Главные вкладки
Рабочая программа по дополнительному образованию. Кружок "Радуга творчества"
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Использование нетрадиционных художественных техник в детском саду позволяет внести в процесс образования особую атмосферу радости и развивает воображение. Конструирование из привычных нам предметов, использование их нетрадиционным способом позволяет развить в детях творческие способности. Кто бы мог подумать, что крупы или макароны можно не только есть, но и использовать для того, чтобы создать что-нибудь красивое. Работа с макаронами проста и доступна для творчества ребят 5-6 лет.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 348.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Люблю я макароны,
Любовью к ним пылаю неземною.
Люблю я макароны -
И что хотите, делайте со мною!»
(Юлий Ким)
Актуальность
Детство – это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. Основная задача общества - показать детям окружающий мир «изнутри» и помочь ребёнку понять своё место в этом мире, как его члена, участника событий, преобразователя. Для развития и социализации ребёнка большое значение имеют представления о разнообразных предметах. Так и дети, приходя в этот мир, не понимают назначение окружающих их предметов, смысл вещей. Открыть мир вещей помогает взрослый, как носитель опыта.
Мир вещей (предметы, объекты) имеют в жизни ребёнка самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности.
Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка.
Мария Монтессори отмечала: «Если понаблюдать за ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная, могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком».
Использование нетрадиционных художественных техник в детском саду позволяет внести в процесс образования особую атмосферу радости и развивает воображение. Конструирование из привычных нам предметов, использование их нетрадиционным способом позволяет развить в детях творческие способности. Кто бы мог подумать, что крупы или макароны можно не только есть, но и использовать для того, чтобы создать что-нибудь красивое. Работа с макаронами проста и доступна для творчества ребят 5-6 лет. Разнообразие видов и форм макарон позволяют проявлять творчество в работе с данным материалом, а их структура позволяет создавать оригинальные объемные композиции.
Макаронная техника оказывает ценнейшее влияние на формирование мелкой моторики руки, которая в свою очередь способствует правильной координации движений при выполнении точной работы и развитию речи. Необходимость проявлять наблюдательность и воображение, чтобы превратить макароны во что-то оригинальное и красивое, стимулирует развитие мышления. Совместная работа ребят формирует коммуникативные навыки. Дошкольники открывают в себе способность выдавать оригинальные идеи, и предлагать их, помогать товарищам, делиться материалом – все это поможет им в дальнейшем, как в творчестве, так и в школьной и повседневной жизни.
Цель
Развитие творческих способностей детей при работе с нетрадиционным материалом – макаронными изделиями.
Задачи
Образовательные.
1. Ознакомление детей с макаронной техникой, ее особенностями.
2. Обогащение сенсорного опыта детей.
3. Формирование коммуникативных навыков через организацию
изготовления коллективных работ.
Развивающие.
1. Развитие у детей зрительно-моторной координации, точности движений рук, мышечного тонуса кисти.
2. Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.
Воспитательные.
1. Воспитание усидчивости, стремления доводить начатое дело до
конечного результата.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы – 6-7 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы с октября по май.
Формы и режим образовательной деятельности
Совместная образовательная деятельность с детьми проводится один раз в
неделю продолжительностью 30 минут. Деятельность с детьми построена на игре с учетом сенсорного чувственного опыта. Организуя работу, я учитывала, что ребенку должен быть интересен данный вид деятельности, он должен сам выполнять ту или иную работу и обратиться за помощью или советом ко взрослому. В начале совместной образовательной деятельности я рекомендую проводить пальчиковую гимнастику, это помогает подготовить детские пальчики к работе. Для расслабления мышц, снятия напряжения я использую физкультурные минутки.
Список детей
1.Казаченко Тимоша - подг.гр.
2.Муравьёва Марьяна - подг.гр.
3.Ипатьева Соня – подг.гр.
4.Шушаков Ваня – подг.гр.
5.Миронова Лиза –подг.гр.
