Отчёт по программе дополнительного образования в старшей группе «От звука к букве»
учебно-методический материал (старшая группа)

Кольцова Татьяна Сергеевна

Образовательная деятельность кружка осуществляется по авторской программе Колесниковой Е. В. «От звука к букве»

Программа предназначена для работы с детьми 4 – 5 лет и обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении 1 года.

Программный материал по подготовке детей 4 - 5 лет к обучению грамоте.

I год обучения - подготовительный этап - ориентирован на детей 4-5 летнего возраста. Программный материал этапа рассчитан на 8 месяцев обучения (октябрь – май) и направлен на подготовку детей к овладению звуковым анализом слов.

В кружке «От звука к букве» занимались 27 детей. Организованная образовательная деятельность проводилась один раз в неделю с подгруппами детей. Длительность каждого подгруппового занятия не превышала 25 минут, в течение которых детям предлагался как новый материал, так и материал для повторения и закрепления ранее усвоенных знаний. В начале учебного года были приобретены тетради с заданиями для развития детей «От звука к букве». Для родителей вначале года проведена презентация программы по обучению грамоте, где родители были ознакомлены с методикой обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_kruzhku_ot_zvuka_k_bukve_2023-2024gg.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №93»

Отчёт по  программе дополнительного образования

в старшей группе № 7

 «От звука к букве»

                                                      Составитель:

                                                                               воспитатель Кольцова Т.С.

г. Саранск, 2024 г.

Образовательная деятельность кружка осуществляется по авторской программе Колесниковой Е. В. «От звука к букве»

Программа предназначена для работы с детьми 4 – 5 лет и обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении 1 года.

Программный материал по подготовке детей 4 - 5 лет к обучению грамоте.

I год обучения - подготовительный этап - ориентирован на детей 4-5 летнего возраста. Программный материал этапа рассчитан на 8 месяцев обучения (октябрь – май) и направлен на подготовку детей к овладению звуковым анализом слов.

В кружке «От звука к букве» занимались 27 детей. Организованная образовательная деятельность проводилась один раз в неделю с подгруппами детей. Длительность каждого подгруппового занятия не превышала 25 минут, в течение которых детям предлагался как новый материал, так и материал для повторения и закрепления ранее усвоенных знаний. В начале учебного года были приобретены тетради с заданиями для развития детей «От звука к букве». Для родителей вначале года проведена презентация программы по обучению грамоте, где родители были ознакомлены с методикой обучения.

Организовывала обучение таким образом, чтобы дети занимались с желанием, были инициативны. Во все занятия включаю всевозможные игры по обучению грамоте, занимательные упражнения, фонематические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Часто ввожу игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям. Для снятия усталости, использовались физические минутки и пальчиковые гимнастики

Программа на учебный год (4- 5 лет)

1. Развитие фонематического слуха.

-продолжать знакомить с терминами «звук» и «слово»;

-знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по- разному и похоже;

-уточнить и закрепить правильное произношение звуков «С-СЬ»«З-ЗЬ»«Ц»«Ш»«Ж»«Ч»«Щ»«Р-РЬ»«Л-ЛЬ»«М-МЬ»«Б-БЬ»«К-КЬ»«Г-ГЬ»«Д- ДЬ»«Т-ТЬ» изолированно, в словах и во фразовой речи;

-познакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги;

-познакомить с тем, что слово можно обозначить прямоугольником (простейшее моделирование);

-формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные;

-учить определять и изолированно произносить первый звук в слове;

-учить называть слова с заданным звуком;

-учить способам интонационного выделения звука в слове;

-продолжать работу по развитию интонационной стороны речи: умению произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание;

-продолжать учить говорить согласно нормам литературного произношения.

2. Развитие графических навыков (рисование вертикальных, горизонтальных, округлых линий, предметов, сочетающие в себе прямые и округлые линии, штриховка различных предметов).

3. Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).

- способствовать развитию произвольных движений пальцев и кистей рук.

4. Развитие психических процессов (задания на нахождение различий на двух похожих рисунках, работа со схемами).

Основной задачей на этом этапе обучения является развитие у детей фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове, поэтому на протяжении всего курса главное место на занятиях было отведено работе со звуком, словом, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребёнка.

На начальном этапе знакомства с грамотой вводила детей в удивительный мир звуков: звуки окружающего мира; звуки, произносимые человеком (речевые звуки). Организуя работу со звуком, приучала детей внимательно вслушиваться в каждый произнесенный звук, правильно произносить их. Учила детей различать на слух и отчетливо произносить сходные no артикуляции и звучанию согласные звуки: с- з, с-ц, ш -ж, с-ш, ж-3, л -р. Учила определять первый звук в слове. В дальнейшем я ввела названия твердых и мягких согласных звуков: большой «братец» – твердый согласный звук, обозначается синим квадратом, маленький – мягкий согласный звук, обозначается зеленым квадратом.

