консультация: «Экологические проекты как способ вовлечения детей в экологическую культуру».
консультация

Черемисова Татьяна Георгиевна

Актуальность экологического воспитания диктуется происходящими вокруг нас глобальными экологическими изменениями. Ценность идеи грамотного использования природных богатств, ресурсосбережения осознается обществом все в большей степени. Речь идет уже не просто о необходимости получения экологических знаний, а о формировании экологической культуры – системы ценностей и моделей поведения, которые лягут в основу отношения подрастающего поколения к окружающему миру. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_ekologii_2022.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский

сад №5 «Звёздочка».

Консультация

на тему: «Экологические проекты как способ вовлечения детей в

экологическую культуру».

                                                                                   Подготовила: Черемисова Т.Г.

2022год.

В настоящее время экологические проблемы, как известно стали общими для всего населения Земли. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания.

Детский сад является главным звеном непрерывного экологического образования.

Актуальность экологического воспитания диктуется происходящими вокруг нас глобальными экологическими изменениями. Ценность идеи грамотного использования природных богатств, ресурсосбережения осознается обществом все в большей степени. Речь идет уже не просто о необходимости получения экологических знаний, а о формировании экологической культуры – системы ценностей и моделей поведения, которые лягут в основу отношения подрастающего поколения к окружающему миру. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения

Познавательные, исследовательские и творческие проекты, призваны восполнить пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры.

Почему именно проект?

Экологический проект – это прежде всего, решение определённых задач в процессе исследования, проведения опытов, наблюдений. Целью данной работы является создание системы работы по развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать для этого условия.

Игры-исследовательского характера не только доставляют детям радость и удовольствие, но и развивают целый спектр умений и способностей. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное – ребята проделывают их сами. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.

Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет

- значительно повысить самостоятельную активность детей,

-развить творческое мышление,

- умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении

- использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Экологические проекты -одна из наиболее перспективных и актуальных форм работы современного педагога с детьми.

Экологический проект : во-первых, обязательно предполагает проведение исследования, во-вторых, требует активного вовлечения всех участников в его процесс.

По продолжительности экологические проекты :

-краткосрочные –период их реализации может длиться от трех дней до недели.

-среднесрочные –рассчитанные на срок от одного месяца до трех

-долгосрочные –укладывающиеся по продолжительности в один учебный год.

Основные методы реализации экологического проекта в детском саду :-наблюдение;-эксперимент

Как правило, проект, проводящийся в ДОУ, включает в себя следующие этапы:

1.Подготовительный (В этот этап входят постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.)

2.Исследовательский (Этот этап заключается в поиске ответов на поставленные вопросы выбранными способами.)

3.Обобщающий, итоговый  (В этот этап входят обобщение результатов работы в различных формах, их анализ, закрепление знаний, формулировка выводов.).

Виды экологических проектов

* Экологическая акция - проходит под определённым девизом, имеет наглядную агитацию

 * Экологическая тропа - позволяющий сформировать представления об окружающих природных явлениях, экологической обстановке микрорайона, наличии животных и растений

* Экологический тренинг - создание модели взаимоотношений людей и природы путем ролевой игры и анализа

* Экологические диспуты - обсуждение ситуаций, отражающих некорректное отношение человека к природе, с целью закрепления правил поведения в природе.

* Часы экологического чтения - позволяющий сформировать у детей интерес к книгам экологического содержания.

 * Экологический букварь - помогает пробудить интерес к слову, обозначающему объекты живой и неживой природы.

* Выставки поделок из природного материала - позволяют сформировать навыки исследовательской деятельности, научить видеть необычное в привычном.

 * Экологическая почта - форма организации разных видов экологической деятельности детей, обусловленная перепиской с воображаемым персонажем

В реализации проектов большую помощь оказывают родители, только совместными усилиями, опираясь на семью, может решиться главная задача –воспитание человекаэкологически грамотного.

Эффективность проектной деятельности, систематическое использование проектной технологии в воспитании экологической культуры дошкольников позволяет достичь поставленных целей, опираясь на интерес дошкольников и сотрудничество с родителями; Систематическое использование проектного метода в экологическом воспитании и образовании дошкольников способствует формированию на этапе дошкольного детства экологически грамотной личности; Через понимание и осознание причинно – следственных связей в природе, дети познают нормы экологически грамотного безопасного поведения в природу. Данный опыт работы может быть использован педагогами ДОУ в системе работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Памятка

Какие экологические проекты можно реализовать в детском саду?

С детьми младшего возраста, возможно, организовать проекты :

«Вода -водичка»,

«Волшебное семечко»,

«Наши деревья»,

«Ребятки с грядки».

«Лаборатория неживой природы»,

«Азбука здоровья».

Малыши могут наблюдать и участвовать в проведении опытов с водой, песком, травой, семенами и плодами растений.

При изучении свойств воды, можно поставить опыт «Растворение сладких и соленых веществ». Семена высаживаются в горшки и проращиваются.

Результаты опытов, которые производятся в проекте, проговариваются с детьми на занятиях и отражаются в продуктивной деятельности.

Дети средней группы могут принять участие в проектах «Маленькие огородники», «Наши младшие друзья», «Птицы наши друзья» : дети наблюдают за птицами, развешивают кормушки, скворечники.

С ними проводятся наблюдения за домашними животными и организуются эксперименты с растениями.

Проект «Мир воды» При реализации этого краткосрочного проекта дети не просто приобщаются к самому важному на Земле веществу, но и учатся бережному отношению к водным ресурсам.

Дети старшей и подготовительной групп:

«Мастерская природы» позволяет узнать, как ветки, спилы, семена, листья растений можно использовать для декорирования бытовых предметов.

«Растение–доктор» дети учатся распознавать лекарственные растения и узнают об их целебных качествах.

«Природа вокруг нас»,

«Люблю березу русскую»,

«Волшебница–вода» ,

«Мир животных и птиц»,

«Времена года»,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания.

Статья на тему "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания....

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....

Методическая разработка «Мотивация как эффективный способ вовлечения детей в образовательную деятельность»

Любая деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающ...

Консультация для воспитателей «Современные способы вовлечения родителей в образовательный процесс для совместного развития детей дошкольного возраста».

Польза для родителей- ощущают личную причастность к «общественной» жизни своего ребенкавидят, как их ребенок общается с другими;- начинают больше понимать в детском развитии;- получа...

Консультация для педагогов "Эффективные способы вовлечения родителей в жизнь детского сада"

В программе выделяется специальный блок «Взаимодействие с семьями детей», следовательно, и в планировании и в практической деятельности работе с родителями должно уделяться особое вни...

Экологические проекты как способ вовлечения детей в экологическую культуру

Консультация на тему: «Экологические проекты как способ вовлечения детей вэкологическую культуру»....

Консультация для воспитателей «Современные способы вовлечения родителей в образовательный процесс для совместного развития детей дошкольного возраста».

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников.Оно включает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семе...