Рабочая программа по дополнительному образованию в старшей группе по ФЭМП "Творческая мастерская "Эврика"
рабочая программа по математике (старшая группа) на тему

Заплитная Светлана Лаврентьевна

             Данная программа дополнительного образования составлена с использованием методических пособий Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников» - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2016, а также с учетом основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 2016, соответствует ФГОС.  Содержание Программы ориентировано на развитие математических способностей детей 5-6 лет, которое осуществляется в двух направлениях:

*    Систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игра, общение, ручной труд).

*    Организация работы с детьми по освоению содержания Программы для детей 5 -6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области, корпус №1.

Рабочая программа дополнительного образования

по формированию элементарных математических представлений

у детей старшей группы № 3 «Почемучки».

«Творческая мастерская «Эврика».

                   Составил и выполнил:

                        Воспитатель 1 категории

                                       Заплитная Светлана Лаврентьевна.

Ноябрь, 2017 год, г. Тында

Пояснительная записка.

             Данная программа дополнительного образования составлена с использованием методических пособий Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников» - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2016, а также с учетом основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 2016, соответствует ФГОС.

          Содержание Программы ориентировано на развитие математических способностей детей 5-6 лет, которое осуществляется в двух направлениях:

  • Систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игра, общение, ручной труд).
  • Организация работы с детьми по освоению содержания Программы для детей  

5 -6 лет.

       В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно-исследовательской деятельности), игры, общения, самостоятельной деятельность, которые организует взрослый, сопровождает и поддерживает.

         Содержание Программы отражает одно из направлений образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и включает не только работу по формированию первичных представлений о количестве, числе, форме, размере, пространстве и времени, но и предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации формирование предпосылок к учебной деятельности.

         Методика реализации Программы с помощью учебно-методического комплекта (УМК) способствует формированию у детей основных математических понятий, зависимостей, отношений и действий, овладению математической терминологией.

        Использование УМК в работе с детьми обеспечивает коммуникативную и учебную включенность детей в образовательный процесс. Методика ориентирована на индивидуальный подход и использование специфических для дошкольников видов деятельности.

     Освоение Программы поможет ребенку достичь необходимого уровня в понимании и использовании математических представлений для успешного получения общего начального образования.

Участники: педагог – воспитатель, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Длительность: работа проводится на протяжении всего учебного года (ноябрь 2017 – май 2018г.), два раза в неделю (понедельник, среда – во вторую половину дня,  в 15:30  - 15:55). Работа ведется по подгруппам, в каждой подгруппе 5-7 детей. Курс обучения рассчитан на 32 занятия. Длительность занятия 20 - 25 минут, что соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. Первые четыре занятия посвящаются повторению пройденного материала в средней группе.

Цель данной программы: приобщение к математическим знаниям, накопленным человечеством, с учетом возрастных особенностей детей 5-6 лет в соответствии с ФГОС.

Основные задачи:  

  • Закреплять представление о числах и цифрах до 5.
  • Формировать представление о числах и цифрах от 6 до 10 на основе сравнения двух множеств.
  • Учить делить предмет на две, четыре и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.
  • Учить рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры.
  • Знакомить с геометрической фигурой трапецией.
  • Закреплять и углублять представления о частях суток, временах года.
  • Знакомить с названиями месяцев.
  • Учить словами положение предмета относительно себя, других лиц.
  • Учить ориентироваться на листе бумаги и в тетради в клетку.

