Дополнительное образование в старшей группе № 6 «Алёнушка». Кружок обучение грамоте «Читалочка». Тема: "Твёрдые и мягкие согласные звуки"
материал по обучению грамоте (старшая группа)

Нелезина Вера Михайловна

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Программное содержание.

 Введение различения понятий «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Звуковой анализ слов лиса, луна, сани. Учить детей: искать одинаковые звуки в словах; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука.

Материал к занятию.

 1. Таблица с изображением луны, лисы, саней.

2. Карточки с четырех звуковыми схемами у каждого ребенка.

3. Фишки красные и синие у доски и у каждого ребенка.

4. Зеленые фишки для доски (5—6) и для детей (по 3 для каждого ребенка) приготовлены у воспитателя.

Ход занятия

1. Повторение правила о гласных и согласных звуках.

2. Звуковой анализ слова лиса (проводит один ребенок). Таблица с фишками не убирается. 3. Звуковой анализ слова луна (проводят два ребенка). Таблица с фишками не убирается, висит рядом с первой.

Воспитатель:

4.Сколько гласных в каждом из этих слов?

Дети:  по два.

Воспитатель:

Какие?

Марина: в слове лиса «И», «А». в слове луна «У», «А».

Вызвать ребенка убрать одинаковые гласные звуки (а).

Воспитатель:

Какие гласные звуки остались?

Дима: остались звуки «И», «У».

Вызвать ребенка убрать их.

Воспитатель:

 Сколько согласных в каждом из этих слов?

Дети:  по два.

Воспитатель:

Есть ли одинаковые согласные звуки? А есть ли разные?

 Какие?

Саша: одинаковые звуки «Л», а разные звуки «С», «Н».

Вызвать ребенка убрать звуки «С», «Н».

Воспитатель:

Какие звуки остались в этих словах?

Анфиса: остался звук «Л»

Воспитатель:

Как звучит первый звук в слове луна?

 Дети:  звучит звук «Л»  твердо.

Воспитатель:

А как звучит первый звук в слове лиса?

Дети:  звучит звук «Л»   мягко.

 

Воспитатель. Согласные бывают твердые и мягкие, мы с вами это уже слышали в разных словах. Теперь все мягкие согласные будем обозначать не синими, а зелеными фишками. А твердые согласные будем, как и раньше, обозначать синими фишками.

Запомните: твердые согласные — синими, а мягкие — зелеными.

Я вам раздам сейчас зеленые фишки для мягких согласных, и вы разберите еще раз слово лиса, но уже пользуясь не только синими, но и зелеными фишками для мягких согласных (говоря это, воспитатель раздает зеленые фишки, идя между рядами). Дети работают на местах.

К доске вызывается один ребенок.

Воспитатель просит выделить звук л' при интонационном подчеркивании первого звука.

Воспитатель. Твердый или мягкий первый звук в слове лиса?

Ульяна: звук «Л» мягкий.

Воспитатель: Правильно, мягкий. Значит, какой фишкой мы его обозначим?

Ульяна: обозначаем зеленой фишкой.

При интонационном выделении звука «С» воспитатель обращает внимание детей на то, что звук «С»  звучит твердо и его нужно обозначать синей фишкой.

 5. Звуковой анализ слова сани (разбирают два ребенка). Воспитатель следит за четким интонационным выделением звуков и правильным их произнесением изолированно: с и н'. 6. Игра со словом сани. Раздать фишки детям: твердый согласный, 1-й гласный, мягкий согласный, 2-й гласный. Вызвать к доске по звукам: с, и, н, а. Поставить фишки на схему: мягкий согласный, 1-й гласный, 2-й гласный, твердый согласный.

7. Игра: воспитатель называет слово, а вызванный ребенок определяет, с твердого или мягкого согласного оно начинается.

Мяч, дом, кукла, лес, река, лимон, вишня, машина, дети.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе. Тема: 1.Обучение грамоте «Знакомство со звуком (ш) и буквой Ш». 2. Лепка «Лиса и кувшин»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе.Тема:  1.Обучение грамоте «Знакомство со звуком (ш) и буквой Ш»....

Конспект занятия в старшей группе по подготовке обучению грамоте

Конспектр занятия для родительского собрания....

Дополнительное образование в старшей группе № 6 «Алёнушка». Кружок обучение грамоте «Читалочка».

Тема занятия: «Звуковой анализ слова мак»Основная задача занятий по обучению грамоте в старшей группе детского сада — обучение действию звукового анализа слов.  Под звуковым ана...

Дополнительное образование в старшей группе № 6 «Алёнушка». Кружок обучение грамоте «Читалочка». Тема: "Звуки Ж – Ш"

Тема: Звуки Ж – Ш. Цель: дифференциация звуков Ж – Ш в речи детей.Образовательные задачи:— закрепление правильного произношения звуков Ж Ш;— закрепление зрительн...

рабочая программа для дополнительного образования детей старшей группы кружок "Математика в движении"

Главная идея кружка «Математика в движении», нацелена на формирование личности ребёнка и на развитие таких необходимых в современном мире качеств, как инициативность, креативность, нацелен...

Отчёт по программе дополнительного образования в старшей группе «От звука к букве»

Образовательная деятельность кружка осуществляется по авторской программе Колесниковой Е. В. «От звука к букве»Программа предназначена для работы с детьми 4 &ndash...