РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования «Сеансы здоровья» (релаксация) по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников (для детей 6-7 лет)
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Горюнова Жанна Валерьевна

 

В основу разработки Рабочей программы положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности для удовлетворения как возрастных потребностей ребенка, так и потребностей, связанных с индивидуальной траекторией развития дошкольника, что позволяет реализовывать права и свободы подрастающей личности.

           ФГОС ДО создает основу для реализации той глобальной задачи дошкольного образования, которую А.В.Запорожец определил так: дошкольное воспитание призвано заложить основы всего последующего формирования личности ребенка. Также глобальной идеей современных изменений в сфере дошкольного образования является психологизация системы дошкольного образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принята на заседании                                                                                                        Педагогического совета                                                                                                                   «____»__________20__г.

                                                                                    Протокол № ___

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ детский сад «Звездочка»  г. Зернограда

____________ / Горюнова Т.Н./

« ____ »  ____________    20__г.                                                                                    

                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка дополнительного образования

«Сеансы здоровья» (релаксация)

по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников (для детей 6-7 лет)

педагога-психолога МБДОУ д/с «Звездочка» г. Зернограда

на 2020/ 2021 учебный год

Разработчик:

педагог-психолог

Ж.В. Горюнова

Зерноград

2020

Содержание

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1.Пояснительная записка

3

1.1.1 Структура Рабочей программы

8

1.1.2  Цели и задачи реализации Рабочей программы

8

1.1.3  Принципы и подходы к формированию Рабочей программы

9

1.1.4  Структура занятия

10

1.1.5 Методы и приемы, используемые при реализации Рабочей программы

10

1.2 Характеристики особенностей развития детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)

11

1.3 Ожидаемые результаты (целевые ориентиры) освоения детьми Рабочей программы кружка дополнительного образования

14

1.4 Психолого-педагогические условия реализации Рабочей программы

14

 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

16

2.1 Организация образовательного процесса

16

2.2 Особенности осуществления кружковой работы

16

2.3 Диагностическое направление

17

2.4 Коррекционно-развивающее направление

21

        2.4.1 Содержание и формы работы с детьми

22

        2.4.2 Работа по коррекции проблем в эмоционально-личностной и поведенческой сферах

23

2.5 Психологическое сопровождение участников образовательного процесса (родителей, педагогов, воспитанников) в рамках проведения кружковой работы

25

           2.5.1 Принцип взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса

25

          2.5.2 Формы работы с   участниками воспитательно-образовательного процесса

27

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

29

3.1 Программно-методическое обеспечение

29

3.2 Материально-техническое обеспечение

31

3.2.1. Условия для обеспечения психологического благополучия детей

31

3.2.2 Предметно-развивающая среда

33

Список литературы

36

Приложения

1. Целевой раздел  программы

1.1  Пояснительная записка

В основу разработки Рабочей программы положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности для удовлетворения как возрастных потребностей ребенка, так и потребностей, связанных с индивидуальной траекторией развития дошкольника, что позволяет реализовывать права и свободы подрастающей личности.

           ФГОС ДО создает основу для реализации той глобальной задачи дошкольного образования, которую А.В.Запорожец определил так: дошкольное воспитание призвано заложить основы всего последующего формирования личности ребенка. Также глобальной идеей современных изменений в сфере дошкольного образования является психологизация системы дошкольного образования.

Главная задача дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС - охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка. Один из современных подходов в решении этой задачи - использование в работе педагогом-психологом возможностей комнаты психологической разгрузки.

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки  они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Состояние детей во многом зависит от ритма их жизни, который в образовательной организации задается режимом дня.

Стремясь всесторонне развить своего ребенка, родители записывают его во всевозможные кружки и секции, не учитывая возрастные и психологические возможности. Такие перегрузки отрицательно сказываются на  здоровье детей. Поэтому так важно привить ребенку навык саморегуляции своего состояния и научить его способам снятия психоэмоционального и мышечного напряжения.  Детям старшего дошкольного возраста просто необходимы релаксационные паузы, чтобы запастись энергией для дальнейшей активной деятельности.

С этой целью  в МБДОУ д/с «Звездочка» г. Зернограда организована работа  кружка «Сеансы здоровья» (релаксация). Рабочая Программа кружка «Сеансы здоровья» (релаксация) разработана в  2020 году с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Рабочая программа разработана в соответствии с целями и задачами Образовательной программы МБДОУ д/с «Звездочка» г. Зернограда. Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения. В 2020-2021 учебном году Рабочая программа реализуется в подготовительной группе и направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его гармоничного личностного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.  

Рабочая программа  разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

  1. Федеральным  законом  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  2. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).
  3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
  4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

Основой для разработки Рабочей программы явились парциальные программы, а так же авторские методики и технологии:

- «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи» МБДОУ д/с «Звездочка» г. Зернограда;

- Крюкова С.В., Донскова Н.И.: «Удивляюсь, злюсь, боюсь...». Программы групповой психологической работы с дошкольниками. Изд-во Генезис, 2014г.

