Рабочая программа по дополнительному образованию в студии изобразительного творчества
рабочая программа по рисованию по теме

Волкова Евгения Сергеевна

Рабочая программа составлена на основе  программы Т. А. Копцевой "Природа и художник". Эта программа расчитана на детей от 3 лет до 7 лет (на 4 года обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-tematicheskoe_planirovanie.docx63.7 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Северо-Восточное окружное управление образования

ГБОУ ЦРР детский сад № 1958

Программа утверждена

на педагогическом совете:

Протокол №   1     от  09.09.2010 года

Заведующая ГБОУ ЦРР №1958:                        Калкаманова М.В.

Рабочая программа

по дополнительному образованию

в студии изобразительного творчества

«Волшебная кисточка»

( по программе Т.А.Копцевой «Природа и художник» )

Составитель:

Волкова Евгения Сергеевна

(педагог дополнительного образования)

Москва

2010 год                            

Направленность программы:

Содержание  художественно-экологической программы по изобразительному искусству направленно на формирование  у дошкольников художественной культуры, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование «культуры творческой личности» предполагает  развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах  художественно-творческой деятельности.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:

В современном обществе ведущая роль в становлении личности ребёнка, формировании его духовного мира принадлежит  эмоциональной сфере. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития. На занятиях по данной программе мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.

Цель обучения:

Формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной; приобщение воспитанников к миру искусства; развитие природных задатков, творческого потенциала, эстетического отношения к предметному миру и миру природы;

развитие мелкой моторики и образного мышления.

Задачи обучения:

  1. Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формирование  экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.
  2. Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «культуры творческой личности» (самореализация личности).
  3. Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».
  4. Сообщение с учётом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.

 

Отличительные особенности программы:

  1. Комплексное приобщение детей к миру прекрасного и расширение круга представлений дошкольников об окружающей их действительности.
  2. Органичное взаимодополнение содержания творческих заданий всех возрастных групп.
  3. Средствами изобразительного искусства решаются проблемы экологического и эстетического воспитания.

Возраст детей:

Программа обучения рассчитана на детей младшего и старшего дошкольного возраста (младшая, средняя, старшая и подготовительная группы) – 3-6 лет.

Структура программы:

Система художественно-творческих заданий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.

Вторая младшая группа –

Художник, природа и я – 32 занятия

Средняя группа –

Художник и природа родного края – 32 занятия

Старшая группа –

Художник и природа нашей страны – 32 занятия

Подготовительная группа –

Художник и природа пяти континентов – 32 занятия

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание каждого года основывается на четырёх  тематических блоках: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства».

Занятия проводятся с детьми по подгруппам (8-10человек), во второй половине дня. Также предусматривается индивидуальная работа с детьми, обладающими различным уровнем развития:

  1. Способных  и одарённых в изобразительных умениях;
  2. Заторможенных, неуверенных в своих силах и умениях.

Ожидаемые результаты:

  1. Приобретут знания и навыки работы с различными материалами и инструментами изобразительного искусства.
  2. Научатся воплощать свои творческие замыслы в различных материалах и техниках.
  3. Научатся внимательно наблюдать и передавать свои ощущения в продуктивных видах творчества.
  4. Научатся свободно высказывать свои суждения по поводу того или иного продукта детского творчества.

Формы подведения итогов  и способы проверки реализации программы:

  1. Просмотр и обсуждение работ по окончании заданной темы.
  2. Регулярные отчётные выставки.
  3. Участие в окружных и городских конкурсах и выставках.

К концу первого года обучения дети должны:

  1. Научиться простым приёмам работы с гуашью, фломастерами, маркерами, углём, восковыми мелками, пастелью;
  2. Уметь внимательно рассматривать картины и репродукции художников, иллюстрации и фоторепродукции;
  3. Уметь восхищаться красотой и многообразием цвета в природе;
  4. Уметь видеть «настроение картины» по цветовому решению;
  5. Уметь различать тёплые и холодные цвета.

К концу второго года обучения дети должны:

  1. Научиться разным приёмам работы с гуашью, фломастерами, маркерами, углём, восковыми мелками, пастелью;
  1. Научиться простым приёмам работы с сангиной и соусом;
  2. Научиться работать в смешанной технике;
  3. Научиться смешивать краски для получения новых цветов;
  4. Уметь внимательно рассматривать и анализировать картины и репродукции художников, иллюстрации и фоторепродукции;
  5. Научиться приёмам работы акварельными красками в технике «по - сырому»;
  6. Уметь использовать адекватные средства художественного выражения ( цвет, линия ) для осуществления своего замысла;
  7. Уметь одухотворять «живую» и «неживую» природу;
  8. Уметь работать с пластилином и природным материалом;
  9. Овладеть способностью чувствовать характер и изменчивость природы и выражать это в рисунке.

К концу третьего года обучения дети должны:

  1. Научиться разным приёмам работы с графическими материалами ( сангина, соус, сепия ), используя все выразительные средства;
  2. Научиться смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;
  3. Уметь использовать адекватные средства художественного выражения ( цвет, линия, объём ) для осуществления своего замысла;
  4. Научиться приёмам работы с тушью                                                ( пером и палочкой );
  5. Уметь давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать свою точку зрения;
  6. Уметь прочувствовать «боль» и «радость» живых существ, сопереживать им, выражать своё неравнодушное отношение;
  7. Овладеть способностью чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в пейзажах-настроениях;
  8. Быть оригинальным в выборе сюжета;
  9. Уметь работать с пластилином, глиной, цветной и белой бумагой, природными материалами.

К концу четвёртого года обучения дети должны:

  1. Научить разнообразным приёмам работы с разными материалами, используя все выразительные свойства художественных и графических материалов;
  2. Уметь проявлять инициативу и самостоятельность;
  3. Научиться идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, с другим человеком или героем художественного произведения;
  4. Уметь проявлять свои познания в области изобразительного искусства, пытаться анализировать произведения различных видов искусства, различать их образную специфику, выражать своё отношение к ним;
  5. Уметь вести поисковую работу, самостоятельно и вместе с родителями собирать коллекции, посещать художественные выставки, делиться своими впечатлениями с товарищами;
  6. Быть активным на занятии, не стесняться спрашивать и задавать вопросы;
  7. Владеть различными способами изображения предметов и сюжетов; создания и украшения предметов декоративно-прикладного значения;
  8. Научиться разным приёмам работы с конструктивными материалами ( пластилином, глиной, Цветной и бросовой бумагой, с природным и бросовым материалами).

