Рабочая программа педагога дополнительного образования "С песенкой по лесенке"
рабочая программа по музыке по теме

Абулова Гульнара Ириковна

Представляю вам разработку своей рабочей программы педагога дополнительного образования по вокалу "С песенкой по лесенке" 4-7 лет.

Участвовала в общероссийском  конкурсе "Лучшая работа педагога" и была награждена дипломом третей степени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_nod_vokal_abulooy_gi.doc125.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   

                                                                                                         Утверждаю:

                                                                                                          Заведующий МБДОУ

                                                                                                           детский сад

                                                                                                           общеразвивающего вида  

                                                                                                          «Сибирячок»

                                                                                                           ____________О.П. Василюк                    

                 «  ____» ________2014г.

ПРОГРАММА ( РАБОЧАЯ)

по вокалу

МБДОУ «Сибирячок»

на 2014-2015 учебный год

 

   

                                                                  Педагог

                                                                                                        дополнительного образования

                                                                              Г.И. Абулова.

         

       

                   Пояснительная записка

«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!

  Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!

Если ваша душа поёт, пойте!»

                                                                                                      Наталия Княжинская

        Пение - основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно  детям. Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением и без него. Пение является самым доступным видом детского музыкального исполнительства, так как каждый человек с самого рождения обладает готовым «музыкальным инструментом», а именно – певческим голосом.  Диапазон детского голоса невелик. При правильной организации певческой деятельности диапазон расширяется: «ми» - «ля» - первой октавы (младший дошкольный возраст); «ре»-«си»- первой октавы (средний дошкольный возраст); «до, ре» первой октавы – «до, ре» второй октавы (старший дошкольный возраст).


    Актуальность программы 

    Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения своих переживаний, чувств, настроений. Дети  любят петь. В пении соединены такие многогранные средства музыкально-эстетического воспитания  человека, как слово и музыка. Пение способствует развитию речи ребёнка.

     Наблюдения педагогов и специальные исследования показали, что пение – это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. В процессе пения укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание,  развиваются музыкальные способности:   музыкальный слух, память, чувство ритма.  Пение способствует развитию и укреплению лёгких и всего голосового аппарата. Положение тела во время пения способствует формированию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья, а так же развивает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинированность, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает умственную активность мозга.

    Данная программа помогает понять и осознать, какое место и какую роль играет предмет вокала. Занятия по вокалу дают возможность активно участвовать в исполнительском процессе, развивают музыкальные способности, воспитывают музыкальный слух, вкус, преследуют  здоровьесберегающие  цели. Ребенок с помощью средств музыкальной выразительности (звуковедения, артикуляции, штрихов, нюансов) доносит до зрителя характер своего героя, его эмоции.    

  На основе музыкальной деятельности, занятий вокалом предполагается работа по следующим видам обучения и воспитания: нравственному и эстетическому. Организация данной работы учит детей воспринимать красоту, формирует эстетические чувства и потребности путем расширения сферы процесса музыкальной творческой деятельности, организованного и неорганизованного общения.

   Главной идеей работы является развитие индивидуальных способностей и интересов, умение творить по законам красоты, учитывая природные задатки и интересы с учетом склонностей и желаний.

                           

 

 

 

 Цель программы – формирование у детей певческих умений и навыков.

  Обучающие:

  • сформировать навыки певческой установки обучающихся;
  • использовать при пении мягкую атаку;
  • сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
  • сформировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения,  петь в ансамбле слитно, согласованно;
  • обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
  • сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.

         Развивающие:

  • развить гармонический и мелодический слух;
  • совершенствовать речевой аппарат;
  • развить вокальный слух;
  • развить певческое дыхание;
  • развить преодоление мышечных зажимов;
  • развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
  • развить гибкость и подвижность мягкого нёба;
  • расширить диапазон голоса;
  • развить умение держаться на сцене.

          Воспитательные:

  • воспитать эстетический вкус;
  • воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
  • способствовать формированию воли, дисциплинированности,             взаимодействию с партнёрами;
  • воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;
  • воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.

          Оздоровительные:

  • создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка;
  • формировать привычку к здоровому образу жизни;
  • укреплять голосовой  аппарат;
  •  формировать правильную  осанку.

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМ

«Социально-коммуникативное развитие»

 

- побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности;

- формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;

- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

«Речевое развитие»

- развитие свободного общения с взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в вокальной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Познавательное развитие»

- расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества.

«Физическое развитие»

-сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.

                                                     МЕТОДЫ

     Цели, задачи и содержание музыкального образования дошкольников определяют выбор методов музыкального образования.

                      Классификация методов:

 Основные принципы обучения пению:

  • Принцип воспитывающего обучения;
  • Принцип доступности;
  • Принцип постепенности, последовательности и систематичности;
  • Принцип слуховой наглядности;
  • Принцип сознательности;
  • Принцип прочности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы « С песенкой по лесенке»  4-7лет.

 Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 3 года обучения.

 В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 15-30 минут, учитывая возрастные особенности детей. На каждом году обучения отводятся время индивидуальной работы с одарёнными детьми, и индивидуальная  работа с детьми, не усвоившими учебный материал.

  Основной формой образовательного процесса является непосредственно образовательная деятельность. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.

            Структура программы « С песенкой по лесенке»:

   Программа представлена в виде трёх ступеней вокального образования детей дошкольного возраста и образно соотнесена с Тоникой (или тоническим трезвучием) как самого устойчивого аккорда лада, к которому тяготеют все остальные ступени. Как и в дошкольном возрасте  закладываются основы для дальнейшего музыкального  развития ребёнка. Это позволяет разложить системный материал по ступеням  с усложнением на каждой вверх идущей ступени музыкальной лесенке.

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ - возраст детей  4-5 лет, продолжительность непосредственно - образовательной деятельности 15-20 мин.

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ - возраст детей   5-6 лет, продолжительность непосредственно - образовательной деятельности 20-25 мин.

ТРЕТЬЯ  СТУПЕНЬ - возраст детей   6-7 лет, продолжительность непосредственно - образовательной деятельности  25-30 мин. 

   Непосредственно-образовательная деятельность по вокалу  состоит из трех частей:

1.Вводная часть.

 Дыхание и певческая установка:

       Цель - настроить ребенка на занятие и развивать  вокальные навыки.

2.Основная часть.

Распевание и пение:

Цель - развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто, интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем. В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, пальчиковая гимнастика.

3.Заключительная часть

Музыкальные игры:

       Цель - развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.

 Работу над приобретением детьми вокально-хоровых навыков провожу с помощью вокальных упражнений, которые должны присутствовать на каждом вокальном  занятии. Вокальных упражнений существует очень много. Каждое из них имеет конкретную педагогическую направленность:

 -- певческая установка (положение, которое должен принять вокалист перед началом пения);

 -- дыхание (навык правильного певческого дыхания, оздоровление всей дыхательной системы);

 -- звукообразование (извлечение певческого и речевого звука);

--работа над интонацией (точность воспроизведения мелодии при исполнении);

-- развитие ладового чувства (ощущение тоники, умение находить ее самостоятельно);

 -- артикуляция и дикция (овладение навыками певческой дикции и артикуляции);

 -- расширение диапазона;

 -- работа над динамикой (первичные навыки владения силой звучания своего голоса);

-- работа над ритмом (воспроизводить несложный ритмический рисунок).

                  ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5  ЛЕТ

В  среднем дошкольном возрасте улучшается произношение  звуков  и  дикция.  Речь  становится предметом активности детей.  Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.  Интерес  вызывают  ритмическая  структура речи, рифмы.  Развивается грамматическая сторона речи, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре- си), дыхание стало более организованным, хотя всё ещё довольно поверхностное. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями  мелкой  и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре  и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с пением. Музыкальное развитие детей осуществляется в непосредственно-образовательной деятельности  и в повседневной жизни.

      СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО НОД ВОКАЛ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ ВОЗРАСТОМ 4-   5 ЛЕТ.

Пение

   Формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре — ля первой октавы). Чётко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки.  Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя)

Дыхание

   Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Побуждать петь мелодию чисто, смягчать концы фраз.

 

 Певческая установка

   Закреплять  умения певческой установки (сидеть прямо, ноги ставить ровно,   руки на коленях)

 Музыкальные игры

   Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т.д.). Развивать умение инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли.

  Пальчиковая гимнастика

  Активно манипулировать пальчиками. Развивать мелкую моторику.

  К концу года дети могут:

  • Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его            характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением.
  • Узнавать песни по мелодии.
  • Различать звуки по высоте (в пределах сексты - септимы).
  • Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.
  • Замечать изменения в звучании (тихо - громко).
  • Брать дыхание в начале фразы.
  • Петь, не отставая и не опережая друг друга.
  • Эмоционально передавать сказочные образы: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички, едут машины, летят самолеты, идет коза рогатая  в музыкальных играх.

          ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6  ЛЕТ

Общее развитие ребёнка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по – прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками ещё не достаточно развиты. Связки короткие, звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Певческий диапазон в пределах (ре – до второй октавы). Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при  пении, чтении стихов в сюжетно ролевой игре и в повседневной жизни.

        СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО НОД ВОКАЛ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ        ВОЗРАСТОМ ОТ   5-6  ЛЕТ

 Пение

  Формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжно, подвижно, согласованно в пределах (ре первой октавы – до второй октавы). Точно передавать заданный ритмический рисунок. Четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

 Дыхание

   Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Побуждать петь мелодию чисто, смягчать концы фраз.

 Певческая установка

    Закреплять  умения певческой установки (сидеть прямо, ноги ставить ровно,        руки на коленях).