- Арцишевская И.Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»» М., 2003г.

- О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников». М.:Генезис, 2005г.

- Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми». СП.: Речь, 2005

- Лютова Е.К., Монина Г.Б.Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными детьми». СПб.: Речь, 2005

- Трясорукова Т.П. «Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения». Ростов-на-Дону: Феникс, 2015г.-29с.

- Трясорукова Т.П. «Психомоторика. Коррекционно-развивающие игры для детей дошкольного возраста». Ростов-на-Дону: «Март», 2014г.-27с.

- Кокорева  А.В. «Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в поведении». Журнал «Психолог в детском саду».- 2008 №4.

- Колос Г.Г. «Сенсорная комната в дошкольном учреждении. М.: АРКТИ, 2006г.

- Грабенко Т.М. «Основы сказкотерапии». СПб.: Детство-Пресс, 2011г.

- Грабенко Т.М. «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии». СПб.: Детство-Пресс, 2007г.

-Смирнова Т.П. «Психологическая коррекция агрессивного поведения детей». –Ростов н/Д.: Феникс, 2005г.

- Епанчинцева О.Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста». – СПб.:Детство-Пресс, 2011г.

- Чистякова М.И. «Психогимнастика». М.: Просвещение. ВЛАДОС, 1995.-160с.

- Захаров А.И. «Предупреждение отклонений в поведении ребенка» СПб., 1997г.

- Титарь А.И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: практическое пособие для ДОУ». М.: АРКТИ, 2008

- О.П. Радынова «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации, конспекты бесед о музыке, комплект аудиокассет.

- М.Л. Лазарев «Здравствуй!». Физкультурно - оздоровительная программа.

- Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович «Театр- творчество - дети». Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства.

Рабочая программа кружка «Сеансы здоровья» (релаксация)   ориентирована на:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- обеспечение вариативности и разнообразия воспитания и развития с учетом образовательных потребностей и способностей детей;

- формирование развивающей и предметно-пространственной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Рабочая программа  учитывает психологические, возрастные, индивидуальные особенности детей. Строится на принципах внимания к потребностям и возможностям воспитанников, создания атмосферы доверия и партнерства.

Подобранный музыкальный релаксационный репертуар позволяет предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на протяжении всего дня.

  В рабочей программе учтены аспекты образовательной среды для детей дошкольного возраста:

- предметно – пространственная развивающая образовательная среда;

- условия для взаимодействия со взрослыми;

- условия для взаимодействия с другими детьми.

В программе определены:

- задачи психологического развития и благополучия детей подготовительной группы;

- результаты освоения программного содержания;

- рекомендуемый музыкальный и музыкально-игровой репертуар;

- рекомендации по взаимодействию с детьми на занятиях;

-структура каждого занятия с учетом возрастных и психофизиологических возможностей ребенка.

1.1.1 Структура Рабочей программы

В соответствии с ФГОС дошкольного образования Рабочая программа имеет следующую структуру:

-три раздела: целевой, содержательный, организационный;

-дана характеристика особенностей развития детей подготовительной к школе группы (6-7 лет);

-определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности;

-определено содержание методических материалов;

-раскрыты особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;

-в приложении представлен полный перечень парциальных образовательных программ, технологий и методических пособий.

1.1.2 Цели и задачи Рабочей программы

Цель программы: охрана и укрепление психического здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Данная цель сформирована в  задачах программы: 

1) обучение навыкам расслабления и психомышечной тренировки;
2) снижение психоэмоционального и психомышечного напряжения;
3)     восстановление энергии для дальнейшей активной деятельности;

4)    устранение беспокойства, возбуждения, скованности, восстановление сил;

5)    концентрация  внимания, увеличения запаса энергии.  

1.1.3  Принципы и подходы к формированию Рабочей программы

При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:

 - Деятельностный  подход  (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)

 - Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.)

Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют  основу для:

  • сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
  • формирования   основ  социальной  и жизненной адаптации   ребенка;
  • развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
  • развития  потребности  в реализации  собственных  творческих способностей.

В соответствии с ФГОС ДО Рабочая программа  опирается на научные принципы ее построения:

  • Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
  • Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования.
  • Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  • Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
  • Принцип сотрудничества с семьей.
  • Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  • Принцип возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

1.1.4 Структура занятия

1) вводная часть - приветствие;
2) основная часть - релаксационные игры и упражнения, элементы аутотренинга, самомассажа;
3) заключительная часть - анализ проделанной работы, ритуал прощания.

Программа включает 48 занятий, которые реализуются еженедельно в течение года.

Продолжительность занятия: 30 минут .

Количество детей: 10 человек.

Место проведения: комната психологической разгрузки.

Занятия проводятся в игровой форме. При проведении релаксационных игр, упражнений используется музыкальное сопровождение: релаксационная и танцевальная музыка.

1.1.5 Методы и приемы, используемые при реализации программы:

  • релаксация;
  • психогимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • дыхательная гимнастика;
  • игротерапия;
  • арт- и сказкотерапия.