Младшая группа.

Тема года: « Художник, природа и я».

Тематические блоки

Кол-во занятий

  1.  Мир природы.

1. Вводное занятие

1

2.Образы неба

2

3.Образы земли

2

4.Образы деревьев

2

5.Образы цветов

1

6.Дары природы

1

7.Образы растений

1

8.Обобщающее занятие

1

2. Мир животных.

1.Образы птиц

1

2.Образы насекомых

1

3.Образы подводного мира

1

4.Образы диких животных

1

5.Образы домашних животных

1

6.Образы рогатых животных

1

7.Обобщающее занятие

1

3. Мир человека.

1.Автопортрет

1

2.Я люблю лепить снеговика

1

3.У меня есть красивый носовой платок

1

4.У меня есть красивое полотенце

1

5.Моя любимая игрушка

1

6.Портреты

1

7.Мамина любимая ваза

1

8.Обобщающее занятие

1

4. Мир искусства.

1.Я люблю слушать сказки

1

2.Я люблю смотреть кукольные спектакли

1

3.Я люблю рассматривать книги

1

4.Я люблю смотреть цирковые представления

1

5.Я люблю любоваться цветами

1

6.Обобщающее занятие

1

Итого:                                                                                                                                                         32

Средняя группа.

Тема года: «Художник и природа родного края».

Тематические блоки

Кол-во занятий

  1. Мир природы.

1.Вводное занятие

1

2.Образы неба

1

3.Образы земли

1

4.Образы деревьев

2

5.Образы цветов

2

6.Дары природы

1

7.Образы природы

1

  1. Мир животных.

1.Настроение животных

1

2.Образы животных

1

3.Образы насекомых

1

4.Образы диких животных

1

5.Образы птиц

1

6.Образы домашних животных

1

7.Образы подводного мира

1

8.Обобщающее занятие

1

  1. Мир человека.

1.Образ человека

1

2.Папа, мама и я - дружная семья

1

3.Я художник- фантазёр

1

4.Любимые телевизионные передачи

1

5.Обобщающее занятие

1

  1. Мир искусства.

1.Художник- гримёр

1

2.Художник- мультипликатор

1

3.Художник- иллюстратор

1

4.Художник- архитектор

1

5.Художник создаёт мебель

1

6.Художник создаёт транспорт

1

7.Художник украшает одежду

1

8.Художник и музыка

1

9.Художник- живописец и график

1

10.Обобщающее занятие

1

Итого:

32

Старшая группа.

Тема года: «Художник и природа нашей страны».

Тематические блоки

Кол-во занятий

  1. Мир природы.

1.Введение

1

2.Образы земли и неба

1

3.Образы цветов

1

4.Образы деревьев

1

5.Дары природы

1

6.Образы природы

1

  1. Мир животных.

1.Образы подводного мира

1

2.Образы птиц

2

3.Образы насекомых

1

4.Образы диких зверей

1

5.Образы земноводных животных

1

6.Образы домашних животных

2

7.Образы фантастических животных

1

8.Образы животных в творчестве художников- анималистов

1

  1. Мир человека.

1.Я - художник

1

2.Моя буква

1

3.Возраст человека: молодой-старый

1

4.Образы времён года в искусстве

2

5.Дом для зимы, весны, лета, осени

1

6.Весенние праздники

1

7.Чудо- Планета

1

  1. Мир искусства.

1.Любимые сказки

1

2.Волшебник

1

3.Волшебные предметы

1

4.Волшебная птица

1

5.Сказочные герои

1

6.Волшебное яйцо

1

7.Сказочные существа

2

Итого:

32

Подготовительная группа.

Тема года: «Художник и природа пяти континентов».

Тематические блоки

Кол-во занятий

  1. Мир природы.

1.Введение

1

2.Образы земли и неба

1

3.Образы деревьев

1

4.Образы цветов

1

5.Зеркало природы – вода

1

6.Осенние дары

1

  1. Мир животных.

1.Образы птиц

1

2.Образы насекомых

1

3.Образы подводного царства (мира)

1

4.Образы домашних животных

1

5.Образы экзотических животных

1

6.Образы диких животных

1

7.Образы мифологических животных

1

8.Образы животных-символов нового года

1

  1. Мир человека.

1.Мои друзья

1

2.Едем в страну Выдумляндию

1

3.В стране Лилипутии

1

4.В стране Великании

1

5.Холодное царство

1

6.Тёплое царство

1

7.Страна улыбок – царство смеха

1

8.Шахматное королевство

1

9.Страна чудес

1

  1. Мир искусства.

1.Пять континентов

1

2.Русский сувенир

1

3.Путешествие на Африканский континент

1

4.Путешествие по Азии

1

5.Путешествие на Американский континент

1

6.Образы людей разных национальностей

1

7.Путешествие по берегам Японии

1

8.Космическое путешествие

2

9.Москва – столица нашей Родины

1

Итого:

32

Содержание программы.

2 младшая группа.

1 Тематический блок: «Мир природы».

Тема

Программное содержание

Материалы

Вводное занятие

Вызвать у детей интерес к изобразительному искусству; познакомить с изостудией(мастерской художника), её оборудованием, материалами.

Бумага, простой карандаш или фломастеры

Образы неба

(«Какое бывает небо?»)

Формирование умений работы с гуашевыми красками; учить видеть «настроение картины» по небу(тревога, веселье, утро, вечер и т.д.)

Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка.

Образы неба

(«Облака»)

Формирование умений работы с гуашевыми красками при изображении облаков; развивать внимание; обращать внимание на то, что настроение человека зависит от погоды (солнышко – солнечное, радостное; дождь – пасмурное, грустное и т. д.)

Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка.

