Семинар - практикум "Играя в профессии я выбираю будущее"
материал

Ткачева Екатерина Леонидовна

Семина - практикум для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семинар - практикум24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Р.Б.

Муниципальное образование «Бичурский район»

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Полянка»

Семинар – практикум «Играя в профессии – я выбираю свое будущее»

Подготовила: Ткачева Е.Л.

Бичура 2024 г.

Цель: обмен опытом и технологиями по социализации и ранней

профориентации дошкольников.

Задачи:

- совершенствовать и конкретизировать представления детей о мире

профессий;

- поиск педагогических идей для развития способности понимать и

принимать ценности труда на благо общества и личностного развития;

- содействовать личностному самоопределению.

Ход:

Детство – это удивительный мир, где, будучи ребенком, можно стать

мамой и папой, пожарным и врачом, можно полететь в космос,

попутешествовать по разным странам за один день или помечтать о будущем.

Мир профессий в обществе сложная, динамичная, постоянно

развивающаяся система. Если еще несколько лет назад было достаточно

познакомить детей с трудом повара, врача, продавца, водителя и военного, то

на текущем этапе этого недостаточно. Современная действительность нам

диктует новые требования.

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире

профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их

всестороннего, полноценного развития. Профессиональное самоопределение

взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому

дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором

закладываются основы для ранней профориентации.

А работая над той или иной темой, проигрывая различные ситуации, иногда находишь те самые невидимые нити, которые иногда объединяют людей разных профессий. Ведь воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал не только увлекательной деятельностью, но может быть первым шагом к будущей профессии ребенка.

Практическая часть

Игра «Самая-самая»

Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю игру, которая поможет нам

эмоционально настроиться на дальнейшую работу.

 Педагогам дается следующая инструкция:
Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика — самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми-самыми денежными? до последнего варианта.

Участникам предлагаются следующие характеристики:
· самая зеленая профессия;
· самая сладкая профессия;
· самая денежная профессия;
· самая волосатая профессия;
· самая детская профессия;
· самая неприличная профессия;
· самая смешная профессия;
· самая общительная профессия;
· самая серьезная профессия.
Каждая команда дает свои варианты ответов.

 Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную

(или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления

собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности,

самореализации. Игры дают возможность расширить и уточнить знания о

профессиях, о предметах труда, о трудовых действиях, результате труда,

расширяют словарь, учат общению.

Я рада, что сегодня у нас появилась возможность поговорить на очень

интересную и важную тему – о труде, и я хочу пригласить Вас в увлекательное путешествие по миру профессий.

Для начала давайте вспомним, что такое труд? Труд – целесообразная,

сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение

потребностей индивида и общества.

Что такое профессия? Профессия – род трудовой активности человека,

владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в

ходе специальной подготовки.

Профессиональная ориентация - система мер, направленных на

оказание помощи молодёжи в выборе профессии.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные

знания и представления о труде и воспитывать уважение

к профессиональной деятельности взрослых. Научить ценить труд,

возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача

воздействия на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать

добросовестно, аккуратно выполнять возложенные на ребенка трудовые

обязанности.

О труде размышляли во все времена. К нему обращали свои мысли поэты

и писатели, ученые, и философы. Люди сложили о труде и разных профессиях

много песен, пословиц и поговорок. А какие пословицы и поговорки о

профессиях знаете вы, мы проверим с помощью «Разноцветного кубика».

Каждый из вас по очереди будет бросать кубик, на сторонах которого

написано начало пословицы. Вам необходимо ее продолжить.

Пословицы и поговорки, используемые в работе с детьми помогают в

лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка, высказать отношение к

лени, подчеркнуть важность труда. Пословица не воспринимается ребенком

как нотация и поэтому она эффективнее как средство воспитания. (Каков

тракторист — таков и трактор. Хороший тракторист что артист.

Слушай агронома — будет хлеб и солома. Добрый пастух не о себе печется, о

скотине. Каков пастух, таково и стадо. У врача лечись, а у умного учись. Без

топора не плотник, без иглы не портной. Плотник без топора, что изба без

угла. Учи других и сам научишься. Из молодого, как из воска: что хочешь, то

и вылепишь.)

Как вы думаете, что такое профессиограмма?

Это описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к личностным качествам человека.
Все профессиограммы построены примерно по такой схеме:
· название профессии;
· вид труда (ручной, механизированный, автоматизированный, интеллектуальный);
· предмет и продукт труда;
· знания и умения, необходимые для выполнения работы;
· условия работы;
· медицинские противопоказания;
· требования к человеку;
· пути получения профессии.

