консультация для педагогов
консультация

Вагнер Анастасия Валерьевна

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Во всех ее элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила воспитатель

Средней группы

МБДОУ детский сад № 28 «Умка»

Вагнер Анастасия Валерьевна

Консультация для воспитателей

«Ознакомление дошкольников с государственной символикой России»

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Во всех ее элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников. В дошкольных образовательных учреждениях одним из приоритетных направлений образовательных программ является приобщение ребенка к социокультурному наследию общества и государства. Вопросы гражданско-патриотического воспитания рассматриваются в нормативных документах различного уровня, в том числе и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Без уважения к истории и культуре своей страны, государственности, осознания уникальности, неповторимости культурных традиций невозможно воспитать всесторонне развитую личность.

Роль педагога в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников трудно переоценить: он должен помочь дошкольникам понять, осмыслить государственные символы, их происхождение, значение, функции, раскрыть смысл элементов государственной символики.

Пособия помогут организовать работу с детьми по изучению госсимволов в разных формах.

Знакомство с государственной символикой дошкольников представляет собой достаточно сложную задачу для педагога. В силу возрастных особенностей детям тяжело представить герб, флаг и гимн нашей страны и города, края, смысл этих понятий, значимость. Объяснение этим сложностям мы можем найти в возрастной психологии: пространственно-временные связи, образное мышление дошкольников находятся на этапе формирования. Именно поэтому история страны, города, пути возникновения официальных и неофициальных символов даются детям с большим трудом. Но не проводить такую работу с дошкольниками тоже нельзя, так как это является основой патриотического воспитания, формирует гордость своей малой родиной, страной в целом.

В практической деятельности ведется постоянный поиск наиболее подходящих, эффективных, доступных методов, способов, приемов ознакомления с государственной символикой детей дошкольного возраста. Для начала обратимся за помощью к психологии и педагогике. Для облегчения восприятия детьми знаний о государственной символике используется принцип педагогики «от простого к сложному»: работу необходимо вести последовательно, от близкого и понятного к более далекому. Из психологии мы знаем, что дети старшего дошкольного возраста способны устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями и предметами, систематизировать и группировать предметы. Эти возрастные особенности позволяют знакомить детей с различными видами гербов, флагов и их основным назначением.

Для ознакомления детей с государственной символикой используются различные методы, приемы и средства. Особую актуальность в настоящее время в дошкольной педагогике приобретают словесные методы: беседа, рассказ, объяснение, чтение литературных произведений; наглядные методы: иллюстрации, показ видео, схемы; практические: моделирование, рисование, лепка; объяснительно-иллюстративный.

Следующий аспект, по которому до сих пор нет единого мнения, – это вопрос о последовательности изучения символов государства. В методической литературе по этому поводу можно найти разные мнения. Один из вариантов при ознакомлении дошкольников с государственной символикой использовать следующую последовательность:

1. Государственный флаг Российской Федерации.

2. Государственный гимн Российской Федерации.

3. Герб Москвы (не является государственным символом).

4. Государственный герб Российской Федерации.

Первоочередное знакомство с государственным флагом РФ обусловлено двумя причинами. В первую очередь, с изображением российского триколора дети встречаются наиболее часто: на улицах, открытках, плакатах, в телевизионных заставках, одежде, сувенирах и т. д. Во-вторых, знакомясь с российским флагом, ребенку нужно понимать только две вещи: цвета, из которых «состоит» флаг, и их взаимное расположение.

Далее следует знакомство с государственным гимном Российской Федерации. Гимн России – это песня, то есть в нем есть две составляющие: текст и музыка. Обе составляющие необходимо подвергнуть анализу, пускай и элементарному. А поскольку государственные символы любой страны имеют единую цветовую схему, дети вместе со взрослым должны найти отображение трех полос (трех цветов) флага как в словах, так и в музыке. Без сомнения, эта задача сложнее, чем запоминание символики трех цветов и их взаимного расположения. Кроме того, такая последовательность позволяет еще раз вернуться к повторению символического значения цвета в символике России во время урока «Гимн России».

Далее проводится отдельное занятие на тему «Герб Москвы». Это занятие очень важное, так как герб Москвы хоть и не относится к числу государственных символов, но впоследствии станет одним из центральных элементов в анализе герба России. Детям предлагается рассмотреть форму московского герба и узнать, что она символизирует. Также дошкольникам предлагается легенда в виде театрализации, из которой они узнают, кто изображен на московском гербе. К этому времени дети уже знакомы с основными цветами герба. Эти знания уже не раз закреплялись, позволяя детям попробовать самостоятельно проанализировать, что представляет собой всадник на белом коне, за плечами которого развевается синий плащ. Черный цвет – это «новый» цвет, но его символическое значение не вызывает трудности у детей.

И после этого проводится занятия-исследования «Герб России». К этому моменту дети самостоятельно смогут рассказать о форме герба и о том, что она символизирует, видят и рассказывают, кто изображен в центре герба России и какова символика этого расположения, они твердо понимают символическое значение основных цветов. Взрослый обращает внимание детей на двуглавого орла и спрашивает, что это за птица, какая она, на что похожи ее крылья. Информацию о трех коронах, перевитых лентой, скипетре и державе педагог сообщает в ознакомительном порядке. Дети обязательно вернутся к обсуждению этой темы в более старшем возрасте.

Таким образом, такая последовательность изучения государственных символов Российской Федерации соответствует одному из основных дидактических принципов – от простого к сложному, что позволит достичь хороших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....