Рабочая программа по дополнительному образованию. Кружок "Радуга творчества"
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Использование нетрадиционных художественных техник в детском саду позволяет внести в процесс образования особую атмосферу радости и развивает воображение. Конструирование из привычных нам предметов, использование их нетрадиционным способом позволяет развить в детях творческие способности. Кто бы мог подумать, что крупы или макароны можно не только есть, но и использовать для того, чтобы создать что-нибудь красивое. Работа с макаронами проста и доступна для творчества ребят 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raduga_tvorchestva.docx348.01 КБ

Предварительный просмотр:

программа0004.JPG

Пояснительная записка

«Люблю я макароны,

Любовью к ним пылаю неземною.

Люблю я макароны -

И что хотите, делайте со мною!»

(Юлий Ким)

 

Актуальность

 

Детство – это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. Основная задача общества - показать детям окружающий мир «изнутри» и помочь ребёнку понять своё место в этом мире, как его члена, участника событий, преобразователя. Для развития и социализации ребёнка большое значение имеют представления о разнообразных предметах. Так и дети, приходя в этот мир, не понимают назначение окружающих их предметов, смысл вещей. Открыть мир вещей помогает взрослый, как носитель опыта.

Мир вещей (предметы, объекты) имеют в жизни ребёнка самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности.

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка.

Мария Монтессори отмечала: «Если понаблюдать за  ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная, могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком».

 

 

Использование нетрадиционных художественных техник в детском саду позволяет внести в процесс образования особую атмосферу радости и развивает воображение. Конструирование из привычных нам предметов, использование их нетрадиционным способом позволяет развить в детях творческие способности. Кто бы мог подумать, что крупы или макароны можно не только есть, но и использовать для того, чтобы создать что-нибудь красивое. Работа с макаронами проста и доступна для творчества ребят 5-6 лет. Разнообразие видов и форм макарон позволяют проявлять творчество в работе с данным материалом, а их структура позволяет создавать оригинальные объемные композиции.

Макаронная техника оказывает ценнейшее влияние на формирование мелкой моторики руки, которая в свою очередь способствует правильной координации движений при выполнении точной работы и развитию речи. Необходимость проявлять наблюдательность и воображение, чтобы превратить макароны во что-то оригинальное и красивое, стимулирует развитие мышления. Совместная работа ребят формирует коммуникативные навыки. Дошкольники открывают в себе способность выдавать оригинальные идеи, и предлагать их, помогать товарищам, делиться материалом – все это поможет им в дальнейшем, как в творчестве, так и в школьной и повседневной жизни.

 

Цель

 

Развитие творческих способностей детей при работе с нетрадиционным материалом – макаронными изделиями.

 Задачи

Образовательные.

1.  Ознакомление детей с макаронной техникой, ее особенностями.

2.  Обогащение сенсорного опыта детей.

3.  Формирование  коммуникативных  навыков  через  организацию

изготовления коллективных работ.

Развивающие.

1.  Развитие  у  детей  зрительно-моторной  координации,  точности          движений рук, мышечного тонуса кисти.

2. Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.

Воспитательные.

1.  Воспитание  усидчивости,  стремления  доводить  начатое  дело  до

конечного результата.

          Возраст детей,  участвующих  в  реализации  дополнительной  образовательной программы – 6-7 лет.

Сроки реализации  дополнительной образовательной программы с  октября  по май.

Формы и режим образовательной деятельности

 

Совместная образовательная деятельность с детьми проводится один раз в

неделю продолжительностью  30 минут. Деятельность с детьми построена на игре с учетом сенсорного чувственного опыта. Организуя работу, я учитывала, что ребенку должен быть интересен данный вид деятельности, он должен сам выполнять ту или иную работу и обратиться за помощью или советом ко взрослому. В начале совместной образовательной деятельности я рекомендую проводить пальчиковую гимнастику, это помогает подготовить детские пальчики к работе. Для расслабления мышц, снятия напряжения я использую физкультурные минутки.

Список детей

1.Казаченко Тимоша -  подг.гр.

2.Муравьёва Марьяна  - подг.гр.

3.Ипатьева Соня – подг.гр.