Выберите одну профессию (любую) и составьте для нее профессиограмму.

 Как уже говорилось ранее, игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения,проявлениясобственного«Я»,творчества,активности,самостоятельности, самореализации. Игры дают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, о предметах труда, о трудовых действиях, результате труда, расширяют словарь, учат общению.

И сейчас мы с вами перейдем к домашнему заданию. Каждый педагог представит свою игру, для ознакомления дошкольников с профессий, соответствующую возрасту детей.

Представление игр педагогами.

Использование разнообразных методов и приемов в работе с

детьми па ранней профориентации способствуют формированию

положительного отношения к профессиональной деятельности взрослых,

представлений об общественной направленности и пользе труда людей, о

характере трудовой деятельности и взаимоотношениях между людьми в

процессе труда, основанных на уважении и взаимопомощи. А так же развивает у детей интерес к труду взрослых, помогает формированию общественно – полезных мотивов собственной трудовой деятельности, желанию трудится, добросовестно выполнять доверенное дело.

Есть на свете много профессий,

И важны они всем нам очень:

Врач, учитель, дизайнер, профессор,

Инженер, воспитатель, рабочий.

Все профессии очень разные —

Трудно сделать выбор порою.

Интересные и опасные,

Могут стать для кого-то судьбою.

Уважаемые коллеги, в ходе данного мастер-класса мы

продемонстрировали Вам некоторые игры, которые возможно использовать в

проведении различных мероприятий по ознакомлению дошкольников с

профессиями. Надеемся, что данный опыт пригодится Вам в Вашей работе и

подтолкнет к созданию чего-то нового и интересного.

Список литературы

1. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и

социальной действительностью /Н. В. Алешина. - Москва. - 2015.-С. 56-98

2. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников:

практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. 3-е изд.- Москва:

Айрис-пресс. - 2012. - 128 с.

3. Зворыгина, Е. В. Первые сюжетные игры малышей: пособие для

воспитателя дет. Сада. /Е. В.- Москва: Просвещение. - 2010.-98с.

4. Зеньковский, В. В. Психология детства/В. В. Зеньковский//Деловая

книга. - 2016.-С. 54-89.

5. Краснощекова, Н. В. Новые сюжетно-ролевые игры для младших

дошкольников: целевые прогулки, беседы, занятия, изготовление атрибутов

к играм / Н. В. Краснощекова.- Ростов на Дону: Феникс. - 2011. - 205с.

6. Менджрицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре/Д. В. Менджрицкая.-

Москва: Просвещение. - 2011.

7. Миленко, В. В. Нужно ли учить детей играть игры// Дошкольное

воспитание. - № 4.- 2015.-с. 119-123

8. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетной игры в

детском саду / Н. Я. Михайленко, Н. А.Короткова - Москва: Аванта+.-2014

9. Михайленко, Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной

игры // Дошкольное воспитание. - №4.- 2012.- с. 38-44

10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/С. Л. Рубинштейн. -

СПб.: Питер. - 2011, - 712 с.

12. Солнцева, О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание. - №

4.- 2015.- с. 33-37

13. Спиваковская, А. С. Игра - это серьезно /А. С. Спиваковская.- Москва:

Карапуз. -2015

14. Чудновский, В. Э. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии

личности дошкольника / В. Э. Чудновский. – Москва. - 2014- 168 с.

15. Шмаков, С. А. Природа и структура игры/С. А. Шмаков. - 2011 г. – 206

Каков тракторист — таков и трактор.

Хороший тракторист что артист.

Слушай агронома — будет хлеб и солома.

Добрый пастух не о себе печется, о скотине.

Каков пастух, таково и стадо.

У врача лечись, а у умного учись.

Без топора не плотник, без иглы не портной.

Плотник без топора, что изба без угла.

Учи других и сам научишься.

Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый показ занятия с детьми подготовительной группы по углубленному формированию знаний о профессиях: «Все профессии важны – выбирай на вкус!».

Открытый показ занятия с  детьми  подготовительной группы по углубленному  формированию знаний о профессиях:«Все профессии важны – выбирай на вкус!»....

"Мы выбираем будущее! "

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной  школе группы....

Вебинар ФГОСДОО 2021 Развиваем Личность, Выбираем будущее"

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛ " Воспитатель " Вебинар 2 часа...

ИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ (дети с ОВЗ) "ИГРАЯ В ПРОФЕССИЮ - ВЫБИРАЕМ БУДУЩЕЕ"

Формирование и развитие допрофессионального  самоопределения детей  с ОВЗ в системе дошкольного образования как начального этапа подготовки к самостоятельной трудовой деятельности в социуме....