Рабочая программа педагога дополнительного образования: Студия творчества "Колобок"
рабочая программа
Авторская рабочая программа, реализуемая в рамках дополнительного образования по тестопластике (лепка из соленого теста) : Студия творчества "Колобок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 49.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании основных документов, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных учреждений:
- Закон об образовании РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
- ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013г. №1155
- СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая2013г. №26
- Разъяснения по оказанию платных дополнительных услуг в дошкольных образовательных организациях
- Положение о порядке оказания платных дополнительных образовательных услуг от 1.09.2015г.
Программа «Колобок» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.
Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к следующей ступени жизни, согласно возрасту ребенка и, в дальнейшем, подготовке к школе.
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Это целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий требованиям всестороннего и гармоничного развития ребенка.
Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность.
Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта.
Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
В работе с детьми используется три вида лепки: лепка предметная, сюжетная, декоративная. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества.
Целесообразность. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Занятья лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
- Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- Синхронизирует работу обеих рук;
- Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
- Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
А также способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.
При оформлении поделок у детей развивается художественный вкус, чувства ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки.
По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития, при этом отрабатывается глазо-ручная координация, концентрация внимания и усидчивости, развитие произвольной регуляции.
В процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба. Царит искренняя атмосфера.
Цель и задачи программы
Цель программы: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.
Воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
- учить соблюдать правила техники безопасности;
- учить стремится к поиску, самостоятельности;
- учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;
Развивающие:
- развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм,
образцов, поиске новых решений в создании композиций;
- развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим
воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
- формирование способности к творческому раскрытию,
самостоятельности, саморазвитию;
- формирование способности к самостоятельному поиску методов и
приемов, способов выполнения
Воспитательные:
- воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к
выставкам;
- воспитывать умение четко соблюдать необходимую
последовательность действий.
- Воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
- Воспитание аккуратности
Основные принципы распределения материала
- Принцип систематичности и последовательности (усвоение знаний в порядке, предусмотренном учебно-тематическим планом);
- Принцип «от простого -- к сложному»: задания постепенно усложняются;
- Увеличение объема материала;
- Принцип обогащения сенсорного опыта.
- Принцип организации тематического пространства(информационного поля) – основы для развития образных представлений.
Сроки реализации программы и возраст обучающихся
Программа дополнительного образования по тестопластике рассчитана на один год обучения детей от трех до пяти.
Наполняемость групп: 10-15 человек.
Режим занятий
Занятия учебных групп проводится два раза в неделю.
Продолжительность каждого занятия: 25-30 минут.
Материально-техническое обеспечение
- Учебное помещение для занятий
- Соответствующая возрасту мебель
- Доски для лепки, стеки, кисти, гуашь, клей, скалки, формочки, трубочки, пуговицы, ленты, веревочки.
- Соленое тесто для лепки, мука.
- Природный материал.
- Салфетки, фартуки, нарукавники.
- Основы для композиций: картон, ткань.
Учебно-тематический план.
Тема занятий | Количество часов в месяц | Количество часов в год |
Модуль: «Лепка предметная» | 3 | 24 |
Модуль: «Лепка сюжетная» | 3 | 24 |
Модуль: «Лепка декоративная» | 2 | 16 |
|
| |
Итого: | 8 | 64 |
Содержание программы.