Образы земли

(«Дорожка из осенних листьев»)

Развивать внимание; продолжать учить приёмам работы  гуашевыми красками методом мозаичного мазка (примакивание); закреплять знания об окружающем мире.

Бумага (полоска, квадрат или круг),гуашь тёпл. цв., кисти.

Образы земли

(«Ковёр из осенних листьев.Листопад»)

Продолжать учить приёмам работы  гуашевыми красками методом мозаичного мазка (примакивание) на готовой форме; развивать внимание и воображение.

Бумажные шаблоны в виде листьев, гуашь(акварель),кисти.

Образы деревьев

(«Дерево разговаривает с солнышком»)

Закреплять знания детей о природе; развивать наблюдательность; учить сравнивать образ дерева с образом человека; учить приёмам работы с углём.

Бумага,

Уголь.

Образы деревьев

(«Ель умывается дождём»)

Продолжать учить сравнивать образ елки с образом человека; показать приёмы смешивания «волшебных»красок (синяя и жёлтая); закрепление работы с краской и кистью методом мозаичного мазка (примакивание).

Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка.

Образы цветов

(«Цветок наклонил головку. Гордый цветок»)

Учить сравнивать образ цветка с образом человека; обращать внимание на красочность цветов; обучение приёмам изображения цветка; учить дополнять свой рисунок в зависимости от задуманного.

Бумага, фломастеры (мелки).

Дары природы

(«Аппетитные, ароматные, сладкие»)

Учить детей рассматривать произведения художников; обращать внимание на композиционное размещение и цветовое оформление; продолжать учить приёмам работы  гуашевыми красками.

Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка.

Образы растений

(«Колосок и колючка»)

Учить составлять красивые композиции из сухих трав (икебаны), обращать внимание на тонкий силуэт растений; учить сравнивать разные образы засушенных растений.

Бумага, фломастер (чёрный или коричневый).

Обобщающее занятие

(«Дары природы. Съедобные и несъедобные грибы»)

Учить обращать внимание на красочность различных грибов и их форму; учить различать грибы; учить способам изображения грибов (шляпки и ножки).

Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка.

2 Тематический блок: «Мир животных»

Тема

Программное содержание

Материалы

Образы птиц

(«Любопытные цыплята»)

Учить внимательно рассматривать репродукции картин, иллюстрации; обращать внимание на форму тела птиц и разных частей; учить приёмам изображения  цыплёнка гуашью и кистью, используя метод тычка щетиной.

Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка.

Образы насекомых

(«Божья коровка, улети на небо, там твои детки…»)

Учить внимательно рассматривать изображения различных насекомых, обращать особое внимание на форму и расцветку; учить дополнять свой рисунок в зависимости от задуманного.

Бумага, цветные фломастеры или другие материалы.

Образы подводного мира

(«Кто на себе дом носит?»)

Учить внимательно рассматривать изображения улиток, обращая внимание на цвет, форму разных частей; учить приёмам изображения.

Бумага, цветные фломастеры или другие материалы.

Образы диких животных

(«Медвежонок Винни-Пух»)

Учить внимательно рассматривать репродукции картин, иллюстрации, обращая внимание на особенности фигуры; учить приёмам изображения, обращая внимание на передачу настроения; учить сравнивать животное с человеком.

Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка.

Образы домашних животных

(«Поросёнок Пятачок»)

Учить внимательно рассматривать репродукции картин, иллюстрации, обращая внимание на особенности фигуры; учить приёмам изображения, обращая внимание на передачу настроения; учить сравнивать животное с человеком.

Бумага,

пастель.

Образы рогатых животных

(«Коза-дереза»)

Учить внимательно рассматривать репродукции картин, иллюстрации, обращая внимание на особенности фигуры; учить приёмам изображения, обращая внимание на передачу настроения; учить сравнивать животное с человеком.

Бумага,

маркеры.

Обобщающее занятие (Рисование на свободную тему)

Учить внимательно рассматривать репродукции картин, иллюстрации разных животных, обращая внимание на место их обитания; закреплять знания о разнообразии животного мира; закреплять умения рисовать животных .

Бумага, фломастеры (мелки).

3 Тематический блок: «Мир человека»

Тема

Программное содержание

Материалы

Автопортрет

(«Я - весёлый, улыбчивый человек»)

Учить внимательно рассматривать детские портреты разных художников; учить приёмам изображения головы человека, обращая внимание на конструкцию лица, на мимику.

Бумага, маркеры (чёрный или коричневый).

Я люблю лепить снеговика

(«Весёлая снежная баба»)

Учить внимательно рассматривать различные изображения снеговика, обращая внимание на форму и размер разных частей; учить приёмам лепки; учить украшать своего снеговика разными природными материалами.

Пластилин,

 природные материалы.

У меня есть красивый носовой платок

(Украшение носов. платка красками тёплых цветов)

Учить внимательно рассматривать различные по оформлению носовые платки, обращая внимание на цветовое разнообразие; познакомить с тёплыми и холодными цветами; учить способам украшения платка.

Бумага, гуашь тёплых цветов, кисти, баночка с водой, тряпочка.

У меня есть красивое полотенце

(Украшение полотенца холодными цветами)

Учить внимательно рассматривать различные по оформлению полотенца, обращая внимание на цветовое разнообразие; познакомить с тёплыми и холодными цветами; учить способам украшения полотенца.

Бумага, гуашь холодных цветов, кисти, баночка с водой, тряпочка.

Моя любимая игрушка

(«Весёлый грузовичок.  Паровозик. Машинка»)

Учить внимательно рассматривать репродукции разных видов транспорта; учить способам изображения транспорта, обращая внимание на форму разных частей и настроение своего рисунка.

Цветная бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка.

Портреты

(«Мама, папа»)

Учить внимательно рассматривать  портреты разных художников, обращая внимание на выражение глаз, причёску, украшения; продолжать учить приёмам изображения лица, обращая внимание на настроение.

Бумага, материалы на выбор (гуашь, фломастеры, мелки или пастель).

Мамина любимая ваза

(«Сказочная ваза»)

Учить внимательно рассматривать разные вазы, обращая внимание на форму  и цвет; учить приёмам изображения, обращая внимание на настроение картины; показать возможные способы украшения вазы (повторяющиеся узоры).

