"Игровая деятельность как основное средство развития индивидуальности ребенка"
презентация

Мягкова Ольга Александровна

          Здравствуйте!

     Уважаемые коллеги.    

     Если спросить у ребенка: «Что ты любишь делать больше всего?». Большинство детей ответит «Играть!». Дети играют везде, играют дома, играют в детском саду, играют на улице. Игра очень важна для ребенка, поскольку, именно через игры ‚ ребенок познает окружающий его мир, игра помогает усваивать общественный опыт и только в игре, развиваются духовные и физические силы ребёнка. Игра ведущий вид деятельности на протяжении всего детства.

Как вы понимаете что такое ведущий вид деятельности?

Попробуйте, буквально ключевые слова, в режиме «мозгового штурма» сказать ассоциации.    

     (Ответы воспитателей) Согласна, ведущий вид деятельности – это та деятельность которая обуславливает главнейшие изменения в психических процессах на данной стадии развития.

     Игра очень важна для ребёнка. Именно в ней развивается ребёнок из точки зрения психики и не только, во всех направлениях.    

Скажите мне пожалуйста, какие функции выполняет игра в педагогическим процессе? (бросаю мяч – обратно ответ)

  1. обучающую,
  2.  познавательную,
  3.  развивающую,
  4.  воспитательную,
  5.  социокультурную,
  6.  коммуникативную,
  7.  эмоциогенную,
  8.  развлекательную,
  9.  диагностическую,
  10.  психотерапевтическую

 

 То есть если мы хотим, увидеть динамику развития ребёнка, его личности, его качества, его умения, то легче всего это увидеть в игре.     Вот тогда, когда ребёнок играет, лучше всего самостоятельно. Ну к слову сказать, и развивается ребёнок самостоятельно в игре.

     Но вот по поводу того, что дети любят играть, и чаще всего играют, сегодня этот момент очень щепетилен, потому что на самом деле дети не умеют играть!     Дети не освоили основных игровых умений и действий, то есть они не сформированы.

     И сегодня мы об этом будем говорить и наша задача – вести игру, научить.     И если раньше я сама даже понимала и думала, так что сюжетно-ролевая игра вот именно она, вершина игровой деятельности. Она не может быть внесена извне, взрослым, и не может быть реализована на занятия на совместном, потому что это свободная деятельность ребёнок, там должен свободно себя чувствовать. И разворачивать сам сюжет игры. Тогда только происходит развитие. Но на сегодняшний момент отказывается, что западают игровые действия, необходимые для сюжетно-ролевой игры и дети не умеют в нее играть.  Если говорить о ведущем виде деятельности, то понятно, что в разный период на поверхность «выходят» разные виды деятельности и форма активности.     Мы не должны забывать, если говорить о младенческом возрасте, то ведущим здесь является непосредственной эмоциональное общение со взрослым. (Приведите пример общения взрослого с младенцем)

     Это когда мама или папа или другой близкий взрослый улыбается ребёнку.     Говорят ласковые слова добрым голосом.     И вызывают тем самым положительные эмоции, необходимые ребёнку, в которых у него потребности от природы, возрастная потребность.     И вот уже из эмоционального общения вытекают, то есть, дифференцируется     форма активности, то есть в этом возрасте, конечно, ещё не вид деятельности, а вид активности. И с предметами он начинает манипулировать, в этом возрасте просто хотя бы хватает их, исследует их по ощущениям.     Это важно.     Если этого не будет, что мы имеем с вами?      Сегодняшние мамочки, к сожалению, не почему-чки, как мы когда-то были.     Их сознание, оно другое, точно так же, как у детей.     И если мамочка, почему-чка, раньше подходила к ребенку,     и её материнский инстинкт подсказывал ей, погулить с ребенком, погримасничать. И что она видела, что ребенок откликается в ответ?

Современные мамы к сожалению не играют с детьми. Сейчас «засилие» гаджетов и интерактивных игрушек, которые исключают участие родителей в совместной игре с ребенком. (нажал на кнопочку и шарик покатился или заиграла музыка)

 Потом мы говорим о том, почему у нас дети приходят     педагогически запущены.     Они не играли с начала с мамиными улыбками     и прибаутками, а потом уже им,     и в общем-то не хочется развивать более сложные     какие-то познаводные действия, потому что нет основы.

     Вопрос: Коллеги к чему может привести отсутствие или недостаток игры в жизни ребенка?

(К проблемам в социально-коммуникативном развитии)

Предлагаю вам рассмотреть игру как педагогическую форму!

Что это значит!? Игра как форма организации  того или иного вида

Деятельности. Это когда дети самостоятельно играют в больницу, дочки-матери, салон красоты и т.д. Это игра, как деятельности, где исключительно цель – игра!

Игра как форма работы - внутри того или иного вида деятельности/занятия. Например: когда мы в занятие включаем игровой момент. Приведите пример: (познавательно - исследовательская деятельность. У нас цель провести опыт, узнать что-то, при этом мы берем на себя роль     научных сотрудников, вот тогда и играем     сюжетную игру!

Игры бываю разными по форме организации деятельности:

  • игра по правилам
  • игра с сюжетными игрушками
  • дидактическая игра
  • игра-рисование
  • подвижная игра

сюжетно-ролевая игра и т.д

 

 

     Сюжетно-ролевая игра, она, конечно же, является основной ведущей. И вот здесь важно, что понимать.     Да, что почему она возникает, как ведущая деятельность, потому что у ребенка в этом возрасте     это с 3-8 лет, такой возникает противоречия.

