Познавательно - исследовательский проект "Огород на подоконнике".
проект (старшая группа)

Дошкольный возраст – это период, когда ребёнку хочется стать первооткрывателем и исследователем огромного мира природы. Педагоги и родители, должны на этом этапе быть главными помощниками.

Проектная деятельность предоставляет детям возможность стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом развития их успешности. Ребята самостоятельно приобретают знания в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Участие детей в практической деятельности по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, развивает умение ставить перед собой  цель и достигать результата.

Создание «огорода на подоконнике» способствует развитию любознательности и наблюдательности. «Огород на подоконнике» расширяет представления детей о растениях как о живых организмах, рассказывает об условиях, необходимых для их роста и развития, воспитывает желание трудиться.

Этот исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod.docx67.48 КБ

Предварительный просмотр:

Иркутск, 2024

Паспорт проекта «Огород на подоконнике».

Автор проекта: воспитатели старшей группы №7 Карпова Е.И, Макеева М.А.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный (2 месяца)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.

Актуальность проекта: 

Дошкольный возраст – это период, когда ребёнку хочется стать первооткрывателем и исследователем огромного мира природы. Педагоги и родители, должны на этом этапе быть главными помощниками.

Проектная деятельность предоставляет детям возможность стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом развития их успешности. Ребята самостоятельно приобретают знания в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Участие детей в практической деятельности по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, развивает умение ставить перед собой  цель и достигать результата.

Создание «огорода на подоконнике» способствует развитию любознательности и наблюдательности. «Огород на подоконнике» расширяет представления детей о растениях как о живых организмах, рассказывает об условиях, необходимых для их роста и развития, воспитывает желание трудиться.

Этот исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

Паспорт проекта.

Цель проекта: обобщить и расширить знания детей старшего дошкольного возраста о том, как ухаживать за культурными растениями в комнатных условиях.

Задачи проекта:

  1. Расширить и обогащать знания и представления детей о культурных и дикорастущих растениях.
  2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (укроп, базилик, лук, чеснок, горох, огурец).
  3. Создавать условия для формирования умений детей ухаживать за растениями в комнатных условиях (регулировать свет, тепло, влажность почвы для роста растений).
  4. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
  5. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
  6. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Предполагаемый результат:

Для детей:

Сформированность представлений о растениях; первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.

Развитие познавательного интереса к природе; коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

Формирование у детей уважительного отношения к труду.

Вовлечение в творческую деятельность

Для родителей:

Повышение уровня экологического сознания.

Активное участие в жизни детского сада, группы.

Для педагогов:

Повышение теоретического уровня и профессиональности.

Личностный и профессиональный рост.

Самореализация.

Реализация проекта включает три этапа.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный (1 неделя):

- определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, посадочного материала, создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике»;

- составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

Основной (2-7 недель):

- проводятся запланированные мероприятия (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение);

- уход за растениями, наблюдение за ростом и развитием растений.

Заключительный (8 неделя):

- подведение итогов, итоговая беседа;

- выставки творческих работ детей;

- составление фото отчёта по реализации проекта, просмотр презентации.

План реализации проекта.

Мероприятия

Цель

Ответстенные

1 этап. Подготовительный.

1.

Беседа с родителями по организации «огорода на подоконнике».

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатель, родители.

2.

Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике»

Воспитатель, родители.

2 этап. Основной.

1.

Чтение художественной литературы.

Цель: вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять представления о разных видах растений.

Сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Капустный лист» Бехлер Х.

Заучивание стихотворения Е. Жуковская «Ох, уж этот злющий лук», Ю.Тувим«Овощи», Е. Борисова «Дед сказал сегодня: - Лук,
За обедом лучший друг!»

2.

Образовательная деятельность:

«Что растет на ого- роде», «Дикорастущие и культурные растения», «Посадка семян овощей»

Цель: закрепить знания детей об овощных растениях.

Задачи: Уточнить знания детей о выращивании растений.

Развивать речевые навыки, обогащать словарь.

Активизация словаря: почва, семена, побег, рассада.

Обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян).

Подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений.

Воспитатель

3.

Практическая деятельность: посадка укропа, базилика, лука, чеснока, гороха, огурца.

Цель: Вызвать интерес к выращиванию огородных культур.

Воспитатель.

4.

