Консультации для воспитателей и родителей
консультация (старшая группа)

КАРАТАЕВА  ЛАРИСА ВАЛЕРЬЕВНА

Темы консультаций: Развитие творческих способностей дошкольников посредством искусства оригами.

   Роль детского творчества в развитии ребенка

Использование продуктов творческой деятельности в игре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                Консультации  для воспитателей и родителей

Развитие творческих способностей дошкольников посредством искусства оригами

Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики.  Занятия по оригами способствуют развитию внимания, памяти, творческого воображения, художественного вкуса, помогают воспитывать аккуратность. Нас, как педагогов заинтересовала возможность использования оригами для развития интеллектуальных способностей детей, развития творческого мышления, на основе яркого эмоционального самовыражения. Немаловажное значение имеет то, что дети, погружаются в работу, становятся настоящими творцами.   Для гиперактивных  детей это искусство носит релаксирующий характер – увлекаясь, дети, конструируют, мыслят и творят. Несколько лет назад, познакомившись с техникой оригами, мы решили, что обязательно займемся этим искусством со своими воспитанниками. Какой  восторг приносят результаты коллективного творчества! Дети демонстрируют именно свою поделку и поделку своего друга в общем продукте их творчества. Они сравнивают, гордятся своими достижениями и, конечно, эмоциям нет предела. Ведь ребенка хвалит не только педагог, но и родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители наших детей,  знакомятся с технологией  обучения детей оригами, многие приобрели книги с образцами поделок. Очень часто мы проводим открытые занятия, где воспитанники выполняют работу совместно с родителями.

 Нас как педагогов ДОУ не мог не затронуть вопрос развития мелкой  моторики пальцев рук, потому что в наш современный век дети получая избыток информации, имеют большие проблемы с речевым развитием. Именно оригами развивает точность, координацию движений руки и пальцев, воздействуя на речевое и интеллектуальное развитие ребенка.

В конце года, проводя первую диагностику мы поняли, как неоценима была работа, которой мы начали заниматься  с ребятами с начала старшей группы, ведь именно оригами развивает у детей точность движений пальцев рук, совершенствует мелкую моторику, развивает глазомер, учит детей различным приемам работы с бумагой: сгибанию, многократному складыванию, надрезанию, склеиванию, развивает концентрацию  внимания, умение сосредоточиться, стимулирует развитие памяти, умение следовать устным инструкциям, знакомит детей с основными  геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина, развивает пространственное воображение, активирует воображение детей и фантазию, развивает художественный вкус и творческие способности, , учит аккуратности, умению бережно и экономично использовать материал, содержать в порядке свой рабочий стол.

Во время обучения детей оригами используем следующие методы и приемы: показ с проговариванием действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения  поделки.

Успешность, доступность вдохновляют ребёнка, стимулируют продолжать осваивать новые приемы складывания бумаги. Для того чтобы интерес к оригами не ослабевал, демонстрируем возможность изготовления из бумаги игрушек, подарков для членов семьи. Дети с удовольствием включаются в продуктивную деятельность.

В развитие творческих задатков можно выделить несколько направлений. Прежде всего, это развитие конструктивных способностей. Ведь и занятия в занятие дети наблюдают и становятся участниками процесса перевоплощения бумажного листа, у некоторых воспитанников появляется желание создать что-то своё.   При этом конструкций могут быть результатом складывания одного квадрата или соединения нескольких деталей, сложенных технике оригами.

Занятия оригами влияют и на формирование личностных качеств ребёнка: дисциплинированности целеустремлённости, самостоятельности, активности, эмоционального удовлетворения.

  • Оригами способствует развитию коммуникативных способностей:
  • Чувства причастности к общему делу, ответственности;
  • Заботливости и доброжелательности (желание помочь соседу, умение предложить и правильно оказать помощь, никого при этом не обидеть).

Большое значение оригами имеет и в экологическом воспитании дошкольников, ведь именно с экологией связанно изготовление фигурок животных и растений. Здесь происходит знакомство детей с реальными объектами живой природы, разнообразием их видов и среды обитания.

Сведения о геометрических понятиях напрямую связаны с процессом складывания, потому что дети учатся действовать с бумажным листом конкретной формы, и получают геометрические фигуры в ходе складывания.

Работа в технике оригами – это настоящее творчество, которое увлекло наших воспитанников, наша группа превратилась в сказочный островок: Здесь и  бабочки, белые медведи, лягушата, одним словом наши дети занимаются интересным делом, они творцы и это самое большое счастье для педагога. «Творческая работа – это   результат творческих  усилий человека».