Бумага, гуашь или восковые мелки.

Обобщающее занятие

(Рисование на свободную тему)

Обсуждение экспонатов выставки рисунков на тему: «Я и моя семья»; учить отвечать на вопросы, вспоминая разные приёмы работы и материалы.

Бумага,

фломастеры.

4 Тематический блок: «Мир искусства»

Тема

Программное содержание

Материалы

Я люблю слушать сказки

(«Чудо-цветок»)

Учить любоваться изображениями цветов, разных по форме и окраске; обращать внимание на строение цветка; продолжать учить способам изображения , передавая настроение.

Цветная бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка.

Я люблю смотреть кукольные спектакли

(«Колобок»)

Учить создавать эскиз перчаточной куклы (на основе контура своей ладошки), передавая настроение своей куклы.

Бумага,

фломастеры или другие материалы.

Я люблю рассматривать книги

(«Избушка для солнышка»)

Учить внимательно рассматривать репродукции различных архитектурных строений; учить приёмам изображения избушки в тёплых тонах.

Бумага

(чёрная или синяя), гуашь тёплых оттенков, кисти.

Я люблю смотреть цирковые представления

(«Весёлый клоун»)

Учить рассматривать репродукции и иллюстрации с изображением клоунов; продолжать учить способам изображения лица.

Бумага, восковая пастель.

Я люблю любоваться цветами

(«Цветы весны»)

Учить внимательно рассматривать репродукции разных художников; учить любоваться живыми цветами в сопровождении с музыкальными образами; продолжать учить приёмам работы  гуашевыми красками методом мозаичного мазка.

Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка.

Обобщающее занятие

(Рисование на свободную тему)

Обсуждение экспонатов выставки лучших работ; учить рисовать на свободную тему, используя все знания и приёмы изображения.

Бумага, материалы на выбор (гуашь, фломастеры, мелки или пастель).

Содержание программы.

Средняя группа.

1 Тематический блок: «Мир природы».

Тема

Программное содержание

Материалы

Вводное занятие

Продолжать знакомить с изостудией, с профессией художника; познакомить с новыми художественными материалами и новым оборудованием.

Бумага, цветные карандаши.

Образы неба

(«Светлые и тёмные краски»)

Учить рассматривать и анализировать картины природы с ярко выраженным настроением; учить приёмам работы акварельными красками в технике «по - сырому».

Бумага, акварельные краски, кисти, баночка с водой, тряпочка.

Образы земли

(«Осенняя трава. Краски осенней земли»)

Учить обращать внимание на цветовое разнообразие осени при рассматривании репродукций художников, фоторепродукций; учить создавать новые цвета, путём смешивания разных красок.

Цветная бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка.

Образы деревьев

(«В багрец и в золото одетые леса…»)

Продолжать учить  внимательно рассматривать картины художников, обращая внимание на цвет и композицию; учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.

Бумага

(чёрная или синяя), гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка.

Образы деревьев

(«Семья хвойных деревьев»)

Продолжать учить сравнивать образ деревьев с образом человека; учить разным способам изображения хвои (мазками, штрихами, волнами и т. д.)

Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка.

Образы цветов

(«Грустный и весёлый цветок»)

Продолжать учить любоваться разными цветами, обращая внимание изгиб стебля; учить пластикой тела передавать образы цветов с разным настроением.

Цветная (тонированная) бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка.

Образы цветов

(«Одуванчик - толстые щёки»)

Продолжать знакомить с работами художников – графиков; учить приёмам работы палочкой (линии, штрихи) или пастелью (растирание).

Бумага,

пастель.

Дары природы

(«Аппетитные, ароматные, сладкие…»)

Продолжать знакомить с репродукциями художников (натюрморты); познакомить с приёмами работы с пастелью (растирка, плашмя, торцом) при изображении разных по форме фруктов и овощей.

Бумага тонированная (тёмных оттенков), восковая или сухая  пастель или мелки.

Образы природы

Продолжать учить работать с различным природным материалом, создавая выразительные природные композиции.

Природный

материал.

2 Тематический блок: «Мир животных».

Тема

Программное содержание

Материалы

Настроение животных

(«Червячок сердится»)

Продолжать обращать внимание на то, что настроение животных и человека зависит от погоды, от красок природы; продолжать учить приёмам работы с акварельными красками.

Бумага, акварель, гуашь, кисти.

Образы животных

(«Весёлая и грустная черепаха»)

Продолжать учить изображать настроение животных; продолжать учить приёмам работы с акварельными красками.

Бумага, акварель, восковые мелки.

Образы насекомых

(«Заботливые пчёлы. Шмели. Осы»)

Продолжать учить  внимательно рассматривать изображения насекомых на фото и иллюстрациях, обращая внимание на строение, форму, цветовые сочетания; продолжать учить приёмам работы с пастелью (углём, сангиной).

Бумага, пастель, уголь или сангина.

Образы диких животных

(«Колючий ёжик. Семья ежей»)

Продолжать учить  внимательно рассматривать изображения ежей; продолжать учить приёмам работы с углём, сангиной, соусами.

Бумага, уголь (сангина или соусы).

Образы птиц

(«Мудрая сова»)

Обращать внимание на форму птицы, её  отличительные особенности (большие глаза); продолжать учить работать с гуашью и кистью.

Бумага, гуашь ( белая, серая и чёрная ), кисти, баночка с водой, тряпочка.

Образы домашних животных

(«Кошка и собака»)

Продолжать работать над пластикой тела и выразительностью движений; продолжать учить рисовать портрет, изображая разные части мордочки.

Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка.

Образы подводного мира

(«Медуза. Морская звезда»)

Продолжать учить  внимательно рассматривать изображения, обращая внимание на форму и цветовое разнообразие; продолжать учить работать в смешанной технике.

Бумага, восковые мелки + акварель.

Обобщающее занятие

Продолжать учить  внимательно рассматривать иллюстрации рисунки , обращая внимание на многообразие представителей животного мира; учить самостоятельно выбирать материал для работы, подбирать фон и планировать свою работу в зависимости от замысла.

