Конспекты занятий кружка дополнительного образования "Сеансы здоровья" (релаксация)
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Ланчкина Диана Вячеславовна

Вашему вниманию представляю приложение к Рабочей программе кружка дополнительного образования:

"Конспекты занятий кружка "Сеансы здоровья" (релаксация)" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_zanyatiy_kruzhka_seansy_zdorovya.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты релаксационных занятий  по программе «Сеансы здоровья» (релаксация).

Настрои для релаксации

В использовании приёмов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

1 этап

Лечь удобно и расслабиться.

2 этап

Прочувствовать и «осмотреть» всё своё тело мысленным  взором, вызывая чувство тепла, и последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при  этом закрыть глаза.

3 этап

Ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.

Вводная часть перед каждым настроем

Дети ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.

Ведущий. «Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»

Релаксационные настрои

 «Воздушные шарики»

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

«Облака»

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и  спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако …  (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

«Лентяи»

Сегодня мои дети много занимались, играли и наверное устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы - лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

«Водопад»

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у … Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт  и по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

Сентябрь - диагностика

Октябрь

Занятие №1

I. Приветствие педагога-психолога. Настрой.

Закончилось лето, но воспоминания о нем еще свежи. Кто-то был на море, кто-то на даче. Я предлагаю сегодня отправиться на воображаемое море, чтобы отдохнуть и набраться сил.

II. Основная часть

1. Упражнение «Море»

Инструкция. Исходное положение — сидя на полу или стоя. Детям предлагается вместе с педагогом-психологом рассказать историю, сопроводив ее соответствующими движениями море:

На море плещутся волны маленькие и большие (руками поочередно рисуются в воздухе маленькие волны, затем уже сцепленными в замок — большая волна).

По волнам плывут дельфины (синхронные волнообразные движения руками вперед).

Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду — один нырнул, другой нырнул (поочередные волнообразные движения руками).

За ними плывут и дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед).

Они ныряют вместе и по очереди (одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук).

Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения).

Вместе с дельфинами плывут медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются).

Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах).

2. Упражнение «Жемчужина»

Материал: бусинки на каждого ребенка.

Инструкция педагога-психолога: А теперь поиграем с вами в ловцов жемчуга. Сядьте друг против друга. Одни из вас будут раковинками, другие — ловцами жемчуга.

Жемчужина живет в раковинке. Раковинка — это ваш кулачок, жемчужины — вот эти бусинки. Ловцу жемчуга нужно будет достать жемчужину, которую раковинка крепко зажмет в кулачке.

Раковинки кладут руки на стол ладошкой вверх. Я положу в нее жемчужину, и створка раковинки должна закрыться.

По сигналу ловцы начинают раскрывать раковинку, чтобы достать жемчужину, но делать это надо так, чтобы товарищу не было больно. Как только прозвучит второй сигнал, вы прекращаете доставать жемчужину.

Примечание. Упражнение проводится со сменой ролей. На каждый подход дается 30 с, после чего детям задается вопрос: «Кому удалось достать жемчужину?»

По окончании упражнения детям предлагается ответить на вопрос: «Что было труднее — доставать или удерживать жемчужину?»

3. Упражнение «Сон на берегу моря»

Инструкция. Детям предлагается отдохнуть на берегу моря (используется запись шума моря). Педагог-психолог говорит о том, что всем снится один и тот же сон и пересказывает события дня, в которых участвовали воспитанники (закрепление полученных положительных впечатлений и навыков). После небольшой паузы педагог-психолог сообщает, по какому сигналу дети будут просыпаться (по счету, когда заиграет дудочка, и т. п.). После очередной небольшой паузы звучит сигнал, дети спокойно открывают глаза.

4. Упражнение «На солнышке загораем» (мимическая гимнастика) Инструкция педагога-психолога: Выглянуло солнышко. Подставьте солнышку подбородок — слегка разожмите губы и зубы. Летит жучок, собирается сесть кому-нибудь из вас на язык — крепко закройте рот. Жучок улетел — слегка откройте рот, облегченно выдохните воздух. Прогоняя жучка, энергично подвигайте губами. Нос загорает — подставьте нос под солнечные лучи, рот приоткройте. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть, — сморщите нос, поднимите верхнюю губу кверху, рот оставьте полуоткрытым. Бабочка улетела — расслабьте мышцы рта и носа. Снова прилетела бабочка, покачаемся на качелях — подвигаем бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем — расслабьте мышцы лица. Глубоко вздохните, потянитесь. А теперь вернемся в нашу группу.

III. Заключительная часть

Здесь и далее детям предлагается обменяться впечатлениями от занятия, после чего проводится ритуал прощания — по любому сценарию из методического арсенала педагога-психолога.

Ритуал прощания

Занятие №2

I. Ритуал приветствия

Используется любой сценарий из методического арсенала педагога-психолога.

II. Основная часть

1. Упражнение-игра «Все спят»

Инструкция. Дети застывают в различных позах. Читая стихотворение, педагог-психолог подходит к каждому ребенку и пытается его разбудить. Задача детей — не поддаваться.

В комнате встречаю я
Тьму людей, и каждый спит:
Тот как вкопанный стоит,
Тот, не двигаясь, идет,
Тот стоит, раскрывши рот.

2. Упражнение «Летняя ночь»

Инструкция педагога-психолога: Лягте поудобнее, расслабьтесь. Представьте, что наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Они медленно плывут по темному небу. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело, лицо, спину, руки и ноги… Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, послушным… Дышим легко… ровно… глубоко… (2 раза.) Ласковый ветерок обдувает ваше тело. Воздух чист и прозрачен. Дышим легко… ровно… глубоко… Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить ощущение бодрости и радости на весь день.

3. Упражнение «Смешинка»

Инструкция педагога-психолога: Сегодня мы будем веселиться. Просто так. Хочется нам — и веселимся. Садитесь в кресла и настраивайтесь смеяться. Я помогу вам. Пальчик покажу. Смотрите, какой он смешной! Улыбаемся… Смеемся… Сначала тихонько, потом громче. Ой, смешинка в рот попала! Хохочем во все горло. Молодцы! Достаточно. Веселые вы ребята. А кто смеялся громче и больше всех?..

4. Упражнение «Шарик»

Инструкция педагога-психолога: Представьте, что вы надуваете воздушный шар. Положите руку на живот. Надувайте живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Сделайте спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимайте. Вдох — пауза, выдох — пауза. Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь сделайте новый вдох… Воздух легко входит внутрь… Выдох свободный, не напряженный.

III. Заключительная часть.

Дети обмениваются впечатлениями.