Наблюдение за ростом и развитием растений.

Цель: Учить детей замечать изменения, которые происходят в росте растений

Воспитатель.

5

Труд на «огороде на подоконнике»

Цель: Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями.

Воспитатель.

6.

Опытническая и экспериментальная деятельность детей.

Опыт - наблюдение за ростом лука, чеснока, гороха, укропа, базилика.

Проводить эксперименты с растениями. Делать самостоятельные выводы об условиях, необходимых для благоприятного роста растений. Подвести детей к пониманию, что растения живые: нуждаются в свете, тепле, воде.

Несоблюдение даже одного условия может отразиться на росте и даже привести к гибели растения.

Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

Воспитатель.

7.

Наблюдения

«Как развиваются растения»: за проросшими семенами, за ростом растений.

Отражение наблюдений за развитием растений «Дневниках наблюдений». Цель: рассмотреть влияние внешних факторов на прорастание семян. Задачи исследования: изучить роль семени в жизни растения; дать биологическую характеристику гороху; практическим путем определить благоприятные условия для прорастания семян; разработать рекомендации для успешного прорастания семян.

Воспитатель.

8.

Игровая деятельность

Познакомить детей с работой «огородников», формировать умение ухаживать за растениями.

Сюжетно-ролевая игра «На даче». Игры обыгрывание сказки «Репка», «Овощной магазин», «Огород».

Настольно печатные игры «Четвертый лишний», «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».

Лото «Что растет на огороде».

Дидактические игры «Что в мешочке», «Один-много», «Большой-маленький».

Воспитатель.

3 этап. Заключительный.

1.

Беседа с детьми «Витамины с грядки», «Как овощи попадают на стол», «Овощи – наши друзья».

Срезка «зелёного» лука, употребление его во время обеда с основным блюдом.

Цель: закрепить знания детей о том, что в овощах содержится большое количество витаминов и они очень полезны для людей.

Воспитатель.

2.

Творческие работы детей «Наш огород на подоконнике».

Организовать тематическую выставку детских работ и работ, изготовленных совместно с родителями.

Воспитатели.

Родители.

3.

Рисование «Наш лучок».

Цель: формирование умений передавать в рисунке с натуры строение предмета, состоящего из нескольких частей.

Воспитатель.

4.

Составление фото отчёта по проекту.

Организация фотовыставки, просмотр презентации.

Цель: Подведение итогов работы по проекту.

Воспитатели. Родители.

Результаты реализации проекта «Огород на подоконнике»

У детей появился интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Дети стали понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать оно может засохнуть и т. п.) В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

Дети были привлечены к самостоятельной деятельности по выращиванию растений, они очень активно участвовали в посадке семян, поливке, рыхлению и удобрению растений овощных культур. У них сформировалось положительное отношение к своему труду и к труду взрослого.

По ходу проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр об овощных культурах.

Дети получили положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний.

За сравнительно короткое время реализации проекта у детей сформировалось бережное отношение к растениям.

Родители приняли активное участие в проекте «Огород на подоконнике».

Формы взаимодействия с семьёй:

Беседа с родителями «Огород на подоконнике».

Консультация для родителей «Огород на подоконнике».

Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на подоконнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательский проект "Зеленый лучок на подоконнике"

Познавательно – исследовательский проект "Зеленый лучок на подоконнике"  для детей 1 младшей группы...

Познавательно – исследовательский проект для детей 2 младшей группы «Огород на подоконнике»

Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать. Полученные знания. Развивает творческие способности и коммуникативные навыки....

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:  «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»

"У ворот щумит народ.Где тут зимний огород?Говорят, что там растет.Огуречная рассада.И укропчик и лучок. Смотрят все на огород,И уходят открыв рот"...

Познавательно – исследовательская деятельность Тема: Огород на подоконнике

Детям очень интересно знать о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях. Для этого в нашей группе мы расположили мини-огород на подоконнике.Выращивание растений в помещениях полезно...

Краткосрочный познавательно - исследовательский проект «Чудо – огород на подоконнике»

Краткосрочныйпознавательно - исследовательский проект «Чудо – огород на подоконнике»...

Проект познавательно-исследовательский «Огород на подоконнике»

Цель: Знакомство детей с разнообразием растений, их строением, условиями, необходимыми для их роста и влиянием на эмоциональное состояние человека....