 

                             Роль детского творчества в развитии ребенка

Творчество – уникальная деятельность. Результатом творчества может быть рисунок, стихотворение, необычное блюдо, поделка – вдохновение выражается в разных вещах, оно единственное в своем роде не только для автора, но порой и для всего человечества.

Детское творчество отличается от аналогичного процесса взрослых и имеет свои особенности. Оно не нацелено на создание исключительного продукта – ребенок творит ради самого процесса, выражая себя в этой деятельности или избавляясь от стресса и страха, или отвлекаясь от негативных эмоций.                                                                                   Критериями успешности детского творчества следует считать не художественную ценность образа, созданного ребёнком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, оригинальности и вариативности.

Первые проявления творческой деятельности можно заметить достаточно рано, уже с полугода, если, конечно, создать для этого соответствующие условия. Если предоставить ребенку свободу деятельности с красками, то можно заметить, с каким интересом он будет манипулировать цветами и линиями, развивая фантазию и самостоятельность. Заставить заниматься творчеством нельзя, это не процесс «из-под палки». Можно создать условия, и вместе с ребенком выбрать направление для творческой деятельности. Многие педагоги считают период дошкольного детства благоприятным для развития детского творчества, а рисование, лепка, аппликация рассматривается учёными и педагогами как важнейшие сферы детской деятельности для развития общего психического развития ребёнка и формирования специальных умений и навыков, так необходимых для его успешного обучения в школе.

Для детского творчества характерны гуманизм и оптимизм – всегда побеждает добро. Ребёнок ещё не знает о сложной закономерности событий и отношений между людьми, поэтому его герои просты и ясны в своих положительных поступках, он их любит и стремится к их безусловному благополучию. Психологические особенности детского возраста определяют непосредственность творчества детей, его эмоциональность, правдивость и содержательность, смелость. Сочиняя, придумывая, изображая, ребёнок берётся за любые темы.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное.

            Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию  у детей может проявиться, если они научатся воспринимать предметы, объекты действительности, научатся выделять их формы, включая в этот процесс движения обеих рук по контуру предмета. (Иными словами, как обводим предмет, рассматривая его, так и рисуем - карандашами, кистью, фломастерами.) Только тогда дети смогут применять этот способ самостоятельно, только тогда постепенно приобретут свободу изображения любых предметов, даже тех, что не имеют четко фиксированной формы, например облаков, лужиц, плывущих льдин, нерастаявшего снега.

            Знакомя детей с произведениями искусства, мы тем самым вводим их в мир эталонов прекрасного, т.е. претворяем в жизнь те цели и задачи, о которых сказано выше, - к пониманию выразительности средств и образного решения, разнообразию цветового и композиционного построения. Зная, к примеру, секреты дымковской росписи, ребенок, несомненно, использует их, создавая образы сказочных животных, птиц; осмысливает качества изображаемого, запомнившиеся характерные особенности.

            Для вовлечения детей в художественное творчество необходимо

показать не только продукт, но и самый процесс творчества писания, рисования и т.д. с тем, чтобы собственными глазами увидеть, как это делается. Ребенок  от простого перечисления отдельных деталей в рисунке переходит к точной передаче особенностей изображаемого предмета.    

            Для малыша (младшие группы) творческое начало в создании изображения может проявляться в изменении величины предметов. Например, идет занятие, дети лепят яблоки, и, если кто-то, выполнив задание, решает самостоятельно слепить яблоко поменьше, или побольше, или другого цвета (желтое, зеленое), для него это уже творческое решение. Проявление творчества у младших дошкольников - это и какие-то дополнения к лепке, рисунку, скажем, палочка - черенок.

            Положительное отношение взрослого к инициативе и творчеству ребенка - важный стимул развития его творчества.

            Знания и представления об окружающем необходимо формировать целенаправленно. Это и специальные наблюдения, и рассматривание предмета в ходе различных игр. Нужно направлять восприятие ребенка на те или иные свойства и качества предметов (явлений).

            Дети должны не просто смотреть на объект, узнавать и выделять его свойства: форму, строение, цвет и др. Они должны увидеть его художественные достоинства, которые предстоит изображать. Далеко не все способны самостоятельно определить красоту предмета. Показывает им это взрослый. Иначе понятие "красивое" не приобретет в глазах ребенка конкретный смысл, останется формальным. Но, чтобы он понял, чем красивы тот или иной предмет, то или иное явление, родители сами должны чувствовать, видеть прекрасное в жизни. Это качество надо развивать в себе и детях постоянно.