1.2 Характеристики особенностей развития психических, психологических и психофизиологических функций детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам, как речь и общение с взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики: личность и ее структурные элементы (характер, интересы), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций,  позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, происходит  включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития.

Возраст от 6 до 7 лет

Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей.

Более явными становятся различия между мальчиками девочками.

Они свободно владеют обобщёнными способами  анализа.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.

Речевые умения детей с ТНР

Для детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичными является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложения может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных членов предложения. Частым нарушением связной речи являются нарушения логической последовательности, пропуски главных событий, повторы отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картине, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из личного опыта дети используют в основном простые предложения.

Несмотря на разнообразный предметный словарь, часть детей испытывает трудности в обобщении групп предметов, выделении лишнего предмета из группы, подборе глаголов-действий и признаков предметов. Так же характерно незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека, животных, названий профессий.

Дети легко справляются с подбором общеупотребительных антонимов, отражающих размер предмета (большой-маленький), пространственную противоположность (далеко-близко), оценочную характеристику (плохой-хороший). Однако испытывают трудности при выражении антонимических отношений абстрактных слов (умный – неумный, глупый, продавец – не продавец, покупатель).

Недостаточный уровень сформированности лексических средств особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.

В грамматической речи у детей часто отмечаются ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций, имеют место нарушения в согласовании числительных с существительными.

Дети не имеют грубых нарушений звукопроизношения, но у них наблюдается недостаточно четкая артикуляция некоторых звуков, нечеткая дифференциация их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети не всегда могут определить первый и последний согласный в слове, гласный звук в середине и в конце слова, не всегда могут правильно определить наличие и позицию звука в слове. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не всегда могут выполнить. Испытывают трудности при составлении слов из последовательно названных звуков и в определении количества звуков в слове. Часть детей затрудняются в определении количества слогов в слове.

У детей наблюдается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающее впечатление общей смазанности речи, смешение звуков.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей, как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

1.3 Ожидаемые результаты (целевые ориентиры) освоения детьми Рабочей программы.

  • снижение психоэмоционального напряжения;
  • нормализация психоэмоционального состояния;
  • снятие скованности;
  • снижение тревожности, агрессивности;
  • пополнение запасов энергии для дальнейшей активной деятельности;
  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие сенсорного восприятия, тактильной чувствительности, наблюдательности, внимания, артикуляционного аппарата, мелкой моторики;
  • улучшение в целом психологического здоровья детей.

1.4 Психолого - педагогические условия реализации Рабочей программы

Содержание деятельности педагога-психолога определяется ее направленностью на обеспечение следующих психолого-педагогических условий, определенных ФГОС ДО:

        - уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

- использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям;

- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

- поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;

- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

- защита детей от всех форм физического и психического насилия (Закон РФ «Об образовании», ст. 34, п. 1.9);

- построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО  (ч.III) в Рабочей программе  кружка «Сеансы здоровья» учитываются основные направления психолого-педагогического сопровождения:

  • индивидуализация образования;
  • реализация компетентностного подхода;
  • учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей воспитанников;
  • формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья;
  • мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
  • использование средств психолого-педагогической поддержки воспитанников;
  • обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей личностной перспективы развития;
  • формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
  • учет специфики возрастного психофизического развития воспитанников.

В соответствии с целями и задачами Рабочей программы педагог-психолог составляет годовой план работы, планирует работу с педагогами и родителями, осуществляет перспективное и календарное планирование своей деятельности с учетом содержания Образовательной программы ДОУ, запроса родителей.        

2. Содержательный раздел программы

2.1 Организация образовательного процесса

Занятия кружка «Сеансы здоровья» (релаксация) проводятся 1 раз в неделю в соответствии с сеткой занятия детского сада.  

Группа

Возраст

Длительность занятия

(минут)

Подготовительная с ТНР группа

с 6 до 7 лет

30

Сетка занятий

Дни недели

Время проведения

Понедельник

15.30-16.00

2.2 Особенности осуществления кружковой работы

- Образовательная деятельность в работе кружка «Сеансы здоровья» осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (коммуникативной, двигательной, игровой, познавательной, музыкальной, при восприятии художественной литературы).

- Программа реализуется как в самостоятельной деятельности детей, так и в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.

- Деятельность руководителя кружка призвана создавать условия для сопровождения и развития субъектов образовательного процесса.

        - Целью деятельности руководителя кружка является обеспечение условий для развития психологически- и эмоционально благополучной личности воспитанников.

    - Руководитель кружка осуществляет коррекционно-развивающую деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме.

- Оценка степени сформированности целевых ориентиров Рабочей программы осуществляется по  критериям, предложенным  Ю.А Афонькиной.

- В Рабочей программе представлен как диагностический, так и развивающий инструментарий, который можно использовать с целью диагностики и формирования интегративных качеств ребенка  старшего дошкольного возраста.

2.3  Диагностическое направление

В контексте практического решения поставленных ФГОС ДО задач диагностика составляет важную часть образовательной деятельности, позволяя выявить особенности ребенка, ориентируясь на которые педагог будет проектировать образовательную деятельность.