Планируемые результаты (целевые ориентиры):

  • Считает по образцу и названному числу в пределах десяти.
  • Понимает независимость числа от пространственного расположения предметов.
  • Пишет цифры от 1 до 10.
  • Пользуется математическими знаками +, -, =, <,  >.
  • Записывает решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр.
  • Соотносит количество предметов и соответствующую цифру.
  • Различает количественный и порядковый счет в пределах десяти.
  • Составляет числа от трех до десяти из двух меньших чисел.
  • Понимает смысл пословиц, поговорок, в которых присутствуют числа.
  • Знает геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, трапеция.
  • Рисует в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур.
  • Выкладывает из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов.
  •  Располагает предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения.
  • Делит предмет на две, четыре и более частей, понимает, что часть меньше целого, а целое больше части.
  • Называет последовательно дни недели, месяцы.
  • Ориентируется на листе бумаги, в тетради в клетку.
  • Определяет положение предметов по отношению к другому лицу.
  • Решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
  • Понимает задание и выполняет его самостоятельно.
  • Проводит самоконтроль и самостоятельную оценку выполненной работу.

Подготовительный этап

  1. Подбор, изучение литературы:
  • Колесникова Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2016 – 112с.
  • Методическое пособие «Математика для детей 5-6 лет» Колесникова Е. В.
  1. Составление собственной рабочей программы по дополнительному образованию на основе данной литературы.
  2. Распечатка рабочей тетради «Я считаю до десяти» автор Колесникова Е. В.
  3. Набор детей, через представление моей рабочей программы на родительском собрании.

Список детей, посещающих кружок «Творческая мастерская «Эврика».

  1. Галиаскарова Полина
  2. Герт Александра
  3. Елина Алена
  4. Журавлева Олеся
  5. Иванов Артем
  6. Козлитина Ульяна
  7. Кузнецов Арсений
  8. Лобойко Виктория
  9. Пахомов Артем
  10. Шамуратов Марат

Основной этап

  • Работа с детьми старшего дошкольного возраста в период всего 2017 -2018 учебного года по перспективному плану кружка «Творческая мастерская «Эврика»

Заключительный этап

  • Диагностика детей в образовательной области «Познавательное развитие», в частности на математические способности.
  • Анкетирование родителей «Удовлетворенность работой педагога ДОУ»
  • Составить перспективный план для следующего учебного года по кружковой работ на следующий возрастной этап группы детей.

Приложение

  • Перспективное планирование на 2017 -2018 учебный год.

Месяц

Тема ООД

Игровые упражнения

Ноябрь

Пн.          Число и цифра 1

«Сосчитай и нарисуй»

Ср.          Осенние месяцы

«Когда это бывает?»

Пн.     Число и цифра 2, знаки +,=.

«Отгадай загадку»

Ср.      Геометрические фигуры    

«На какую фигуру похож предмет?»

Пн.     Числа и цифры 1, 2, 3.

Назови число на один больше, меньше.

Ср.      Работа в тетради в клетку

«Дорисуй недостающие фигуры»

Пн.     Числа и цифры 1, 2, 3, 4.

«Кто больше?»

Ср.          Осенние месяцы

«Кто внимательный»

Декабрь

Пн. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5.

«Расставь по порядку»

Ср. Сложение числа 5 из двух меньших. Зима.

«Составь задачку»

Пн. Пословицы с числами до 5.

«Что перепутал художник»

Ср. Число и цифра 6, сложение числа 6 из двух меньших.

«Отгадай загадку»

Пн. Понятия длины и ширины

«Подбери пару»

Ср. Знаки <, >, =. Числа и цифры до 6.

«Подарки Деда Мороза»

Пн. Числа и цифры 4, 5, 6.

«Число, цифра, предмет»

Ср. Порядковый счет до 6.

«Что сначала, что потом»

Январь

Пн. Знакомство с цифрой 0.

«Найди цифру»

Ср.     Зимние месяцы

«Я начну, а ты продолжи»

Пн. Задачи на установление равенства между двумя группами предметов.

«Соедини правильно»

Ср. Ориентировка на листе бумаги

«Найти ключик в комнате»

Пн. Число и цифра 7, знаки =, +.

«Подбери цифру к предметам»

Ср. Деление квадрата на 2, 4 части.

«Сложи квадрат»

Февраль

Пн. Сложение числа 7 из двух меньших

«Слушай и считай»

Ср. Дни недели

«Сегодня, завтра и вчера»

Пн. Числа и цифры 1-8, знаки +, -.

«Бусы»

Ср. Порядковый счет до 8.

«Сосчитай–ка»

Пн. Деление круга на 4 части.

«Геометрическое лото»

Ср. Примеры на сложение и вычитание.

«А теперь ты сам считай…»

Пн. Работа в тетради в клетку

«Сколько – столько»

Ср. Геометрические фигуры, порядковый счет.

«Смотри, считай, записывай»

Март

Пн. Числа и цифры 1-9.

«Дни недели»

Ср. Сравнение смежных чисел

«Назови соседей числа»

Пн. Деление квадрата.

«Сложи квадрат»

Ср. Число и цифра 10.

«Заверши логическую цепочку»

Пн. Счетные палочки и фигуры.

«Заколдованные картинки»

Ср. Сложение числа 10 из двух меньших.

«Запиши пропущенную цифру»

Пн. Геометрические фигуры

«Продолжи ряд»

Ср. Весенние месяцы

«Кто отгадывал загадку?»

Апрель

Пн. Работа в тетрадях

«Составь задачу, запиши решение»

Ср.  Задачи на сложение и вычитание.

«Помоги зверюшкам написать знаки»

Пн. Работа со счетными палочками.

«Кораблик»

Ср. Ориентировка в пространстве

«Где пять?»

Пн. Работа в тетради в клетку

«Рисуем машину»

Ср. Знаки <, >, =.

«Узнай, какой день недели»

Пн. Задачи в стихах

«Считай и рисуй»

Ср.  Части суток.

«Исправь ошибку художника»

Май

Пн. Порядковый счет до 10.

«Кого боится зайка?»

Ср. Дни недели, времена года.

«Отгадай загадку»

Пн. Сложение числа 10 из двух меньших.

«Найди свое место»

Ср. Весенние месяцы

«Составь и реши»

Пн. Порядковый счет, ориентировка в пространстве, работа в тетради в клетку

«Что растет на нашей грядке?»

Ср. Геометрические фигуры из счетных палочек

«Кто за кем»

Пн. Решение задачи, примеров.

«Считай, записывай»

Ср. Закрепление знаний месяцев.

«Кто какой пример решал»

В течение учебного года использую дополнительный комплект:

  • «Обучение решению арифметических задач».
  • «Я решаю арифметические задачи. Математика для детей 5 -7 лет».
  • «Я запоминаю цифры. Математика для детей 4 – 6 лет».
  • «Форма и цвет. Математика с линейками – трафаретками для детей 4 – 7 лет».
  • «Геометрические фигуры. Математика для детей 5 – 7 лет».
  • «Я решаю логические задачи. Математика для детей 5 – 7 лет»
  • «Я составляю числа. Математика для детей  5 – 7 лет».
  • «Математические прописи для детей 5 -7 лет».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе на 2014-2015 учебный год «Юный эколог»

Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источникдетского разума».В. С...

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе "Земля - наш дом"

Пояснительная записка“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”К.СимоновНаправления и актуальность:Кружок «Земля – наш общи...

Рабочая программа по дополнительному образованию в младшей группе по ФЭМП "Занимательная математика для малышей"

Данная программа дополнительного образования составлена с использованием методических пособий Е. В. Колесниковой «Математика для детей 3-4лет» и В. П. Новиковой «Математика в детском...

рабочая программа для дополнительного образования детей старшей группы кружок "Математика в движении"

Главная идея кружка «Математика в движении», нацелена на формирование личности ребёнка и на развитие таких необходимых в современном мире качеств, как инициативность, креативность, нацелен...

Рабочая программа по дополнительному образованию АБВГДЕЙКА подготовительная группа.

Рабочая программа по дополнительному образованию АБВГДЕЙКА подготовительная группа. ...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...