рабочая программа для дополнительного образования детей старшей группы кружок "Математика в движении"
рабочая программа по математике (старшая группа)

Главная идея кружка «Математика в движении», нацелена на формирование личности ребёнка и на развитие таких необходимых в современном мире качеств, как инициативность, креативность, нацеленность на достижение инновационного результата, а также формирование элементарных естественно-научных представлений. И конечно главное – ощущение радости при преодолении трудностей.

Основой для разработки рабочей программы кружка для старшей группы  стали: Н.В. Финогенова, М.Ю. Рыбина, Е.В. Ремизенко «Математика в движении: планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_matematika_v_dvizhenii_5-6_let.docx772.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛОДАРСКАЯ СОШ

 Рабочая программа дополнительного образования для детей старшей группы «Непоседы»

по кружку «Математика в движении»

На 2021 -2022 учебный год.

                                                                                               Разработчик программы:

                                                                          Воспитатель

                                                                                                       Махова Любовь Григорьевна

                                                             

                                                               п. Володарского

2021год

1. Место реализации: МБДОУ детский сад №17 «Пчелка»

2. Название программы: «Математика в движении»

3. Руководитель кружка: воспитатель Махова Л.Г.

4. Тип программы: развитие элементарных математических представлений

5. Вид программы: развивающая, обучающая

6. Срок реализации: 1год

7. Количество детей: 15

8. Возрастная категория: 5-6 лет

9. Критерии отбора детей: на основе запроса родителей

10. Форма организации: групповая

Содержание

  1. Пояснительная записка  …..……………………………………………….3

1.1 Актуальность ...……………………………………………………………….5

1.2. Цель и задачи программы ...…………………………………………………6

1.3. Формы и методы обучение ...………………………………………………..7

1.4. Используемые материалы  …………………………………………………..8

1.5. Организация процесса обучения ……………………………………………8

1.6. Ожидаемые результат …………………………………………………….....8

2. Календарно-тематическое планирование  ………………………………10

3. Используемая литература  ………………………………………………..17

1. Пояснительная записка

     Работа кружка «Математика в движении» - проводится в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуально – дифференцированного подхода к детям, общего интереса детей и пожелания родителей.

    Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

    Образовательная программа нашего дошкольного образовательного учреждения является: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 

  « Развитие ребенка в детском возрасте, представленное в программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», характеризуется возможностью пребывания в двух пространствах: ЗБР (зона ближайшего развития) и ПДР (пространство детской реализации), т. е. общение взрослого и ребенка в ЗБР направленно на то, чтобы ребенок освоил идеальную форму, и представляет собой по сути дела инструктирования детей. Задача этого типа общения состоит в том, чтобы ребенок понял указания взрослого и подчинился логике структурных отношений, стоящих за системой научных знаний. Пространство детской реализации требует другого типа общения и взаимодействия взрослого и ребёнка. В этом случае взрослый должен вслушиваться в голос ребёнка, чтобы понять детский замысел и помочь ребенку не только его реализовать, но и создать условия, направленные на поддержку его востребованности». [1]

     Главная идея кружка «Математика в движении», нацелена на формирование личности ребёнка и на развитие таких необходимых в современном мире качеств, как инициативность, креативность, нацеленность на достижение инновационного результата, а также формирование элементарных естественно-научных представлений. И конечно главное – ощущение радости при преодолении трудностей.

     Согласно Концепции развития математического образования в РФ от 24.12.13 №2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому человеку для успешной жизни в современном обществе.

   Дошкольный возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Математика должна занимать важнейшее место в интеллектуальном развитие детей.

   Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Главная задача воспитателя состоит в том, чтобы научить их не только считать, правильно держать ручку и карандаш, а прежде всего думать.

   Поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, у меня возникла идея создание кружка «Математика в движении». Главным достоинством кружковой деятельности является способ подачи материала.

Используемые методические приемы - это сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций, что наилучшим образом способствует формированию у детей элементарных математических представлений.

    Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).  Работа кружка осуществляется в течение учебного года педагогом- организатором, в соответствии с направлением деятельности кружка.  Курс занятий рассчитан на 6 месяцев (с октября по май; январь-каникулярный месяц).

Основой для разработки рабочей программы кружка для старшей группы «Непоседы» стали: Н.В. Финогенова, М.Ю. Рыбина, Е.В. Ремизенко «Математика в движении: планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры».