Цель диагностической деятельности педагога дополнительного образования:

- получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных маршрутов воспитанников;

- выявление индивидуальных особенностей и проблем воспитанников.

Психологическая диагностика в современной ДОО направлена на определение психологических причин возникновения трудностей в индивидуальном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Проведение психологической диагностики способствует реализации личностно ориентированного подхода при проектировании деятельности, индивидуализации учебного процесса, учета специфики индивидуального развития ребенка.

Кроме того, результаты психологической диагностики позволяют сделать вывод об эффективности созданных в ДОО благоприятных условий для удовлетворения образовательных потребностей детей, обусловленных как их возрастными особенностями, так и спецификой индивидуального развития.

Оценка полученных диагностических данных производится следующими способами:

- Составляются таблицы, отражающие распределение воспитанников возрастной группы по уровням сформированности (развития) определенных психологических феноменов, таких как эмоциональное благополучие, стабильность, уравновешенность и т.д.

Диагностическое направление предполагает проведение диагностической работы по проблемам психологического развития дошкольников.

Цель: выявление проблем в развитии, факторов риска для психологического здоровья.

Результатом изучения является создание диагностической основы для разработки и реализации индивидуальных форм поддержки развития ребенка в процессе обучения в  кружке «Сеансы здоровья» с учетом его психологического статуса, социальной ситуации развития.

Психологическая диагностика детей, посещающих кружок «Сеансы здоровья» (релаксация), проводится руководителем кружка – педагогом-психологом и направлена на выявление и изучение их индивидуально-психологических особенностей. Результаты диагностики используются для обеспечения психологического сопровождения, а также для проведения квалифицированной коррекции развития ребенка.

Диагностическая работа предполагает знание педагогом-психологом как современных теорий развития ребенка дошкольного возраста, так и содержания дошкольного образования и требований к организации образовательной деятельности с детьми, что является необходимым моментом на всех этапах проведения диагностического обследования.

Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны. Развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие созданы образовательные условия, насколько эти условия соответствуют образовательным потребностям ребенка.

При проведении диагностики педагог-психолог - руководитель кружка «Сеансы здоровья» (релаксация) придерживается следующих принципов:

        - комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик;

        - изучение детей в специфических для возраста видах деятельности и отношениях с окружающим.

        Для получения объективных данных о ребенке как на этапе сбора диагностических данных, так и на этапах их анализа, обобщения и интерпретации результатов педагог-психолог – руководитель кружка учитывает:

        - физическое и психическое состояние ребенка (работоспособность, утомляемость, истощаемость, напряжение и пр.);

- психофизиологические особенности его возраста;

      - особенности текущей социальной ситуации.

Психологическая диагностика

Наименование работы.

Диагностические методики, тесты.

Форма работы.

Условия проведения

Ответственный

Сроки проведения

Предполагаемый

результат

 Изучение эмоционально – личностной сферы и индивидуальных особенностей детей 

Рисуночные тесты:                                                            1.Методика Р.Теммл,    М. Дорки  (уровень тревожности);

2.Графическая методика «Кактус»;                                3.« Рисунок семьи».  

                       

Индивидуальная и групповая.

Кабинет психолога

Педагог-психолог

Сентябрь

Выявление трудностей в эмоционально - личностной сфере (тревожность, страхи, агрессивность, неуверенность, замкнутость).

Изучение психологического климата в группе. Общение.

1.Социометрическая проба «День рождения»,

2. «Социометрический опросник» М.А. Панфиловой.

Индивидуально.

Кабинет психолога.

Педагог-психолог

Сентябрь

Выявление отношений между членами группы, факторов, влияющих на психологический климат, причины возникновения данного психологического климата.

2.4 Коррекционное направление

Осуществление коррекционной и развивающей работы проходит в пределах профессиональной компетентности педагога – психолога – руководителя кружка «Сеансы здоровья» (релаксация), работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме и проводится с учетом специфики детского коллектива и отдельного ребенка.

Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков у воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы и, как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.

Объектом коррекционной и развивающей кружковой работы в этом направлении  являются проблемы в эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом.

В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога – руководителя кружка «Сеансы здоровья» предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников.

2.4.1 Содержание и формы психокоррекционной работы с детьми, посещающими кружок «Сеансы здоровья»

Содержание работы

Формы работы

Развитие понимания обращенной речи

Игровые сюжеты (индивидуальные, подгрупповые, групповые)

Развитие выразительности движений

Элементы психогимнастики (индивидуальные, подгрупповые)

Снятие психоэмоционального напряжения

Релаксационные упражнения (индивидуальные, подгрупповые)

Развитие коммуникативной компетентности

Сюжетно-ролевые игры (подгрупповые, групповые)

Коррекция агрессивности

Упражнения, игровые ситуации на снятие агрессивности (индивидуальные, подгрупповые)

Развитие эмоциональной компетентности

Игровые ситуации (индивидуальные, подгрупповые)

Развитие зрительно-моторной координации

Игровые задания (индивидуальные, подгрупповые)

Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств

Сюжетно-ролевые игры

(подгрупповые, групповые)

Коррекция тревожности у детей при негативном настрое

Упражнения на повышение самооценки, активизация познавательной деятельности (индивидуальные, подгрупповые)

2.4.2 Работа по коррекции проблем в эмоционально-личностной и поведенческой сфере

Психологическая сфера

Проблемы

Задачи работы

Источник

1

2

3

4

Эмоциональ-но-личност-ная

Гиперактив-ность,          застенчивость, агрессивность, тревожность, страхи

Учить приемам расслабления, саморегуляции эмоций. Преодолевать психоэмоциональное напряжение.