Ритуал прощания

Занятие №3

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Волшебная прогулка»

Инструкция педагога-психолога: Усаживайтесь поудобнее. Сегодня мы отправимся в путешествие на ковре-самолете. А чтобы он смог подняться в воздух, нужно расслабиться. Вы уже умеете это делать. Лягте на спину… Закройте глаза… Расслабляем ноги… От кончиков пальцев вверх идет тепло, ноги тяжелые… Согреваются руки… От кончиков пальцев идет вверх по руке тепло… Руки тяжелые и теплые… Расслабляется туловище… Тепло от рук, ног идет к животу, груди, спине… Расслабилось лицо, приоткрылся рот. Отдыхайте…

Наш ковер-самолет поднимается медленно вверх. Вы летите над огромным озером, над ним кружат чайки. У берега качаются на волнах лодки. Вы летите дальше. Над вами в голубом небе бегут облака. Одно облако похоже на пушистого зайчика, другое — на большой ком белой ваты. А вот совсем маленькое облако, похожее на белого котенка.

Ковер-самолет медленно опускается на землю. Вы в цветущем саду. Вокруг много цветов, они кивают вам своими головками. Вы идете по тропинке сада и выходите на лужайку, на которой дети играют в мяч. Мяч катится к вашим ногам. Вы поднимаете его, высоко подбрасываете, и мяч летит вверх.

Но что это?.. Вы тоже летите. Летите сами. Без ковра-самолета. Вы раскинули руки. Вы парите, как птица. Вот знакомое озеро, чайки приветствуют вас, машут крыльями. Рыбак сидит в лодке. Смотрит на вас, машет вам рукой. Вы летите дальше. Рядом летит пушистый белый котенок-облако. Вот и наш детский сад. Вы медленно опускаетесь. Котенок спешит за вами. И вот вы здесь. Теплый котенок лежит у вас на животе, мурлычет. Слушайте, как он мурлычет… Погладьте его нежно правой рукой… Теперь погладьте его левой рукой… Потянитесь, откройте глаза… Возьмите котенка в руки… Ласково… Сядьте, усадите котенка рядом с собой… Погладьте его по головке… Наша прогулка окончена. Надеюсь, что она вам понравилась.

2. Упражнение «Игра-танец»

Инструкция. Все участники становятся в круг. Под веселую музыку один из них показывает какое-нибудь танцевальное движение, остальные в течение минуты повторяют его. Так по очереди группа танцует различные танцы.

III. Заключительная часть.         

Дети обмениваются впечатлениями.

Ритуал прощания

Занятие №4

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Путешествие на облаке»

Инструкция педагога-психолога: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните… (2–3 раза.) Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пушистых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на ней… Начинается наше путешествие…

Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваше лицо?.. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас в такое место, где вы будете счастливы… Постарайтесь увидеть это место как можно более точно… Что это?.. Лесная поляна?.. Берег реки?.. Остров?.. Волшебный сад?.. Что?.. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… (Пауза 30 с.)

Вы снова на белом облаке, и оно везет вас назад, в группу. Сойдите с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало…. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе… Потянитесь, выпрямитесь… Вы снова добрые и внимательные.

2. Упражнение «Солнышко и тучка»

Инструкция. По команде «Солнце зашло за тучку, стало свежо» дети должны сжаться в комок, чтобы согреться. По команде «Солнце вышло из-за тучки, стало жарко» — расслабиться. Повторить 2–3 раза.

3. Упражнение «На солнышке загораем» (мимическая гимнастика)

Инструкция педагога-психолога: Выглянуло солнышко. Подставьте солнышку подбородок — слегка разожмите губы и зубы. Летит жучок, собирается сесть кому-нибудь из вас на язык — крепко закройте рот. Жучок улетел — слегка откройте рот, облегченно выдохните воздух. Прогоняя жучка, энергично подвигайте губами. Нос загорает — подставьте нос под солнечные лучи, рот приоткройте. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть, — сморщите нос, поднимите верхнюю губу кверху, рот оставьте полуоткрытым. Бабочка улетела — расслабьте мышцы рта и носа. Снова прилетела бабочка, покачаемся на качелях — подвигаем бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем — расслабьте мышцы лица. Глубоко вздохните, потянитесь. А теперь вернемся в нашу группу.

 III. Заключительная часть.

Дети обмениваются впечатлениями.

Ритуал прощания

Ноябрь

Занятие №1

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Необыкновенная радуга»

Инструкция педагога-психолога: (Включается спокойная, расслабляющая музыка.) Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко… Закройте глаза… Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Ее первый цвет — голубой. Он мягкий и успокаивающий, как струящаяся вода. Приятно ласкает глаз в жару, освежает, как купание в озере. Ощутите эту свежесть…

Следующий — желтый цвет. Желтый приносит нам радость, согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый — цвет мягкой лужайки, листьев и тепла лета. Если нам не по себе, если мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Откройте глазки… Что вы чувствовали и ощущали, когда смотрели на каждый цвет необыкновенной радуги?.. Возьмите с собой эти ощущения на весь день.

2. Упражнение «Самолет»

Инструкция педагога-психолога: Займите позицию готовности к старту, словно вы самолет перед взлетом… Стойте прямо, разведите руки в стороны… Может, у вас есть особый звуковой сигнал перед взлетом?.. Представьте, что ваш самолет разгоняется и набирает высоту… Вы летите! Что там сверху?.. А внизу?.. Что вы слышите?.. Какие запахи чувствуете?.. Что вы чувствуете над облаками?.. Запомните это. Вы летите вниз и приземляетесь… В следующий раз, когда будете испытывать неприятные эмоции или страх, представьте, что взлетаете над облаками. Вперед и вверх.

3. Упражнение «Покой. Дыхание. Отдых»

Инструкция педагога-психолога: Сядьте в удобное положение. Как ведут себя ваши мысли?.. Может быть, они мечутся, как волны во время шторма?.. Какими они были?..

Скажите себе: «Успокойся. Мысли, уходите прочь!»… Глубоко вдохните через нос, выдохните через рот… Выдохните все напряжение из своего тела… Можно во время вдоха и выдоха считать до трех. Дышите, пока не почувствуете себя отдохнувшими…

Примечание. Упражнение повторяется 3–6 раз.

III. Заключительная часть.

Дети обмениваются впечатлениями.