6.Портнягин Сергей – подг.гр
7.Никонов Ярослав – подг.гр.
8.Айтиев Баяман - ст. гр. «Б»
9.Юрьев Илья –ст.гр. «Б»
10.Король Ева –ст.гр «Б»
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
При реализации данной программы у детей будут сформированы представления:
- о нетрадиционном материале – макаронных изделиях, их свойствах и отличительных особенностях;
- об истории возникновения макарон и появления их в России;
- о терминах: макаронные изделия (макароны, вермишель, спагетти, лапша), названия макарон (рожки, ракушка, завиток, сапожок, перья, спираль, трубочка, бантик, бабочка, серпантин, гребешок, пуговка, елочка, колечко, маргаритка);
- о правилах безопасного обращения с ножницами, клеем, мелкими деталями;
Дети будут уметь:
- ориентироваться на листе бумаги;
- изображать предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, использования разных материалов (пластилина, соленого теста, бумаги, макаронных изделий);
- передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов;
- создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию;
- правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали;
- аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;
- составлять узоры, используя макаронную технику;
Карта мониторинга умений и навыков детей 5-6 лет к дополнительной программе художественно-эстетической направленности «Чудеса своими руками»
№ | Фамилия, имя ребенка | Ориентир ование на листе бумаги | Изображ ение предмет ов | Передача сюжета | Владени е ножница ми | Составле ние узора | Уровен ь развит ия ребенк а | ||||||
| Начало и конец | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К |
года | |||||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 балла |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 балл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 0 баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итог: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии.
2 балла.
- Ребенок хорошо ориентируется на листе бумаги, находит середину, верхние и нижние углы, левые и правые углы.
- Ребенок изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбирает цвета в соответствии с цветом предмета или по собственному желанию. - Ребенок самостоятельно передает сюжет, объединяя несколько предметов по замыслу.
- Ребенок умеет правильно пользоваться ножницами, самостоятельно режет по прямой и диагонали.
- Ребенок составляет узоры, используя нетрадиционный материал, например, макаронные изделия, фасоль, горох, рис или другое.
1 балл.
- Ребенок ориентируется на листе бумаги, находит середину, а верхние, нижние, левые, правые углы путает.
- Ребенок изображает предметы путем создания отчетливых форм, испытывает затруднения по подбору цвета.
- Ребенок с помощью педагога передает сюжет, объединяя несколько предметов.
- Ребенок не достаточно хорошо владеет ножницами.
- Ребенок испытывает затруднения при составлении узора из нетрадиционного материала.
0 баллов.
- Ребенок не ориентируется на листе бумаги.
- Ребенок допускает ошибки при изображении предмета, не может подобрать цвет предмета.
- Ребенок не может объединить несколько предметов для передачи сюжета.
- Ребенок не умеет владеть ножницами.
- Ребенок не может составить узор из нетрадиционного материала.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- Организация выставки.
- Создание индивидуальных и коллективных работ.
