Рабочая программа по дополнительному образованию Кружка«Ступеньки творчества» ( с использованием палочек Кюизенера, игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет)
рабочая программа по математике (старшая группа)

Шарыгина Екатерина Ивановна

Пояснительная записка

Рабочая программа по дополнительному образованию кружка «Ступеньки творчества»  ОО «Познание»  (для детей 5-7лет).

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.

          Математика по праву занимает большое место в системе образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача – найти путь решения – реализуется средствами игры и игровых действий.

         

-Познакомить с понятием числа (различать по цвету, классифицировать по цвету)

-Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины; осваивать отношения по объему, по массе (найти палочку (легче, больше желтой);

-Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;

-Осваивать прямой  и обратный счет;

-Познакомить составом числа (из единиц двух меньших чисел);

-Усвоить отношения между числами (больше  - меньше, больше – меньше на …, столько же), пользоваться знаками >,<;

-Практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления;

-Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

-Научить делить целое на части и измерить объекты;

-Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже, левее, вдоль и др., осваивать понятия «между», «каждый», «одна из…», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и т. д.)

-Развивать логическое мышление, память, внимание;

-Воспитывать  самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей и задач.

          Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня особенною популярностью у педагогов пользуются палочки Кюизенера.

          Палочки Кюизенера  представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины. Плоский вариант палочек можно изготовить самостоятельно из двустороннего цветного картона.

Размер, см

цвет

Условное обозначение

2*2

Белая

1

2*4

Розовая

2

2*6

Голубая

3

2*8

Красная

4

2*10

Желтая

5

2*12

Фиолетовая

6

2*14

Черная

7

2*16

Бордовая

8

2*18

Синяя

9

2*20

Оранжевая

10

 

          На каждого ребёнка необходимо столько палочек, сколько указано в пункте «Оборудование» каждой из игр.

          Цветные полоски просты и удобны в работе. В отличие от палочек, они крупнее, изготовление их не требует особых затрат, а обучающие возможности и эффективность ничуть не меньше, чем у палочек. Демонстрационный набор полосок для работы на фланелеграфе педагог может изготовить крупнее.

          Палочки дают возможность выполнять различные упражнения на столе, в то время как полоски можно размещать как на столе(в горизонтальной плоскости), так и на фланелеграфе (в вертикальной плоскости).С палочками и полосками можно играть и на полу. Возможны разные варианты использования их в работе: применение только полосок или только палочек, введение сначала полосок с последующей заменой их палочками, чередование того и другого набора и, наконец, предоставление возможности ребёнку выбрать (по желанию) дидактическое средство, учитывая характер задания.

          Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения.Выделение цвета и длины палочек (полосок) поможет дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).

          От элементарной игры с полосками дети постепенно продвигаются к понятию пространственно – количественных характеристик, которые осваиваются в совместной деятельности ребенка со взрослым. Важно не ограничиваться показом готовых построек. Нужно дать возможность выбирать действия ребенка самому, тогда игра станет радостным открытием нового. Дети быстро учатся переводить игру красок в числовые отношения.

          Прежде чем начать заниматься с детьми,  надо дать им возможность рассмотреть палочки (полоски). Тщательно понаблюдать за тем, как дети играют с палочками (полосками): выкладывают узоры, конструируют, разворачивают сюжетно – ролевую или самостоятельную игру и т.д. Возможно, уже входе этих игр детям удастся сделать собственные открытия (взрослые при необходимости помогут их сформулировать):

- полосок много, но они разного цветов (ребенок перечисляет те цвета, которые знает);

- есть полоски одинакового цвета, есть – разного;

- одни полоски длиннее, одни- короче.

Наблюдение за деятельностью детей позволит педагогу получить информацию:

- о направленности интересов каждого ребенка;

- о том насколько самостоятельно и как долго  он решает предложенную ему задачу, каким образом это делает;

- о том, какие задачи ставит сам, насколько инициативен при этом;

- об уровне развития того или иного ребенка.

          Данная программа предполагает ряд игр и упражнений, на основе которых проводятся занятия по обучению детей математике, логике.  Задания предлагаются  в определенном порядке. Важно не спешить, не приступать к следующей задаче или игре, если ребенок плохо усвоил материал.

Этапы работы кружка «Ступеньки творчества»

  1. Игры подготовительного этапа – Что какого цвета?
  2. Построение лестницы
  3. Составление ковриков
  4. Изучаем понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий»
  5. Развитие количественных представлений
  6. Считаем ступеньки
  7. Измерение с помощью палочек (полосок) Кюизенера
  8. Математические действия с палочками (полосками) Кюизенера
  9. Логические задачи с палочками (полосками) Кюизенера

Занятия проводятся 1 раз в неделю по25 минут в старшей группе и  30 минут в подготовительной к школе группе (в год 32 занятия), во вторую  половину дня, согласно расписания ООД.