Бумага, различный материал на выбор.

3 Тематический блок: «Мир человека».

Тема

Программное содержание

Материалы

Образ человека

(«Я – весёлый художник. Автопортрет»)

Продолжать учить  внимательно рассматривать репродукции портретов разных художников, фотографии детей с разными эмоциональными проявлениями; продолжать учить рисовать людей.

Бумага,

маркеры   (чёрный или коричневый)

Папа, мама я – дружная семья

Продолжать учить  внимательно рассматривать репродукции портретов разных художников, фотографии людей с разными эмоциональными проявлениями; продолжать учить изображать несколько людей на листе, дополняя рис.предметами обстановки.

Бумага,

уголь, сангина, пастель.

Я – художник-фантазёр

(«Ожившая клякса»)

Развивать воображение; учить видеть в кляксе неопределённой формы какой – либо образ, дорисовывая детали.

Бумага,

 гуашь или тушь.

Любимые телевизионные передачи

(«Каркуша – любопытная ворона»)

Продолжать учить  внимательно рассматривать изображения, обращая внимание на детали; продолжать учить приёмам работы с углём (растирка, плашмя и торцом).

Бумага,

уголь, сангина или соус.

Обобщающее занятие

(Рисование на свободную тему)

Продолжать учить  изображать людей с разным настроением; обсудить экспонаты выставки рисунков на тему: «Я и моя семья».

Бумага,

фломастеры.

4 Тематический блок: «Мир искусства».

Тема

Программное содержание

Материалы

Художник- гримёр

(«Клоун весёлый и печальный»)

Продолжать учить  внимательно рассматривать изображения клоунов, обращая внимание на необычный грим, мимику, костюм; продолжать учить приёмам работы с гуашью при изображении лица клоуна.

Бумага, гуашь, цветные мелки.

Художник- мультипликатор

(«Лошарик»)

Учить изображать сказочную лошадку из разноцветных шариков с разным положением головы, ног, хвоста.

Бумага,

материалы

на выбор.

Художник- иллюстратор

(«Весёлый Незнайка»)

Учить внимательно рассматривать красиво иллюстрированные книги, обращая внимание на то как по – разному изображают одного героя разные художники; учить передавать в образе настроение, мимику.

Бумага,

тушь, палочки.

Художник- архитектор

(«Цветочный город»)

Продолжать учить  внимательно рассматривать иллюстрации сказочных домиков; учить самостоятельно создавать свой образ; показать способ изображения.

Бумага, цветные фломастеры, восковые мелки.

Художник создаёт мебель

(«Сказочное кресло- трон»)

Учить сравнивать обычную мебель с дворцовой или сказочной; учить приёмам лепки и украшения трона.

Цветной пластилин, стеки, материал для украшения.

Художник создаёт транспорт

(«Сказочные кареты»)

Закреплять знания о разных видах транспорта, обращая особое внимание на красоту карет, их изящную форму и декоративное убранство; учить приёмам изображения сказочного транспорта.

Бумага, цветные фломастеры.

Художник украшает одежду

(«Украшение зонтика или веера»)

Продолжать учить  внимательно рассматривать различные по цветовому оформлению изделия современной промышленности; учить способам украшения середины и каймы.

Бумага, гуашь или другие материалы.

Художник и музыка

(«Мы поём хором»)

Продолжать учить изображать нескольких людей на листе; учить приёмам изображения поющего человека.

Бумага, уголь или другие материалы.

Художник- живописец и график

(«Цветы весны»)

Продолжать учить  внимательно рассматривать репродукции произведений художников, обращая внимание на то, как художники передают своё отношение к цветам; закреплять навыки рисования мозаичным способом.

Цветная бумага, гуашь,  кисти, баночка с водой, тряпочка.

Обобщающее занятие

(Рисование на свободную тему)

Обсуждение экспонатов выставки работ за весь год; закрепление пройденного материала.

Бумага, цветные фломастеры или другие материалы.

Содержание программы.

Старшая группа.

1 Тематический блок: «Мир природы».

Тема

Программное содержание

Материалы

Введение  

(«Царицы – Фауна и Флора»)

(Коллективная работа)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Закреплять знания об окружающем мире; развивать воображение и творчество; закреплять приёмы работы с маркерами.

Бумага,

простой карандаш или фломастеры.

Образы земли и неба

(«Образы ночи. Звёздная ночь»)

Закреплять умения внимательно рассматривать репродукции с изображением ночных пейзажей; продолжать учить приёмам работы с красками; приёмам смешивания цветов; показать метод «набрызга» (звёзды).

Бумага, гуашь,  кисти, баночка с водой, тряпочка.

Образы цветов

(«Комнатные растения»)

Закреплять умения внимательно рассматривать растения, обращая внимание на характер стебля, листьев; учить придумывать названия растениям; закреплять умения рисовать с натуры.

Бумага, уголь или фломастеры.

Образы деревьев

(«Семья деревьев»)

Закреплять умения работы с углём при изображении деревьев; учить показывать в рисунке характер и настроение деревьев.

Бумага, уголь.

Дары природы

(«Осенний урожай. Изобилие»)

Закреплять знания об окружающем мире; закреплять умения работать в смешанной технике; закреплять умение рисовать с натуры.

Бумага, восковые мелки + акварель.

Образы природы

(«Осенний букет»)

Закреплять умения работать  с различными материалами

( бросовый, природный ); развивать воображение и творческие способности.

Бумага, природный материал, бросовая бумага, маркеры.

2 Тематический блок: «Мир животных».

Тема

Программное содержание

Материалы

Образы подводного мира

(«Кит – самое большое млекопитающее»)

Закреплять умения внимательно рассматривать репродукции, иллюстрации; закреплять знания об окружающем мире; закреплять умения работать в смешанной технике.

Бумага, восковые мелки + акварель.

Образы птиц

(«Птичье семейство»)

Закреплять знания о птицах, обращая внимание на многообразие их форм и видов в зависимости от места обитания; закреплять умения отгадывать загадки; закреплять умения работы с графическими материалами.

Бумага, уголь или тушь или гелевые ручки.