Содержание программы
Месяц | Октябрь |
Неделя | 1 |
Тема | «Весёлый щенок» |
Задачи | Познакомить с понятием: рожки. Закрепить понятия: перья, ракушки, спагетти. Упражнять в умении создавать образ кошки. Развивать зрительно-моторную координацию, точность движения рук. |
Месяц | Октябрь |
Неделя | 2 |
Тема | «Солнышко лучистое» |
Задачи | Закрепить понятия: макаронные изделия, перья. Обогащать детский сенсорный опыт. Развивать наблюдательность и воображение. |
Месяц | Октябрь |
Неделя | 3 |
Тема | «Листопад» |
Задачи | Познакомить с понятием: гребешки. Закрепить понятия: перья, рожки, ракушки. Упражнять в умении составлять узоры, используя макаронную технику. |
Месяц | Октябрь |
Неделя | 4 |
Тема | «Осеннее дерево» (коллективная работа) |
Задачи | Познакомить с понятием: бантики. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги, создавать образ предмета, объединять его в коллективную композицию. Формировать коммуникативные навыки. |
Месяц | Ноябрь |
Неделя | 1 |
Тема | «Ёжик» |
Задачи | Закрепить понятия: макаронные изделия, спагетти. Упражнять в умении создавать образ предмета, используя макаронную технику, аккуратно наклеивать детали. Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конечного результата. |
Месяц | Ноябрь |
Неделя | 2 |
Тема | «Синичка- невеличка» |
Задачи | Закрепить понятия: макаронные изделия, перья. Обогащать сенсорный опыт у детей. Развивать творческие способности. |
Месяц | Ноябрь |
Неделя | 3 |
Тема | «Рыбки в аквариуме» |
Задачи | Закрепить понятия: макаронные изделия, спираль. Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности. Упражнять в умении составлять узор, используя макаронную технику. |
Месяц | Ноябрь |
Неделя | 4 |
Тема | «Котёнок по имени Гав» |
Задачи | Познакомить с понятием: маргаритка. Закрепить умение аккуратно наклеивать на основу, выкладывать по контуру, излишки клея снимать салфеткой. Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца. |
Месяц | Декабрь |
Неделя | 1 |
Тема | «Снежинка- белая пушинка » |
Задачи | Закрепить понятие: бантики. Расширять круг цветных эталонов. Упражнять в умении создавать образ новогодней снежинки как украшения для елки. |
Месяц | Декабрь |
Неделя | 2 |
Тема | «Новогодние шары» |
Задачи | Закрепить понятия: бантики, гребешки, маргаритки. Развивать у детей творческие способности, наблюдательность и воображение. Упражнять в умении изображать предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета. |
Месяц | Декабрь |
Неделя | 3 |
Тема | «Корона для Снегурочки» |
Задачи | Закрепить понятия: макаронные изделия, перья. Развивать у детей зрительно-моторную координацию, точность движений рук, мышечный тонус кисти. |
Месяц | Декабрь |
Неделя | 4 |
Тема | «Елочка- колкие иголочки» |
Задачи | Закрепить понятия: макаронные изделия, спираль. Упражнять в |
умении ориентироваться на листе бумаги. Формировать умение рассматривать и обследовать предметы с помощью рук, формируя образные представления. |
Месяц | Январь |
Неделя | 1 |
Тема | «Совёнок» |
Задачи | Познакомить с фасолью. Закрепить понятие: перья. Формировать у детей коммуникативные навыки через организацию изготовления коллективной работы. |
Месяц | Январь |
Неделя | 2 |
Тема | «Золотая рыбка» |
Задачи | Закрепить понятия: рожки, спирали. Упражнять в умении создавать образ рыбы, используя макаронную технику. Развивать наблюдательность и воображение. |
Месяц | Январь |
Неделя | 3 |
Тема | «Барашек» |
Задачи | Закрепить понятие: спагетти. Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности. Подводить детей к созданию выразительного образа в работе с макаронами. |
Месяц | Январь |
Неделя |
|
Тема | «Украшение для куклы» |
Задачи | Закрепить понятия: макаронные изделия, колечки. Развивать у детей творческие способности, зрительно-моторную координацию, точность движений рук, мышечный тонус кисти. |
Месяц | Февраль |
Неделя | 1 |
Тема | «Тигрёнок» |
Задачи | Закрепить понятия: рожки, ракушки. Обогащать сенсорный опыт детей. Упражнять в умении передавать несложный сюжет, объединяя несколько предметов, складывать полоску бумаги в виде гармошки и веера. |
Месяц | Февраль |