Тема занятий | Программные задачи | Материалы и оборудование | |
Октябрь | Вводное занятие. | Ознакомить детей с продуктами для приготовления соленого теста. Замес теста. Свойства материала. Основные способы и приемы лепки. | Клеенки для столов, влажные и сухие салфетки, фартуки для детей, миска для замешивания теста. Продукты: мука, соль «Экстра», вода, растительное масло. |
«Гусеница» | Обучение техническим навыкам и приемам лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, уметь скатывать тесто между ладонями круговыми движениями. Показать способ соединения частей водой. | Клеенки для столов, сухие, влажные салфетки, фартуки для детей. Цветное тесто: желтое красное. Баночки с водой, кисти. Стеки, шариковая ручка. | |
«Улитка на листочке» | Продолжить обучение техническим навыкам и приемам лепки из теста. Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски, столбика. Учить из целого куска формировать листик и делать с помощью стеки на нем прожилки. | Клеенки, индивидуальные дощечки, фартуки, салфетки. Цветное тесто: желтое, зеленое. Баночки с водой, кисти, стеки. | |
«Совушка-сова» | Продолжать учить детей из целого куска лепить заданное путем скатывания теста между ладонями круговыми движениями и сплющивания, не изменяя круглую форму, загибать тесто для придания формы совы. | Клеенки, индивидуальные дощечки, фартуки, салфетки. Соленое тесто. Колпачок от фломастера. | |
«Фрукты» (яблоко, груша, слива) | Учить детей на выбор лепить предметы круглой, овальной, удлиненной формы. Закреплять способ лепить предметы большие и маленькие, закреплять умение пользоваться стекой. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Цветное тесто: красное, желтое, зеленое, синее. Стеки. | |
«Подсолнух» | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части. Научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности посредством включения в оформление элементов природного материала (семечки), раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Основа для композиции. Баночки с водой, кисти, стеки. Соленое тесто. | |
Раскрашивание композиции «Подсолнух» | Формировать навыки аккуратного раскрашивания готовых фигур после сушки. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Акриловые краски или гуашь. Баночки с водой, кисти. |
«Ежики на полянке» | Продолжать закрепление навыков и приемов лепки из теста, умение из целого куска формировать заданную форму. Научить приему резания теста закругленными ножницами. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки, закругленные ножницы. Соленое тесто. Перец горошком. | |
Ноябрь | «Корзина для грибов» | Научить детей из целого куска шарообразной формы лепить корзину путем вдавливания пальцами теста внутрь, формировать корзину. Научить обматывать жгутик из теста на проволочку и прикреплять ручку к корзине. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Проволочка. Баночки с водой, кисти, стеки. Цветное тесто: коричневое, оранжевое. |
«Грибы» | Учить лепить грибы конструктивным способом (белый), пластическим (лисички). Передавать характерные особенности: у белого гриба ножка толстая и большая шляпка, оттягивать ножку у лисички, прорисовывая вилкой. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой кисти, одноразовые вилки. Демонстрационный материал. Соленое тесто: белое, оранжевое, коричневое. | |
«Веточка рябины» | Учить детей создавать композицию. От целого куска отщипывать маленькие и формировать заданную форму: ягоды, листочки. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Основа для композиции: музыкальный диск с нарисованной гуашью веточкой. Соленое тесто: красное, желтое, зеленое. Баночки с водой, кисти, стеки, шариковая ручка. | |
«Цыплята на лужайке» | Продолжать формировать умение лепить предметы из нескольких частей, правильно передавая форму и их расположение. Использовать в работе природный материал. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти. Семечки подсолнуха, перец горошком, веточки. Основа для композиции. Соленое тесто: желтое. | |
«Плюшки-завитушки» | Совершенствовать умения и навыки в изготовлении простых элементов из соленого теста. Поощрять разные приемы и способы соединения деталей. Добиваться выразительности посредством включения в оформление элементов кондитерских украшений. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки. Семена кунжута, мак кондитерский, цветная посыпка. Соленое тесто: белое, желтое. Иллюстрации хлебобулочных изделий. | |
Декоративная подвеска «Звездное небо» | Формировать умения пользоваться скалочкой и формочками. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, ленточки. Скалочки для раскатывания теста, формочки (месяц, звезды) Соленое тесто: желтое, синее. | |