Мониторинг проводится 2 раза в год – ( сентябрь – начало года- промежуточный),  май – конец года – итоговый)

Работа с родителями: родители помогают в приобретении и изготовление дидактических пособий;  с ними проводятся консультации о проводимой работе, о значении математических игр на умственное, интеллектуальное  развитие ребенка; играх, которые можно проводить в домашних условиях.

Самостоятельная деятельность детей:игры со строительными материалами  по моделям, игры с конструкторами по моделям, выкладывание  мозаики по образцам, самостоятельно придумывая узоры. Игры  с  «сухим бассейном» по принципу «Сам себе режиссер». Игры «Оживлялки».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_stupenki_tvorchestva.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Волжского района

муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 94 «Вишенка»

                                                   Утверждаю

                                                         заведующий МДОУ

                                                Детский сад № 94 «Вишенка»

.                                                ______________З.Р. Купаева

                                                Приказ №85 от 30.08.2013

Рабочая программа

по дополнительному образованию

Кружка «Ступеньки творчества»

 ( с  использованием палочек Кюизенера,  игры и упражнения по обучению  математике детей 5-7 лет)

МДОУ Детский сад № 94 «Вишенка»

Принята

На педсовете

Протокол № 1

От 30.08.2013г

                                                                Руководитель:

                                                                Шарыгина Е.И.

Пояснительная записка

Рабочая программа по дополнительному образованию кружка «Ступеньки творчества»  ОО «Познание»  (для детей 5-7лет).

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.

        Математика по праву занимает большое место в системе образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача – найти путь решения – реализуется средствами игры и игровых действий.

         

-Познакомить с понятием числа (различать по цвету, классифицировать по цвету)

-Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины; осваивать отношения по объему, по массе (найти палочку (легче, больше желтой);

-Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;

-Осваивать прямой  и обратный счет;

-Познакомить составом числа (из единиц двух меньших чисел);

-Усвоить отношения между числами (больше  - меньше, больше – меньше на …, столько же), пользоваться знаками >,<;

-Практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления;

-Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

-Научить делить целое на части и измерить объекты;

-Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже, левее, вдоль и др., осваивать понятия «между», «каждый», «одна из…», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и т. д.)

-Развивать логическое мышление, память, внимание;

-Воспитывать  самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей и задач.

        Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня особенною популярностью у педагогов пользуются палочки Кюизенера.

        Палочки Кюизенера  представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины. Плоский вариант палочек можно изготовить самостоятельно из двустороннего цветного картона.

Размер, см

цвет

Условное обозначение

2*2

Белая

1

2*4

Розовая

2

2*6

Голубая

3

2*8

Красная

4

2*10

Желтая

5

2*12

Фиолетовая

6

2*14

Черная

7

2*16

Бордовая

8

2*18

Синяя

9

2*20

Оранжевая

10

        На каждого ребёнка необходимо столько палочек, сколько указано в пункте «Оборудование» каждой из игр.

        Цветные полоски просты и удобны в работе. В отличие от палочек, они крупнее, изготовление их не требует особых затрат, а обучающие возможности и эффективность ничуть не меньше, чем у палочек. Демонстрационный набор полосок для работы на фланелеграфе педагог может изготовить крупнее.

        Палочки дают возможность выполнять различные упражнения на столе, в то время как полоски можно размещать как на столе(в горизонтальной плоскости), так и на фланелеграфе (в вертикальной плоскости).С палочками и полосками можно играть и на полу. Возможны разные варианты использования их в работе: применение только полосок или только палочек, введение сначала полосок с последующей заменой их палочками, чередование того и другого набора и, наконец, предоставление возможности ребёнку выбрать (по желанию) дидактическое средство, учитывая характер задания.

        Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения.  Выделение цвета и длины палочек (полосок) поможет дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).

        От элементарной игры с полосками дети постепенно продвигаются к понятию пространственно – количественных характеристик, которые осваиваются в совместной деятельности ребенка со взрослым. Важно не ограничиваться показом готовых построек. Нужно дать возможность выбирать действия ребенка самому, тогда игра станет радостным открытием нового. Дети быстро учатся переводить игру красок в числовые отношения.