   В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня (после тихого часа), продолжительность –25 минут. Всего занятий в год – 25. Деятельность кружка осуществляется в групповой комнате и физкультурном зале. В середине учебного года (в январе) определяется промежуточный уровень освоения программы. Педагогом организатором проводится открытое занятие для педагогического коллектива ДОУ. В конце учебного года (в апреле) определяется уровень развития умения и навыков детей по данному направлению и проводится открытое занятие для родителей.

1.1 Актуальность.  

  В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума. Образовательная область «Познавательное развитие» (ФЭМП) в старшем дошкольном возрасте направленна на расширение кругозора детей, умение упорядочить и систематизировать полученную информацию. Задача воспитателя, направленная на формирование элементарных математических представлений, прививать детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений. Учить получать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и достигать интеллектуального результата. Перед современным воспитателем стоит задача максимально развернуть самостоятельную детскую активность, не навязывая ребенку готовых схем.

   Основой работы кружка «Математика в движении» является создание особой психологической атмосферы, которая благоприятным образом будет воздействовать на эмоциональное состояние и характер мыслей и поступков детей. Физические упражнения, подвижно-дидактические игры, которые включаются в процесс ФЭМП способствуют решению задач: знакомства с математическими понятиями; открытия новых знаний и умений; развитие логического мышления, памяти, внимания, творческой и двигательной активности; создание атмосферы дружбы между детьми и плодотворного сотрудничества между детьми и педагогом.

1.2. Цель и задачи программы

Цели: 

Развитие логико-математического мышления с опорой на здоровьесберегающие технологии. Укрепление физического и эмоционального благополучия детей. Закрепление знаний, полученных во время организованной деятельности.

Задачи:
Обучающие:

1. Знакомить с натуральным цифровым рядом; учить понимать закономерности построения натурального числового ряда.

2. Формировать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.

3. Формировать операцию пересчета и отсчета по заданному числу предметов в пределах 10.

4. Учить устанавливать соотношение между количеством предметов и цифрой.

5. Дать представления о числах и цифрах от 5 до 10 на основе сравнения двух множеств.

6. Дать представление об арифметических действиях сложение и вычитание; знакомить со знаками «+» и «-» для обозначения арифметических действий.

7. Закреплять и совершенствовать умение устанавливать равенство и не равенство двух групп предметов; знакомить со знаками «=», «» и «<», « >» для обозначения арифметических действий.

8. Знакомить с задачей; учить записывать решение задачи с помощью цифр и знаков.

9. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами и формой предметов.

10. Закреплять представление о величине.

11. Учить способом измерения с помощью условной мерки.

12. Знакомить с новой подвижно-дидактической игрой, её особенностями и правилами.  

Развивающие:

1. Развивать логическое и абстрактное мышление, память, внимание, самостоятельность.

2. Стимулировать мыслительную деятельность в процессе движений, быстроту реакции.

3.  Развивать быстроту и ловкость в играх-соревнованиях.

4. Развивать мелкую моторику рук при выполнении заданий в рабочей тетради.

5. Развивать координацию движений и умение ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

1. Воспитывать отношение к математике как к науке.

2. Воспитывать любовь к размышлению и рассуждению.

3. Воспитывать в детях умение получать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и достигнутого результата.

4. Воспитывать желание работать вместе, находить достоинства в каждом сверстнике.

5. Прививать доброту, внимание, взаимопомощь.

1.3. Формы и методы работы.

   Формы организации кружка:

1. Увлекательные подвижно-дидактические игры, упражнения с цифрами, знаками и геометрическими фигурами.

2. Математические и логические задания и задачи.

   Методы организации кружка:

1. Словесный метод

2. Практический метод

3. Наглядный метод

4. Проблемно-поисковый метод

5. Метод игры

1.4. Используемые   материалы:

Счетный материал; рабочая тетрадь Е.В. Соловьёва «Моя математика» развивающаяся книга для детей 5-6 лет (по числу детей); карточки цифр и знаков(по числу детей); карточки с арифметическими примерами; мяч, канат, обруч; фигурки-муляжи животных; предметные картинки; прозрачные бутылочки с голубой и розовой жидкостью 2ш; столовые ложки 2ш.; разные игрушки – товары для магазина; карточки с изображением кругов и овалов; гимнастические палки (по числу детей); объемные модули; конфеты-муляжи (по количеству детей).