«Мышка на сыре» | Закреплять умения лепить в последовательности: вначале крупные детали, затем мелкие. Совершенствовать навыки в скатывании теста круговыми движениями, сплющивать(ушки), делать надрезы. Совершенствовать умение пользоваться скалочкой, использовать разные по диаметру колпачки( методом выдавливания)для изготовления дырочек в сыре. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, зубочистки, стеки, скалочки. Колпачки от клея (карандаш), фломастера. Тонкая проволока для усиков или леска, перец горошком для глаз. Соленое тесто: желтое, серое. |
Дымковская игрушка «Лошадка» | Познакомить детей с русским народным промыслом-Дымковская игрушка. Учить детей передавать в лепке характерные особенности лошадки: туловище и ноги на основе цилиндра. Закрепить умение делить тесто на неравные части. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Иллюстрации «Дымковская игрушка»; дымковская игрушка-лошадка. Баночки с водой, кисти, стеки, деревянные палочки. Соленое тесто. | |||
Роспись дымковской лошадки. | Учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях. Развивать эстетический вкус. Воспитывать интерес к быту и обычаем России. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Иллюстрации дымковских узоров для росписи. Баночки с водой, кисти. Краски гуашь, акриловые. | |||
Декабрь | «Зайка беленький сидит…» | Продолжать закрепление навыков и приемов лепки из теста. Закреплять умение раскатывать тесто между ладонями для получения овальной формы. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Игрушка «Зайка», иллюстрации. Баночки с водой, кисти, перец горошком, стеки, деревянные палочки. Соленое тесто: белое, розовое. | ||
«Снеговичок» | Учить детей отображать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста. | Клеенки, дощечки. Салфетки, фартуки. Баночки с водой, кисти, перец горошком, пуговицы, пайетки, стеки. Соленое тесто: белое, розовое, голубое. | |||
«Мороженое рожок» | Продолжать закрепление навыков и приемов лепки из теста. Деление целого куска на отдельные части . развивать мелкую моторику и творческую фантазию. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, кондитерская посыпка, трафарет для изготовления рожка. Соленое тесто: белое, розовое, голубое, бирюзовое. | |||
«Снежинка» | Познакомить детей с изготовлением поделки на основе картона. Закрепить навыки раскатывания колбаски, составлять целое из частей. Использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Иллюстрации снежинок, готовые формы, трафареты, бисер, бусины, пайетки. Соленое тесто: белое, голубое, синее. | |||
«Подсвечник» | Учить детей делать подставку под свечку, составляя композицию из округлых форм. Делать основу соответственно размеру свечи. Развивать художественно-творческие способности. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки, круглые свечи. Соленое тесто: белое, голубое, светло-зеленое, розовое, желтое. | |||
«Новогодняя елочка» | Учить создавать образ елочки, применяя оригинальный способ лепки веток, работая стекой. Закреплять умение использовать усвоенные ранее приемы. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки, бусины, пайетки. Соленое тесто: темно-зеленое, светло-зеленое, красное, белое, желтое, синее, оранжевое. | |||
«Золотой петушок» | Познакомить детей с символом приближающегося нового года. Закреплять навыки лепки из теста конструктивным и пластическим способом. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Иллюстрации с изображением петушка. Баночки с водой, кисти, стеки, бусины, перец горошком. Соленое тесто: красное, желтое, белое. | |||
«Игрушки-подвески на елочку» | Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику, совершенствовать приемы украшения готовых форм цветным тестом, пуговицами, бусинами, оттиском. Развивать цветовосприятие. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки, пуговицы, бусины, ленточки, трубочки для сока, формочки для теста. Соленое тесто: белое, желтое, красное, зеленое, синее, голубое. |
Январь. | «Пингвины на льдине» | Уточнить и обобщить знания детей о жизни и местообитании пингвинов. Совершенствовать умение раскатывать тесто прямыми движениями, немного заостряя вверху. Совершенствовать технику лепки объемных фигур с использованием каркаса из мятой фольги. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, фольга, перец горошком, стеки. Иллюстрации с изображением пингвинов, пингвин-игрушка. Соленое тесто. |
Раскрашивание композиции «Пингвины на льдине» | Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, акриловые краски, гуашь, клей ПВА. | |