Содействовать свободному, раскрепощенному выражению чувств, эмоций.

Обогащать позитивный эмоциональный опыт, поведенческий репертуар.

Создавать условия для проявления самостоятельности.

Формировать способность к осознанию своих переживаний, их причин, особенностей проявления.

Арцишевская И.Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»» М., 2003г.

Эберлейн Г. «Страхи здоровых детей». М., 1991г.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными детьми». СПб.: Речь, 2005

Коммуникативно-личностная

Замкнутость, драчливость, конфликтность, неблагоприят-ный социометрический статус, навязчивость

Развивать адекватное восприятие партнера по общению.

Формировать интерес к ровесникам и взрослым как партнерам по общению.

Стимулировать инициативу в общении.

Содействовать осознанию норм и правил поведения, нежелательных последствий при их нарушении. Создавать условия для творческого общения.

 Развивать самоконтроль в общении.

Захаров А.И. «Предупреждение отклонений в поведении ребенка» СПб., 1997г.

Смирнова Т.П. «Психологическая коррекция агрессивного поведения детей». –Ростов н/Д.: Феникс, 2005г.

Личностно-поведенчес-кая

Лживость, упрямство, капризы, требовательность, несамостоятель-ность, неуверенность, самоуверенность, низкий уровень саморегуляции

Содействовать расширению интересов, осознанию норм и правил поведения, нежелательных последствий при их нарушении.

Развивать способность делать личностный выбор, инициативность.

Учить разрешать конфликтные ситуации адекватными способами.

Создавать ситуации успеха, условия для проявления самостоятельности, творческого общения.

Обогащать поведенческий репертуар.

Кэмпбелл Р. «Как справляться с гневом ребенка». СПб., 1997г.

Титарь А.И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: практическое пособие для ДОУ». М.: АРКТИ, 2008

Интеллекту-ально-личностная

Снижение познавательной активности, неустойчивость внимания, несформи-рованность качеств ума: критичности, проблемности, инициативности, самостоятельности, гибкости; низкий уровень творческого воображения; избирательность памяти; несформированность способности наблюдать; низкий уровень воссоздающего и творческого воображения

Развивать познавательные интересы, самоконтроль в интеллектуальной деятельности.

Учить использовать приемы произвольной регуляции внимания, памяти, восприятия, воображения (релаксация, самовнушение).

Грабенко Т.М. «Основы сказкотерапии». СПб.: Детство-Пресс, 2011г.

Колос Г.Г. «Сенсорная комната в дошкольном учреждении. М.: АРКТИ, 2006г.

2.5 Психологическое сопровождение участников образовательного процесса (родителей, педагогов, воспитанников) в рамках проведения кружковой работы.

2.5.1 Принцип взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

Совместная деятельность педагога дополнительного образования с детьми по развитию и коррекции психических процессов и эмоционально-волевой сферы организуется на основе следующих принципов:

  • учета возрастных и индивидуальных особенностей (на основании диагностических данных об особенностях развития ребенка);
  • комплексности (занятие объединено общим сюжетом, включающим в себя использование сложных многофункциональных упражнений, позволяющих
  • ведущей деятельности (игры, игровые упражнения и творческие игровые задания). Все они условно делятся:        дидактические, развивающие, воспитывающие, социализирующие, двигательные и релаксационные;
  • доступности (изучаемый материал направлен на зону ближайшего развития, от известного к неизвестному, от легкого к трудному);
  • наглядности обучения (привлечение различных органов чувств к восприятию, использование наглядного материала, стимулирующего мыслительную деятельность детей);
  • системности подачи материала (логичность, взаимосвязь всех его частей, целостность);
  • проблемности (создание проблемных ситуаций, активной познавательной детской деятельности состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон);
  • сознательности и активности (знай поставленную педагогом задачу и будь активен в выполнении команд);
  • доброжелательности (существует правило-девиз «Не критикуй!». Оно учит видеть в высказывании, рисунке или поделке крупицу оригинального, ребенок постоянно чувствует удовлетворение от сделанного и может высказывать свои мысли вслух, не боясь, что его осмеют или подвергнут критике).

Психолого-педагогического сопровождение - это система психолого-педагогической деятельности, направленная на создание оптимальных условий для развития личности и успешного обучения ребенка в ситуациях образовательного взаимодействия с участием всех субъектов воспитательно-образовательного процесса: дети, родители, педагоги.