  Музыкальные игры

    Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов; действовать, не      подражая друг другу.

  Пальчиковая гимнастика

  Активно манипулировать пальчиками. Развивать мелкую моторику.

  К концу года дети могут:

  • Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня)
  • Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
  • Петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.
  • Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.
  • Самостоятельно инсценировать содержание песен.

               ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 7  ЛЕТ

    У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают своё пение и пение товарищей. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. Дети могут самостоятельно определять характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; у них укрепляется, становится более устойчивой вокально-слуховая координация. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. На седьмом году жизни ребёнок обладает довольно большими возможностями в пении. Он обладает достаточно окрепшим голосовым аппаратом, хотя вокальные связки ещё не сформированы окончательно. Дети поют негромко, но напевно и звонко. Диапазон у большинства дошкольников в пределах октавы (ре первой октавы – до второй октавы). Ритмический и динамический ансамбль, как правило отличается слаженностью и не вызывает затруднений. Ребята могут петь по долгу, однако это  не всегда желательно. Взрослым необходимо постоянно заботится об охране детского голоса

           СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО НОД ВОКАЛ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ      ВОЗРАСТОМ ОТ     6 -7 ЛЕТ

 Пение

    Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.     Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку.

 Дыхание

      Развивать умение цепного дыхания.

 Певческая установка

      Закреплять  умения певческой установки (сидеть прямо, ноги ставить          ровно, руки на коленях). При пении стоя дети держат голову прямо, а руки опущены вдоль туловища.

  Пальчиковая гимнастика

      Активно манипулировать пальчиками. Развивать мелкую моторику.

  К кону года дети могут:

  • Узнавать мелодию Государственного гимна Российской Федерации;
  • Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения;
  • Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию;
  • Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные её отрезки с аккомпанементом;
  • Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание;
  • Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;
  • Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
  • Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу.

ПРОГРАМНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ВОКАЛУ «С    ПЕСЕНКОЙ ПО ЛЕСЕНКЕ»

Базисная программа

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез,2010.

Парциальная программа

-Орлова Т.М, Бекина С.И. «Учите детей петь». -М.:Просвещение, 1988.-143.с.

-И.Каплунова,И.Новоскольцева. Программа музыкального воспитаниядетей дошкольного возраста «Ладушки».- Санкт-Петербург: Издательство «Композитор», 2000г.

Перечень пособий

  Аудиопособия

-Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Авт/сост. О.Н. Арсеневская- волгоград :Учитель 2011-204 с.

-Метлов Н.А. «Музыка-детям».-М.:Просвещение, 1985.-144с.

-Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду».- М.: Издательство Скрипторий 2003»,2010.-176с.

-Картушина М.Ю. «Логоритмика для малышей». Сценарий занятий с детьми 3-4 лет. М.: ТЦ «Сфера», 2005.-144с.(Программа развития)

-Крупа - Шушарина С.В. «Логопедические песенки для детей дошкольного возвраста» на стихи О.И. крипенчук-Вознесенской.-Ростов на Дону : Феникс, 2010.-99, (1)с.- (Любимые мелодии)

-Зарецкая Н.В. , Роот З.Я. «Праздники в детском саду»: сценарии, песни, танцы-4е изд.-М.:Айрис-пресс, 2005-256 с.

-Праслова Г.А. «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста». СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005.- 384с.

-Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду».-М.: Просвещение, 1981.-240., нот.-(Б-ка воспитателя дет. Сада).

-«Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста». З.Я. Роот.

-М.Ю. Картушина «Мы играем, рисуем и поем». Интегрированные занятия для детей 5-7 лет.

1.Классическая музыка и звуки природы

2.Музыкальные обучалочки. «Веселые уроки» (подвижные       музыкальные игры для детей 2-5 лет) Железновы.

3.Музыкальные обучалочки. «Топ-топ, хлоп-хлоп» (подвижные музыкальные игры для детей 2-5 лет) Железновы

4.Музыкальные обучалочки. «Веселая логоритмика» для детей 2-6лет) Железновы

5.Музыкальные обучалочки. «Наш оркестр» для детей 5-10 лет) Железновы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога дополнительного образования (образовательная область «Познавательное развитие» - формирование представлений о природе ближайшего окружения, ее особенностях)

Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста «Познавательное развитие» разработана на основе парциальной программы Рыжовой Н.А «Наш дом - природа» и на основе примерной образовательной пр...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по английскому языку

        Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса   по обучению детей английскому языку в возрасте от 4 до 7 лет...

Рабочая программа педагога дополнительного образования

Рабочая программа педагога дополнительного образования по изодеятельности «Маленький художник» составлена в соответствии с современными требованиями нормативной базы дошкольного образования.Основная ц...

Рабочая программа педагога дополнительного образования

Программа ро дополнительному образованию "Логические игры 4-5 лет"...

Рабочая программа педагога дополнительного образования

Рабочая программа "Логические игры 5-7 лет"...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...