«Снегири» | Формировать умение детей лепить птиц из теста, используя два цвета: красный – живот, черный – голова, спина, крылья. Закреплять умение использовать вилочку для нанесения оперения. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, пластиковые вилочки, бусины для глазок. Соленое тесто: красное, черное. | |
«Тюлень» | Закреплять умение раскатывать тесто прямыми движениями, делать прорисовку стекой. Использовать для украшения другой цвет. Соединять детали водой. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки. Музыкальные диски, белая гуашь, клей ПВА. Иллюстрации с изображением тюленей. Соленое тесто: белое, голубое | |
Композиция «Зимние деревья» | Закреплять знания о строении дерева, о жизни растений зимой. Развивать навыки лепки из теста, составляя композицию. Развивать творческие способности. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки, музыкальные диски, бумажные тарелочки. Гуашь белая, голубая. Соленое тесто: белое, коричневое. | |
«Праздничный пирог» | Закреплять умения украшать простые по форме предметы. Развивать чувство композиции, творческие способности. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки, скалочки, предметы для оттисков. Соленое тесто: белое, цветное |
Февраль | «Дымковский петушок» | Продолжать учить детей передавать в лепке образ дымковского петуха: овальное туловище, изогнутый хвост с волнистыми краями. Упражнять в лепке основной формы из целого куска с использованием усвоенных ранее приемов лепки. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к народной игрушке. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки. Иллюстрации с изображением дымковского петуха, игрушка-образец. Соленое тесто. |
Раскрашивание «Дымковского петушка» | Продолжать знакомить детей со спецификой декора дымковской игрушки характерными элементами и цветосочетаниями. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти. Краски акриловые, гуашь, клей ПВА. | |
Подвеска «Рыбка» | Развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умение детей расплющивать тесто, создавая изображение о полуобъеме. Развивать творческое воображение. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки, трубочки для сока, предметы для нанесения оттиска. Соленое тесто. | |
Раскрашивание подвески «Рыбка» | Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, ленточки цветные, веревочки. Краски акриловые, гуашь, клей ПВА лак с блестками. | |
«Морское дно» | Упражнять в раскатывании теста прямыми движениями для получения овальной формы. Добиваться разнообразия работ за счет передачи динамики движений, формы рыб, делать надрезы, налепы. Показать разные способы лепки водорослей: скручиванием, раскатыванием с прорисовкой. Делать ракушки, используя расческу. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки, скалочки, маленькие расчески, гребешки, трубочки для сока, одноразовые тонированные тарелочки. Соленое тесто: белое, желтое, зеленое, коричневое, оранжевое, розовое. | |
Подвески «Валентинки» | Закрепить основные приемы лепки. Развивать творческие способности, воображение, фантазию. Воспитывать самостоятельность. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки, трубочки для сока, скалочки, трафарет сердечка, мелкие декоративные украшения, красные и белые ленточки. Соленое тесто: белое, красное | |
«Самолет построим сами…» | Познакомить детей с видами самолетов нашей страны. Упражнять детей в создании образа предмета, используя конструктивный способ лепки. Закрепить навыки деления теста на части, предметы лепки и соединения частей. Развивать внимание, мелкую моторику, творческие способности. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки. Иллюстрации с изображением различных самолетов, игрушка-самолет. Соленое тесто: белое, серое, синее, голубое, красное. | |
«Воздушный шар» | Совершенствовать умение детей сплющивать тесто, создавая предметы в полуобъеме. Учить детей делать корзину для воздушного шара способом плетения плоских жгутиков. Развивать творческое воображение, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки, скалочки. Иллюстрации с изображением воздушного шара, плотный картон голубого, синего цвета для составления композиции. Соленое тесто: белое, желтое, коричневое, синее, красное, оранжевое. |
Март | «Ваза с цветами» | Научить изготовлению цветов разными способами: сплющивание шара, ленточный способ, использовать трафарет-расчески для прорисовки лепестков гвоздики. Совершенствовать навыки составления композиции. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки, трубочки для сока, мелкие декоративные украшения. Основа для композиции, иллюстрации с изображением различных цветов. Соленое тесто: белое, желтое, красное, розовое, оранжевое, зеленое, синее. |