Ситуации образовательного взаимодействия

Субъекты – участники воспитательно-образовательных отношений

1.

Диагностика эмоционально-личностного развития детей

Дети, родители, педагоги

2.

Диагностика развития психических процессов у детей

Дети, родители, педагоги

3.

Совместное проведение адаптационного блока программы

Дети, родители, педагоги

4.

Разработка и корректировка программы эмоционально-личностного развития детей и плана взаимодействия специалистов и педагогов (на основе результатов диагностики)

Специалисты

5.

Ознакомление педагогов с программой и планом взаимодействия специалистов и педагогов. Отработка методов психолого-педагогического взаимодействия с детьми

Дети, педагоги

6.

Консультационно-профилактическая работа с педагогами и родителями, направленная на организацию эффективного взаимодействия с детьми

Родители, педагоги

2.5.2 Формы работы педагога-психолога

Групповая и подгрупповая работа.

Возраст

Количество детей в группе

Длительность

Мероприятий

Количество мероприятий в неделю

6-7 лет

7-8 человек

30 минут

1

Мероприятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил. В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения мероприятий, порядок упражнений можно менять.

Релаксационные упражнения обычно сопровождаются расслабляющей музыкой и затемнением помещения. Для успешного проведения мероприятий необходимо предварительно подготовить весь инструментарий, включая и музыкальное сопровождение.

Мероприятия проводятся в игровой форме. Каждое мероприятие состоит из нескольких частей и занимает не более 30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника.

Индивидуальная работа.

Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях кружка «Сеансы здоровья», в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

Работа с родителями.

Родители — это «профессия» педагогическая, но очень часто родителям не хватает элементарных психолого-педагогических знаний, они не знают, как себя вести в той или иной ситуации. Приходится иметь дело со взрослыми, находящимися на различных этапах адаптации к роли родителей ребенка. Поэтому важно знать, насколько готовы родители говорить с другими взрослыми, каковы их ожидания, установки, готовы ли они вообще сотрудничать.

При анализе контингента семей выявлено, что дети ДОУ  воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия руководителя кружка с родителями воспитанников, которое  направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы на занятиях, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.

Уже на начальном этапе работы с родителями прогнозируется возможность и степень включенности их в работу, объем работы, на который способны родители с учетом различных факторов (профессиональной занятости, материального положения, уровня образования, и т.д.).

Формы работы с родителями: 

- Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование.

- Информирование родителей о ходе работы кружка дополнительного образования: индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов, создание памяток.

- Консультирование о путях и способах решения конкретной проблемы ребенка.

- Привлечение к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях кружка, и реализации их в повседневной жизни.

- Участие в родительских собраниях и «Днях открытых дверей».

Работа с педагогами

Еще одним направлением работы педагога-психолога – руководителя кружка дополнительного образования является:

  • повышение психологической компетентности педагогов через организацию семинаров, «круглых столов», дискуссий, педагогических мастерских;
  • раскрытие «секретов» общения с большой и малой группой детей- дошкольников «Стратегия работы с детьми групп риска»;
  • помощь правильного выбора коммуникативной позиции в общении с ребенком и его родителями; индивидуализации педагогических воздействий и в решении его проблем.
  • проведение психологических тренингов направленных на обучение педагогов приемов саморегуляции, релаксации.  
  • проведение индивидуальных консультаций по запросу педагога и др.

3. Организационный раздел.

  1. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Перечень используемых программ, технологий, пособий для коррекционно – развивающей работы с воспитанниками:

- Крюкова С.В., Донскова Н.И.: «Удивляюсь, злюсь, боюсь...». Программы групповой психологической работы с дошкольниками. Изд-во Генезис, 2014г.

- Арцишевская И.Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»» М., 2003г.

- О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников». М.:Генезис, 2005г.

- Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми». СП.: Речь, 2005

- Лютова Е.К., Монина Г.Б.Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными детьми». СПб.: Речь, 2005

- Трясорукова Т.П. «Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения». Ростов-на-Дону: Феникс, 2015г.-29с.

- Трясорукова Т.П. «Психомоторика. Коррекционно-развивающие игры для детей дошкольного возраста». Ростов-на-Дону: «Март», 2014г.-27с.

- Кокорева  А.В. «Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в поведении». Журнал «Психолог в детском саду».- 2008 №4.

- Колос Г.Г. «Сенсорная комната в дошкольном учреждении. М.: АРКТИ, 2006г.

 - Л.М. Костина «Игровая терапия с тревожными детьми».

 - Е.А. Алябьева «Психогимнастика в детском саду» (Методические материалы в помощь психологам и педагогам).

 - Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе «В мире детских эмоций» (Пособие для практических работников ДОУ).

 - О.А. Шорохова «Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников».

- Грабенко Т.М. «Основы сказкотерапии». СПб.: Детство-Пресс, 2011г.

- Грабенко Т.М. «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии». СПб.: Детство-Пресс, 2007г.

- Смирнова Т.П. «Психологическая коррекция агрессивного поведения детей». –Ростов н/Д.: Феникс, 2005г.