1.5. Организация процесса обучения

    Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.

   Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.

     Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:

1.6. Ожидаемые результаты

При успешном освоении программы кружка детьми достигаются следующие результаты:

1. Считают и отсчитывают в пределах 10.

2. Умеют соотносить количество предметов с цифрой.

3. Сформированы навыки прямого и обратного счета в приделах 10.

4. Умеют устанавливать равенство и не равенство между количественными группами.

5. Правильно пользуются количественными и порядковыми числительными, отвечают на вопрос «Сколько?», «Какой по счету?» в приделах 10.

6. Умеют составлять не сложные задачи и записывать их примерами с цифрами и знаками.

7. Выражает словами место нахождения предмета по отношению к себе и другим предметам.

8. Размещает предметы различной величины в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.

9. Знают некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур.

Ожидаемые результаты работы кружка ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий, но и развитие умственных способностей, интереса к познанию, умение рассуждать и отстаивать своё мнение.

                                                   Учебный план

предмет

форма проведения

количество занятий в год

количество занятий в неделю

Развитие элементарных математических представлений

групповая

25

1

2Календарно-тематическое планирование работы кружка

месяц

неделя

тема

Программное содержание

Материалы и оборудование

октябрь

1

Коммуникативная игра «Приветствие»

п/и «Игровая мотивация»

Совершенствовать коммуникативные навыки, воспитать положительное отношение к математике; развивать познавательный интерес.

Н.В.Финогенова «Математика в движении» 55-6ст.

Рабочая тетрадь Е.В. Соловьёва

6ст

октябрь

2

Закрепление.  

Числа 2-3.

Кто потерял своё место?

п/и «Девочки - мальчики»

Учить составлять числа 2-3 из единиц; учить работать в тетради. Упражнять в счете; развивать глазомер, быстроту реакции, сообразительность.

Рабочая тетрадь Е.В. Соловьёва  7-8 ст. счетный материал. Карточки с цифрами. Н.В.Финогенова «Математика в движении» 56-7 ст.

октябрь

3

Закрепление.

Число 4.

Выше – ниже.

Подвижно-дидактическая/И «Башни»

Учить составлять число 4 из единиц. учить умению соотносить количество предметов с цифрой; упражнять в умении сравнивать предметы (выше- ниже – ещё ниже в пределах 4).

Рабочая тетрадь Е.В. Соловьёва  9ст. счетный материал. Карточки с цифрами.

Строительные модули.

Н.В.Финогенова «Математика в движении» 56-7 ст.

октябрь

4

Закрепление.  

Число 5.

Мудрая Сова.

п-д/и «Цветочная поляна»

Учить составлять число 5 из единиц. Закреплять навыки прямого и обратного счета от1 до5; познакомить со знаками «=», «»

Рабочая тетрадь Е.В. Соловьёва  10ст. Карточки с цифрами и знаками «=», «»,предметные картинки-цветы.

Н.В.Финогенова «Математика в движении» 57-8 ст.

ноябрь

5

к/и «Волшебная труба»

Закрепление.

П-д/и «Назови соседей числа»

П-д/и «Больше – меньше».

Формировать способность находить достоинства в каждом сказочном герое.

Закрепление цифрового ряда от 1 до 5. Развивать внимание, память, быстроту реакции и мышление.

Н.В.Финогенова «Математика в движении» 63,67ст.

Мяч, фигурки- муляжи животных.

ноябрь

6

 Число 6.

Пингвины в Антарктиде.

д/и «Сравни количество микстуры»

Учить составлять число 6 из единиц.

Упражнять в счете; учить умению соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в умении устанавливать равенство и не равенство между количественными группами.

Рабочая тетрадь Е.В. Соловьёва  11ст. Карточки с цифрами. Прозрачные бутылочки с голубой и розовой жидкостью 2ш; столовые ложки 2ш.

Н.В.Финогенова «Математика в движении» 66 ст.

ноябрь

7

Число 7

Сравнение количества.

П-д/и «Разложи все на свои места»

Учить считать в пределах 7.

 Упражнять в счете; учить умению соотносить количество предметов с цифрой. Познакомить с правилами пересчета (слева на права); познакомить со знаками сравнения «<» « >».