4.Шушаков Ваня – подг.гр.

5.Миронова Лиза –подг.гр.

6.Портнягин Сергей – подг.гр

7.Никонов Ярослав – подг.гр.

8.Айтиев Баяман - ст. гр.  «Б»

9.Юрьев Илья –ст.гр. «Б»

10.Король Ева –ст.гр «Б»

 

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

 

При реализации данной программы у детей  будут сформированы представления:

  • о нетрадиционном материале – макаронных изделиях, их свойствах и отличительных особенностях;
  • об истории возникновения макарон и появления их в России;
  • о терминах: макаронные изделия (макароны, вермишель, спагетти, лапша), названия макарон (рожки, ракушка, завиток, сапожок, перья, спираль, трубочка, бантик, бабочка, серпантин, гребешок, пуговка, елочка, колечко, маргаритка);
  • о правилах безопасного обращения с ножницами, клеем, мелкими деталями;

 

Дети будут уметь:

  • ориентироваться на листе бумаги;
  • изображать предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета,  использования разных материалов (пластилина, соленого теста, бумаги, макаронных изделий);  
  • передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов;
  • создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию;  
  • правильно держать ножницы и  резать ими по прямой, по диагонали;  
  • аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;
  • составлять узоры, используя макаронную технику;

Карта мониторинга умений и навыков детей 5-6 лет к дополнительной программе художественно-эстетической направленности «Чудеса своими руками»

 

Фамилия, имя ребенка  

Ориентир ование на листе бумаги

Изображ ение

предмет

ов  

Передача сюжета

Владени

е

ножница ми

Составле ние узора

Уровен

ь

развит ия

ребенк

а

 

Начало и конец

Н  

К  

Н  

К  

Н  

К  

Н  

К  

Н  

К  

Н  

К  

года

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 балла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии.

2 балла.  

  • Ребенок хорошо ориентируется на листе бумаги, находит середину, верхние и нижние углы, левые и правые углы.  
  • Ребенок изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбирает цвета в соответствии с цветом предмета или по собственному желанию.  - Ребенок самостоятельно передает сюжет, объединяя несколько предметов по замыслу.  
  • Ребенок умеет правильно пользоваться ножницами, самостоятельно режет по прямой и диагонали.
  • Ребенок составляет узоры, используя нетрадиционный материал, например, макаронные изделия, фасоль, горох, рис или другое.

 

1 балл.

  • Ребенок ориентируется на листе бумаги, находит середину, а верхние, нижние, левые, правые углы путает.
  • Ребенок изображает предметы путем создания отчетливых форм, испытывает затруднения по подбору цвета.
  • Ребенок с помощью педагога передает сюжет, объединяя несколько предметов.
  • Ребенок не достаточно хорошо владеет ножницами.
  • Ребенок испытывает затруднения при составлении узора из нетрадиционного материала.

 

0 баллов.

  • Ребенок не ориентируется на листе бумаги.
  • Ребенок допускает ошибки при изображении предмета, не может подобрать цвет предмета.
  • Ребенок не может объединить несколько предметов для передачи сюжета.
  • Ребенок не умеет владеть ножницами.
  • Ребенок не может составить узор из нетрадиционного материала.

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  1. Организация выставки.
  2. Создание индивидуальных и коллективных работ.

 

Содержание программы

 

Месяц  

Октябрь  

Неделя  

1  

Тема  

«Весёлый щенок»

Задачи  

Познакомить с понятием: рожки. Закрепить понятия: перья, ракушки, спагетти. Упражнять в умении создавать образ кошки. Развивать зрительно-моторную координацию, точность движения рук.

 

Месяц  

Октябрь

Неделя  

2

Тема  

«Солнышко лучистое»

Задачи  

Закрепить понятия: макаронные изделия, перья. Обогащать детский сенсорный опыт. Развивать наблюдательность и воображение.

 

Месяц  

Октябрь  

Неделя  

3  

Тема  

«Листопад»

Задачи  

Познакомить с понятием: гребешки. Закрепить понятия: перья, рожки, ракушки. Упражнять в умении составлять узоры, используя макаронную технику.

