Дополнительное образование в старшей группе № 6 «Алёнушка». Кружок обучение грамоте «Читалочка».
материал по развитию речи (старшая группа)
Тема занятия: «Звуковой анализ слова мак»
Основная задача занятий по обучению грамоте в старшей группе детского сада — обучение действию звукового анализа слов. Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове. Во время этого обучения дети знакомятся с гласными и согласными звуками, узнают о том, что согласные звуки бывают твердые и мягкие, узнают буквы, обозначающие гласные звуки. Формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка.
Программное содержание:
- Учить детей проводить звуковой анализ слова;
- Закреплять умение называть первые звуки в слове;
- Учить называть слова с заданным звуком.
Демонстрационный материал: картина-схема слова мак, четыре серые фишки, мяч, мелкие игрушки, указка. Раздаточный материал: картинки-схемы слова мак, серые фишки (по 4 на ребенка), указки.
Ход занятия:
I. Игра «Назови первый звук».
Игра проводится в кругу с мячом.
Воспитатель: произношу слова с интонационным выделением первого звука (ллук, ррыба, ддом, ззаяц, аарбуз и бросаю мяч ребенку, тот называет первый звук в слове («л'», «р'», «з», «д», «а») и перебрасывает мяч воспитателю.
В игре принимают участие все дети.
II. Звуковой анализ слова мак.
Воспитатель: показываю детям картину-схему слова мак, спрашиваю, какой цветок нарисован. Обращаю внимание детей на клеточки под рисунком.
Воспитатель: «Как вы думаете, что обозначают эти клеточки?»
Дети: «Звуки». «Нарисовано три клеточки, потому что в слове мак три звука».
Показываю, как нужно читать слово мак: медленно произношу слово и одновременно веду указкой под клеточками. Повторяет 2-3 раза.
Предлагаю детям попробовать прочитать слово так же. Они несколько раз произносят слово мак в соответствии с движением указки под схемой.
Внимательно наблюдаю, помогаю тем, у кого произнесение слова не совпадает с движением указки.
Далее идет обучение звуковому анализу слова — последовательному выделению звуков в слове.
Воспитатель: произношу слово мак с интонационным выделением первого звука (ММак) и одновременно веду указкой под схемой, задерживая ее под первой клеточкой.
Прошу детей вместе со мной произнести слово хором.
Воспитатель: Какой первый звук в слове? Услышав правильный ответ, объясняю, что звук «м» он обозначит серой фишкой (показываю фишку).
В какую клеточку нужно поставить ее?
Дети: «В первую, потому что «м» — это первый звук в слове мак».
Воспитатель: ставлю фишку в первую клеточку схемы и говорю детям, что у них на подносах также лежат серые фишки, только маленькие.
Этими фишками они будут обозначать звуки у себя на схемах. Дети ставят фишку в первую клеточку схемы слова мак, отмечая, что они обозначили звук «м».
Воспитатель: «Послушайте, какой второй звук в слове мак».
Веду указкой под схемой, задерживаю указку под второй клеточкой, и произношу слово с интонационным выделением второго звука: маак.
Дети вместе со мной хором произносят слово мак, также интонационно выделяя второй звук.
Воспитатель: «Какой второй звук в слове мак?»
Дети: «Звук «а».
Некоторые дети ошибаются, называют не второй звук в этом слове, а сочетание ма.
Воспитатель: В таком случае еще раз читаем слово по схеме с интонационным выделением звука «а».
Вызываю к доске читать детей, допустивших ошибку (Даша, Влад, Денис).
Таким же образом выделяется третий звук в слове мак:
Воспитатель: Веду указкой под схемой, задерживаю ее под третьей клеточкой, и выделяю в слове звук «к»: маК.
Воспитатель: Ставлю большую фишку в схему на картине.
Последний этап работы — повторное чтение слова мак с синхронным движением указки под схемой.
В закреплении разбора слова «мак» убираем фишки и выкладываем буквы место фишек. Определяем гласные и согласные звуки в слове «мак».
Гласные звуки обозначаем красной фишкой, согласные звуки синей фишкой.
Воспитатель: звук «М» гласный или согласный?
Дети: звук «М» согласный, ставим синюю фишку.
Воспитатель: звук «А» гласный или согласный?
Дети: звук «А» гласный, ставим красную фишку.
Воспитатель: звук «К» гласный или согласный?
Дети: звук «К» согласный, ставим синюю фишку.
III. Игра «Назови слово». Дети называют слова со звуком «м», затем со мягким звуком "м": мак, масло, комар, дом, сумка, дым, мишка, милиционер, помидор, домик, семь, место. За каждое правильно названное слово дети получают призовые звёздочки. В конце игры определяется победитель.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/12/12/img-20211205-wa0008.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/12/12/img-20211205-wa0010.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/12/12/img-20211205-wa0009.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективное планированию по дополнительному образованию в старшей группе
Квиллинг - искусство скручивания бумаги....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/03/picture-150562-1512273878.jpg)
Рабочая программа по дополнительному образованию в старшей группе по ФЭМП "Творческая мастерская "Эврика"
Данная программа дополнительного образования составлена с использованием методических пособий Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки. Програ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/01/picture-358037-1385893802.jpg)
Образовательный проект "Колокольчики" для дополнительного образования детей старшей группы ДОУ
Образовательный проект разработан для расширения знаний дошкольников об истории Руси и значении в её культуре колоколов....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/06/picture-1075847-1541527240.jpg)
Итоги реализации программы по дополнительному образованию детей средней группы «Колобок» кружок «Моя малая родина» 2016-17 учебный год Воспитатель Кобзаренко С.Г.
Презентация. Из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/21/picture-1356418-1634832742.jpg)
Дополнительное образование в старшей группе № 6 «Алёнушка». Кружок обучение грамоте «Читалочка». Тема: "Звуки Ж – Ш"
Тема: Звуки Ж – Ш. Цель: дифференциация звуков Ж – Ш в речи детей.Образовательные задачи:— закрепление правильного произношения звуков Ж Ш;— закрепление зрительн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/21/picture-1356418-1634832742.jpg)
Дополнительное образование в старшей группе № 6 «Алёнушка». Кружок обучение грамоте «Читалочка». Тема: "Твёрдые и мягкие согласные звуки"
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»Программное содержание. Введение различения понятий «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Звуковой анализ...
рабочая программа для дополнительного образования детей старшей группы кружок "Математика в движении"
Главная идея кружка «Математика в движении», нацелена на формирование личности ребёнка и на развитие таких необходимых в современном мире качеств, как инициативность, креативность, нацелен...