Консультация для педагогов «Обеспечение психологической безопасности и здоровья участников образовательных отношений»
консультация

Букова Наталья Николаевна

Консультация для педагогов

«Обеспечение психологической безопасности и здоровья участников образовательных отношений»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_bezopasnost.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск «Детский сад № 18»

Консультация

«Обеспечение психологической безопасности и здоровья участников образовательных отношений» 

(для педагогов)

Подготовила: воспитатель Букова Н.Н.

г.о. Саранск

Понятие «психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «психическое здоровье» и «угроза». При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.

Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.

             К внешним источникам угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:

1.Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений.

2.Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми.

3.Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также порой нет должной реакции педагогов.

4.Враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты.

5.Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.

6.Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.

7.Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация.

8.Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.

9.Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.

10.Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

11.Неблагоприятные погодные условия.

12.Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т. п.

             Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть:

1.Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.

2.Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.

3.Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.

4.Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.

5.Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.

Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:

- в трудностях засыпания и беспокойном сне;

- в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

- в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

- в рассеянности, невнимательности;

- в беспокойстве и непоседливости;

- в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

- в проявлении упрямства;

- в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

- в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);

- в игре с половыми органами;

- в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

- в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

- в повышенной тревожности;

- в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее. Следует отметать и то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них.

Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетельствует о возникновении психосоматических расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребенка. Игнорирование их обычно приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии. Бывает, что такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными. У них как способ защитного поведения очень рано появляется социальная маска.

Отсюда следует, что в дошкольном учреждении должна быть разработана система общей и индивидуальной психологической защиты детей. Индивидуальная программа психологической защиты выстраивается на основании изучения личностных особенностей данного ребенка, его опыта, привычек, условий воспитания в семье. Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности.

Психоэмоциональное состояние детей во многом зависит от ритма жизни, который в дошкольном учреждении задается режимом дня. Традиционно в нем указывается время и длительность сна, прием пищи, прогулок, занятий. С одной стороны, жизнь в заданном ритме как бы должна оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка, но, с другой - можно наблюдать, что дети нервничают, с нетерпением ждут родителей, перестают слушаться взрослых, хотя те ничем такое состояние не провоцировали.

Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности - все это рождает у детей комплекс несвободы и служит стрессовым фактором. Режим дня детей в дошкольном учреждении должен быть многовариантным, учитывающим все возможные нестандартные ситуации: плохую погоду, отсутствие достаточного количества персонала, желание родителей приводить и забирать ребенка в удобное дня них время, карантины и периоды повышенной заболеваемости. Такой режим принято называть гибким, так как в нем продумана система быстрого реагирования на внезапно изменившуюся ситуацию.

Кроме того, всегда важно выполнение следующих правил:

1. Понедельник и пятница не должны быть физически и интеллектуально нагружены. Нужно обеспечить ребенку легкое "вхождение" в рабочую неделю и состояние удовлетворенности своим пребыванием в саду в конце недели. Поэтому занятия носят творческий характер (изодеятельность, музыка, конструирование).

2. Каждый день должен отличаться от предыдущего по характеру игровой и образовательной деятельности, по месту и форме организации занятий.

3. В режиме дня должно быть предусмотрено время для индивидуальных контактов каждого педагога с детьми на основе неформального общения.

4. Ежедневно в режиме дня должно быть время для игр взрослых с детьми. Причем инициатива в этих играх должна принадлежать детям, а взрослым следует ее всячески поощрять.

Главный принцип, которым должен руководствоваться каждый педагог в сфере образования – это принцип - «не навреди»!

Общие психологические правила, касающиеся свободы и развития каждого ребенка:

- Оценивайте не личность ребенка, а его конкретные действия, начиная с того положительного,что вы заметили.

 - Старайтесь воздействовать на ребенка советом, просьбой, побуждением к действию.

- Рассматривайте ребенка как равноправного партнера по общению, так как вы от него можете узнать много нового.

 - Не сравнивайте ребенка с другими, а только с самим собой вчерашним.

- Умейте занять позицию ребенка, встать на его место, это вам поможет и в повседневной жизни.

- Умейте слушать и слышать ребенка.  

Уважайте ребенка, учитывайте личностные качества ребенка.  Поощряйте самостоятельность суждений, активность, привлекайте детей к принятию решений, учитывайте их мнение.

Источники:

http://сказка-калин.рф/blogi-pedagogov/blog-mironovoy-evgenii-vladimirovny/dlya-vas-pedagogi/obespechenie-psihologicheskoy-bezopasnosti/

https://ds40lida.schools.by/pages/dlja-pedagogov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста"

Ребенок как никто другой нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, п...

Информация для педагогов «Работа с родителями, как полноправными участниками образовательных отношений, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.»

Информация для педагогов «Работа с родителями, как полноправными участниками образовательных отношений, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.»...

Статья: "Сохранение и укрепление здоровья участников образовательных отношений" VI Международная научно-практическая конференция.

Данная статья посвящена проблеме сохранения и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Автором рассмотрены компоненты здорового образа жизни и особенности создания благоприятных услов...

Консультация для педагогов «Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста»

Информационная безопасность дошкольников рассматривается как "состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому...

Консультация для педагогов «Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста»

Информационная безопасность дошкольников рассматривается как "состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому...