Рабочая программа по дополнительному образованию в младшей группе по ФЭМП "Занимательная математика для малышей"
рабочая программа по математике (младшая группа) по теме

Заплитная Светлана Лаврентьевна
Данная программа дополнительного образования составлена с использованием методических пособий Е. В. Колесниковой «Математика для детей 3-4лет» и В. П. Новиковой «Математика в детском саду», а  также с учетом примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 2014, соответствует ФГОС. 
   Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка.
   Работа по программе дополнительного образования «Занимательная математика для малышей» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.   Через систему увлекательных игр и упражнений, дети познакомятся с числами от 1 до 5. Познакомятся с названиями частей суток и времени года. Они  узнают названия пяти геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и трех тел (шар, куб, цилиндр). Научатся различать предметы разных размеров по величине, различать понятия слева и справа, решать логические задачи и подготовятся к следующему этапу обучения. 
 
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Scan2.jpg

                                                   

                                          Пояснительная записка

Данная программа дополнительного образования составлена с использованием методических пособий Е. В. Колесниковой «Математика для детей 3-4лет» и В. П. Новиковой «Математика в детском саду», а  также с учетом примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 2014, соответствует ФГОС.

   Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка.

   Работа по программе дополнительного образования «Занимательная математика для малышей» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.   Через систему увлекательных игр и упражнений, дети познакомятся с числами от 1 до 5. Познакомятся с названиями частей суток и времени года. Они  узнают названия пяти геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и трех тел (шар, куб, цилиндр). Научатся различать предметы разных размеров по величине, различать понятия слева и справа, решать логические задачи и подготовятся к следующему этапу обучения.

Актуальность темы обусловлена тем, что дети  младшего дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим меня заинтересовала проблема – как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.

Цель данной программы дополнительного образования «Занимательная математика для малышей»:

  • Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к  математике и желания творчески применять полученные знания на практике.

Основные задачи:

  • Формировать запас знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения.
  • Формировать умение понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно, умение планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку.
  • Развивать логическое мышление и основные мыслительные операции.
  • Развивать способность к само регуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач.
  • Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.
  • Способствовать овладению навыками речевого общения.

Участники: педагоги – воспитатель, дети 2мл.гр., родители.

Длительность:  работа проводится на протяжении всего учебного года (сентябрь 2015 – май 2016г), один раз в неделю (в среду, в первую половину дня) в виде занятий по 15минут. Работа ведется по подгруппам, в каждой группе 6-8детей, так как дети учатся работать в рабочих тетрадях,  необходим индивидуальный подход.

Ожидаемый результат

  • Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
  • Называть числительные по порядку в пределах «5», относить последнее числительное ко всей перечисленной группе предметов.
  • Решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.
  • Различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)
  • Видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
  • Знать и называть геометрические тела (шар, куб, цилиндр)
  • Сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
  • Называть части суток, времена года.
  • Различать правую и левую руку.

Подготовительный этап

1.Изучение литературы:

  • Е. В. Колесникова «Математика для детей 3-4лет»
  •  В. П. Новикова «Математика в детском саду»
  • Примерная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 2014, соответствует ФГОС.

2.Составление собственной рабочей программы  по дополнительному образованию на основе данной литературы

3.Распечатка рабочих тетрадей «Математика для детей 3-4лет» автора Колесниковой Е. В. и тетрадь с заданиями для развития детей «Математика для малышей» часть 1 авторы  Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Т., Щербинина С. В.

4. Представление моей рабочей программы на родительском собрании, с предложением записать своих детей на дополнительные занятия.

Основной этап

  • Работа с детьми младшего дошкольного возраста в период всего учебного года 2015-2016г по перспективному плану кружка «Занимательная математика»

Заключительный этап

  • Диагностика детей в образовательной области «Познавательное развитие», в частности на математические способности
  • Составить план математических игр на летний период для детей как индивидуально, так и по подгруппам.
  • Анкетирование родителей «Ваше отношение к дополнительным услугам в ДОУ»
  • Составить перспективный план для следующего учебного года по кружковой работе на следующий возрастной этап группы детей.

Приложения.

  • Перспективное планирование на учебный год (2015-2016г.)

 Перспективное планирование работы

Месяц

Тема занятия

Игровые упражнения

Сентябрь

1.Ориентировка во времени. Утро

   Величина. Большой и маленький

Игра-наблюдение «Большой – маленький»

2. Количество и счет. Один и много

Д/и «Один и много»

3.Ориентировка во времени. День

  Геометрические фигуры. Круг.

Игр. упр. «Что сначала, что потом»

Игра «Что бывает круглым?»

4. Количество и счет. Число 1

Игровая ситуация «Цыпленок потерялся»

Октябрь

1.Ориентировка во времени. Вечер

Величина. Высокий - низкий

Игра «Когда это бывает?»

Игр. упр. «Елочки – пенёчки»

2.Закрепление: Большой  и маленький.