«Свинка в хлеву» | Закрепить представление детей о домашних животных, об особенностях их внешнего вида. Учить лепить поросенка передавая характерные особенности строения и окраски. Закрепить умение лепки конструктивным способом. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки, стержень от шариковой ручки. Картинки по теме «Домашние животные», «На скотном дворе» Соленое тесто: белое, розовое, коричневое, зеленое. | |
«Овечки на лугу» | Продолжить закреплять представление детей о домашних животных. Закреплять навыки лепки из теста. Научить использовать новый прием в лепке из теста: продавливание через чесночницу. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки, перец горошком, стержень от шариковой ручки, чесночница. Картинки по теме «Домашние животные», «На скотном дворе». Соленое тесто: белое, розовое, светло-зеленое. | |
Собачка | Закреплять умение лепить в последовательности6 вначале крупные детали, затем мелкие. Совершенствовать навыки в скатывании теста круговыми движениями, сплющивать (ушки), делать надрезы. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки, бусины для глаз. Картинки по теме «Домашние животные», иллюстрации собак разных пород. Соленое тесто: белое, коричневое, оранжевое. | |
Котята | Продолжать учить лепить животное в динамике (стоит, сидит). Соединять в композиционное решение. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки, бусины, основа для композиции. Соленое тесто белое, цветное. | |
Утка с утятами | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Развитие мелкой моторики. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки, перец горошком. Картинки по теме «Домашние животные». Соленое тесто: белое, красное, зеленое, коричневое, желтое. | |
Дымковский индюк. | Продолжать знакомить детей с народным промыслом «Дымковская игрушка». Упражнять в лепке основной формы из целого куска с использованием усвоенных ранее приемов лепки. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки. Иллюстрации «дымковский индюк» Соленое тесто. | |
Раскрашивание дымковского индюка. | Продолжать знакомство детей со спецификой декора дымковской игрушки, характерными элементами и цветосочетаниями. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, акриловые краски, гуашь, клей ПВА. Иллюстрации узоров для росписи. |
Апрель | Хохлома. Чайная пара. | Познакомить детей с народным промыслом «Хохлома», со спецификой хохломской росписи. Продолжать закреплять навыки лепки из соленого теста, предавая предметам нужную форму. Украшать готовые формы объемными фруктами. Воспитывать интерес к народным промыслам. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки. Иллюстрации посуды хохлома. Соленое тесто. |
Раскрашивание чайной пары. | Продолжать знакомство детей со спецификой декора хохломской росписи. Воспитывать аккуратность. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, акриловые краски, гуашь, клей ПВА. Иллюстрации узоров хохломской росписи. | |
Декоративная подставка под яйцо «Курочка» | Познакомить детей с православным праздником «Пасха», с традициями этого праздника. Совершенствовать технику лепки объемных фигур с использованием каркаса из мятой фольги. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки. Заготовки каркаса из фольги. Соленое тесто. | |
Раскрашивание дек.подставки «Курочка» | Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Раскрывать творческую фантазию детей в процессе работы. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, акриловые краски, гуашь, клей ПВА. | |
Лепка и украшение «Пасхальное яйцо» | Продолжить знакомство с русскими традициями, праздниками. Закончить пасхальную композицию. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Пасхальные украшения. Баночки с водой, кисти, цветное тесто. | |
«Подковка на счастье» | Закрепление технических навыков и приемов лепки из соленого теста. Развитие мелкой моторики. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки, трубочки. Цветное соленое тесто. | |
«Черепашка» | Развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умение детей расплющивать, сплющивать тесто создавая изображение в объеме. Развивать мелкую моторику, творческое воображение, связную речь. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки. Цветное тесто: светло-желтое, салатовое, розовое. | |
Игрушка «Медвежонок» | Закреплять умение лепить в последовательности: вначале крупные детали, затем мелкие. Совершенствовать навыки в скатывании теста круговыми движениями, сплющивать (ушки), делать надрезы. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки, бусины для глаз, черный перец горошком, семечки подсолнуха. Соленое тесто цветное: светло-коричневое, светло-оранжевое, светло-желтое. |