 

Месяц  

Октябрь  

Неделя  

4  

Тема  

«Осеннее дерево» (коллективная работа)

Задачи  

Познакомить с понятием: бантики. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги, создавать образ предмета, объединять его в коллективную композицию. Формировать коммуникативные навыки.

 

Месяц  

Ноябрь  

Неделя  

1  

Тема  

«Ёжик»

Задачи  

Закрепить понятия: макаронные изделия, спагетти. Упражнять в умении создавать образ предмета, используя макаронную технику, аккуратно наклеивать детали. Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конечного результата.

 

Месяц  

Ноябрь  

Неделя  

2

Тема  

«Синичка- невеличка»

Задачи  

Закрепить понятия: макаронные изделия, перья. Обогащать сенсорный опыт у детей. Развивать творческие способности.

 

Месяц  

Ноябрь  

Неделя  

3  

Тема  

«Рыбки в аквариуме»

Задачи  

Закрепить понятия: макаронные изделия, спираль. Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности. Упражнять в умении составлять узор, используя макаронную технику.

 

Месяц  

Ноябрь  

Неделя  

4  

Тема  

«Котёнок по  имени Гав»

Задачи  

Познакомить с понятием: маргаритка. Закрепить умение аккуратно наклеивать на основу, выкладывать по контуру, излишки клея снимать салфеткой. Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.

 

Месяц  

Декабрь  

Неделя  

1  

Тема  

«Снежинка- белая пушинка   »

Задачи  

Закрепить понятие: бантики. Расширять круг цветных эталонов. Упражнять в умении создавать образ новогодней снежинки как украшения для елки.

 

Месяц  

Декабрь  

Неделя  

2

Тема  

«Новогодние шары»

Задачи  

Закрепить понятия: бантики, гребешки, маргаритки. Развивать у детей творческие способности, наблюдательность и воображение. Упражнять в умении изображать предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета.

 

Месяц  

Декабрь  

Неделя  

3  

Тема  

«Корона для Снегурочки»

Задачи  

Закрепить понятия: макаронные изделия, перья. Развивать у детей зрительно-моторную координацию, точность движений рук, мышечный тонус кисти.

 

Месяц  

Декабрь  

Неделя  

4  

Тема  

«Елочка- колкие иголочки»

Задачи  

Закрепить понятия: макаронные изделия, спираль. Упражнять в

умении ориентироваться на листе бумаги. Формировать умение рассматривать и обследовать предметы с помощью рук, формируя образные представления.

 

Месяц  

Январь  

Неделя  

1  

Тема  

«Совёнок»

Задачи  

Познакомить с фасолью. Закрепить понятие: перья. Формировать у детей коммуникативные навыки через организацию изготовления коллективной работы.

 

Месяц  

Январь  

Неделя  

2  

Тема  

«Золотая рыбка»

Задачи  

Закрепить понятия: рожки, спирали. Упражнять в умении создавать образ рыбы, используя макаронную технику.

Развивать наблюдательность и воображение.

 

Месяц  

Январь  

Неделя  

3  

Тема  

«Барашек»

Задачи  

Закрепить понятие: спагетти. Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности. Подводить детей к созданию выразительного образа в работе с макаронами.

 

Месяц  

Январь  

Неделя  

 

Тема  

«Украшение для куклы»

Задачи  

Закрепить понятия: макаронные изделия, колечки. Развивать у детей творческие способности, зрительно-моторную координацию, точность движений рук, мышечный тонус кисти.

 

Месяц  

Февраль  

Неделя  

1  

Тема  

«Тигрёнок»

Задачи  

Закрепить понятия: рожки, ракушки. Обогащать сенсорный опыт детей. Упражнять в умении передавать несложный сюжет, объединяя несколько предметов, складывать полоску бумаги в виде гармошки и веера.  

 

Месяц  

Февраль  

Неделя  

2  

Тема  

«Галстук для папы»

Задачи  

Закрепить понятие: маргаритки. Упражнять в умении держать ножницы, резать по прямой и диагонали. Формировать умение рассматривать и обследовать предметы с помощью рук, формируя образные представления.