Большая работа проведена с детьми по ознакомлению с понятиями «слово»«слог». Обогащались представления детей о словах: (похожие по звучанию, но разные по смыслу, громкие и тихие, длинные и короткие слова), познакомила со схемой слова.

При работе со слогом обращала внимание, что следует делить слова на слоги путём их «пения», протягивая слог. Дети учились делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры разные схемы. Дети изображали слово в виде прямоугольника, который они делили на столько частей, сколько слогов в слове, подбирали к слову схему. Дети хорошо усвоили деление слов на слоги, легко определяют количество слогов с помощью упражнений (прошагать, прохлопать, простучать карандашом).

Прекрасным материалом для решения задач представляли увлекательные игры и упражнения со звуками, буквами, словами. Они помогали детям сформировать понятия, понимать и выполнять учебную задачу, создавать интерес в процессе обучения — а это необходимое условие для получения знаний.

Проводя игры со словом, уточнялся, обогащался, активизировался словарь детей, дети учились правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснять их значения; учились подбирать длинные и короткие, похожие по звучанию слова.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха предлагались на каждом занятии, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений: «Выдели слово»«Какой звук есть во всех словах»«Поймай звук»«Подскажи словечко»; Игра «Прошепчи слово»«Скажи, какие звуки услышал в лесу»«Рассели животных в домики»«Разложи по корзинам»«Расставь посуду»«Кто в каком вагоне поедет».

Кроме того, на каждом занятии решалась задача подготовки руки ребёнка к письму. Используются разнообразные упражнения и задания для подготовки руки к процессу письма, на развитие внимания, памяти, мышления. Осуществлялась работа в рабочих тетрадях. Детям давались упражнения на развитие мелкой моторики, учились управлять своими пальчиками и рисовать несложные предметы.

Народные песенки, потешки, также представляли собой прекрасный речевой материал. С их помощью развивался: фонематический слух, грамматический строй речи, звуковая культура речи, обогащение словаря. Работали над интонацией и выразительностью речи.

В работе кружка использовались пальчиковые игры. Они не только развлекали малыша, а еще и помогали развивать у ребенка координацию движений, стимулировать развитие речевых навыков, активизировать память, мышление, развивать творческое мышление и внимание.

Сенсорная привлекательность наглядного дидактического материала также способствовали усвоению знаний, доставляли детям радость, поэтому дети с увлечением выполняли предложенные задания.

Для качественного усвоения материала использовала интерактивное оборудование. Учитывая то, что темпы усвоения материала у каждого ребёнка индивидуальны, обязательно включались в работу подгруппы детей дополнительные задания быстро и успешно усваивающим программный материал, а также проводилась индивидуальная работа с менее активными детьми. Уделялось внимание и индивидуальным занятиям. Индивидуальные занятия проводились с детьми, которые пропустили более одного занятия.

Все эти приёмы помогали сделать процесс обучения более доступным, увлекательным, они активизировали мыслительную деятельность детей.

Данная система занятий, правильно подобранные формы, методы и приёмы помогли детям успешно усвоить знания, умения необходимые в дальнейшем для овладения грамотой: чтением и письмом. Таким образом, я считаю, что работа по обучению грамоте детей велась на должном уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

ПРОГРАММА дополнительного образования по обучению грамоте "От звука к букве"

Программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми с 5 - 7 лет в дошкольно - образовательных учреждениях. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ. ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ» Е.В. КОЛЕСНИКОВОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ для детей 5-6 лет МБДОУ «Детский сад «Подснежник» КРУЖОК «АЗБУКОВЕДЕНИЕ»

Программа составлена на основе авторской программы Е. В. Колесниковой "От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты", Марцинкевич Г. В. "Обучение грамоте детей дошкольного ...

Дополнительное образование в старшей группе № 6 «Алёнушка». Кружок обучение грамоте «Читалочка». Тема: "Звуки Ж – Ш"

Тема: Звуки Ж – Ш. Цель: дифференциация звуков Ж – Ш в речи детей.Образовательные задачи:— закрепление правильного произношения звуков Ж Ш;— закрепление зрительн...

Дополнительное образование в старшей группе № 6 «Алёнушка». Кружок обучение грамоте «Читалочка». Тема: "Твёрдые и мягкие согласные звуки"

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»Программное содержание. Введение различения понятий «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Звуковой анализ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ.ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ»Е.В. КОЛЕСНИКОВОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КРУЖОК «АБВГДЕЙКА»

Программа «От звука к букве» составлена на основе авторской программыЕ.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».Программа соответствует ФГОС ...

Конспект занятия в старшей группе Тема «Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки».

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звуков к, къ; умение условно обозначать согласные звуки; последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой условно-...