Образы птиц

(«Петушок золотой гребешок»)

Закреплять умения внимательно рассматривать репродукции, иллюстрации, обращая внимание на форму хвоста, гребешка, на красоту и пластичность птицы; закреплять умения работать с пастелью.

Бумага, пастель или восковые мелки.

Образы насекомых

(«Муравьи»)

Закреплять умения внимательно рассматривать иллюстрации, особое внимание обращая на форму и строение; закреплять умения работать с маркерами.

Бумага, маркеры (чёрный или коричневый).

Образы диких животных

(«Семья белых медведей»)

 Закреплять знания об окружающем мире при рассматривании северных пейзажей и иллюстрации северных животных, закреплять приёмы работы с гуашью; продолжать учить методу «набрызга»(снег).

Бумага,

 гуашь, кисти.

Образы земноводных животных

(«Лягушка – квакушка»)

Закреплять умения внимательно рассматривать иллюстрации и фотографии разных видов лягушек, обращая внимание на форму, строение и цветовое разнообразие; закреплять умение смешивать краски.

Бумага,

 гуашь, кисти.

Образы домашних животных

(«Корова – Бурёнка»)

Закреплять умения внимательно рассматривать иллюстрации, обращая внимание на строение, форму, особенности телосложения; показать способы изображения коровы; закреплять умения работы с пастелью.

Бумага тонированная,

Пастель.

Образы домашних животных

(«Барашки»)

Закреплять знания об окружающем мире; показать приёмы работы гелевой ручкой и углём; закреплять умения дополнять свой рисунок деталями согласно замыслу.

Бумага,

материал по выбору.

Образы фантастических животных

(«Чудо – зверь»)

Закреплять умения внимательно рассматривать иллюстрации и репродукции с фантастическими животными, обращая внимание на то, что образы несуществующих животных формируются на основе знаний о реально существующих; закреплять умения создавать образ из « линии – закорючки ».

Бумага,

любой графический материал.

Образы животных в творчестве художников- анималистов.

Закреплять знания о скульпторах, художниках – анималистах, изображающих животных; закреплять умение работать с натуры.

Пластилин

или глина.

3 Тематический блок: «Мир человека».

Тема

Программное содержание

Материалы

Я – художник

Закреплять знания о профессиях,

связанных с искусством; закреплять умения рисовать фигуру человека, обращая внимание на соразмерность частей тела, пластичность, настроение.

Бумага,

гелевые ручки.

Моя буква

(«Главная буква»)

Закреплять умение внимательно рассматривать изображения букв в разных книгах, обращая внимание на красоту букв, их украшения; показывать возможные приёмы украшения буквы в стиле «буква-витраж».

Бумага,

фломастеры.

Возраст человека:

молодой – старый

(«Двенадцать месяцев»)

Закреплять умения внимательно рассматривать иллюстрации и репродукции, обращая особое внимание на то, как художники передают возрастные особенности пожилого и молодого человека, на выражение глаз; закреплять умение подбирать фон.

Бумага,

тушь, перья.

Образы времён года в искусстве

(Костюм Зимы, Весны, Лета, Осени.)

Закреплять умения внимательно рассматривать живописные женские портреты, обращая внимание на прекрасные платья, костюмы, их форму, цветовое разнообразие; закреплять умения рисовать человеческую фигуру; развивать творческие способности и воображение.

Бумага,

материал по выбору.

Образы времён года в искусстве

(Шапка для Зимы, Весны, Лета, Осени)

Закреплять умения внимательно рассматривать головные уборы, обращая внимание на цветовое разнообразие и орнаменты; закреплять умения украшать предметы разными узорами.

Бумага, цветные маркеры.

Дом для зимы, весны, лета, осени

Закреплять умения внимательно рассматривать репродукции различных архитектурных построек разных стилей, особое внимание обращая на архитектурные элементы(колонны, арки, крыши, окна); закреплять умения изображать здания, украшая их согласно задуманному.

Бумага,

материал по выбору.

Весенние праздники

(«Первые цветы»)

Закреплять умения внимательно наблюдать за живой природой; закреплять умение рисовать с натуры.

Бумага,

материал по выбору.

Чудо- планета

Закреплять умения внимательно рассматривать репродукции разных космических кораблей и космических станций, обращая внимание на их конструкцию; внимательно рассматривать космические пейзажи, обращая внимание на выразительность и необычность ландшафта; закреплять умения работать с разными материалами.

Бумага,

материал по выбору.

4 Тематический блок: «Мир искусства».

Тема

Программное содержание

Материалы

Любимые сказки

(«Волшебная палочка»)

Закреплять знания детей о сказочных волшебных предметах, помогающих людям в сказках; закреплять умения работать с разной бумагой; закреплять умения украшать предметы разными узорами.

Цветная бумага, бросовая бумага, ножницы, клей.

Волшебник

(«Фокусник»)

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции фокусников, обращая особое внимание на одежду и волшебные предметы; закреплять умения работать с разными материалами.

Материалы на выбор.

Волшебные предметы

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции разных волшебных предметов, обращая внимание на форму, цветовое разнообразие и орнаменты; закреплять умения работать с разными материалами.

Материалы на выбор.

Волшебная птица

(«Золотая птица. Птица Феникс.»)

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции разных сказочных птиц, обращая внимание на оперение; закреплять умения работать с графическими материалами.

Бумага чёрная или синяя, гуашь или пастель.

Сказочные герои

(«Богатыри»)

Закреплять умение внимательно рассматривать и анализировать репродукции произведений художников, обращая внимание на одежду богатырей их удаль и стать, опираясь на описания богатырей в былинах и в музыке; закреплять умения работать с графическими материалами.

Бумага, уголь, сангина или чёрный маркер.

Волшебное яйцо

(«Писанки»)

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции и предметы искусства, обращая внимание на узоры, орнаменты и цветовое разнообразие; показать приёмы украшения писанок.

Бумага, цветные маркеры.

Сказочные существа

(«Русалка»)

Закреплять знания детей о сказочных героях, живущих в воде, обращая внимание на отличительные особенности; закреплять умения работать в смешанной технике.

Бумага, восковые мелки +

акварель.

Содержание программы.