Неделя | 2 |
Тема | «Галстук для папы» |
Задачи | Закрепить понятие: маргаритки. Упражнять в умении держать ножницы, резать по прямой и диагонали. Формировать умение рассматривать и обследовать предметы с помощью рук, формируя образные представления. |
Месяц | Февраль |
Неделя | 3 |
Тема | «Кораблик» |
Задачи | Закрепить понятие: колечки. Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конечного результата. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги. |
Месяц | Февраль |
Неделя | 4 |
Тема | «Зайчик» |
Задачи | Закрепить понятия: ракушки, маргаритки, перья. Развивать у детей творческие способности. Упражнять в умении составлять |
узоры, используя макаронную технику. |
Месяц | Март |
Неделя | 1 |
Тема | «Подарок мамочке» |
Задачи | Закрепить понятия: рожки, маргаритка, спираль, гребешок, перья. Упражнять в умении аккуратно наклеивать на основу, излишки клея убирать салфеткой. |
Месяц | Март |
Неделя | 2 |
Тема | «Цветы в вазе» |
Задачи | Закрепить понятия: макаронные изделия, бантики, колосья. Упражнять в умении передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, ориентироваться на листе бумаги. |
Месяц | Март |
Неделя | 3 |
Тема | «Бусы для мамы» |
Задачи | Закрепить понятие: колечки. Развивать у детей точность движения рук, мышечный тонус кисти. Упражнять в умении аккуратно наклеивать, излишки клея убирать салфеткой. |
Месяц | Март |
Неделя | 4 |
Тема | «Бабочка» |
Задачи | Закрепить понятия: макаронные изделия, рожки. Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности, подвести детей к созданию выразительного образа в работе с макаронами. |
Месяц | Апрель |
Неделя | 1 |
Тема | «Пушистая верба» |
Задачи | Закрепить понятия: спагетти, гребешки. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги, создавать образ предмета веточки. Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца. |
Месяц | Апрель |
Неделя | 2 |
Тема | «Корзина с подснежниками» |
Задачи | Закрепить понятия: спираль, гребешки, маргаритки. Упражнять в умении передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов. Развивать у детей творческие способности. |
Месяц | Апрель |
Неделя | 3 |
Тема | «Бант для Мишутки» |
Задачи | Познакомить с понятием: радиатор. Закрепить понятия: бантики, маргаритки. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги, аккуратно наклеивать макаронные изделия. Развивать наблюдательность и воображение. |
Месяц | Апрель |
Неделя | 4 |
Тема | «Божья коровка» |
Задачи | Закрепить понятия: перья, бантики, маргаритки, спираль. Обогащать сенсорный опыт детей. Упражнять в умении составлять узоры, используя макаронную технику. |
Месяц | Май |
Неделя | 1 |
Тема | «Разноцветная радуга» |
Задачи | Закрепить понятие :макаронные изделия. Развивать у детей зрительномоторную координацию, точность движения рук, мышечный тонус кисти. |
Месяц | Май |
Неделя | 2 |
Тема | «Цветик- семицветик » |
Задачи | Закрепить понятия: перья, маргаритки. Расширять круг цветовых эталонов. Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности, создание выразительного образа при работе с макаронами. |
Месяц | Май |
Неделя | 3 |
Тема | «Ветка черёмухи» |
Задачи | Закрепить понятия: макаронные изделия, бантики, перья, колосья. Развивать у детей творческие способности. Упражнять в умении ориентироваться на плоскости. Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конечного результата. |
Месяц | Май |
Неделя | 4 |
Тема | «Подарок для малышей» |
Задачи | Закрепить понятия: макаронные изделия, гребешки. Обогатить сенсорный опыт детей. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги, изображать объект путем создания отчетливых форм, подбора цвета. |
Методическое обеспечение
- Дидактические и развивающие игры: «Веселые макарошки», «Бусы для мамы», «Накорми куклу макаронами», «Выложи узор», «Макаронные картины», «Вырастим сказочное дерево», «Вылечи букву», «Построй дом», «Поймай бабочку в сачок» и другие.
- Детские мини-проекты: «Волшебные макароны».
- Детская художественная литература: стихи «Первоклассник мальчик Дюша…» Надежда Цыганкова, «По утрам сестренку Дашу…», загадки, пословицы и поговорки про макароны.