Ритуал прощания

Занятие №2

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Снеговик»

Инструкция педагога-психолога: Представьте, что вы — только что слепленные снеговики. Ваши тела должны быть твердыми, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговики начали таять… Сначала тает и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются лицо, руки, ноги… И вот вы уже становитесь лужицей и падаете на пол… Вы совсем расслаблены… Солнышко пригревает еще сильнее, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко, похожее на бабочку…

Примечание. В начале упражнения детям необходимо дать установку, что падать надо медленно, осторожно, чтобы не нанести себе вред.

2. Упражнение «Порхание бабочки»

Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены, слегка раздвинуты. Звучит спокойная, расслабляющая музыка.

Инструкция педагога-психолога: Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день… Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок… Проследите за движениями ее крыльев… Они легки и грациозны.

Теперь представьте, что по мановению волшебной палочки вы сами превратились в красивую бабочку с большими крыльями… Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз… Насладитесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе…

А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите… Посмотрите, сколько на нем ярких цветов… Найдите глазами самый красивый и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.

3. Упражнение «Игра-танец»

Инструкция. Все участники становятся в круг. Под веселую музыку один из них показывает какое-нибудь танцевальное движение, остальные в течение минуты повторяют его. Так по очереди группа танцует различные танцы.

4. Упражнение «Мгновенная релаксация»

Инструкция педагога-психолога: Глубоко вдохните и выдохните… На выдохе скажите себе: «Расслабься». Если чувствуете, что начинаете нервничать или напрягаться, еще раз глубоко вдохните и выдохните… Если в голове тревожные мысли, не обращайте на них внимания, они исчезнут… Пусть улетают, как улетает волшебный шарик, когда отпускаешь ниточку…

III. Заключительная часть.

Дети обмениваются впечатлениями.

Ритуал прощания

Занятие №3

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Снежная баба»

Инструкция педагога-психолога: Представьте, что каждого из вас превратили в снежную бабу. Она огромная, красивая, вылепленная из чистейшего, сверкающего под лучами солнца снега… У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках… На улице прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и вы почувствовали, что начали таять. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно медленно начинает таять и туловище. Вы превращаетесь в лужицу, растекшуюся по земле.

2. Упражнение «Отдохнем»

Инструкция педагога-психолога: (Включается спокойная, расслабляющая музыка.) Лягте на спину на коврики. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, не скрещены. Устройтесь удобно и закройте глаза. Мысленно повторяйте за мной:

Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает мое тело и распространяется по нему… Я спокоен… Я отдыхаю…

Отдыхают мои руки… Отдыхают мои ноги… Отдыхает моя нервная система… Мне лень шевелиться…

Мое дыхание совершенно спокойно… Мне дышится легко и свободно… Мои руки расслаблены и теплеют…

Я дышу легко и непринужденно… Каждый новый вдох снимает напряжение, успокаивает меня и приносит приятное расслабление…

Чувство приятного покоя наполняет меня изнутри…

Я отдыхаю… Мое тело полностью расслаблено… Приятная лень разливается по всему телу… Я наслаждаюсь полным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе… Я становлюсь спокойным и жизнерадостным… У меня хорошее настроение…

Я наслаждаюсь приятным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе…

Пять… четыре… три… два… один…

Откройте глаза… Сядьте… Сохраните наполнившее вас ощущение покоя и хорошего настроения на весь день.

3. Упражнение «Огонь и лед»

Инструкция. Упражнение включает в себя переменное напряжение и расслабление всего тела. Исходное положение — лежа. По команде воспитателя «Огонь!» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лед» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.

Педагог-психолог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

4. Упражнение «Мгновенная релаксация»

Инструкция педагога-психолога: Глубоко вдохните и выдохните… На выдохе скажите себе: «Расслабься». Если чувствуете, что начинаете нервничать или напрягаться, еще раз глубоко вдохните и выдохните… Если в голове тревожные мысли, не обращайте на них внимания, они исчезнут… Пусть улетают, как улетает волшебный шарик, когда отпускаешь ниточку…

Заключительная часть.

Дети обмениваются впечатлениями.

Ритуал прощания.

Занятие №4

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Полет на космическом корабле»

Инструкция педагога-психолога: Сегодня мы будем космонавтами. Вот наш космический корабль. Садитесь в кресла поудобнее. Прижмитесь спиной к спинке кресла… Закройте глаза… Корабль стартует… Начались перегрузки… Тело стало тяжелым… Дышать стало трудно… Напрягитесь, выдохните и не дышите сколько сможете…

Уф! Тяжело, когда такие перегрузки! Еще раз напрягитесь… выдохните… не дышите как можно дольше… Тяжесть перегрузки вдавливает нас в кресло… Кому уже трудно, вдохните… Повторим еще раз… На выдохе тяжесть нарастает, мышцы скованы…

Но вот наш корабль вышел в открытый космос. Тело стало невесомым. Дышать легко. Вдохнули свободно, полной грудью… раскинули руки… выдохнули… руки опустили… Вздохнули глубоко еще раз… раскинули руки и взлетели… Тело невесомое… Мы парим в пространстве, кружимся, поднимаемся вверх, опускаемся… Наконец наш корабль прилунился. Мы устали от полета. Давайте отдохнем. Спокойно посидим в кресле…

А теперь скажите, пожалуйста, что вы переносили легче: тяжесть или невесомость?.. В каких местах вашего тела вы ощущали тяжесть?.. В каких местах тела вы ощущали легкость?.. Вы — отличные космонавты!

2. Упражнение «Шалуны»

Инструкция. По сигналу детям предлагается пошалить: побегать, попрыгать и т. д. Как только раздается второй сигнал, все шалости должны прекратиться. Упражнение повторяется несколько раз.

3. Упражнение «Подвижные руки»

Детям предлагается повторить за педагогом-психологом движения.

Инструкция педагога-психолога: Сильно встряхните руками… Представьте, что вы кончиками пальцев дотронулись до чего-то очень липкого и этими движениями хотите освободиться (10 с)…

Сожмите руки в кулаки… Затем расслабьте их и резко встряхните обеими кистями… Еще раз сожмите каждую руку в кулак (10 с)…

Снова расслабьте и встряхните руками… Расправьте ладони так широко, как сможете… Разведите пальцы так сильно, как только сможете… Почувствуйте напряжение в каждой руке (10 с)…

Снова встряхните руками… Согните их в локтях, держите кисти перед собой на высоте бедра, ладони направлены вниз… Вот так, как у меня… А сейчас выгните ладони, чтобы кончики пальцев указывали в небо… Почувствуйте напряжение… Теперь снова опустите обе кисти вниз, чтобы кончики пальцев указывали на пол… Повторите… Еще раз… Пусть пальцы указывают то вверх, то вниз (5 с)… Встряхните обеими руками…

III. Заключительная часть.

Дети обмениваются впечатлениями.