Подготовительная группа.

1 Тематический блок: «Мир природы».

Тема

Программное содержание

Материалы

Введение

(Рисунок на свободную тему)

Закреплять умения детей рисовать на свободную тему, правильно используя материалы; развивать память, воображение и творческие способности.

Бумага, фломастеры.

Образы земли и неба

(«Лестница в небо. Радуга»)

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции пейзажей с изображением радуги; закреплять умения смешивать краски.

Бумага, гуашь, кисти, тряпочки.

Образы деревьев

(«Деревья, согнувшиеся от ветра»)

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции с изображением деревьев, которые пережили ураган(или др.), чей внешний облик вызывает сострадание; закреплять умение рисовать деревья.

Бумага, графические материалы на выбор.

Образы цветов

(«Букет цветов»)

Закреплять умения внимательно рассматривать растения (цветы) , обращая внимание на характер стебля соцветия, листьев; закреплять умение изображать цветы и их отличительные особенности.

Бумага, гуашь, кисти, тряпочки.

   

Зеркало природы – вода

(«Отражение»)

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции с изображением пейзажей с водой, обращая внимание на то, что отражение в воде – это перевёрнутый мир; продолжать учить работать в технике  монотипии.

Бумага, гуашь или акварель.

Осенние дары

(«Каравай хлеба»)

Закреплять умение внимательно рассматривать и анализировать репродукции картин с изображением хлеба; закреплять знания об окружающем; показать приёмы изображения каравая.

Цветная бумага,

ножницы, клей.

2 Тематический блок: «Мир животных».

Тема

Программное содержание

Материалы

Образы птиц

(«Пеликан»)

Закреплять знания детей об окружающем; закреплять умение внимательно рассматривать репродукции и произведения худ.-анималистов, обращая внимание на пластику фигуры; закреплять навыки работы с графическими материалами.

Бумага,

уголь.

Образы насекомых

(«Букашки-таракашки, жуки, бабочки, стрекозы.»)

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции с изображением различных насекомых, обращая внимание на красоту их окраски и необычное строение; показать способы изображения разных насекомых.

Бумага, тушь, перья или другие графические материалы.

Образы подводного царства

(«Рыбы коралловых рифов. Акулы.»)

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции и фотографии с изображением экзотических рыб, обращая внимание на огромное разнообразие цвета и формы; закреплять умение работать в смешанной технике.

Бумага, восковые мелки

+

акварель.

Образы домашних животных

(«Конь-огонь»)

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции художников с изображением лошадей, обращая внимание на пластику, грациозность, динамичность фигуры; показать приёмы изображения.

Бумага, пастель или фломастеры.

Образы экзотических животных

(«Животные Африки»)

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции животных, обращая внимание на строение их фигур; закреплять умение изображать животных в их естественной среде обитания.

Бумага, материалы по выбору.

Образы диких животных

(«Чудо-олени»)

 

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции рогатых животных, обращая внимание на строение тела, необычную конструкцию их рогов, на животных в движении; закреплять умение рисовать графическими материалами, используя разные приёмы.

Бумага, уголь или сангина.

Образы мифологических животных

(«Ноев ковчег»)

Познакомить детей с содержанием библейской истории о Ное; закреплять умение внимательно рассматривать иллюстрации, созданные разными художниками; закреплять умение рисовать в смешанной технике.

Бумага, восковые мелки

+

акварель.

Образы животных – символов нового года

Закреплять знания детей об окружающем мире; познакомить с восточным календарём; закреплять умения работать с различной по фактуре бумагой.

Бумага разной фактуры, ножницы, материалы по выбору.

3 Тематический блок: «Мир человека».

Тема

Программное содержание

Материалы

Мои друзья

(«Парный портрет»)

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции с портретами, обращая внимание на среду, в которой находятся люди, что они держат в руках, какое у них настроение; закреплять умение изображать человека графическими материалами.

Бумага, цветные маркеры.

Едем в страну Выдумляндию

(«Фантастический транспорт»)

Закреплять умение внимательно рассматривать иллюстрации с разными видами транспорта; развивать воображение и творческие способности; закреплять умение работать с графическими материалами.

Бумага, цветные восковые мелки.

В стране Лилипутии

(«Я-Великан»)

Закреплять умение внимательно рассматривать иллюстрации , обращая внимание на контраст, который использует художник-иллюстратор, чтобы подчеркнуть большой рост; продолжать развивать воображение, фантазию и творческие способности;  закреплять умение работать с графическими материалами.

Бумага,

уголь.

В стране Великании

(«Я-гном»)

Закреплять умение внимательно рассматривать иллюстрации , обращая внимание на контраст, который использует художник-иллюстратор, чтобы подчеркнуть маленький рост; продолжать развивать речевые способности, воображение; закреплять умение работать с графическими материалами.

Бумага, тушь, перья или чёрный маркер.

Холодное царство

(«Путешествие а Антарктиду. Пингвины»)

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции антарктических пейзажей, заснеженных просторов, ледяных пустынь, обращая внимание на обитателей  этих мест-пингвинов; закреплять приёмы работы с гуашью.

Бумага, гуашь или другие материалы.

Тёплое царство

(«Путешествие в Африку»)

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции с африканскими пейзажами, обращая внимание  на образы негритянского населения ( их цвет кожи,  необычные причёски, одежду, украшения ); показать приёмы смешивания оранжевой и чёрной красок ( цвет кожи).

Бумага жёлтая или оранжевая, гуашь или пастель.

Страна улыбок – царство смеха

(«Контраст тёплых и холодных цветов»)

Закреплять знания детей о холодных и тёплых цветах, обращая внимание на то, какое настроение вызывает тот или иной цвет и их сочетание; продолжать развивать воображение и фантазию.

Бумага, материалы на выбор.

Шахматное королевство

(«Белое на чёрном, чёрное на белом»)

Закреплять знания детей об окружающем мире; продолжать учить детей работать аккуратно с графическими материалами, чтобы передать красоту линии, контраст цвета.

Бумага, тушь и восковой белый мелок.

