Дополнительное образование в старшей группе № 6 «Алёнушка». Кружок обучение грамоте «Читалочка».
материал по развитию речи (старшая группа)

Нелезина Вера Михайловна

Тема занятия: «Звуковой анализ слова мак»

Основная задача занятий по обучению грамоте в старшей группе детского сада — обучение действию звукового анализа слов.  Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове. Во время этого обучения дети знакомятся с гласными и согласными звуками, узнают о том, что согласные звуки бывают твердые и мягкие, узнают буквы, обозначающие гласные звуки. Формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка.

Программное содержание:                                                                                                                                                                                                                                                                                 

 - Учить детей проводить звуковой анализ слова;

- Закреплять умение называть первые звуки в слове; 

- Учить называть слова с заданным звуком.                                                                                                                                                                                                                                                     

 Демонстрационный материал: картина-схема слова мак, четыре серые фишки, мяч, мелкие игрушки, указка. Раздаточный материал: картинки-схемы слова мак, серые фишки (по 4 на ребенка), указки. 

Ход занятия:

I. Игра «Назови первый звук».                                                                                                                                                                                                                                                                     

Игра проводится в кругу с мячом.                                                                                                                                                                                                                                                           

Воспитатель: произношу слова с интонационным выделением первого звука (ллук, ррыба, ддом, ззаяц, аарбуз и бросаю мяч ребенку, тот называет первый звук в слове («л'», «р'», «з», «д», «а») и перебрасывает мяч воспитателю.

В игре принимают участие все дети.

II. Звуковой анализ слова мак.

Воспитатель: показываю детям картину-схему слова мак, спрашиваю, какой цветок нарисован. Обращаю внимание детей на клеточки под рисунком.                                                                   

Воспитатель: «Как вы думаете, что обозначают эти клеточки?»                                                                                                                                                                                                                 

Дети: «Звуки». «Нарисовано три клеточки, потому что в слове мак три звука».                                                                                                                                                                             

Показываю, как нужно читать слово мак: медленно произношу слово и одновременно веду указкой под клеточками. Повторяет 2-3 раза.                                                                                         

Предлагаю детям попробовать прочитать слово так же. Они несколько раз произносят слово мак в соответствии с движением указки под схемой.                                                                         

Внимательно наблюдаю, помогаю тем, у кого произнесение слова не совпадает с движением указки.                                                                                                                                           

Далее идет обучение звуковому анализу слова — последовательному выделению звуков в слове.                                                                                                                                   

Воспитатель: произношу слово мак с интонационным выделением первого звука (ММак) и одновременно веду указкой под схемой, задерживая ее под первой клеточкой.

Прошу детей вместе со мной произнести слово хором.                                                                                                                                                                                                                                           

Воспитатель: Какой первый звук в слове? Услышав правильный ответ, объясняю, что звук «м» он обозначит серой фишкой (показываю фишку).                                                                             

В какую клеточку нужно поставить ее?                                                                                                                                                                                                                                                     

Дети: «В первую, потому что «м» — это первый звук в слове мак».                                                                                                                                                                                               

Воспитатель: ставлю фишку в первую клеточку схемы и говорю детям, что у них на подносах также лежат серые фишки, только маленькие.

Этими фишками они будут обозначать звуки у себя на схемах. Дети ставят фишку в первую клеточку схемы слова мак, отмечая, что они обозначили звук «м».                                                                                                                     

Воспитатель: «Послушайте, какой второй звук в слове мак».

Веду указкой под схемой, задерживаю указку под второй клеточкой, и произношу слово с интонационным выделением второго звука: маак.                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Дети вместе со мной хором произносят слово мак, также интонационно выделяя второй звук.                                                                                                                                                   

Воспитатель: «Какой второй звук в слове мак?»                                                                                                                                                                                                                                       

Дети: «Звук «а».                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Некоторые дети ошибаются, называют не второй звук в этом слове, а сочетание ма.                                                                                                                                                                   

Воспитатель: В таком случае еще раз читаем слово по схеме с интонационным выделением звука «а».                                                                                                                                 

Вызываю к доске читать детей, допустивших ошибку (Даша, Влад, Денис).                                                                                                                                                                                       

Таким же образом выделяется третий звук в слове мак:                                                                                                                                                                                                                     

Воспитатель: Веду указкой под схемой, задерживаю ее под третьей клеточкой, и выделяю в слове звук «к»: маК.                                                                                                                     

Воспитатель: Ставлю большую фишку в схему на картине.                                                                                                                                                                                                                   

Последний этап работы — повторное чтение слова мак с синхронным движением указки под схемой.                                                                                                                                                 

В закреплении разбора слова «мак» убираем фишки и выкладываем буквы место фишек. Определяем гласные и согласные звуки в слове «мак».

Гласные звуки обозначаем красной фишкой, согласные звуки синей фишкой.                                                                                                                                                                                                                                               

Воспитатель: звук «М» гласный или согласный?                                                                                                                                                                                                                                     

Дети: звук «М» согласный, ставим синюю фишку.                                                                                                                                                                                                                               

Воспитатель: звук «А» гласный или согласный?                                                                                                                                                                                                                                               

Дети: звук «А» гласный, ставим красную фишку.                                                                                                                                                                                                                           

Воспитатель: звук «К» гласный или согласный?                                                                                                                                                                                                                                           

Дети: звук «К» согласный, ставим синюю фишку.                                                  

III. Игра «Назови слово». Дети называют слова со звуком «м», затем со  мягким звуком "м": мак, масло, комар, дом, сумка, дым, мишка, милиционер, помидор, домик, семь, место. За каждое правильно названное слово дети получают призовые звёздочки. В конце игры определяется победитель.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию в старшей группе по ФЭМП "Творческая мастерская "Эврика"

           Данная программа дополнительного образования составлена с использованием методических пособий Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки. Програ...

Образовательный проект "Колокольчики" для дополнительного образования детей старшей группы ДОУ

Образовательный проект разработан для расширения знаний дошкольников об истории Руси и значении в её культуре колоколов....

Дополнительное образование в старшей группе № 6 «Алёнушка». Кружок обучение грамоте «Читалочка». Тема: "Звуки Ж – Ш"

Тема: Звуки Ж – Ш. Цель: дифференциация звуков Ж – Ш в речи детей.Образовательные задачи:— закрепление правильного произношения звуков Ж Ш;— закрепление зрительн...

Дополнительное образование в старшей группе № 6 «Алёнушка». Кружок обучение грамоте «Читалочка». Тема: "Твёрдые и мягкие согласные звуки"

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»Программное содержание. Введение различения понятий «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Звуковой анализ...

рабочая программа для дополнительного образования детей старшей группы кружок "Математика в движении"

Главная идея кружка «Математика в движении», нацелена на формирование личности ребёнка и на развитие таких необходимых в современном мире качеств, как инициативность, креативность, нацелен...