Май | Композиция «Божья коровка на ромашке» «Ромашка» | Учить создавать композицию из отдельных деталей. Закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать любовь к природе. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки, зубочистки. Соленое тесто: желтое, белое, зеленое. |
«Божья коровка» | Вызвать интерес к окружающему миру. Воспитывать бережное отношение к природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе. Учить детей создавать несложную композицию из двух элементов. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки, декоративные глазки. Соленое тесто: красное, черное. | |
Композиция «Солнечные одуванчики» | Учить детей лепить одуванчики разными способами: моделировать пальцами рук (раскатывать шар, сплющивать в диск, разрезать концы на равные части стекой, вырезать формочкой. Воспитывать эстетический вкус. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки, основа для композиции. Иллюстрации с изображением одуванчиков. Соленое тесто: зеленое, салатовое, ярко-желтое. | |
Композиция «Ласточка на ветке березы» | Закреплять умения лепить птиц из теста в полуобъеме, используя два цвета теста: белое, черное. Закреплять умение использовать вилочку для нанесения оперения. Использовать знания от наблюдений в природе: за веткой березы, за птицами. Воспитывать любовь к природе. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Баночки с водой, кисти, стеки, вилочки пластиковые, декоративные глазки, основа для композиции. Иллюстрации с изображением ветки и дерева березы, ласточки. Цветное тесто: белое, черное, коричневое, охра, зеленое. | |
Выставка детских работ. Замес теста. Лепка по замыслу детей. | Закрепление навыков и приемов лепки из соленого теста. Развитие творческого мышления, фантазии, развитие речи в рассказе о своих работах. | Клеенки, дощечки, фартуки, салфетки. Соль, мука, вода, готовое тесто. Баночки с водой, кисти, стеки, основы для композиций, трубочки, бусины, формочки. Детские работы для выставки. | |
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Уровни для наблюдения (мониторинг):
Высокий: Лепит с натуры простые предметы, животных; сглаживает поверхность формы, делая её устойчивой; лепит по представлению персонажей литературных произведений; лепит мелкие детали, декорирует изображение с помощью вспомогательных средств и дополнительных материалов; создаёт замысел до начала лепки и реализует его, выбирая соответствующие изобразительные и выразительные средства; осуществляет развернутое речевое планирование деятельности; пользуется разнообразными приёмами лепки; технические навыки сформированы (создаёт скульптурные и рельефные изображения), передаёт характерную структуру пропорции объектов, характерные движения фигур, достигает выразительности поз, создаёт сюжетные композиции; ярко проявляет творчество, развёрнуто комментирует созданное изображение, творчески обыгрывает продукт лепки.
Средний: Лепит с натуры простые предметы, животных и лепит по представлению персонажей литературных произведений; сглаживает поверхность формы, делая её устойчивой, нуждается в помощи взрослого в выполнении технических действий; создаёт замысел до начала лепки, однако не всегда получает результат, соответствующий замыслу; выбирает соответствующие теме лепки изобразительные средства; планирует основные этапы деятельности; пользуется основными приёмами лепки; изображения достаточно реалистичны, но затрудняется в целостной передаче реальных характеристик объекта – объекты напоминают реальные отдельными признаками; передаёт общую структуру и пропорции объектов; изображения, как правило, статичны; при создании сюжетных композиций нуждается в помощи взрослого; изображения недостаточно выразительны; проявляет отдельные элементы творчества в процессе лепки; кратко комментирует продукт лепки; схематично обыгрывает продукт лепки.
Низкий: Совместно со взрослыми лепит с натуры простые предметы, животных; лепит простые объекты, которые часто неузнаваемы; технические навыки не сформированы; сглаживает поверхность формы, делая её устойчивой, имеет в арсенале несколько привычных тем лепки; до начала изображения определяет не замысел, а лишь тему лепки в общем виде; изобразительные средства выбирает спонтанно; не планирует деятельность, по вопросам взрослого может кратко определить отдельные её этапы; пользуется несколькими стереотипными приёмами лепки; изображения не достаточно реалистичны, невыразительны, затрудняется в комментировании готового продукта лепки, нуждается в наводящих вопросах взрослого; не стремится обыгрывать продукт лепки, с помощью взрослого может осуществить несколько игровых действий.