Противоречие между стремлением к самостоятельности и  отсутствием произвольной регуляции и организации собственного поведения. То есть у него в эти умения отсутствуют.

        Ребенку хочется научиться,     но он не знает как.     И вот научиться регулировать и управлять свое поведение,     и регулировать свои действия поможет так раз сюжетно-ролевая игра.     Но обратите внимание,   что высший уровень сюжетно – ролевой игры     достигается не сразу.     Сначала ребенок учится, игре действию.     То есть что он как взрослый,     может делать,     так самостоятельно взрослый.     Вот он, например, может быть врачом.

     Он видел, как доктор слушал его фонендоскопом.     И он может поиграть с мишкой     и взять этот фонендоскоп и послушать.     То есть он осваивает игру действия.     Игру с предметами заменителями.  Это очень важно,     потому что на этом уровне     ребенок учится заменять,     а дальше он научится заменять себя, т.е.   принимать роль, то есть, оставили тебя вместо кого-то,     вместо врача, вместо продавца.     Пока он не научится заменять предметы, использовать предметы заместители, он не научится принимать на себя роль.     

        Мы вот ради этого, каждое занятие, в мотивационный этап закручиваем сюжет так, что у нас все время есть какие-то роли. То дети волшебники, то дети повара, то дети спасатели, исследователи, и так далее.     Они так каждый раз на себя стараются взять роль.

     Ну и самый высший уровень, это игра - отношение.     Когда дети не только используют предметы, нужны, необходимы могут их заменить, не только принимают на себя роль, и в данном случае используют     ролевые действия, ролевую речь.     Но еще они организуют   взаимоотношения между собой.     В больнице я врач, ты больной, ты себя ведешь, как больной, и я себя веду, как врач.

  Исследования показывают, что игра – действие, это умение дети к 3 годам должны освоить. Но как показывает практика далеко не все дети это осваивают, в лучшем случае к 6-7 годам. И получается, что к 6-7 годам 65% детей останавливаются на этом умении. И только 33% детей освоили роль и смогли ее на себя принять, но самостоятельно организовать игру не могут. И только 2% освоили игру-отношение. Из 100 детей только 2 ребенка готовы к школе и готовы к дальнейшему образованию и развитию. И наша с вами задача это поправить! Научить детей играть!

Сюжетно-ролевая игра позволяет создать условия для комплексного развития сразу по всем направлениям! Слайд 10

И кроме того, это великолепная вещь, которая помогает получить свой субъектный(личный) опыт: Ценностный опыт (важно уважение, дружба и т.д.) Сотрудничества (подчиняются правилам игры. Учатся взаимодействовать), операционный опыт (разные действия необходимые в игре и дети их подхватывают молниеносно), опыт первичной активизации (когда ребенок свои умения и таланты использует в игре), опыт рефлексии (эмоции,  вспоминает что понравилось в игре, и невольно начинает анализировать). Слайд 11

Кроме того, в самостоятельной игре ребенок может дойти до творческого уровня в тех или иных действиях. Дали ребенку первичные представления о космосе н-р(ракеты планеты и т.д.) но эти знания бессмыслены. Если ребенок с этими знаниями не работает, не применяет свои умения (строит корабль, подбирает атрибуты для членов команд и т.д. это мы делаем пока вместе). А потом применят умения сам, начиная его преобразовывать.

Значение игровой деятельности. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми. СЛАЙД 13

   Дидактические игры - составлены по принципу самообучения, когда сама игра  направляет ребёнка на овладение знаниями (первичными  представлениями) и умениями (способами действия).СЛАЙД 14

Виды дидактических игр СЛАЙД 15

Алгоритм проведения сюжетно-дидактической игры Слайд 16

Сюжетно-ролевая игра имеет      следующие структурные Компоненты СЛАЙД 16

Алгоритм проведения сюжетно-ролевой игры СЛАЙД 17

А сейчас мы предлагаем (первой команде) поиграть в сюжетно-ролевую игру «Полёт в космос».

Второй команде в игру театрализацию «В гостях у сказки».

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon igrovaya_deyatelnost.pdf2.86 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов по теме "Игровая деятельность как основное средство развития индивидуальности ребенка"

В современных условиях реформирования системы дошкольного образования основной линией преобразований стал переход на личностно-ориентированное  взаимодействие педагога с детьми. Среди методологич...

Игровая деятельность это основной фактор развития ребенка.

В педагогической литературе утверждается, что игровая деятельность – это главный вид деятельности ребенка, точнее будет, что вся жизнь детей – это игра. Ребенок создает в воображении собст...

Семинар-практикум для воспитателей «Игровая деятельность, как основное средство развития индивидуальности ребёнка»

laquo;Игровая деятельность, как основное средство развития индивидуальности ребёнка»...

Игра как деятельность, форма и средства развития индивидуальности ребенка

Статья рассказывает о игровой деятельности, как средстве развития индивидуальности дошкольника...

Семинар – практикум для воспитателей «Игровая деятельность, как основное средство развития дошкольников»

Повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагогов в метод...

«Игровая деятельность как всестороннее средство развития ребенка дошкольного возраста»

1. Ф.И.О. педагога – Колесникова Дарья Николаевна. 2. Образование – среднее специальное. 3. Тема самообразования: «Игровая деятельность как всестороннее средство развития р...