Мастер – класс «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ»
методическая разработка

 

Уважаемые коллеги, я представляю мастер – класс, в процессе которого поделюсь   опытом работы нашего учреждения по использованию современных форм взаимодействия с семьями воспитанников, направленных на поддержку образовательных инициатив, а также формирование мотивационной готовности у  участников мастер – класса  к  апробации современных форм взаимодействия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_i_realizatsiya_.master-klass_2021g.docx58.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРНАЯ СКАЗКА»

Мастер – класс

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ»

C:\Users\User\Downloads\65ad11d41e16f214275358.jpg

                                                              Подготовила:

                                                                     Сливинская Л.П.

                                                                             старший воспитатель

г. Новый Уренгой, 2021

Участники: педагоги, родители.

Цель: Инновационные подходы  к эффективному взаимодействию с семьями воспитанников

Задачи:

  1. Ознакомление  с современными инновационными подходами во взаимодействии с семьями воспитанников, направленных на оказание психолого – педагогической поддержки в вопросах воспитания, образования и развития, поддержку образовательных инициатив;
  2. Формирование мотивационной готовности у  участников мастер – класса  к  апробации современных форм взаимодействия.

Ритуал приветствия

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем мастер- классе. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую  сможете использовать в работе с педагогами, а также поделиться и своим опытом.

Прежде чем начать вести наш диалог, предлагаю поближе познакомиться через коммуникативную игру «Здравствуй, друг»

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг»

Цель: раскрепощение,  создание положительного настроя, хорошего настроения, объединение игроков.

Играющие: все присутствующие, разбившись на пары.

Суть игры: Игровые пары создают два круга: внешний и внутренний. Участники кругов стоят лицом друг к другу и повторяют за руководителем фразы, сопровождаемые определёнными жестами и мимикой:

- Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

- Как ты тут? (хлопают друг друга по плечу)

- Ты пропал! (разводят разочарованно руками)

- Я скучал! (гладят друг друга по плечу)

- Ты пришёл! (широко разводят руками)

- Хорошо!!! (обнимаются).

После того, как все фразы произнесены и обыграны, внешний круг игроков делает шаг в сторону, таким образом, меняясь партнёрами (внутренний круг игроков стоит на месте). Игра повторяется сначала. Пары меняются партнёрами до тех пор, пока не вернутся в исходное положение кругов перед началом игры.

Ведение в тему

Уважаемые коллеги, я представляю мастер – класс, в процессе которого поделюсь с  опытом работы нашего учреждения по использованию современных форм взаимодействия с семьями воспитанников, направленных на поддержку образовательных инициатив.

Сегодня я представлю  аспекты, касающиеся этого взаимодействия , и которые позволяют добиться эффективного сотрудничества в решении различных образовательных задач.

На слайде вы видите слова Сухомлинского, которые отражают понимание роли семьи в его жизни, в том числе и наше понимание, роль семьи в развитии ребенка, в его  формировании, отношение  к ребенку как к зеркалу, которое складывалось на протяжении многих лет, в русле всей российской советской педагогики.

Слайд №2

«Семья для ребенка это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь он происходит его социальной рождение… Ребенок – зеркало семьи»

На стр. рефлексивного дневника есть это высказывание. Как вы его понимаете?

Действительно  мы понимаем, что если раньше,  семье отдавалась не ведущая роль, а считалось, что ребенка формирует школа и социальные институты, то в последние 20 лет отношение к институту семьи определенным образом изменилось.

 Слайд №3

Об этом свидетельствует последний документ – ФГОС ДО, который выдает определенные требования стандарта и   в котором прописано, что одна из задач - «обеспечение психолого – педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их здоровья». Поэтому, от нас, педагогов много зависит.

Неслучайно, в профессиональном образовательном стандарте воспитателя  в разделе профессиональные компетенции указано, что одна из его задач – умение осуществлять взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственно вовлекать их в образовательный процесс на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семей.

Этот аспект я представлю сегодня и остановлюсь подробнее на тех формах взаимодействия, которые используются в практике нашего учреждения и способствуют эффективному взаимодействию и сотрудничеству с семьями воспитанников.

Кроме этого я прошу вас присоединиться к теме обсуждения и поделиться своим опытом.

Итак, что послужило переходом к новым формам взаимодействия?

Слайд №4

Как показала практика, что прежние формы взаимодействия, мы их называем традиционными, в свое время предложенные Т.А. Марковой, вы их видите на экране, имели низкую востребованность у родителей, не пользовались популярностью, в них родители участвовали по необходимости и информацию получали не на достаточном уровне.