Ритуал прощания

Декабрь

Занятие №1

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Плывем в облаках»

Звучит спокойная, расслабляющая музыка.

Инструкция педагога-психолога: Лягте на коврики, займите удобное положение… Закройте глаза… Дышите легко и медленно… Представьте, что вы находитесь на природе в прекрасном месте… Стоит теплый, тихий день… Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо… Вы абсолютно спокойны… Вы лежите и смотрите вверх на облака — большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно…

Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей… С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку… Вы поднимаетесь еще выше, на самую верхушку облака, и мягко утопаете в нем… Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака… Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться… Вы отдыхаете…

Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли… Наконец вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой — на небо. Оно улыбается вам. Улыбнитесь ему в ответ… У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день.

2. Упражнение «Шалуны»

Инструкция. По сигналу детям предлагается пошалить: побегать, попрыгать и т. д. Как только раздается второй сигнал, все шалости должны прекратиться. Упражнение повторяется несколько раз.

  1. Упражнение «Мгновенная релаксация»

Инструкция педагога-психолога: Глубоко вдохните и выдохните… На выдохе скажите себе: «Расслабься». Если чувствуете, что начинаете нервничать или напрягаться, еще раз глубоко вдохните и выдохните… Если в голове тревожные мысли, не обращайте на них внимания, они исчезнут… Пусть улетают, как улетает волшебный шарик, когда отпускаешь ниточку…

III. Заключительная часть.

Дети обмениваются впечатлениями.

Ритуал прощания

Занятие №2

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Цветок»

Инструкция педагога-психолога: Сядьте на корточки… Опустите голову и руки… Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы… Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко… Из семечка проклюнулся росток… Из ростка вырос прекрасный цветок… Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны…

Нежится цветок на солнышке… Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем… Приподнимите подбородок… представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век… улыбнитесь… медленно поворачивайте голову влево и вправо…

А теперь расскажите о том, что вы чувствовали, когда были цветами…

2. Упражнение «Насос»

Инструкция педагога-психолога: Давайте представим себе жаркий-жаркий день. Растения хотят пить, головки у них поникли, листочки опустились. Покажите… Спасибо.

Напоить растения водой можно, если включить насос. Насосом будем мы. Сядьте прямо… Ноги слегка расставьте… ступни прижмите к полу… Руки слегка согните в локтях, ладони положите на ноги, перед животом… Глаза закройте…

Насос начал качать воду. Она глубоко под землей. Приготовились. Глубоко вдыхаем через нос… Голова, плечи тянутся вверх, живот втягивается… Набрал насос воду, а теперь выливаем воду — выдыхаем через рот… Делаем медленный выдох… Плечи опускаются, живот выпячивается… Молодцы! Хорошо получается! Снова набираем воду. Медленно вдыхаем через нос… Поднимаем плечи… Тянемся вверх, живот втягиваем… Много воды набрали. А теперь поливаем наши цветочки. Выдыхаем воздух ртом медленно… Опускаются плечи… Выпячивается живот… Молодцы! (Упражнение повторяется еще 2–3 раза.)

Обрадовались наши цветочки. Ожили. Вытянули свои головки, протянули листочки к солнышку. Покажите, какими стали наши цветочки… Молодцы!

3. Упражнение «Волшебная палочка»

Инструкция педагога-психолога: Вы хотите стать волшебниками?.. А с помощью чего волшебник делает чудеса?.. Правильно! С помощью заклинаний и волшебной палочки. Вы знаете какое-нибудь заклинание?.. А у меня есть волшебная палочка. Стоит мне произнести заклинание, прикоснуться палочкой к кому-либо и сказать, кем я хочу его видеть, как сразу произойдет чудо. Не верите?.. Попробуйте сами. Скажите заклинание, прикоснитесь ко мне палочкой и скажите, кем вы хотите меня увидеть. Может быть, рыбкой, цветком?.. Придумали?.. Превращайте меня… (Педагог-психолог изображает названный предмет.) Получилось?..

А теперь я попробую превратить вас в разные предметы. С кого начать?.. (Педагог-психолог по очереди дотрагивается до каждого ребенка палочкой, произносит заклинание и называет какой-либо предмет или образ.) А кто сам хочет стать волшебником?.. (Дети по очереди выполняют роль волшебника — касаются палочкой игроков и называют предмет или образ.)

Молодцы, ребята! Спасибо! Все вы отличные волшебники!

III. Заключительная часть.

Дети обмениваются впечатлениями.

Ритуал прощания

Занятие №3

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Путешествие на лесную поляну»

Инструкция педагога-психолога: Давай представим, что мы маленькие птички… Мы летаем по душистому летнему лесу, вдыхаем его ароматы и любуемся его красотой…

Вот мы присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева… Но вот подул теплый летний ветерок, и мы вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку…

Сев на краю ручья, мы почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке…

2. Упражнение « Волшебная палочка»

Инструкция педагога-психолога: Вы хотите стать волшебниками?.. А с помощью чего волшебник делает чудеса?.. Правильно! С помощью заклинаний и волшебной палочки. Вы знаете какое-нибудь заклинание?.. А у меня есть волшебная палочка. Стоит мне произнести заклинание, прикоснуться палочкой к кому-либо и сказать, кем я хочу его видеть, как сразу произойдет чудо. Не верите?.. Попробуйте сами. Скажите заклинание, прикоснитесь ко мне палочкой и скажите, кем вы хотите меня увидеть. Может быть, рыбкой, цветком?.. Придумали?.. Превращайте меня… (Педагог-психолог изображает названный предмет.) Получилось?..

А теперь я попробую превратить вас в разные предметы. С кого начать?.. (Педагог-психолог по очереди дотрагивается до каждого ребенка палочкой, произносит заклинание и называет какой-либо предмет или образ.) А кто сам хочет стать волшебником?.. (Дети по очереди выполняют роль волшебника — касаются палочкой игроков и называют предмет или образ.)

Молодцы, ребята! Спасибо! Все вы отличные волшебники!

III. Заключительная часть.

Дети обмениваются впечатлениями.

Ритуал прощания

Занятие №4

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Тропический остров»

Инструкция педагога-психолога: Сядьте удобно… Можете закрыть глаза… Представьте прекрасный волшебный остров… Это может быть место, где вы однажды побывали, которое видели на картинке или любое другое, которое нарисует ваше воображение. Каждый из вас — единственный человек на этом острове. Там есть еще звери, птицы и цветы. Какие звуки вы слышите?.. Какие запахи чувствуете?..