Страна чудес

(«Царство волшебных букв»)

Закреплять умение внимательно рассматривать иллюстрации,

на которых изображены красивые буквы; закреплять умение украшать изображение разными способами; развивать воображение и творческие способности.

Бумага, цветные маркеры.

4 Тематический блок: «Мир искусства».

Тема

Программное содержание

Материалы

Пять континентов

(«Как много в мире стран!»)

Закреплять знания детей об окружающем мире, о том, где они живут, какие ещё есть страны и континенты; вызвать интерес к путешествиям; закреплять умение внимательно рассматривать репродукции красивых мест нашей страны и других стран; закреплять умение работать с графическими материалами.

Бумага, уголь или сангина.

Русский сувенир

(«Матрёшка»)

Закреплять умение внимательно рассматривать матрёшки, обращая внимание на облик русского сувенира, на используемые цвета и орнаменты; закреплять умение составлять растительные орнаменты, используя знания о русских промыслах.

Бумага, цветные фломастеры или гуашь.

Путешествие на Африканский континент

(«Путешествие по Египту. Пирамиды.»)

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции с изображением египетских пирамид, обращая внимание на их форму, монументальность, большие размеры; закреплять знания детей об окружающем мире; закреплять умение рисовать графическими материалами, используя разные приёмы.

Бумага, цветные фломастеры или пастель.

Путешествие по Азии

(«Полёт над Кавказскими горами»)

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции с изображением горных пейзажей, обращая внимание на гармонию жилья с природой; закреплять знания детей об окружающем мире.

Бумага, серый и чёрный фломастеры.

Путешествие на Американский континент

(«Ребята-индейцы»)

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции с изображением коренных жителей Америки-индейцев, обращая внимание на их одежду, украшения, разрисованные красками лица; закреплять умение отражать настроение героя.

Бумага, материалы на выбор.

Образы людей разных национальностей

(«Зарубежные гости. Национальный костюм»)

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции с изображением людей в различных национальных костюмах, обращая внимание на форму и расцветку одежды, их необычные названия; закреплять умение изображать фигуру человека в национальном костюме на фоне характерной природы.

Бумага, фломастеры, пастель.

Путешествие по берегам Японии

(«Пагода- сооружение с крылатыми крышами»)

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции необычных архитектурных строений, характерных для Японии; учить изображать пагоду в окружении цветущей сакуры и с изображением людей, живущих в Японии; закреплять умение рисовать графическими материалами, используя разные приёмы.

Бумага, пастель, уголь сангина или другие материалы.

Космическое путешествие

(«Фантастический город на неведомой планете»)

Закреплять умение внимательно рассматривать иллюстрации и  репродукции художников-фантастов с изображением космических пейзажей и архитектурных строений необычной формы; закреплять умение работать в смешанной технике; развивать воображение и творчество.

Бумага цветная, ножницы фигурные, клей, фломастеры.

Москва – столица нашей Родины

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции и иллюстрации с изображением разных красивых мест нашего города, обращая внимание на архитектуру городского пейзажа; закреплять умение изображать по памяти, используя все свои знания и умения.

Материалы на выбор.

Условия реализации программы:

  1. Занятия проводятся в изостудии;
  2. В изостудии есть: удобные разноуровневые столы и стулья, мольберты, магнитная доска, интерактивная доска;
  3. Уголок экспериментирования с различными материалами;
  4. Стеллажи с различными художественными ( акварель,  гуашь ), графическими ( цветные карандаши, фломастеры, маркеры, восковые мелки, цветные и гелиевые ручки, пастель сухая и масляная, уголь, сангина, соус, сепия, тушь ) и конструктивными материалами ( пластилин, глина, различные виды бумаги, природный и бросовый материал);
  5. Стеллажи с оборудованием ( кисти, баночки, ножницы обычные и фигурные, печати, дыроколы фигурные);
  6. Библиотека с методической литературой;
  7. Библиотека с наглядным демонстрационным и раздаточным материалом;
  8. Технические средства: музыкальный центр + аудиокассеты, диски; телевизор; DVD + диски; проектор + слайды;
  9. Мини - галерея;
  10. Выставочный комплекс.

Литература:

  1. Алексеева В.В. Что такое искусство? М., 1991.
  2. Копцева Т.А. Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. М., 2006.
  3. Левин С.Д. Ваш ребёнок рисует. М., 1980.
  4. Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. М.,1996.
  5. Мелик - Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.,1995.
  6. Мелик - Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1983.
  7. Полунина В.Н. Искусство и дети. М., 1998.
  8. «Про всё на свете»: Сборник стихов и загадок. М., 2002.
  9. Современный словарь-справочник по искусству. М. 1999.
  10. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. М., 2001.
  11. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. М.,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет  «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружка«Ступеньки творчества» ( с использованием палочек Кюизенера, игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет)

Пояснительная запискаРабочая программа по дополнительному образованию кружка «Ступеньки творчества»  ОО «Познание»  (для детей 5-7лет).Одна из важнейших задач воспита...

Рабочая программа педагога дополнительного образования: Студия творчества "Колобок"

Авторская рабочая программа, реализуемая в рамках дополнительного образования по тестопластике (лепка из соленого теста) : Студия творчества "Колобок"...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по «Изобразительному искусству» для детей 4-7 лет. 2022-2023 уч.г

Рабочая программа  педагога дополнительного образования по «Изобразительному искусству» для детей 4-7 лет...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по «Изобразительному искусству» для детей 4-7 лет. 2020-2021 уч.г

Рабочая программа  педагога дополнительного образования по «Изобразительному искусству» для детей 4-7 лет...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по «Изобразительному искусству» для детей 4-7 лет 2021-2022 уч.г

Рабочая программа  педагога дополнительного образования по «Изобразительному искусству» для детей 4-7 лет...


 

Комментарии

югова марианна рафаильевна

спасибо. итересный материал.
Поет, баюкает метель,

И все вокруг красивым стало:

Принарядилась в праздник ель,

Блестит шампанское в бокалах,

Шары, игрушки, мишура,

И огоньки свечей сияют…

Пусть новогодняя пора

Большое счастье в жизни дарит!

Волкова Евгения Сергеевна

Спасибо! И Вас с новым годом!