Статистика говорит о том, что в основном родители отдавали приоритет индивидуальным консультациям и беседам. Коллективные формы взаимодействия, как родительские собрания и конференции не получили особую популярность. Вместе с тем,  педагоги отдавали предпочтение информационно – наглядным формам (папки – передвижки, ширмы, выставки), так как они не требовали эмоциональных затрат.

Таким образом, взаимодействие осуществлялось формально и не приносило нужных результатов. А между тем, вызов нового времени актуализировал построение новых отношений между ДОУ и семьей, основанных на сотрудничестве. Только в процессе такого сотрудничества можно добиться положительных результатов в развитии, воспитании  и образовании ребенка.

- Как вы понимаете термин сотрудничество?

Игра «Ассоциации»

Цель: создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к теме мастер - класса.

У меня в руках микрофон, передавая его друг другу, выскажите свои ассоциации по поводу этого определения.

-Какие разные ассоциации возникли у вас с этим термином,  который характеризует особенности и возможности сотрудничества.

 Определение сотрудничества: 

Сотрудничество предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние.

Слайд №5

Внимание на экран.

Ключевые фразы определения это: «партнерство», «взаимопонимание», «взаимодоверие», «взаимопознание».  

-Как вы думаете, что может служить основой для такого сближения?

Понять это нам сможет игра «Рука доверия». Работать будем в компаниях (как вы сидите за столами)

Игра «Рука доверия»

У вас на столах лежат нарисованные руки. Слушайте меня и делайте то, о чем я буду Вас просить.  

Напишите на обеих руках эти слова (связь и доверие).

А сейчас поверните эти бумаги чистой стороной.

Одна рука – родителей, а вторая – воспитателей.

А сейчас вместе подумаем и напишем на руке родителей, что же хотят видеть родители, дети которых находятся в детском саду?

  • какое внимание уделяется его ребенку;
  • как прошел его день;
  • чего достиг и т. д.).

А сейчас на руке воспитателя напишем, что же нужно педагогу для того, чтобы сблизиться, привлечь родителей к участию в жизни группы?

Пожалуй, многое:

  • умение и желание наблюдать жизнь ребенка в группе;
  • умение выделять существенное и позитивное в проявлениях конкретного ребенка;
  • умение понимать причины того или иного поведения, умение записывать свои наблюдения;
  • готовность донести до родителей картину жизнедеятельности и жизнетворчества каждого ребенка.

Если эти две руки приложить друг другу, то мы получим. Что? (связь и доверие)

-Как вы считаете, при каких условиях сотрудничество будет продуктивным и удовлетворять запросы и потребности педагогов и родителей?

Составление коллажа «Сотрудничество»

Прежде чем составлять коллаж, предлагаю разделиться на 3 компании на счет 1,2,3. У нас получилось три компании, которые выполнят  роли «педагог», «родитель», «ребенок». Обсудите варианты ответов – как вы в этой роли понимаете сотрудничество и запишите их маркером на доске.

Давайте проверим, что у вас получилось.

Действительно, ваши ответы очень похожи. Это означает, что  рамки сотрудничества определяется продуктивным общением, уважением друг к другу, реализацией интересов и совместным творчеством. Обратите внимание на ответы родителей – они выполняют роль не пассивных наблюдателей, а активных участников образовательного процесса.

Слайд №6

Основными принципами такого взаимодействия выступают:

- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ.

Мы считаем, что при соблюдении таких условий взаимодействие детского сада с родителями воспитанников можно назвать дружеским сообществом, содружеством педагогов, детей и родителей.

В целом готовность педагогов и родителей сотрудничать в рамках образовательного пространства определяется четкой постановкой задач, эти задачи обозначены на экране и в ваших дневниках:

Слайд №7

  • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
  • создание дружеской, позитивной атмосферы, общности интересов, эмоциональной поддержки;
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
  • расширение сферы участия родителей в организации жизни детей в ДОУ, активизация позиции семьи в образовании детей,  приобщение их к общечеловеческим ценностям, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Реализации этих задачи способствует поддержке образовательных инициатив семей через включение  в разные формы взаимодействия.

Прежде чем говорить о них, предлагаю поиграть в игру «Перемены»

Игра «Перемены»

-Встаньте  в общий круг, и поменяйтесь местами в зависимости от задания:

- у кого на руке есть часы,

- у кого в одежде есть зеленый цвет,

- у кого двое детей,

- у кого короткая стрижка и т.д.