Вы видите чистый берег и воду. Поплавайте в море… Какое оно?.. Какая погода на острове?.. Как себя чувствуете там?.. Захватите это чувство с собой. Когда вы почувствуете усталость или у вас будет плохое настроение, вы можете представлять свой остров и отправляться на него в любое время.

2. Упражнение «Водопад»

Инструкция педагога-психолога: Представьте, что мы с вами на прогулке по тропическому лесу вышли к небольшому водопаду. Вода чистая и теплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом — пусть вода омоет ваше лицо и тело, унесет прочь все страхи и неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой… Ваши страхи, беды смыла и унесла с собой вода. Чистая теплая вода омыла вас. Возьмите хорошее настроение с собой на весь день. Откройте глаза, возвращаемся в группу.

3. Упражнение «Игра-танец»

Инструкция. Все участники становятся в круг. Под веселую музыку один из них показывает какое-нибудь танцевальное движение, остальные в течение минуты повторяют его. Так по очереди группа танцует различные танцы.

4. Упражнение «Сбрось усталость»

Инструкция. Исходное положение — стоя, ноги широко расставлены, слегка согнуты в коленях. Руки свободно опущены, пальцы расправлены, голова наклонена к груди, рот приоткрыт.

Педагог-психолог: Слегка покачайтесь в стороны, вперед, назад. Встряхните головой, руками, ногами, телом. Вы стряхнули всю усталость, но у вас чуть-чуть осталось, повторим еще.

5. Упражнение «Гора с плеч»

Инструкция педагога-психолога: Вы очень устали, вам хочется отдохнуть, но надо еще сделать многое. Сбросьте «гору с плеч». Встаньте, широко расставьте ноги, поднимите плечи, отведите их назад и опустите плечи. Повторим упражнение 5–6 раз, и вам сразу станет легче.

III. Заключительная часть.

Дети обмениваются впечатлениями.

Ритуал прощания

Январь

Занятие №1

 I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1 Упражнение «Спящий котёнок». 

Инструкция педагога-психолога:  

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут   хвостиком (напряжение). Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят   равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (расслабление).

2 Упражнение «Прогулка».

Дети сидят на стульях. Мышечное напряжение - ходьба и бег приподнятыми ногами, не касаясь пола. Далее – ноги стоят, руки свисают, расслабление.

     Мы собрались погулять. Все быстрей, не отставать!

     Мы немножко побежали, наши ножки подустали.

     Мы тихонько посидим, ну а дальше поглядим.

3 Упражнение «Улыбнись – рассердись».

Дети сидят. Улыбаются – все тело расслаблено, все вокруг хорошо. Но вдруг мы рассердились – брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, все тело напрягается. И снова все хорошо, мы улыбаемся.

III. Заключительная часть.

Дети обмениваются впечатлениями.

Ритуал прощания

Занятие №2

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Грибок».

Дети сидят на корточках, затем медленно поднимаются, «грибок растет». Выпрямились (напряжение). Вот какой красивый гриб! Затем гриб старится, медленно оседает, дети расслабленно опускаются на корточки, опускают руки, склоняют головы.

2 Упражнение «Холодно – жарко».

На улице холодно, мы съежились, замерзли (присели на пол, подтянули и обхватили колени, опустили голову, мышцы напряжены). Звенит  волшебный колокольчик, снова лето, жарко, мы на пляже (лежим на спине, все мышцы расслаблены).

 3.  Упражнение «Подвижные руки»

Детям предлагается повторить за педагогом-психологом движения.

Инструкция педагога-психолога: Сильно встряхните руками… Представьте, что вы кончиками пальцев дотронулись до чего-то очень липкого и этими движениями хотите освободиться (10 с)…

Сожмите руки в кулаки… Затем расслабьте их и резко встряхните обеими кистями… Еще раз сожмите каждую руку в кулак (10 с)…

Снова расслабьте и встряхните руками… Расправьте ладони так широко, как сможете… Разведите пальцы так сильно, как только сможете… Почувствуйте напряжение в каждой руке (10 с)…

Снова встряхните руками… Согните их в локтях, держите кисти перед собой на высоте бедра, ладони направлены вниз… Вот так, как у меня… А сейчас выгните ладони, чтобы кончики пальцев указывали в небо… Почувствуйте напряжение… Теперь снова опустите обе кисти вниз, чтобы кончики пальцев указывали на пол… Повторите… Еще раз… Пусть пальцы указывают то вверх, то вниз (5 с)… Встряхните обеими руками…

III. Заключительная часть.

Дети обмениваются впечатлениями.

Ритуал прощания

Занятие №3

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1 Упражнение «Тропинки». Мы идем большими шагами. Попадаем на кочки. Оступиться с кочек нельзя, промочим в лужах ноги. Дошли до солнечной полянки, легли, расслабились, загораем. Потом встали и идем обратно (вновь мышечное напряжение). Пришли домой, устали, сели на стульчики и расслабились. Хлоп! Вот мы и снова дети в группе, на стульчиках красиво сидим.

 2 Упражнение «Пружинка». Дети сидят на стульях, носки поднимаются, пятки упираются в пол, руки с силой давят на колени. Затем полное расслабление.

     Что за странные пружинки упираются в ботинки?

     Мы ногами их прижмем, крепче-крепче подожмем!

     Крепко-крепко прижимаем! Нет пружинок, отдыхаем.

 3 Упражнение «Цветок распустился». Я – бутон (дети присели на пол, обхватили подтянутые к себе колени, опустили головы, мышцы напряжены). Светит теплое солнце, я расту (медленно поднимаются, улыбаются, расслабленно раскачивают руками). Солнце исчезло, темно, настала ночь, мои лепестки закрываются (исходное положение), и вновь всходит солнце…. и т.д.

III. Заключительная часть.

Дети обмениваются впечатлениями.

Ритуал прощания

        Занятие №4

 I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1 Упражнение «Жарко-холодно». Мы сидим в лесу холодным осенним вечером. Холодно! (Мышечное напряжение). Но вот наш костер разгорелся. Нам тепло, жарко… (Расслабление). Костер постепенно затухает. Вновь холодно. Подбросим веток, он вновь разгорелся и нам тепло и т.д.

2 Упражнение «Штанга». Дети сидят на стульях.

     Мы – спортсмены хоть куда, штангу вверх держать, раз – два!       (напряжение)

     Ручки наши подустали, штангу вниз мы опускаем,

     Сядем тихо, посидим, на спортсменов поглядим. (Расслабление)

3  Упражнение  «Бабочка». Бабочка летает медленно по группе, взмахивает руками-крыльями (напряжение). По сигналу колокольчика бабочки садятся на цветок (стульчик). Руки- крылья опущены, голова опущена, тело расслаблено. Вновь звенит колокольчик, бабочки полетели и т.д.