Методическое обеспечение
Задача воспитателя – помочь детям:
- упражнять в способах лепки из целого куска, комбинированном и конструктивном; формировать умение моделировать выделенную форму кончиками пальцев;
- сглаживать места соединения;
- содействовать закреплению знакомых приёмов лепки: оттягивание деталей из целого куска, соединение частей путём прижимания и примазывания, украшение вылепленных изделий с помощью стеки и налепов;
- продолжать формировать умения передавать общую форму предмета и его частей, основные пропорции, строение, несложное движение фигуры человека и животных
- содействовать расширению тематики в согласовании с содержанием других образовательных областей и побуждать детей рассказывать о своих работах (Познание, Социализация, Коммуникация, Физическая культура)
В процессе ленки из солёного теста у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, помогать старшим, делать элементарные выводы.
Интеграция художественного творчества с другими видами детской деятельности: формирует трудовые умения и навыки, адекватных возрасту воспитанников, основы безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности, развивает свободное общение со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, формирует целостную картину мира, расширяет кругозор в части изобразительного искусства, творчества, развивает детское творчества, приобщает к различным видам искусства.
Формы работы по развитию детского творчества:
- Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
- Самостоятельная деятельность детей.
- НОД.
- Загадывание загадок
- Разнообразные виды гимнастик
- Рассматривание фотографий (по теме).
- Беседы по иллюстрациям и картинкам
- Чтение рассказов, сказок, стихов
- Пение песен
- Дидактическая игра
- Подвижная игра
- Раскрашивание гуашью и красками
Правила при выборе темы:
- Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
- Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любую работу кружка, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно.
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Положительная динамика при обучении детей лепке из солёного теста
§ Знание и применение детьми основных элементов народной росписи;
§ Знание понятий «композиция», «натюрморт», «рельеф».
§ Умение изображать сюжетную картинку;
§ Создание прикладных изделий, имеющих практическое применение в быту;
§ Владение основными навыками лепки;
§ Владение приемом аппликации;
§ Навыки коллективной деятельности;
§ Анализ предмета по форме, цвету и величине;
§ Творческое мышление путем самостоятельного составления узора;
§ Самостоятельность через самовыражение в работе и потребность завершить начатую работу;
§ Создание объемных фигур с помощью специальных средств;
§ Умение передавать слепленному персонажу характер, настроение, выражать иронию (лубочные картинки);
§ Бережное отношение к культурному наследию своего народа;
§ Владение несколькими видами украшения предмета: росписью, рельефным узором, стеками подручными материалами.
Наличие наглядно-иллюстративного и дидактического
материала
– методические разработки занятий;
– учебные и методические пособия;
– технологические карты по изготовлению изделий;
– фотографии;
– образцы изделий.
Памятка для воспитателей
В ходе проведения работы с детьми по лепке из солёного теста было найдено несколько общих правил. Их соблюдение воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения. Самое главное - подходите к проведению этой работы творчески. Для этого:
- Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций;
- Не сдерживайте инициативы детей;
- Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;
4.Не спешите с вынесением суждений;
5.Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний.
Список литературы
1. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», М., 2002.
2. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству», М., 2002.
3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 1999.
4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М, 2005
5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М. 2000г
6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. - СПб., 2002.
7. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986.
8. Изольда Кискальт «Солёное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2002.
9. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.- М.: Карапуз- Дидактика, 2006
10. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995.
11. Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.
12. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М, 2005 г.
13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа. Карапуз-дидактика, М., 2009.
14. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М., 2000.
15. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», М., 2004.
16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика, М., 2009.
17. Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.
18 .Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога дополнительного образования "С песенкой по лесенке"
Представляю вам разработку своей рабочей программы педагога дополнительного образования по вокалу "С песенкой по лесенке" 4-7 лет.Участвовала в общероссийском конкурсе "Лучшая работа педагога" и...
Рабочая программа педагога дополнительного образования (образовательная область «Познавательное развитие» - формирование представлений о природе ближайшего окружения, ее особенностях)
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста «Познавательное развитие» разработана на основе парциальной программы Рыжовой Н.А «Наш дом - природа» и на основе примерной образовательной пр...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по английскому языку
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по обучению детей английскому языку в возрасте от 4 до 7 лет...
Рабочая программа педагога дополнительного образования
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изодеятельности «Маленький художник» составлена в соответствии с современными требованиями нормативной базы дошкольного образования.Основная ц...
Рабочая программа педагога дополнительного образования
Программа ро дополнительному образованию "Логические игры 4-5 лет"...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...