        Прежде чем начать заниматься с детьми,  надо дать им возможность рассмотреть палочки (полоски). Тщательно понаблюдать за тем, как дети играют с палочками (полосками): выкладывают узоры, конструируют, разворачивают сюжетно – ролевую или самостоятельную игру и т.д. Возможно, уже в ходе этих игр детям удастся сделать собственные открытия (взрослые при необходимости помогут их сформулировать):

- полосок много, но они разного цветов (ребенок перечисляет те цвета, которые знает);

- есть полоски одинакового цвета, есть – разного;

- одни полоски длиннее, одни - короче.

Наблюдение за деятельностью детей позволит педагогу получить информацию:

- о направленности интересов каждого ребенка;

- о том насколько самостоятельно и как долго  он решает предложенную ему задачу, каким образом это делает;

- о том, какие задачи ставит сам, насколько инициативен при этом;

- об уровне развития того или иного ребенка.

        Данная программа предполагает ряд игр и упражнений, на основе которых проводятся занятия по обучению детей математике, логике.  Задания предлагаются  в определенном порядке. Важно не спешить, не приступать к следующей задаче или игре, если ребенок плохо усвоил материал.

Этапы работы кружка «Ступеньки творчества»

  1. Игры подготовительного этапа – Что какого цвета?
  2. Построение лестницы
  3. Составление ковриков
  4. Изучаем понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий»
  5. Развитие количественных представлений
  6. Считаем ступеньки
  7. Измерение с помощью палочек (полосок) Кюизенера
  8. Математические действия с палочками (полосками) Кюизенера
  9. Логические задачи с палочками (полосками) Кюизенера

Занятия проводятся 1 раз в неделю по25 минут в старшей группе и  30 минут в подготовительной к школе группе (в год 32 занятия), во вторую  половину дня, согласно расписания ООД.

Мониторинг проводится 2 раза в год – ( сентябрь – начало года- промежуточный),  май – конец года – итоговый)

Работа с родителями: родители помогают в приобретении и изготовление дидактических пособий;  с ними проводятся консультации о проводимой работе, о значении математических игр на умственное, интеллектуальное  развитие ребенка; играх, которые можно проводить в домашних условиях.

Самостоятельная деятельность детей: игры со строительными материалами  по моделям, игры с конструкторами по моделям, выкладывание  мозаики по образцам, самостоятельно придумывая узоры. Игры  с  «сухим бассейном» по принципу «Сам себе режиссер». Игры «Оживлялки».


Содержание рабочей программы  кружка  «Ступеньки творчества»

для детей  старшей и подготовительной к школе группы (5-7 лет)

1 год обучения (5-6 лет)

месяц

Этап работы,

 № занятий

№ упражнений

Тема занятия

Литература

Сентябрь

  1. Подготовительный

Занятия с 1-4

1-5

Что какого цвета?

«Строим дорожки»

«Ленточки в подарок»

«Подбираем ленточки к фартучкам»

«Моделируем квадрат»

Л.Д.Комарова стр.  8-13

Октябрь

  1. Подготовительный

Занятия с 5-9

6-10

Что какого цвета?

«Моделируем прямоугольник»

«Подбираем к домику крышу»

«Дом и мебель для матрешки»

«Собачка» и «Кошечка»

«Рисуем цветными палочками» (игрушка)

Л.Д.Комарова стр.  13-17

Ноябрь

  1. Подготовительный

Занятия с 10-13

10

«Рисуем цветными палочками» (человечек)

«Рисуем цветными палочками» (самолет)

«Рисуем цветными палочками» (по замыслу)

Л.Д.Комарова

стр. 18

Декабрь

  1. Построение лестницы

Занятия  с 14-16

11

«Пирамидка и лесенка»

Л.Д.Комарова стр. 19-20

Январь

  1. Составление ковриков

Занятия с 17-18

12-14

Составление ковриков

Л.Д.Комарова стр. 21-23

февраль

III.        Составление ковриков

Занятия с 19-22

15-16

Составление ковриков

Л.Д.Комарова стр. 24-25

март

  1. Изучаем понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий»

Занятия с 23-26

17-19

«Длинные и короткие ленточки для кукол»

«Поезд»

«Заборы низкие и высокие»

Л.Д.Комарова стр. 26-29

апрель

IV.        Изучаем понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий»

Занятия с 27-30

20-21

«Лесенка высокая  и лесенка низкая»

«Лесенка широкая и лесенка узкая»

Л.Д.Комарова стр. 30-32

май

IV.        Изучаем понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий»

Занятия с 30-32

22-23

«Мосты через реку»

«Конструирование плотов на реке»

Л.Д.Комарова стр. 33-34

2-й год обучения  (6-7 лет)

месяц

Этап работы,

 № занятий

№ упражнений

Тема занятия

Литература

Сентябрь

Повторение

Занятия с 1-4

5, 10, 16, 22,

Что какого цвета?