III. Заключительная часть.

Дети обмениваются впечатлениями.

Ритуал прощания

Февраль

Занятие №1

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1 Упражнение  «Вьюга и сугроб». Мы -  снежинки. Заметает вьюга, мы летим в разные стороны (стоя на месте, с силой раскачиваемся из стороны в сторону с поднятыми руками – все мышцы напряжены). Ветер стих, а из снежинок получился большой сугроб. Замерли снежинки, расслабились (дети садятся на пол, как удобно, расслабляют мышцы).

2 Упражнение  «Мячики». Один ребенок – мяч, другой его надувает. «Мячик» - ноги полусогнуты, мышцы расслаблены, голова опущена, руки висят. Другой ребенок надувает мяч – «С-с-с…» Мяч постепенно выпрямляется, руки в стороны, щеки надуты, смотрит вверх, мышцы напряжены. Выдернем насос, мяч спущен, как раньше. Далее дети меняются местами.

3 Упражнение  «Холодный – теплый». Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь (напряжение). Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер…

III. Заключительная часть.

Дети обмениваются впечатлениями.

Ритуал прощания

Занятие №2

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1 Упражнение  «Самолеты». Во время чтения стихотворения дети раскидывают руки, мышцы напряжены, спина выпрямлена. Парашюты опустились, сели на стулья и расслабились, руки вниз, голова опущена.

     Руки в стороны, в полет отправляем самолет.Правое крыло вперед, левое крыло вперед,

     Улетает самолет. Впереди огни зажглись,  К облакам мы поднялись.

     Вот лес, мы тут приготовим парашют. Парашюты все раскрылись,  Мы легонько приземлились.

2 Упражнение  «Шишки».  Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах (напряжение). Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам…

    3 Упражнение  «Одежда». Мы – одежда в магазине на вешалках – плечиках. Висим красиво, ровно (Плечи развернуты, спина прямая, ноги вместе, руки в стороны, мышцы напряжены). Вот нас заметили и купили. Аккуратно сняли один рукав (расслабили, опустили одну руку), второй рукав, аккуратно сложили (Сгибаемся в поясе, руки свободно свисают). Нас принесли домой, повесили в шкаф (Вновь мышечное напряжение). Затем аккуратно сняли (расслабление). Надели на малыша. Хлоп! Мы – дети в нарядной одежде.

III. Заключительная часть.

Дети обмениваются впечатлениями.

Ритуал прощания

Занятие №3

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1 Упражнение  «Воздушный шар».  Шарики сложены (расслабленный наклон). Надуем их медленно (дети распрямляются, руки вверх), они распрямились, полетели (раскачиваем поднятыми руками, мышцы напряжены), а затем сдулись через маленькую дырочку (медленно расслабляемся, опускаем руки, наклоняемся). Мы заклеили дырочку и опять надуваем шарики.

2 Упражнение  «Клякса». Я -  клякса, растекаюсь по полу, все мои мышцы расслабляются. Но вот я начинаю высыхать, медленно пятно краски уменьшается, я медленно подтягиваю руки, ноги, сажусь (на полу). И снова я – это я, стою рядом с друзьями.

3 Упражнение «Кулачки». Отдыхаем. Руки на коленях. Что это? Волшебная сила сжала руки в кулачки, сильно, еще сильнее…  Попробуем пересилить ее, пошевелим пальчиками, подуем. Вот какие стали легкие пальчики.

III. Заключительная часть.

Дети обмениваются впечатлениями.

Ритуал прощания

Занятие №4

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1 Упражнение «Сосулька». На 1 строку – мышечное напряжение, руки над головой, тянемся вверх. На 2 строку – мышечное расслабление, руки расслаблены, висят, голова опущена.

     У нас под крышей сосулька висит,  Солнце взойдет, сосулька растает и упадет.

2  Упражнение «Ледяные фигуры». (Мышечное напряжение - фигуры, расслабление – лужицы). Зима, ночь, во дворе ледяные фигуры. Какие красивые, будто хрустальные! Динь - дон! (дотрагиваемся до  детей). Утром солнце пригрело, фигуры медленно тают, растекаются лужицы… Снова вечер, снова ночь, снова встали сказочные ледяные фигуры. Динь - дон! Но настало утро, медленно тают фигуры. Снова лужицы во дворе. Хлоп! Все исчезло! Мы снова дети в группе.

3 Упражнение «Снеговик». На первую часть стихотворения дети «скатывают» снежный ком, затем изображают снеговика: руки на поясе, спина прямая, мышцы напряжены, улыбка. Снеговик растаял, мышцы расслаблены, руки упали вниз, голова опущена.

     Давай, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок.

     Он превратится в снежный ком и станет ком снеговиком.

     Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла!

     Но солнце припечет слегка – увы! И нет снеговика!

III. Заключительная часть.

Дети обмениваются впечатлениями.

Ритуал прощания

Март

Занятие №1

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

 1 Упражнение «Пылесос». Пылинки весело танцуют в луче солнца, по сигналу колокольчика кружатся все медленнее, садятся на пол. Спина и плечи расслаблены, руки опущены, голова наклонена вниз. Заработал пылесос, он собирает пылинки. Кого воспитатель коснулся, тот медленно уходит на стульчик.

2 Упражнение  «Олени».  Руки -  рога очень твердые. Мы пробиваемся сквозь заросли. Пальцы сильно растопырены (рога ветвистые).

Посмотрите, мы олени! Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих, ослабли плечи, руки снова на коленях,

Руки не напряжены, расслаблены.

Посмотрите, девочки и мальчики, отдыхают наши пальчики.

3 Упражнение  «Гуси». Идем гуськом, растопырили крылья, шипим: «Ш-ш-ш-ш…», крылья раскинули, сердимся (мышцы напряжены). Но присмотритесь! Вокруг все знакомые, улыбнемся друг другу, расслабимся, опустим крылья – руки.

III. Заключительная часть.

Дети обмениваются впечатлениями.

Ритуал прощания

Занятие №2

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1 Упражнение  «Резиновые игрушки». Я – насос, а вы резиновые игрушки, сейчас вы спущены, мышцы расслаблены. С каждым качком насоса игрушки раздуваются все больше и больше, руки в стороны, щеки надуты, смотрим вверх, мышцы напряжены. Выдернем насос, игрушки спущены, как раньше, мышцы расслабились.