            Как это сделать? День за днем наблюдайте с детьми за явлениями природы - за тем, как набухают почки на деревьях, кустах, как они постепенно распускаются, опушая дерево листвой. А как разнообразны гонимые ветром непогоды серые тучи, как быстро меняются их форма, положение, цвет! Обратите внимание на красоту движения облаков, изменения их формы. Понаблюдайте, как красиво освещаются небо и окружающие предметы лучами заходящего солнца.

            Такого рода наблюдения можно проводить с разными объектами. Умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества.

            Важно развивать творческие способности в семье, максимально создавая для этого все необходимые условия.

Использование продуктов творческой деятельности в игре

Детство – яркий непосредственный возраст, когда развитие ребенка целиком зависит от эмоционально – чувственного восприятия действительности, формирующего познавательные потребности детей, мышление, стойкий интерес к окружающему миру, потребность в общении, их социальное становление.

 

В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической и политической жизни страны возрастает потребность в формировании и развитии креативной личности ребенка-дошкольника.

Новизна представленного нами опыта работы заключается в использовании новых техник и материалов, что способствует формированию у дошкольников новых знаний, умений в изготовлении неповторимых детских работ, используя изделия в жизни ребенка, детского сада и семьи. Детское творчество уникально. Рисунки и поделки, размещённые в пространстве дошкольного учреждения, вносят в интерьер особую теплоту, а также стимулируют воспитанников на совершение новых арт-подвигов. Но как сделать так, чтобы детское творчество и современный дизайн существовали в гармонии? Сейчас я вам об этом и расскажу.

В практике детских садов нередко существует опыт, когда детская продукция после художественно-эстетических занятий складывается в папки и коробки и далее не востребованна. Хотелось бы, чтобы продукты творческой деятельности ребенка использовались в благоустройстве окружающей его развивающей предметно-пространственной среды и интерьера группы.

Так же стало традиционным украшение интерьера группы продуктами детского творчества, в зависимости от времени года. В каждом времени года есть своя красота. С наступлением осени происходит одно из самых необыкновенных явлений в природе, когда листья меняют цвет. Вот и в нашу группу пришла красавица Осень! Дети вырезали листья из цветной бумаги, которые превратились в платье нашей Осени. А поскольку листьев нам понадобилось много, то мы попросили родителей помочь в украшении. А с наступлением зимы наша Осень превратилась в Красавицу Зиму, листики на платье сменились снежинками. К новому году мы разрисовали окна нашей раздевалки. Все дети принимали участие в украшении окон. Кто-то рисовал снежинки, кто-то раскрашивал снеговика. Ребятам очень понравилась такая коллективная работа. И когда родители забирали вечером детей каждый ребенок показывал маме или папе результат своего творчества.

Одной из форм взаимодействия и сотрудничества с семьей являются совместная организация и проведение в детском саду выставок различной тематики. Такие мероприятия сближают детей и взрослых, увлекая совместным делом – сбором и предоставлением экспонатов для выставки. Для детского сада такие выставки имют свое значение – появляется возможность не только привлечь родителей к участию в мероприятиях детского учреждения, но и дать возможность многим родителям самим стать его участниками. Традиционным стало проведение выставок к новому году, пасхе, яблочному спасу и другие, которые украшают группы нашего детского сада. Ребята делятся друг с другом своими впечатлениями и рассказывают, как они делали свои поделки.

В каждом из этих мероприятий ребёнок непосредственный участник: он и автор представленных творческих работ и зритель, и ученик, которой находит для себя новые идеи, учась у таких же сверстников, и овладевает, новыми практическими умениями. Использование работ детского творчества в оформлении группы имеет важнейшее воспитательное значение, так как участие ребенка является очень эффективным средством поощрения детей. Это пробуждает интерес к искусству, способствует воспитанию положительной мотивации к занятиям декоративно-прикладным творчеством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей и родителей

театрализованная деятельность...

Консультация для воспитателей и родителей

Голос– вот самый древний и самый совершенный музыкальный инструмент.Голос – красивейший инструмент, созданный самой природой. Человек пользовался им с давних пор. Голос матери, поющий колыбельную – эт...

Консультация для воспитателей и родителей. Тема: «Моральное поведение дошкольника»

Моральное поведение – это соблюдение норм и требований морали вопреки собственным непосредственным желаниям и интересам при полном отсутствии какого-либо внешнего контроля и принуждения....

Консультации для воспитателей и родителей

Использование игр на ориентировку в звуковом и буквенном составе словаВ литературе о дошкольном воспитании опубликовано много разнообразных игр. Знание их, умение использовать в ...

Консультация для воспитателей и родителей

Консультация для воспитателей и родителейМикроскоп для дошкольникаВ списке хороших подарков на день рождения шести-семилетнему «почемучке» микроскопы стоят в первых рядах. Как выбрать первый дет...