 

Месяц  

Февраль  

Неделя  

3  

Тема  

«Кораблик»

Задачи  

Закрепить понятие: колечки. Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конечного результата.

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги.

 

Месяц  

Февраль  

Неделя  

4  

Тема  

«Зайчик»

Задачи  

Закрепить понятия: ракушки, маргаритки, перья. Развивать у детей творческие способности. Упражнять в умении составлять

узоры, используя макаронную технику.

 

Месяц  

Март  

Неделя  

1  

Тема  

«Подарок мамочке»

Задачи  

Закрепить понятия: рожки, маргаритка, спираль, гребешок, перья. Упражнять в умении аккуратно наклеивать на основу, излишки клея убирать салфеткой.

 

Месяц  

Март  

Неделя  

2  

Тема  

«Цветы в вазе»

Задачи  

Закрепить понятия: макаронные изделия, бантики, колосья. Упражнять в умении передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, ориентироваться на листе бумаги.

 

 

Месяц  

Март  

Неделя  

3  

Тема  

«Бусы для мамы»

Задачи  

Закрепить понятие: колечки. Развивать у детей точность движения рук, мышечный тонус кисти. Упражнять в умении аккуратно наклеивать, излишки клея убирать салфеткой.

 

Месяц  

Март  

Неделя  

4  

Тема  

«Бабочка»

Задачи  

Закрепить понятия: макаронные изделия, рожки. Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности, подвести детей к созданию выразительного образа в работе с макаронами.

 

Месяц  

Апрель  

Неделя  

1  

Тема  

«Пушистая верба»

Задачи  

Закрепить понятия: спагетти, гребешки. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги, создавать образ предмета веточки. Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.

 

Месяц  

Апрель  

Неделя  

2  

Тема  

«Корзина с подснежниками»

Задачи  

Закрепить понятия: спираль, гребешки, маргаритки. Упражнять в умении передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов. Развивать у детей творческие способности.

 

Месяц  

Апрель  

Неделя  

3  

Тема  

«Бант для Мишутки»

Задачи  

Познакомить с понятием: радиатор. Закрепить понятия:

бантики, маргаритки. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги, аккуратно наклеивать макаронные изделия.

Развивать наблюдательность и воображение.

 

Месяц  

Апрель  

Неделя  

4  

Тема  

«Божья коровка»

Задачи  

Закрепить понятия: перья, бантики, маргаритки, спираль. Обогащать сенсорный опыт детей. Упражнять в умении составлять узоры, используя макаронную технику.

 

Месяц  

Май  

Неделя  

1  

Тема  

«Разноцветная радуга»

Задачи  

Закрепить понятие :макаронные изделия. Развивать у детей зрительномоторную координацию, точность движения рук, мышечный тонус кисти.  

 

 

Месяц  

Май  

Неделя  

2  

Тема  

«Цветик- семицветик »

Задачи  

Закрепить понятия: перья, маргаритки. Расширять круг цветовых эталонов. Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности, создание выразительного образа при работе с макаронами.

 

Месяц  

Май  

Неделя  

3  

Тема  

«Ветка черёмухи»

Задачи  

Закрепить понятия: макаронные изделия, бантики, перья, колосья. Развивать у детей творческие способности. Упражнять в умении ориентироваться на плоскости. Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конечного результата.

 

Месяц  

Май  

Неделя  

4

Тема  

«Подарок для малышей»

Задачи  

Закрепить понятия: макаронные изделия, гребешки. Обогатить сенсорный опыт детей. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги, изображать объект путем создания отчетливых форм, подбора цвета.