Количество и счет. Закрепление: один и много

Игр. упр. «Скажи что больше, а что меньше»

Под/игра «Медведь и пчелы»

3.Количество и счет. Закрепление: число 1.

Игра «Один – много – ни одного»

4.Ориентировка во времени. Ночь

Геометрические фигуры. Закрепление: круг.

Игра «Когда мы это делаем?»

Игр. упр. «Какие предметы похожи на круг?»

Ноябрь

1.Количество и счет. Число 2.

Игровая ситуация «Поможем кукле»

2.Ориентировка в пространстве. Слева, справа, на, под.

Величина. Толстый, тонкий.

Игра «Что где находится?»

Игра «Толстый – тонкий»

3.Количество и счет. Закрепление числа 2.

Игровая ситуация «Упрямые козлята»

4.Геометрические фигуры. Треугольник. Ориентировка во времени. Осень.

Игра «Круг – треугольник»

Декабрь

1.Количество и счет. Число 3

Величина. Большая, поменьше, маленькая.

Игр. упр. «Матрешки»

2.Геометрические фигуры. Треугольник

Игра «Геометрические узоры – треугольники»

3.Количество и счет. Закрепление числа 3.

Ориентировка в пространстве. Слева, справа, наверху.

Игровая ситуация «Три поросенка»

Игр. упр. «Где спряталась игрушка?»

4.Величина. Закрепление большой, поменьше, маленький

Игр. упр. «Пирамидка»

Январь

1.Количество и счет. Сравнение чисел 2и3.

Игра «Разложи всё поровну»

2.Величина. Большой, поменьше, маленький

Логическая задача

Игр. упр. «Башня»

Игра «Угадай, кто спрятался?»

3.Количество и счет. Число 4. Геометрические фигуры. Квадрат

Игр. упр. «Продолжи ряд»

Игра «Сколько – столько»

4.Ориентировка во времени. Зима

Словесная игра «Загадка – отгадка»

Февраль

1.Количество и счет. Закрепление числа 4

Игра «Больше – меньше, столько – сколько»

2.Геометрические фигуры. Квадрат

Логическая задача

Настольная игра «Геометрические узоры»

3.Количество и счет. Сравнение чисел 3 и 4.

Игр. упр. «Спрячь всех зайцев за елочками»

4.Геометрические фигуры. Прямоугольник

Игр. упр. «Разложи на группы»

Март

1.Количество и счет. Число 5

Настольная игра «Сосчитай-ка»

2. Величина. Закрепление: большой, поменьше, самый маленький. Ориентировка во времени. Весна.

Игровая ситуация «Скажи, что изменилось»

3.Количество и счет. Закрепление числа 5

Игра «Добавь до пяти»

4.Ориентировка во времени. Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача.

Игра «Что сначала, что потом»

Апрель

1.Количество и счет. Сравнение чисел 4 и 5.

Игр. упр. «Угостим зверят»

2.Геометрические фигуры. Овал

Логическая задача.

Игра «Круг – овал – квадрат»

3.Ориентировка во времени времена года.

Игр. упр. «Что мы делаем весной?»

4.Геометрические фигуры. Закрепление: овал. Ориентировка в пространстве Закрепление: слева, справа.

Подвижная игра «Найди свой дом»

Подвижная игра «Руку правую вперед…»

Май

1.Геометрические формы. Шар, куб, цилиндр.

Игр. упр. «Какой формы твой предмет?»

2. Количество и счет. Закрепление чисел 1,2, 3, 4, 5.

Настольная игра «Сосчитай-ка»

3.Величина. Длинный - короткий

Игр. упр. «Пройди по длинной (короткой) дорожке»

4.Логические задачи

Игр. ситуация «Что лежит в подарке (мяч, кубик)?»

   

                                       

                 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию в старшей группе по ФЭМП "Творческая мастерская "Эврика"

           Данная программа дополнительного образования составлена с использованием методических пособий Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки. Програ...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружка«Ступеньки творчества» ( с использованием палочек Кюизенера, игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет)

Пояснительная запискаРабочая программа по дополнительному образованию кружка «Ступеньки творчества»  ОО «Познание»  (для детей 5-7лет).Одна из важнейших задач воспита...

Рабочая программа по дополнительному образованию физкультурно-спортивной направленности для дошкольников 5-6лет с ОВЗ «Здоровый малыш».

Важное значение в коррекционно - воспитательном  процессе в   дошкольном учреждении имеет работа, направленная на укрепление их здоровья, психофизического развития, совершенствование...

Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Занимательная математика»

Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Занимательная математика»...

рабочая программа для дополнительного образования детей старшей группы кружок "Математика в движении"

Главная идея кружка «Математика в движении», нацелена на формирование личности ребёнка и на развитие таких необходимых в современном мире качеств, как инициативность, креативность, нацелен...

Рабочая программа по дополнительному образованию АБВГДЕЙКА подготовительная группа.

Рабочая программа по дополнительному образованию АБВГДЕЙКА подготовительная группа. ...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...