- Пальчиковая гимнастика и физминутки: физминутка «Макароны».
- Презентации для детей: «Чудо – макароны», «Как производят макароны».
- Мастер-классы для детей и родителей: «Макаронная елочка», «Изготовление снежинок из макарон», «Новогодняя открытка «Елочка» из макарон», «Новогодняя гирлянда из макарон», «Голубь мира», «Рамки из макарон», «Ангелочки из макарон», «Разноцветные макароны», «Букет из макарон», «Макаронное волшебство».
- Познавательные мультфильмы: «Домашние макароны. Поиграем приготовим», «Макароны в сухарях. Поиграем приготовим», видеофильмы «Галилео. Макароны», «Как это сделано? Макароны».
- Консультации для родителей: «Занимательные макароны», «Весело играть с макаронами».
- Конкурсы прикладного мастерства для детей и родителей: «Макаронное чудо», «Веселые макароны».
Список литературы
1.«Художественное творчество в детском саду» (под редакцией Н.А. Ветлугиной) М., Просвещение 1974 г.
2.«Воспитание сенсорной культуры ребёнка» (Л.А. Венгер, З.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер) М., Просвещение 1988 г.
3.«Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада «Радуга» М., Просвещение 1994 г.
4.Журнал «Обруч» № 5 2007 г. «Дошкольное и начальное образование» статья И. Недосекиной воспитателя детского
5.И.А. Лыкова «Азбука творчества» ООО «Карапуз - Дидактика», 2006г.
Список литературы
6.Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»
https://sites.google.com/site/klybnayka Чудеса своими руками. Макарономания. Журнал «Дошкольное образование» (кружковая работа), Заякина Мария Михайловна, воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 175» г. Перми;
7. Статья на сайте kulinarnye-rezepty.ru›stati…rabote-s-doshkolnikami
Использование макарон в работе с дошкольниками;
8. Статья на сайте maam.ru›detskijsad…klas…ispolzovaniem…makaron.html
Анастасия Клименко «Подарок маме», мастер-класс по изготовлению
браслетов с использованием цветных макарон;
9. Статья на сайте maam.ru›obrazovanie/podelki-iz-makaron Поделки из макарон: поделка «Подарок ко Дню Защитника Отечества», мастер-класс «Макаронная елочка», проект «Волшебные макароны», аппликация «Валентинка», макаронная песочница, программа «Макаронные фантазии», мастер-класс по изготовлению снежинок из макарон, НОД «Чудо - макароны», лепка «Украшение новогодней елочки», дидактическая игра «Веселые макарошки» (и далее 12 страниц);
10. Статья на сайте schoolofcare.ru›Статьи›Топ10 игр с макаронами Мамина забота Топ 10 игр с макаронами;
11. Стихи про макароны, спагетти на сайте chto takoelyubov.net›stikhi…lyubvi…pro-makarony…
12. Статья в интернет - журнале педагогического мастерства «Дошкольное образование», раздел: ИЗО и ручной труд, «Планирование работы с детьми 4 -5 лет художественно-эстетической направленности», Мельникова Т. А. 26.02.2016г., sites.google.com›Клуба наука и творчества








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию в студии изобразительного творчества
Рабочая программа составлена на основе программы Т. А. Копцевой "Природа и художник". Эта программа расчитана на детей от 3 лет до 7 лет (на 4 года обучения)...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружка«Ступеньки творчества» ( с использованием палочек Кюизенера, игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет)
Пояснительная запискаРабочая программа по дополнительному образованию кружка «Ступеньки творчества» ОО «Познание» (для детей 5-7лет).Одна из важнейших задач воспита...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование
Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)
Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок - «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....

Рабочая программа педагога дополнительного образования: Студия творчества "Колобок"
Авторская рабочая программа, реализуемая в рамках дополнительного образования по тестопластике (лепка из соленого теста) : Студия творчества "Колобок"...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...