Вывод: Все мы разные. Но всегда можно найти то, что нас объединяет. Так и в условиях  сотрудничества можно найти партнеров, которых объединяют общие интересы, увлекающихся теми или иными вещами.  

Проецируя это на сотрудничество в условиях ДОУ, можно с полной уверенностью сказать , что в практике ДОУ имеется достаточный опыт такого взаимодействия, который объединяет родителей и педагогов, а этому способствуют разнообразные формы, о некоторых из них мы сегодня остановимся.

В настоящее время взаимодействие строится по трем направлениям, которые охватываю все направления развития ребенка:

-познавательное,

- досуговое,

- наглядно – информационное.

Слайд №8

Цель наглядно – информационного направления ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения.

Формы этого направления дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, тактично напомнить о родительских обязанностях и ответственности

домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Условно они подразделяются на:

-информационно-ознакомительные — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.

-информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т. д.

Главная задача данных форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье.

К ним относятся:

-Социологические опросы, анкетирование (изучение семьи, особенностей воспитания, изучение процессов взаимодействия)

-Буклеты, информационные листы, газеты (о воспитании, развитии и образовании на определенную тематику, описание, какого  либо события, интересные факты из жизни семьи или детского сада)

-День открытых дверей,

-Открытые просмотры занятий,

-Видеозаписи наблюдений за ребёнком

-Семейные и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Панарама добрых дел»,

-Фотоальбом «Будем знакомы» (в котором родители размещают информацию о себе и своем ребенке)

-Фотовыставки,

-«Почтовый ящик вопросов » размещенный на входной двери группы  

Предлагаю составить «копилку» данных форм по этому направлению. В своих рефлексивных дневниках отметьте те, которые используются в вашем учреждении, добавьте свои.

Слайд №9

Наиболее распространенными и востребованными родителями формами познавательного направления являются:

-Родительские конференции (собрания), но в совершенно в новом формате: «круглый стол», «студия», «квест»,  в ходе которых происходит  обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания острых сложных тем на текущий момент в нетрадиционной обстановке с обязательным участием нескольких специалистов. В процессе   таких встреч  используются дискуссионные вопросы, «мозговой штурм», анализ педагогических ситуаций, сообщения специалистов по теме, показы видеозаписи непосредственной образовательной деятельности, мини  мастер – классы

На таких встречах родителям представляется возможность активно участвовать в продуктивном общении, обменяться чувствами и идеями воспитания ребенка, оказаться в исследовательской позиции. Этому способствуют активные методы. Некоторые из них мы проиграем.

Упражнение «Неоконченное предложение». 

Закончите фразу…

 (Передавая мяч, родители договаривают предложение)

– Мой ребёнок будет здоров, если будет … каждый день делать гимнастику.

– Мой ребёнок будет здоров, если будет … правильно и во время питаться и т. д.

– Мой ребёнок будет здоров, если будет … закаливаться.

– Мой ребёнок будет здоров, если будет … соблюдать режим дня.

– Мой ребёнок будет здоров, если будет … заниматься физкультурой.

Итак, подведем итог,  ребёнок будет здоров, если будет вести здоровый образ жизни.

Упражнение «Диктат»

Цель: осознать права ребенка и принять их; нельзя принимать решение за ребенка.

Для этого упражнение нужен «доброволец», который будет играть роль ребенка. А сейчас мы вспомним, как общаемся со своими детьми.

  • Если ребенок капризничает, что ему говорим: «Не плачь, прекрати!». Значит, мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства (добровольцу завязывается область сердца).
  • Если ребенок без разрешения берет вещи, которые ему не положено брать, что мы говорим: «Не трогай!» (у добровольца завязываются руки)
  • Если ребенок разбегался, мешает Вам (нам), что мы говорим: «Не бегай!» (у добровольца связываются ноги)
  • Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, как мы реагируем: «Не слушай!» (добровольцу завязывают уши)
  • Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему: «Не кричи!» (у добровольца завязывают рот)

А сейчас давайте спросим нашего ребенка, как он себя чувствует? Как Вы думаете, может ли ребенок развиваться как личность в таком состоянии? Что же делать?

Рекомендации ведущему. Во время обсуждения добиться единства мнений: что сначала развязывать. Подвести к мысли о том, что нужно спросить самого ребенка, нельзя принимать решение за ребенка.