Построение лестницы

Составление ковриков

Л.Д.Комарова стр.  13, 18, 25, 33

Октябрь

  1. Развитие у детей количественных представлений Занятия с 5-8

24-26

«Цвет и число»

«Число и цвет»

«Путешествие на поезде»

Л.Д.Комарова стр.  35-37

Ноябрь

V.        Развитие у детей количественных представлений

Занятия с 9-12

27-28

«Путешествие на поезде»

«Как разговаривают числа»

«О чем говорят числа»

Л.Д.Комарова

стр.37- 39

Декабрь

  1. Считаем ступеньки

Занятия  с 13-16

29-31

«Какие лесенки умеет строить незнайка»

«Состав чисел из единиц»

«Как растут дома из чисел»

Л.Д.Комарова стр. 40-43

Январь

VI.        Считаем ступеньки

Занятия с 17-18

32-34

«Кто в домике живет» (Оживлялки)

«Как узнать номера  домов на новой улице?»

Л.Д.Комарова стр. 44-48

февраль

VI.        Считаем ступеньки

 Занятия  с 19-22

35-37

«Как Белочка и Ежик играли числами» (Оживлялки)

«Сломанная лесенка»

«Чет-нечет»

Л.Д.Комарова стр. 49-51

март

  1. Измерение с помощью палочек (полосок) Кюизенера

Занятия с 23-26

38-40

«Измерить дорожки шагами»

«Узнай длину ленты»

«Измеряем разными мерками»

Л.Д.Комарова стр.52-55

апрель

  1. Математические действия с палочками (полосками) Кюизенера

Занятия с 27-28

41-43

«Палочки можно складывать»

«Палочки можно вычитать»

Палочки можно делить»

«Палочки можно умножать»

Л.Д.Комарова стр. 56-59

май

  1. Логические задачки с палочками (полосками) Кюизенера

45-

«Логические задачи на цветовую последовательность»

«Детская железная дорога»

Л.Д.Комарова стр. 60-62


Ожидаемые результаты освоения рабочей программы кружка «Ступеньки творчества:

Дети будут знать :

-  о цвете, размере;

- о дочисловых математических представлениях;

- о количественных изменениях, о составе числа,  о числовой прямой;

Уметь:

- совершать математические действия с палочками Кюизенера;

-  решать логические задачи с палочками Кюизенера.

Используемая  литература:

  1. «Как работать с палочками Кюизенера?  Игры и упражнения по обучению  математике детей 5-7 лет» Л.Д. Комарова. М.,

 Издательство ГНОМ,  2012

  1. «Разноцветные полоски» сост. Л.М.Кларина, З.А.Михайлова
  2. «Дом с колокольчиком» автор Б.Б.Финкельштейн, Санкт-Петербург, ООО «Корвет»,  2013
  3. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет),  авторы В.П.Новикова, Л.А.Тихонова, М, Издательство Мозаика-Синтез, 2012

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию в студии изобразительного творчества

Рабочая программа составлена на основе  программы Т. А. Копцевой "Природа и художник". Эта программа расчитана на детей от 3 лет до 7 лет (на 4 года обучения)...

Палочки Кюизенера. Игры и упражнения для детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста по развитию логико –математических способностей с использованием дидактического материала «Палочки Кюизенера»

Сентябрь:Знакомство с палочками Кюизенера.Игровая деятельность «Волшебный сундучок» Цель: развивать познавательную деятельность, закреплять сенсорные навыки; развивать интерес к палоч...

ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ВОЛШЕБНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ВОЛШЕБНЫМИ ПАЛОЧКАМИ 1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины....

Рабочая программа педагога дополнительного образования: Студия творчества "Колобок"

Авторская рабочая программа, реализуемая в рамках дополнительного образования по тестопластике (лепка из соленого теста) : Студия творчества "Колобок"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования «Сеансы здоровья» (релаксация) по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников (для детей 6-7 лет)

В основу разработки Рабочей программы положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности д...

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Цветные числа» по ФЭМП для детей средней группы с использованием цветных счетных палочек Кюизнера (4-5 лет)

Игры – занятия с палочками позволяют ребёнку овладеть способами действий. Необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие спос...

2020-2021 уч.г. Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебные палочки-полоски» для детей 1 младшей группы

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебные палочки-полоски» для детей 1 младшей группы...