2 Упражнение  «Мыльные пузыри». Встряхнули бутылочку, открутили крышку (показ жестами), медленно и долго подули в колечко (вдох носом, выдох – ртом). Ах, какие красивые мыльные пузыри! Покажите, как они взлетают. ( Мышцы напрягаются, руки вверху сцеплены в круг и тянутся вверх, голова повернута вверх, смотрим на руки). Ой! Лопнули пузыри, только мыльная лужица осталась (расслабили мышцы).

3 Упражнение  «Шарик». Очень быстро напрягаем мышцы с первыми строками стихотворения: руки в стороны, щеки надуты, смотрим вверх, мышцы напряжены. Во время второй части стихотворения мышцы расслабляются, руки вниз, голова опущена.

     Надуваем быстро шарик, он становится большой.

     Вдруг шар лопнул, воздух вышел, стал он тонкий и худой.

III. Заключительная часть.

Дети обмениваются впечатлениями.

Ритуал прощания

Занятие №3

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1 Упражнение  «Ныряльщики».  Мы купаемся в море, «ныряем» и плывем под водой. Наклон, смотрим вперед, руками делаем жесты пловца, мышцы напряжены. Выныриваем (выпрямляемся). Ложимся загорать, солнце припекает, тепло, мы расслабились. Жарко. Снова идем купаться и т.д.

    2 Упражнение  «Солнышко и тучка».  Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (мышечное напряжение, задержать дыхание). Солнышко вышло  из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе).

3 Упражнение «Цветы и дождь». Какие красивые цветы! (дети стоят с поднятыми руками, кисти рук показывают «тюльпан» = мышечное напряжение). Давно не было дождя. Цветы завяли. Сначала опустились головки (дети опустили руки, склонили головы, плечи расслаблены), потом листья (расслаблены опущенные руки), затем весь стебелек согнулся до земли (наклон с расслабленными руками). Вдруг закапал дождик, цветы стали медленно оживать (повтор движений в обратном порядке).

III. Заключительная часть.

Дети обмениваются впечатлениями.

Ритуал прощания

Занятие №4

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1 Упражнение  «Загораем».

Дети лежат на полу, на спине.

     Мы прекрасно загораем, выше ноги поднимаем.

     Держим, держим, напрягаем,

     Загорели, опускаем, ноги не напряжены и расслаблены.

2 Упражнение  «Спортсмены». На первую часть стихотворения напрягаются все мышцы, дети стоят на одной ноге, раскинув руки в стороны, на вторую часть – мышечное расслабление.

    Спортом надо заниматься, каждый день тренироваться,

     Руки в стороны, не падай, очень трудно так стоять,

     Ногу на пол не спускать!

     Мы все мышцы напрягаем,

     А теперь их расслабляем.

     Опускаем руки вниз.

     Ну-ка, быстро улыбнись!

3 Упражнение «Облака». Дети лежат на ковре.  Воспитатель говорит: «Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. Вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие, все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно обнимает вас, это пушистое и нежное облако… Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке. А сейчас  снова вернулись в детский сад.

III. Заключительная часть.

Дети обмениваются впечатлениями.

Ритуал прощания

Апрель

Занятие №1

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Цветок»

Инструкция педагога-психолога: Сядьте на корточки… Опустите голову и руки… Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы… Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко… Из семечка проклюнулся росток… Из ростка вырос прекрасный цветок… Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны…

Нежится цветок на солнышке… Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем… Приподнимите подбородок… представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век… улыбнитесь… медленно поворачивайте голову влево и вправо…

А теперь расскажите о том, что вы чувствовали, когда были цветами…

2. Упражнение «Насос»

Инструкция педагога-психолога: Давайте представим себе жаркий-жаркий день. Растения хотят пить, головки у них поникли, листочки опустились. Покажите… Спасибо.

Напоить растения водой можно, если включить насос. Насосом будем мы. Сядьте прямо… Ноги слегка расставьте… ступни прижмите к полу… Руки слегка согните в локтях, ладони положите на ноги, перед животом… Глаза закройте…

Насос начал качать воду. Она глубоко под землей. Приготовились. Глубоко вдыхаем через нос… Голова, плечи тянутся вверх, живот втягивается… Набрал насос воду, а теперь выливаем воду — выдыхаем через рот… Делаем медленный выдох… Плечи опускаются, живот выпячивается… Молодцы! Хорошо получается! Снова набираем воду. Медленно вдыхаем через нос… Поднимаем плечи… Тянемся вверх, живот втягиваем… Много воды набрали. А теперь поливаем наши цветочки. Выдыхаем воздух ртом медленно… Опускаются плечи… Выпячивается живот… Молодцы! (Упражнение повторяется еще 2–3 раза.)

Обрадовались наши цветочки. Ожили. Вытянули свои головки, протянули листочки к солнышку. Покажите, какими стали наши цветочки… Молодцы!

3. Упражнение «Волшебная палочка»

Инструкция педагога-психолога: Вы хотите стать волшебниками?.. А с помощью чего волшебник делает чудеса?.. Правильно! С помощью заклинаний и волшебной палочки. Вы знаете какое-нибудь заклинание?.. А у меня есть волшебная палочка. Стоит мне произнести заклинание, прикоснуться палочкой к кому-либо и сказать, кем я хочу его видеть, как сразу произойдет чудо. Не верите?.. Попробуйте сами. Скажите заклинание, прикоснитесь ко мне палочкой и скажите, кем вы хотите меня увидеть. Может быть, рыбкой, цветком?.. Придумали?.. Превращайте меня… (Педагог-психолог изображает названный предмет.) Получилось?..

А теперь я попробую превратить вас в разные предметы. С кого начать?.. (Педагог-психолог по очереди дотрагивается до каждого ребенка палочкой, произносит заклинание и называет какой-либо предмет или образ.) А кто сам хочет стать волшебником?.. (Дети по очереди выполняют роль волшебника — касаются палочкой игроков и называют предмет или образ.)

Молодцы, ребята! Спасибо! Все вы отличные волшебники!