Рабочая тетрадь Е.В. Соловьёва  12ст. Карточки с цифрами и знаками «<»

« >». Разные игрушки – товары для магазина. Н.В.Финогенова «Математика в движении» 68ст.

ноябрь

8

Число 8

Сравнение количества.

П-д/и «Оформи витрину».

Учить считать в пределах 8.

Упражнять в счете; учить умению соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в умении устанавливать не равенства со знаками сравнения «<» ,« >».

Рабочая тетрадь Е.В. Соловьёва  13ст. Карточки с цифрами и знаками «<»

« >». Разные игрушки – товары для магазина. Н.В.Финогенова «Математика в движении» 69ст.

декабрь

9

Число 9

Сравнение именованных величин.

П-д/ и «Помоги Золушке»

Учить считать в пределах 9. Упражнять в счете; учить умению соотносить количество предметов с цифрой.

Развивать внимание, сосредоточенность, память.

Рабочая тетрадь Е.В. Соловьёва 14ст.

Карточки с изображением кругов и овалов (по количеству играков)

Н.В.Финогенова «Математика в движении» 73ст

декабрь

10

Число 0

П-д/и «Волшебные палочки»

Дать представление о числе «0» для обозначения того, чего нет. Упражнять в умении находить отличие в изображениях предметов. Развивать способность оценке и самооценке своих действий.

Рабочая тетрадь Е.В. Соловьёва

18, 31ст.

Гимнастические палки по числу участников.

Н.В.Финогенова «Математика в движении» 74ст.

декабрь

11

Передай тепло другу.

Формировать общие представления о процедуре измерения температуры, дать представление о положительных и отрицательных цифрах. Развивать логическое и абстрактное мышление.

Рабочая тетрадь Е.В. Соловьёва

22ст.

Счетный материал

Н.В.Финогенова «Математика в движении» 88-89ст

декабрь

12

Число 10

П-д/и «Собери карету»

Познакомить с числом 10. Учить умению соотносить количество предметов с цифрой.

Рабочая тетрадь Е.В. Соловьёва

19ст.

Объемные модули 10ш.

Н.В.Финогенова «Математика в движении» 75ст

декабрь

13

Закрепление.

П-д/и «Восстанови цифровую дорожку»

д/и «Восстанови число»

Упражнять в  прямом и обратном счете от1 до10.

Учить умению соотносить количество предметов с цифрой в пределах 10.

Н.В.Финогенова «Математика в движении» 56, 62ст. Карточки с цифрами и точками от «0» до «10». Рабочая тетрадь Е.В. Соловьёва

15-17ст

февраль

14

Волшебная страна Числяндия.

к/и «Передай радость при встрече с другом»

п-д/и «Помири цифры и знаки».

Развивать умение общаться на вербальном и не вербальном уровне. Упражнять в порядковом счете, правильно называть числительные. Упражнять в составлении равенства и не равенства.

Н.В.Финогенова «Математика в движении» 112-113ст.

Карточки с цифрами и знаками.

Счетный материал.

февраль

15

Сложение. Знак «+».

П-д/и «Веселый знак «+»

«математические истории»

Познакомить с арифметическим действием «сложение», со знаком «+», выражающим это действие. Формировать дружеские отношения между детьми.

Рабочая тетрадь Е.В. Соловьёва

27ст.

Н.В.Финогенова «Математика в движении» 114ст.

Карточки с цифрами и знаками.

февраль

16

Сложение.

к/и «Телеграфист».

П-д/и «Найди свой вагон»

Учить составлять задачи со знаком «+» и записывать их примерами с цифрами, правильно читать выражения.

Н.В.Финогенова «Математика в движении» 117-118ст.

Карточки с математическими примерами, объемные модули-вагоны с цифрами. Рабочая тетрадь Е.В. Соловьёва

29ст.

февраль

17

Сложение.

Измерение времени.

П-д/и «Разбуди обитателей замка»

Формировать общие представления о процедурах измерения времени, познакомить с приборами для измерения времени.

Развивать умение оценивать правильно свои действия и действия других детей, ловкость движений.

Н.В.Финогенова «Математика в движении» 122-123ст.

Картинки с изображением облака, трава, замок, люди, птицы, звери.

Карточки с цифрами и знаками.

Рабочая тетрадь Е.В. Соловьёва

24ст

март

18

к/и «Изобрази свое настроение».

Вычитание.

