Доклад на педагогическом семинаре "Инновационные формы взаимодействия с родителями"
методическая разработка

Анастасия Валерьевна Гусева

В докладе перечислены формы и принрципы взаимодействия с родителями. Кроме этого, перечислены инновационные формы взаимодействия с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад воспитателя Гусевой А.В. на тему

«Инновационные формы взаимодействия с родителями детей раннего возраста»

В настоящее время накоплен значительный практический опыт по взаимодействию с семьями воспитанников. Однако недостаточно внимания уделяется работе ДОУ с родителями детей раннего возраста.

Взаимодействие с родителями детей раннего возраста.

Контакты с родителями детей раннего возраста в детском саду начинается уже с того момента, когда они приносят медицинскую карту будущего воспитанника, то есть еще за 3–4 месяца до поступления ребенка в дошкольное учреждение. Организуется первичное знакомство с родителями малышей, в ходе которого проводятся беседа и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания и т. д.

На основе анализа развития ребенка, в т. ч. внутриутробного, фиксируются его физические и психические особенности. С родителями каждого ребенка беседа ведется индивидуально, даются рекомендации по улучшению адаптации его к условиям детского сада. Этого можно достичь только при установившемся контакте родителей и воспитателей ДОУ.

Затем родителей и ребенка знакомят с первой младшей группой. Проводится экскурсия по групповым помещениям, чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрируется, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома. Педагог показывает родителям игрушки, учебные пособия, детские книги, подсказывает, какие игрушки и пособия следует приобретать для детей, особое внимание обращается на их соответствие возрасту ребенка.

Современная семья часто нуждается в разнообразных знаниях: педагогических, медицинских, юридических и других. Многие родители традиционно опираются на свой жизненный опыт, опыт своих родителей или знакомых. Но зачастую возникают проблемы, которых не было в родительской семье, а своего опыта не хватает. Тогда целесообразно обратиться за помощью к педагогам.

Современные требования к роли родителей в воспитании детей возрастают. Дошкольное образовательное учреждение ставит перед собой следующие задачи:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Таким образом, задача ДОУ - изменить позицию родителей из позиции "сторонние наблюдатели" в позицию "активные участники".

Принципы взаимодействия с родителями.

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов и родителей.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями.

2.Индивидуальный подход.

Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3.Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах и искреннее желание помочь.

4.Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционировать, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

«Союз трех».

Данное взаимодействие педагогов, родителей и детей смело можно назвать «Союз трех».  Главная задача воспитателя по работе с семьёй - разрушить ныне существующий барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимного воздействия на ребёнка. При этом целью семейного воспитания, так же как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка. Родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками и гарантирует подготовку к школе.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – это особый вид педагогической деятельности. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

В последние годы в педагогическом лексиконе всё чаще стал использоваться термин "инновация". Этот термин означает "нововведение", "передовой педагогический опыт", "новаторство, возникшее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для развития образования". Инновация - это изменение того, что уже существует.

Вопрос о взаимодействии образовательного учреждения и родителей - в ряду самых актуальных на сегодняшний день. Термин "взаимодействие" детского сада и семьи предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребёнка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Родители выступают в позиции партнёров, а не учеников воспитателей.

Наиболее популярные формы взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ.

  1. Консультации.
  2. Беседы.
  3. Анкетирование.
  4. Выставки детских работ.
  5. Информационные листки.
  6. Памятки для родителей.
  7. Дни открытых дверей.

        Формы взаимодействия педагогов с родителями.

  1. 1. Родительское собрание – совместное присутствие родителей и педагога для обсуждения, решения интересующих их вопросов.

2.Круглый стол. Такая форма предполагает наличие стола, не обязательно круглого. Важно, чтобы он был и за ним сидели и педагоги, и родители, и гости. В такой обстановке обычно обсуждают актуальные проблемы воспитания.

3.Конференция. На конференции собираются и педагоги, и узкие специалисты, и родители, которые заранее готовятся к выступлению по одной теме. Каждый выступает со своей точкой зрения. В результате у родителей накапливаются знания в области воспитания детей и устанавливаются доверительные отношения с педагогами.

  1. Презентация. Такая форма предполагает знакомство с чем-либо или с кем-либо. Презентация готовится заранее. Она может сопровождаться показом иллюстраций, фото, видеоматериалов. Презентацию могут показывать как родители, так и педагоги.
  1. Родительская газета. Одной из современных форм работы с родителями с учетом уровня их образования, запросов, интересов является газета. Заранее выбирается редколлегия в составе 3-4 человек. Каждый номер посвящается одной теме, наиболее актуальной на данный период. Газета оформляется с использованием статей родителей, воспитателей, других специалистов ДОУ. В ней могут помещаться фотографии и рисунки детей.
  1. Семейный театр. Семья разыгрывает ситуацию, случай по определенной теме, потом идет обсуждение. Ситуацию готовят вместе родители и педагоги.
  1. Родительская почта. Учитывая занятость, а также стеснительность многих родителей, можно использовать эту нетрадиционную форму общения с семьей. Заранее образуется почтовый ящик, чтобы любой родитель имел возможность в короткой записке высказать свое мнение по тому или иному вопросу. Можно создать электронную почту.
  1. Конкурс. Обычно конкурсы приурочивают к какой-нибудь дате.
  1. Школа для родителей. Такая форма нужна молодым матерям и отцам с целью получения педагогических знаний. Здесь будут вести уроки учителя, в роли которых выступят не только педагоги ДОУ, но и опытные родители.
  1. Родительский клуб. Цель клуба - увеличение круга взаимодействия семьи и детского сада. На совместных встречах в клубе, за "круглым столом", во время дискуссии родители и педагоги имеют возможность лучше узнать друг друга, получить новую информацию. Общение в клубе позволяет каждому из участников не только высказать своё мнение, но и быть услышанным, сравнить свою позицию с позицией других родителей и педагогов.

Инновационная деятельность – это особый вид педагогической деятельности. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Какие же инновации можно применить при взаимодействии с родителями?

  1. Сайт детского сада, на котором размещается вся необходимая информация для родителей.
  2. Он-лайн общение с родителями посредством интернет сайта.
  3. Электронная почта, с помощью которой родители и педагог могут общаться.

Конечно, все электронные формы общения не могут заменить личное общение, они могут только помочь в определенных ситуациях.

Можно сделать  следующий вывод - ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья не могут взаимодействовать  друг с другом, ребёнок оказывается между «двух огней». Главным для педагогов и родителей  должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.

Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!

Таким образом, тесное педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития детей позволяет сделать родителей союзниками педагогов, что очень важно для их дальнейшего сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете в МБДОУ "Формы взаимодействия с родителями "

Многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. По этой причине, мы, педагоги, очень час...

Доклад "Использование современных форм взаимодействия с родителями в процессе художественно-эстетического образования дошкольников"

Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности. Наша работа по худож...

Доклад «Родительский клуб – эффективная форма взаимодействия с родителями»

Доклад старшего воспитателя - Повышение качества образования через взаимодействие семьи и ДОУ в рамках работы родительского клуба...

Доклад к педагогическому совету на тему: «Инновационные формы взаимодействия с родителями»

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и лично...

Доклад на тему «Актуальные формы взаимодействия с родителями как средство повышения эффективности воспитания»

Ничто не действует в малых душах детскихсильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них невпечатывается глубже и тверже примера родителей. Н.И. Новиков...

Презентация педагогической практики в форме Олимпийских игр («Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников»)

Организация эффективного взаимодействия педагогов группы с родителями на основе использования информационно - коммуникационных технологий, с целью решения актуальных  вопросов воспитания и развит...