 

Методическое обеспечение

 

  1. Дидактические и развивающие игры: «Веселые макарошки», «Бусы для мамы», «Накорми куклу макаронами», «Выложи узор», «Макаронные картины», «Вырастим сказочное дерево», «Вылечи букву», «Построй дом», «Поймай бабочку в сачок» и другие.  
  2. Детские мини-проекты: «Волшебные макароны».
  3. Детская художественная литература: стихи «Первоклассник мальчик Дюша…» Надежда Цыганкова, «По утрам сестренку Дашу…», загадки, пословицы и поговорки про макароны.
  4. Пальчиковая гимнастика и физминутки: физминутка «Макароны».  
  5. Презентации для детей: «Чудо – макароны», «Как производят макароны».
  6. Мастер-классы для детей и родителей: «Макаронная елочка», «Изготовление снежинок из макарон», «Новогодняя открытка «Елочка» из макарон», «Новогодняя гирлянда из макарон», «Голубь мира», «Рамки из макарон», «Ангелочки из макарон», «Разноцветные макароны», «Букет из макарон», «Макаронное волшебство».  
  7. Познавательные мультфильмы: «Домашние макароны. Поиграем приготовим», «Макароны в сухарях. Поиграем приготовим»,  видеофильмы «Галилео. Макароны», «Как это сделано? Макароны».  
  8. Консультации для родителей: «Занимательные макароны», «Весело играть с макаронами».
  9. Конкурсы прикладного мастерства для детей и родителей: «Макаронное чудо», «Веселые макароны».  

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.«Художественное творчество в детском саду» (под редакцией Н.А. Ветлугиной) М., Просвещение 1974 г.

2.«Воспитание сенсорной культуры ребёнка» (Л.А. Венгер, З.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер) М., Просвещение 1988 г.

3.«Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада «Радуга»  М., Просвещение 1994 г.

4.Журнал «Обруч» № 5 2007 г. «Дошкольное и начальное образование» статья И. Недосекиной воспитателя детского

5.И.А. Лыкова «Азбука творчества» ООО «Карапуз - Дидактика», 2006г.

Список литературы

6.Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»

https://sites.google.com/site/klybnayka  Чудеса  своими  руками.  Макарономания. Журнал  «Дошкольное  образование»  (кружковая  работа),  Заякина  Мария Михайловна, воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 175» г. Перми;

7.  Статья  на  сайте  kulinarnye-rezepty.ru›stati…rabote-s-doshkolnikami

Использование макарон в работе с дошкольниками;

8.  Статья  на  сайте  maam.ru›detskijsad…klas…ispolzovaniem…makaron.html

Анастасия  Клименко  «Подарок  маме»,  мастер-класс  по  изготовлению

браслетов с использованием цветных макарон;

9.  Статья  на  сайте  maam.ru›obrazovanie/podelki-iz-makaron  Поделки  из  макарон: поделка  «Подарок  ко  Дню  Защитника  Отечества»,  мастер-класс  «Макаронная  елочка»,  проект  «Волшебные  макароны»,  аппликация  «Валентинка», макаронная  песочница,  программа  «Макаронные  фантазии»,  мастер-класс  по изготовлению  снежинок  из  макарон,  НОД  «Чудо  -  макароны»,  лепка «Украшение новогодней елочки», дидактическая игра «Веселые макарошки» (и далее 12 страниц);

10.  Статья  на  сайте  schoolofcare.ru›Статьи›Топ10  игр  с  макаронами  Мамина забота Топ 10 игр с макаронами;

11.  Стихи  про  макароны,  спагетти  на  сайте  chto takoelyubov.net›stikhi…lyubvi…pro-makarony…

12.  Статья  в  интернет  -  журнале  педагогического  мастерства  «Дошкольное  образование», раздел: ИЗО и ручной труд, «Планирование работы с детьми 4 -5  лет  художественно-эстетической  направленности»,  Мельникова  Т.  А. 26.02.2016г., sites.google.com›Клуба наука и творчества

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию в студии изобразительного творчества

Рабочая программа составлена на основе  программы Т. А. Копцевой "Природа и художник". Эта программа расчитана на детей от 3 лет до 7 лет (на 4 года обучения)...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружка«Ступеньки творчества» ( с использованием палочек Кюизенера, игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет)

Пояснительная запискаРабочая программа по дополнительному образованию кружка «Ступеньки творчества»  ОО «Познание»  (для детей 5-7лет).Одна из важнейших задач воспита...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

Рабочая программа педагога дополнительного образования: Студия творчества "Колобок"

Авторская рабочая программа, реализуемая в рамках дополнительного образования по тестопластике (лепка из соленого теста) : Студия творчества "Колобок"...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...