Психологический комментарий. Упражнение дает возможность осознать права ребенка и принять их.

Эти упражнения были использованы во время квеста «Планета Детства – секреты успешного развития ребенка»

Слайд №10

Широкую популярность получил родительский клуб. Работа клуба строится на принципах добровольности и личной заинтересованности родителей. Клуб  объединяет родителей общими проблемами и совместным поиском оптимальных форм помощи ребёнку. В процессе таких встреч  решаются вопросы овладения практическими умениями, необходимыми родителям в воспитании детей. Тематика встреч планируется сразу на год, чтобы дать возможность родителям сориентироваться в проблемных вопросах воспитания и развития ребенка, подготовиться к встречам, пообщаться с педагогами «на равных», поделиться опытом семейного воспитания. Один из приемов, используемый в одной из встреч мы проиграем.

Игра «Все мы разные»

Каждому участнику дается по листку бумаги.

Инструкция: держать листок за два верхних угла прямо перед собой; закрыть глаза; внимательно слушать то, что я буду говорить; делать то, что я говорю, с закрытыми глазами.

Задание: сложите листок вдвое; разгладьте место сгиба; вырвите кусочек бумаги из места сгиба; снова сложите листок вдвое и т.п. Когда у детей получатся маленькие, многократно сложенные листки, предложите им открыть глаза и развернуть листки.

Задаются вопросы: У всех ли получились одинаковые листки? Чем они отличаются? В чем похожи?

Вот так взрослые и дети, в чем-то похожи, а в чем-то отличаются. У каждого есть свои особенности, хотя они живут и все делают вместе.

 Не столь важно, овладеет ли ребенок иностранными языками, научится ли он рисовать, это не каждому дано, но очень важно, чтобы он был общительным, уверенным в себе и своих возможностях, самостоятельным, умеющим преодолевать трудности, инициативным, способным принимать решения, умеющим вступать во взаимодействие с окружающими его людьми.

Слайд №11

Одной из распространенных форм вовлечения родителей в педагогический процесс является семинар-практикум,  цель которого состоит в том, чтобы обеспечить практическое использование теоретических знаний. Тематика практикумов – семинаров подбирается исходя из запросов самих же родителей, («Развитие речи средствами мелкой моторики», «Формирование сенсорных представлений в процессе предметной деятельности», «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников», «Знаем ли мы своего ребенка»).

Данная форма работы предполагает интенсивную самостоятельную работу участников и ведущего по поводу заданной темы. Ведущим может быть как специалист, так и сами родители. Участие детей в данном мероприятии, создает неформальную и живую обстановку. В ходе такой деятельности происходит ненавязчивое информирование по тематике встречи и  передача опыта. Один из фрагментов такой встречи («Знаем ли мы своего ребенка») мы проиграем

Игра: «Цветик – семицветик»

Представьте, что это ваш малыш нежный, цветущий. Напишите на лепестках ласкательные производные от имени или семейные прозвища. На стебельке имя, которым вы обращаетесь к ребенку, когда недовольны им, сердитесь на него. (Дается 2-3 минуты для заполнения цветка) Мы дарим цветок имени вашего малыша. Пусть лежит он в семейном альбоме, ведь это-часть его жизни, а потом станет частью истории вашей семьи.

Предлагаю составить «копилку» данных форм по этому направлению. В своих рефлексивных дневниках отметьте те, которые используются в вашем учреждении, добавьте свои.

Слайд №12

Досуговое направление в работе с родителями направлено на создание условий для ситуативно - делового, личностно - ориентированного общения на основе общего дела (рисунка, поделки, роли в спектакле, книги, игры, подготовки к празднику, походу, разработке общего проекта), поддержка творческой инициативы.

 Наибольшую популярность получили такие формы, как выставки, конкурсы, «День добрых дел», «Театральная пятница», «музыкально – литературная гостиная», игровой тренинг, мастер – класс, «Встреча с интересным человеком», совместные досуги, «Проектная деятельность».

Непосредственное, живое общение с родителями приносит детям особое удовольствие, а взрослые, погружаясь в мир ребенка, лучше понимают своих детей, их желания и интересы.

О некоторых формах я остановлюсь подробнее.