- Епанчинцева О.Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста». – СПб.:Детство-Пресс, 2011г.

- Чистякова М.И. «Психогимнастика». М.: Просвещение. ВЛАДОС, 1995.-160с.

- Захаров А.И. «Предупреждение отклонений в поведении ребенка» СПб., 1997г.

- Титарь А.И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: практическое пособие для ДОУ». М.: АРКТИ, 2008

- О.П. Радынова «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации, конспекты бесед о музыке, комплект аудиокассет.

- М.Л. Лазарев «Здравствуй!». Физкультурно - оздоровительная программа.

- Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович «Театр- творчество - дети». Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства.

- http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html - Федеральный государственный образовательный стандарт ДО.

3.2. Материально-техническое  обеспечение

3.2.1. Условия для обеспечения психологического благополучия детей.

  В МБДОУ созданы хорошие условия для проведения кружковой работы и обеспечения психологического благополучия детей. Функционирует комната психологической разгрузки и  кабинет педагога-психолога. Зоны, на которые разделены эти помещения, несут различные функциональные назначения:

-Зона коррекционно - развивающих занятий: (столы для занятий, доска, технические средства обучения).

Здесь проводятся как индивидуальные, так и групповые занятия. Сидя за партами, работая у доски, ребенок приобщается к условиям школьной жизни, что оказывает положительное влияние на процесс его адаптации к школе. Привыкая к оценке своей работы у доски, у всех на виду, в условиях детского сада, дети с проблемами в общении и обучении приобретают уверенность, смелость, а при целенаправленной работе у них формируется мотивация на преодоление страхов и желание учиться в школе.  

-Зона недирективной терапии:

 «Центр воды и песка»,  спортивный  уголок – для снятия психо- эмоционального и физического напряжения, агрессии. Импульсивные и агрессивные дети, попадая в эти условия, с наслаждением просеивают песок, перемывают камешки и ракушки, перебирают и раскладывают по ячейкам желуди, шишечки.

-Зона игровой терапии:

служит для устранения возможного психоэмоционального напряжения  ребенка при контакте с психологом.

-Зона релаксации и расслабления:

Мягкое ковровое покрытие, диван, мягкие кресла, магнитофон, аудиотека с музыкой для релаксации, увлажнитель воздуха, «Люстра Чижевского» для аэроионизации воздуха, аромалампа для ароматерапии.

После напряженных коррекционных занятий дети нуждаются в релаксационном воздействии. Его усиливает наблюдения за струями воды в небольшом фонтанчике и «водопаде». Фонтанчик своим журчанием обогащает впечатление естественного природного окружения.

В процессе таких занятий снимается усталость, раздражительность, внутренняя напряженность, дети успокаиваются, восстанавливают эмоциональное равновесие. Очень важно научить ребенка уже в дошкольном возрасте самостоятельно снимать все эти негативные личностные проявления. Ведь не секрет, что уставший, возбужденный, импульсивный, агрессивный ребенок просто не сможет успешно усваивать информацию на занятиях.

-Зона организационно - планирующей  деятельности:

- письменный стол, компьютер, 2 принтера для цветной печати раздаточного и демонстрационного материала к занятиям и черно-белой печати текстовых документов, стеллажи для хранения вспомогательного материала и методической литературы.

Здесь же проводятся занятия с детьми с использованием развивающих и диагностических компьютерных программ. Игровая форма заданий, яркие красочные изображения, динамичность, достигаемая посредством использования современных компьютерных технологий, делают занятия не только поучительными, но и увлекательными для детей.

3.2.2 Предметно-развивающая среда.

Предметно-развивающая среда в кабинете педагога-психолога

Название зоны

Цель проведения мероприятий

Оборудование

Зона «Центр Воды и песка»

Развитие способностей саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения.

  1. Стол с 2-мя отделениями:

- для воды

-для песка.

  1. Фотообои «Морское дно». Природный материал (морские камушки, ракушки).
  2. Музыкальный центр с записями релаксационной музыки «Шум прибоя», «Океан», «Крики чаек».
  3. Фигурки-заместители.

Рабочая зона педагога-психолога

Подготовка рабочего материала для работы с детьми (диагностические карты, распечатка заданий), оформление отчетной документации.

Использование ИКТ на занятиях с детьми подготовительных групп.

  1. Компьютер.
  2. Принтер ч/б.
  3. Принтер струйный цветной.
  4. Сканер.
  5. Шкаф и полки для хранения пособий, методической литературы, раздаточного материала и отчетной документации.
  6. Компьютерные диски с развивающими играми.

Комната психологичес-кой разгрузки

 Обучение приемам релаксации, снятия психоэмоционального напряжения.

  1. Мягкая мебель.
  2. Декоративные подушки (по количеству детей).
  3. Электронная картина «Водопад».
  4. Увлажнитель воздуха.
  5. Ионизатор воздуха.
  6. Декоративный фонтан.
  7. Штора для затемнения помещения.
  8. Музыкальный центр.
  9. Фонотека с записями релаксационной музыки.