Знак  «–»

п-д/и «Грустный знак минус»

п/и «А ну-ка, отними!»

Воспитывать умение координировать действия друг с другом, эмоциональную отзывчивость к товарищам. Формировать представление о вычитание как об удаление части из целого, о записи вычитания с помощью знака «–»

Н.В.Финогенова «Математика в движении» 126-127ст

Рабочая тетрадь Е.В. Соловьёва

28ст.

Конфеты-муляжи (фрукты, ягоды) по количеству игроков.

март

19

П-д/и «Хромая лиса».

Логический класс «Классификация».

Совершенствовать навыки счета, упражнять в отсчете предметов в пределах заданного выражения.

Упражнять в объединении множеств по одному. Развивать ловкость движений,

Быстроту реакции.

Н.В.Финогенова «Математика в движении» 128ст.

Канат, обруч.

Рабочая тетрадь Е.В. Соловьёва

33-36ст

март

20

Рубрика «Мудрая сова»

Учить составлять задачи, математические истории, выражая их цифрами и математическими знаками. Развивать логическое и абстрактное мышление.

Упражнять в объединении множеств по двум признакам.

Рабочая тетрадь Е.В. Соловьёва

29,38ст

Н.В.Финогенова «Математика в движении» 128ст

март

21

к/и «Поделись с другом»

Посчитай-ка

Упражнять в арифметическом действии «вычитание». Стимулировать мыслительную деятельность в процессе движений, согласовывая их со словами. Совершенствовать навык отсчёта.

Рабочая тетрадь Е.В. Соловьёва

30ст

Н.В.Финогенова «Математика в движении» 144ст.

Карточки с цифрами и знаками.

апрель

22

Закрепление.

Больше – меньше,

Равно – не равно.

П-д/и «Убери число».

Продолжать упражнять в счёте,

 умению соотносить количество предметов с цифрой в пределах 10.

Упражнять в сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар.

Рабочая тетрадь Е.В. Соловьёва

32,40ст

Н.В.Финогенова «Математика в движении» 160-161ст.

Карточки с цифрами.

апрель

23

Геометрические фигуры.

П-д/и «исследуем космические материалы»

Повторить и закрепить геометрические фигуры.

Рабочая тетрадь Е.В. Соловьёва

42-44ст

Н.В.Финогенова «Математика в движении» 161ст

Объемные геометрические формы.

апрель

24

Закономерность и порядок.

«Быстрее, смелее, лучше».

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Учить находить закономерности построения рядов, находить следующий или недостающий член ряда.

Рабочая тетрадь Е.В. Соловьёва

45-46ст

Н.В.Финогенова «Математика в движении» 136ст

апрель

25

Выше, шире, длиннее.

П-д/и «Какой по счету?»

Повторить операцию построения возрастающих (убывающих) упорядоченных рядов – по ширине, высоте, длине. Развивать внимание логическое мышление.

Рабочая тетрадь Е.В. Соловьёва

23,47ст.

Предметы разные по высоте, шири не, длине.

3. Используемая литература

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336

2. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного об-

разования / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016 — 232 с.

3. Соловьева Е.В. Моя математик: развивающая кн. для детей 5-6 лет – М.: Просвещение, 2020. –  с.47

4. Финогенова Н.В., Рыбина М.Ю., Ремизенко Е.В. Математика в движении: планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры. Старшая группа. – Волгоград: Учитель. – с.167

C:\Users\home\Desktop\Collage_20211209_071837.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию детей "Игровая ритмическая гимнастика"

Дополнительная оздоровительно – развивающая программа «Игровая ритмическая гимнастика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей младшего дошкольного возраста. В основу "Игровой ритмическ...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей кружка «Шалунишки» (ритмической пластики)

Настоящая программа разработана для развития танцевального творчества  детей дошкольного возраста 5-7  лет на основе обязательного минимума содержания по музыкально-ритмическому развитию для...

Рабочая программа по дополнительному образованию в старшей группе по ФЭМП "Творческая мастерская "Эврика"

           Данная программа дополнительного образования составлена с использованием методических пособий Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки. Програ...

Рабочая программа кружка дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная Азбука»

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах.Статистические данные  об участии детей в ДТП, а также отсутствие качест...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»...

Рабочая программа кружка дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Школа Светофорика»

Рабочая программа кружка дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Школа Светофорика»...