Слайд №13

-«Музыкально - литературная гостиная», как одна из форм культурных практик, в процессе которой происходит формирование духовно - нравственных качеств, основанная на  тесном  сотрудничестве взрослых и детей в процессе совместной познавательно творческой деятельности, дискуссий, активизирующего обучения. В процессе ознакомления с лучшими образцами литературы и музыкальной культуры, у дошкольников  формируется  эстетическое отношение к окружающему миру. В процессе таких встреч происходит  укрепление семейных традиций и семейных отношений в процессе культуротворческого диалога взрослых и детей. Наиболее распространенные методы и приемы такого взаимодействия: восприятие музыки и литературы, игра и театрализация, дискуссия, методы воспитывающих ситуаций, решение творческих задач, игровые тренинги, импровизация, методы сотрудничества, ситуации морального выбора.

Я предлагаю принять участие в танцевальной импровизации, которая была использована на совместной встрече «Сказочный калейдоскоп».

Предлагаю рассчитаться на 1,2. У меня в коробке лежат предметы. Выберите один из них (орех, свеча).

Послушайте задание:

- Кто выбрал орешки - вы будете отстукивать ритм музыки, кто выбрал свечи – будет принимать участие в танцевальной импровизации

Танцевальная импровизация. «Три чуда» из оперы Римского – Корсакова Сказка о царе Салтане. Тема белочки.

Спасибо всем за участие.

Хочу остановиться более подробно на проектной деятельности, которая в последнее время получила особую популярность. Одна из целей проектной деятельности - установление доверительных отношений между взрослыми и объединение их в одну команду.

Фрагменты итогового мероприятия проекта «Нет родного дружка, чем родная матушка» мы вам покажем.

Видео - мероприятие с родителями «Первое слово – главное слово»  

Организация любого проекта и взаимодействие с родителями предполагает: подготовку, реализацию проекта и подведение итога.  Я хочу познакомить вас с тем, как можно поддерживать инициативу родителей в ходе реализации проектов.

Будем работать компаниями (как сидят за столами). Каждая компания будет участвовать в своем проекте.

Итак, в ходе обсуждения проектов с детьми было выяснено. Чем они будут заниматься, что их интересует по форме трех вопросов «Что мы знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?»   При составлении опросного листа  фиксировалось имя ребенка, записывались фразы детей, не изменяя их первоначальный вид.

Затем составлялся совместный план мероприятий - «паутинка», состоящий из событий и занятий в центрах активности для реализации проекта.

Какова роль родителей в реализации этого плана- помочь ребенку реализовать свои интересы. Вот вы сейчас и поможете это сделать. Представьте себе, что вы родители. Рассмотрите внимательно план реализации проекта  и обозначьте свое участие в подготовке, реализации проекта. А также решите, какой итоговый продукт будет на заключительном этапе проекта.

1-я компания Проект «Город будущего»

2-я компания Проект «Мой четвероногий друг»

3-я компания «У всех на свете есть права»

-Какие чувства вы испытали в ходе выполнения задания?

-Что положительного в этом опыте?

-Какие трудности испытывали?

-Ваши предложения по поводу этого совместного сотрудничества.

 и фиксировать имя ребенка, это позволяет родителям корректировать и расширять знания детей. Отметьте это в своих дневниках

 Предлагаю составить «копилку» данных форм по этому направлению. В своих рефлексивных дневниках отметьте те, которые используются в вашем учреждении, добавьте свои.

Мы сегодня рассмотрели только некоторые из форм сотрудничества, направленных на поддержку образовательных инициатив семей воспитанников.

Давайте  останавливаться на достигнутом и будем   продолжать искать новые пути вовлечения родителей в образовательный процесс. Ведь у нас одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

В заключении нашей встречи, предлагаю провести рефлексию «Архиватор 3, 2, 1»

  • Назовите 3 момента, понравившихся больше всего.
  • Назовите 2 момента, которые будете использовать в своей работе.
  • Назовите 1 момент, который побуждает (вызывает желание) задать вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация мастер-класса "Взаимодействие детского сада и семьи в процессе правового воспитания дошкольников старшего возраста"

Презентация мастер-класса по работе с семьей воспитанников. Тема: "Взаимодействие детского сада и семьи в процессе правового воспитания дошкольников старшего возраста....

Педагогический совет "Система реализации образовательных инициатив семей воспитанников ДОУ"

Методическая разработка педагогического совета в ДОУ по реализации одного из актуальных направлений ФГОС ДО - развитию образовательных инициатив семей и воспитанников в ДОУ...

Мастер класс "Взаимодействие педагога с родителями воспитанников" 07.02.2014

Мастер класс "Взаимодействие педагога с родителями воспитанников" 07.02.2014...