Центр «Уголок развивающих  игр»

Расширение  познавательного  сенсорного  опыта  детей

  1. Дидактический материал по сенсорному воспитанию
  2. Дидактические  игры
  3. Настольно-печатные  игры
  4. Познавательный материал
  5. Развивающие компьютерные игры

Центр «Строительный уголок»

Преобразование познавательного опыта в продуктивную деятельность. Развитие моторики. Развитие воображения, творчества.

  1. Напольный  строительный  материал.
  2. Настольный строительный материал. Пластмассовые конструкторы (младший возраст- с крупными деталями)
  3. Транспортные  игрушки.

Центр «Игровая  зона»

Реализация  ребенком  полученных  и  имеющихся знаний  об  окружающем  мире  в  игре.  Накопление  жизненного  опыта

  1. Атрибутика для  игр по возрасту детей («Семья», «Больница», «Магазин», «Школа», «Парикмахерская», «Почта», «Армия», «Библиотека», «Ателье»)
  2. Предметы- заместители.

Центр регулирования эмоциональных состояний.

Уголок эмоций.

Развитие и коррекция эмоций, чувств и настроения.

  1. Зеркало
  2. Полка для пособий.
  3. Картотека предметных и сюжетных картинок.
  4. Картотека коррекционно-развивающих игр.
  5. Настенное пособие «Солнышко и тучка» (настроение).

Центр урегулирования агрессивных негативных состояний.

Коррекция и урегулирование психоэмоционального напряжения и агрессии

  1. Спортивный уголок (боксерская груша, перчатки, кольца)

Рабочая зона для проведения Арт-терапии

Развитие способностей саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения.

Средства для проведения Арт-терапии (глина и пластилин, цветные карандаши)

Зона индивидуаль-ного консультиро-вания родителей и педагогов.

Консультации по запросу родителей и педагогов по вопросам воспитания психологически благополучного ребенка.

1. Настенный уголок «Уголок психолога» с информацией о психологических особенностях детей на всех возрастных этапах.

2. Мягкая мебель для комфортного расположения.

Кабинеты (2)  соответствуют требованиям СанПиНа, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.

Т А Б Е Л Ь

посещаемости _кружка «Сеансы здоровья» (релаксация)__

группа ___подготовительная ОНР

№ п/п

месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

число

список

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Список литературы:

- Крюкова С.В., Донскова Н.И.: «Удивляюсь, злюсь, боюсь...». Программы групповой психологической работы с дошкольниками. Изд-во Генезис, 2014г.

-Арцишевская И.Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»» М., 2003г.

-О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников». М.:Генезис, 2005г.

-Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми». СП.: Речь, 2005

- Лютова Е.К., Монина Г.Б.Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными детьми». СПб.: Речь, 2005

-Трясорукова Т.П. «Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения». Ростов-на-Дону: Феникс, 2015г.-29с.

- Трясорукова Т.П. «Психомоторика. Коррекционно-развивающие игры для детей дошкольного возраста». Ростов-на-Дону: «Март», 2014г.-27с.

- Кокорева  А.В. «Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в поведении». Журнал «Психолог в детском саду».- 2008 №4.

-Колос Г.Г. «Сенсорная комната в дошкольном учреждении. М.: АРКТИ, 2006г.

- Грабенко Т.М. «Основы сказкотерапии». СПб.: Детство-Пресс, 2011г.

- Грабенко Т.М. «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии». СПб.: Детство-Пресс, 2007г.

-Смирнова Т.П. «Психологическая коррекция агрессивного поведения детей». –Ростов н/Д.: Феникс, 2005г.

- Епанчинцева О.Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста». – СПб.:Детство-Пресс, 2011г.

- Чистякова М.И. «Психогимнастика». М.: Просвещение. ВЛАДОС, 1995.-160с.

-Захаров А.И. «Предупреждение отклонений в поведении ребенка» СПб., 1997г.

-Кэмпбелл Р. «Как справляться с гневом ребенка». СПб., 1997г.

-Мак-Кей М., Роджерс П. «Укрощение гнева». СПб., 2015г.

-Эберлейн Г. «Страхи здоровых детей». М., 1991г.

-Титарь А.И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: практическое пособие для ДОУ». М.: АРКТИ, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 - 7 лет "Юный эколог"

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической гр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»

Краткое содержание программы знакомит читателей с темами  дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»

Краткое содержание программы знакомит читателей с темами  дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Сеансы здоровья" (релаксация) педагога-психолога ДОО

В основу разработки Рабочей программы положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности для удо...

Конспекты занятий кружка дополнительного образования "Сеансы здоровья" (релаксация)

Вашему вниманию представляю приложение к Рабочей программе кружка дополнительного образования:"Конспекты занятий кружка "Сеансы здоровья" (релаксация)"...

Рабочая программа кружка дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная Азбука»

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах.Статистические данные  об участии детей в ДТП, а также отсутствие качест...

Рабочая программа кружка дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Школа Светофорика»

Рабочая программа кружка дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Школа Светофорика»...