Занятие №2

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1 Упражнение «Путешествие на лесной поляне»

Инструкция педагога-психолога: Давай представим, что мы маленькие птички… Мы летаем по душистому летнему лесу, вдыхаем его ароматы и любуемся его красотой…

Вот мы присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева… Но вот подул теплый летний ветерок, и мы вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку…

Сев на краю ручья, мы почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке…

2. Упражнение « Волшебная палочка»

Инструкция педагога-психолога: Вы хотите стать волшебниками?.. А с помощью чего волшебник делает чудеса?.. Правильно! С помощью заклинаний и волшебной палочки. Вы знаете какое-нибудь заклинание?.. А у меня есть волшебная палочка. Стоит мне произнести заклинание, прикоснуться палочкой к кому-либо и сказать, кем я хочу его видеть, как сразу произойдет чудо. Не верите?.. Попробуйте сами. Скажите заклинание, прикоснитесь ко мне палочкой и скажите, кем вы хотите меня увидеть. Может быть, рыбкой, цветком?.. Придумали?.. Превращайте меня… (Педагог-психолог изображает названный предмет.) Получилось?..

А теперь я попробую превратить вас в разные предметы. С кого начать?.. (Педагог-психолог по очереди дотрагивается до каждого ребенка палочкой, произносит заклинание и называет какой-либо предмет или образ.) А кто сам хочет стать волшебником?.. (Дети по очереди выполняют роль волшебника — касаются палочкой игроков и называют предмет или образ.)

Молодцы, ребята! Спасибо! Все вы отличные волшебники!

Занятие №3

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1 Упражнение «Тропический остров»

Инструкция педагога-психолога: Сядьте удобно… Можете закрыть глаза… Представьте прекрасный волшебный остров… Это может быть место, где вы однажды побывали, которое видели на картинке или любое другое, которое нарисует ваше воображение. Каждый из вас — единственный человек на этом острове. Там есть еще звери, птицы и цветы. Какие звуки вы слышите?.. Какие запахи чувствуете?..

Вы видите чистый берег и воду. Поплавайте в море… Какое оно?.. Какая погода на острове?.. Как себя чувствуете там?.. Захватите это чувство с собой. Когда вы почувствуете усталость или у вас будет плохое настроение, вы можете представлять свой остров и отправляться на него в любое время.

2. Упражнение «Водопад»

Инструкция педагога-психолога: Представьте, что мы с вами на прогулке по тропическому лесу вышли к небольшому водопаду. Вода чистая и теплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом — пусть вода омоет ваше лицо и тело, унесет прочь все страхи и неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой… Ваши страхи, беды смыла и унесла с собой вода. Чистая теплая вода омыла вас. Возьмите хорошее настроение с собой на весь день. Откройте глаза, возвращаемся в группу.

3. Упражнение «Игра-танец»

Инструкция. Все участники становятся в круг. Под веселую музыку один из них показывает какое-нибудь танцевальное движение, остальные в течение минуты повторяют его. Так по очереди группа танцует различные танцы.

4. Упражнение «Сбрось усталость»

Инструкция. Исходное положение — стоя, ноги широко расставлены, слегка согнуты в коленях. Руки свободно опущены, пальцы расправлены, голова наклонена к груди, рот приоткрыт.

Педагог-психолог: Слегка покачайтесь в стороны, вперед, назад. Встряхните головой, руками, ногами, телом. Вы стряхнули всю усталость, но у вас чуть-чуть осталось, повторим еще.

5. Упражнение «Гора с плеч»

Инструкция педагога-психолога: Вы очень устали, вам хочется отдохнуть, но надо еще сделать многое. Сбросьте «гору с плеч». Встаньте, широко расставьте ноги, поднимите плечи, отведите их назад и опустите плечи. Повторим упражнение 5–6 раз, и вам сразу станет легче.

Занятие №4

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1 Упражнение «Отдохнем»

Инструкция педагога-психолога: (Включается спокойная, расслабляющая музыка.) Лягте на спину на коврики. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, не скрещены. Устройтесь удобно и закройте глаза. Мысленно повторяйте за мной:

Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает мое тело и распространяется по нему… Я спокоен… Я отдыхаю…

Отдыхают мои руки… Отдыхают мои ноги… Отдыхает моя нервная система… Мне лень шевелиться…

Мое дыхание совершенно спокойно… Мне дышится легко и свободно… Мои руки расслаблены и теплеют…

Я дышу легко и непринужденно… Каждый новый вдох снимает напряжение, успокаивает меня и приносит приятное расслабление…

Чувство приятного покоя наполняет меня изнутри…

Я отдыхаю… Мое тело полностью расслаблено… Приятная лень разливается по всему телу… Я наслаждаюсь полным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе… Я становлюсь спокойным и жизнерадостным… У меня хорошее настроение…

Я наслаждаюсь приятным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе…

Пять… четыре… три… два… один…

Откройте глаза… Сядьте… Сохраните наполнившее вас ощущение покоя и хорошего настроения на весь день.

2. Упражнение «Огонь и лед»

Инструкция. Упражнение включает в себя переменное напряжение и расслабление всего тела. Исходное положение — лежа. По команде воспитателя «Огонь!» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лед» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.

Педагог-психолог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

  1. Упражнение «Мгновенная релаксация»

Инструкция педагога-психолога: Глубоко вдохните и выдохните… На выдохе скажите себе: «Расслабься». Если чувствуете, что начинаете нервничать или напрягаться, еще раз глубоко вдохните и выдохните… Если в голове тревожные мысли, не обращайте на них внимания, они исчезнут… Пусть улетают, как улетает волшебный шарик, когда отпускаешь ниточку… 

Май - итоговая диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия кружка «Ступеньки творчества» (дополнительное образование) с детьми средней группы Тема «Волшебные палочки»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исс...

Конспекты занятий кружка по работе с природным материалом. Занятие 1. Вводное.

Копилка занятий для работы кружка "Муравьишка" (работа с природным материалом)...

Конспекты занятий кружка по работе с природным материалом. Занятие 2. Пчёлка. Фитодизайн.

Копилка занятий для работы кружка "Муравьишка" (работа с природным материалом)...

Конспекты занятий кружка по работе с природным материалом. Занятие 18. Заключительное.

Копилка занятий для работы кружка "Муравьишка" (работа с природным материалом)...

открытое занятие кружка дополнительного образования

В нашем саду для детей старшей группы я веду кружок "Эрудиты", это что-то типа клуба, клуба, где детвора развивает свои познавательные способности......

открытое занятие кружка дополнительного образования "Эрудиты"

В нашем детском саду много разных кружков дополнительного образования, дети занимаются рисованием, танцами, языками... я веду веду кружок "Эрудиты". Пожалуй, это даже не кружок, а некий инте...

Итоговое занятие кружка дополнительного образования психологического развития «Комфорт» «Цветик-семицветик для Зайчика»

Цель: выявить развитие эмоциональной  и познавательной сферы детей средней группы (детей 4-5 лет), способствовать снижению психоэмоционального напряжения.Задачи:Образовательные задачи:1.Закреплят...