Глинотерапия в работе с детьми с ОВЗ
материал

Ташкинова Галина Сергеевна

Глинотерапия это уникальное направление в арт-терапии. Оно основывается на применении природного материала, где глина выступает помогающим инструментом. Глину можно применять даже в работе с детьми с ментальными нарушениями. Это безопасный инструмент, который помогает в коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_aprel2.docx83.54 КБ

Предварительный просмотр:

Глинотерапия в работе с детьми с ОВЗ

https://srcn1-tula.ru/f/image/760A8670-0859-4593-BC2A-D0DD44092C47-845-00000128E42D6A9C.JPG

Глинотерапия – это один из методов исцеления искусством (арт-терапии), основанный на благотворном влиянии глины на нервную систему человека.

Глина – полезное ископаемое, образовавшееся в ходе разрушения скальных пород путём выветривания. Испокон веков многое известно о способах использования глины в быту, о её благотворных целебных свойствах. Стоит отметить, что глина полезна для нервной системы, она также используется и в индустрии красоты.

Мы же рассмотрим влияние глины на ЦНС человека, а конкретно – на нервную систему детей с ОВЗ.

По результатам исследований, полушария головного мозга имеют тесную взаимосвязь с нервными окончаниями, находящимися в пальцах и кистях рук. Глина – пластичный материал, имеющий комфортную для кожи температуру. Простое разминание глины в руках способно расслабить человека, снять психоэмоциональное напряжение, активизировать работу нейронов головного мозга. При лепке из глины включаются творческие способности, задействуются скрытые ресурсы. Для нервной системы особую полезность имеют разминание глины в руках, ходьба по глине босыми ногами, принятие глиняных ванн.

Для детей с ОВЗ глина особенно полезна. Помимо перечисленных выше, она оказывает ещё и дополнительный эффект, выражающийся в научении целенаправленному приложению усилий разной интенсивности, координации движений обеих рук, активизации тактильных ощущений. Глина развивает кинестезию, ребёнок учится работать в трёхмерном пространстве, тем самым развивает зрительно-пространственную координацию.

Существует 3 основных направления глинотерапии в работе с детьми с ОВЗ:

  1. Лепка из глины
  2. Гончарный промысел
  3. Тонфельд-терапия

Лепка из глины открывает перед ребёнком с ОВЗ мир формы и текстуры, способствует развитию творческого мышления. Можно лепить из глины как отдельных персонажей, так и сюжетные картины.

Гончарный промысел предполагает работу с гончарным кругом, где основным навыком является центровка, которая обеспечивается благодаря приложению необходимой силы рук для удержания глины в центре гончарного круга. Так создаётся необходимая форма изделия. Когда изделие создано, оно подвергается обжигу в печи, после которого ребёнок может увидеть своё изделие твердым (для ребёнка становятся очевидными изменения свойств предмета под воздействием температуры) Кроме того, обучение работе на гончарном круге может помочь ребёнку с ОВЗ при дальнейшем трудоустройстве при условии овладения основами данного процесса.

Тонфельд-терапия. (Tonfeld (нем.) – «глиняное поле»). Работа с глиной, расположенной по всей поверхности  продолговатой прямоугольной ёмкости. Направлена на развитие тактильных ощущений, проприоцепции (ощущения своего тела), также ощущения тяжести материала, его сопротивления при разрывании, умения различать движения своих рук и многое другое. Особую пользу оказывает процесс, при котором работа производится не кистями рук, а ступнями. Двухминутное стояние на глине оказывает целебный эффект на весь организм ребёнка. На ступнях гораздо больше нервных окончаний, чем на ладонях, взаимодействие их с глиной даёт импульс головному мозгу, вследствие чего улучшается проводимость нейронов в нём.

Таким образом, если вы всё ещё задаётесь вопросом, стоит ли ребёнку работать с глиной, ответ очевиден – стоит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии работы с детьми: психологические аспекты работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения

Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети - это практически единственный привилегированный "класс" в нашем обществе. Но вот что с ним ...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Почему логоритмика?  Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...

Глинотерапия в работе с детьми ОВЗ.

В этой статье описывается как работа с глиной влияет на развитие детей с ОВЗ.Что такое глина и как с ней работать....

Мастер-класс «ПОДАРОК» с использованием технологии арт-терапии (глинотерапии). Совместная работа родителей и детей старшего дошкольного возраста

Мастер-класс «ПОДАРОК»с использованием технологии арт-терапии (глинотерапии).Совместная работа родителей и детей старшего дошкольного возраста Цель: развитие коммуникативных навыков, ...