное состояние окружающих и своё собственное.

Отличия ЗПР от симптомов других похожих патологий

Отличия от умственной отсталости:

- частичное, а не полное нарушение познавательной деятельности;

- высокий потенциал возможности дальнейшего развития;

- страдают не сами мыслительные функции, а предпосылки для интеллектуальной деятельности (фонематический слух, речь, внимание);

- скачкообразность динамики мыслительной деятельности;

- способность сотрудничать со взрослыми;

- присутствие эмоций в игровой деятельности;

- яркое проявление эмоции;

- часто есть способности к рисованию.

Отличия от педагогической запущенности:

- недостаток воспитания и внимания со стороны взрослых — лишь одна из причин, тогда как у запущенных детей она единственная;

- поведение обусловлено отклонениями в эмоционально-волевой сфере и познавательных способностях, а не проблемами в нравственно-правовом сознании;

- редко отличаются девиантным поведением и бунтарским характером;

- умеют взаимодействовать со взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)

Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»

Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации  среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких животных»

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких жив...

особенности психического развития детей 5-6 лет с ОВЗ (задержкой психического развития)

Внимание детей с задержкой психического развития старшей группы компенсирующей направленности характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособно...