картотека сюжетно-ролевых игр.
картотека (младшая группа)

Шевцова Любовь Николаевна

Картотека сюжетно-ролевых игр, проведенной с детьми 3 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_syuzhetno-rolevyh_igr.docx44.65 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР ПО ТЕМЕ «ОГОРОД»

  1. Игра «В деревне у бабушки»

 Цель: Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел.

Задачи:

  • Формировать представления детей о членах семьи и их обязанностях по дому.
  • Активизировать словарь по теме «Домашние животные»; способствовать развитию диалогической речи.
  • Продолжить развивать умение выбирать роль под руководством взрослого, действовать в соответствии с принятой на себя ролью, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.
  • Развивать умения детей устанавливать дружеские взаимоотношения в игре, самостоятельную активность.
  • Воспитывать любовь к домашним животным.

Предварительная работа

Обогащение игрового опыта детей

Организация предметно-игровой среды

Активизирующее общение, игровые ситуации

- Просмотр презентации «Что растёт на огороде?»

- Рассказ воспитателя о деревне.

- Беседа «Какие домашние животные живут в деревне у бабушки? Что едят домашние животные?»

- Рассматривание сюжетных картинок «на птичьем дворе».

- ЧХЛ:

 «Петушок», «Жучка», «Идет коза рогатая», «Уж как я свою коровушку люблю» русские народные песенки.

-Д/и «Кто что ест?»;

-Подвижные игры «Курочка и цыплята»;

«Курочки и петушок».

 

Куклы, игрушечная посуда, муляжи овощей.

«Семья пришла за покупками»

 «Покупаем морковку для кроликов»

Предполагаемые игровые роли и игровые действия:

Игровые роли

Игровые действия

Ролевые реплики

«Бабушка»

Встречает гостей, гладит животных, управляет животными-игрушками.

- Воспитатель включает детей в игру«Ребятки, сейчас мы с вами поедем в деревню к бабушке. Покупайте билеты и садитесь в автобус. Поехали! А вот и я, бабушка. Ребятки, у бабушки в деревне большое хозяйство. Давайте посмотрим – кто живет у бабушки во дворе. Вот коза, а здесь поросеночек. Вот здесь живут собачки. Посмотрите, кто к нам прибежал». Показывает собачку и предлагает познакомиться с ней, погладить. «Слышите, как она скулит. Давайте спросим у собачки, может быть, она хочет есть». Оказывается, что она действительно голодна.

После этого бабушка-педагог «успокаивает» собачку. Рассказывает ей, какие вкусные супы и каши могут варить дети. «Не переживай, сейчас мы всех накормим. Ребята, вы хотите приготовить бабушкиным животным еду?».

Затем педагог побуждает каждого ребенка к принятию игровой цели: «Вот эта собачка выбрала тебя, Кирюша. Что ты ей приготовишь?». Если ребенок не справляется с поставленной перед ним задачей, воспитатель предлагает ему какой-нибудь свой вариант: «Я догадалась, что больше всего твоя собачка любит щи». Собачка в знак согласия лает.

Так, по очереди, каждому ребенку педагог дает по животному и способствует принятию индивидуальной игровой цели.

Когда все животные нашли своих хозяев, воспитатель предлагает детям взять необходимые «продукты» из ящиков с предметами-заместителями.

«Дети»

Игровые действия детей направлены на игрушки.

Готовят еду, угощают.

-  Я приготовлю щи,…суп!

- Очень вкусный суп!

- Пожалуйста!

«Шофер»

Продает билеты, «везет всех в деревню».

«Осторожно, двери закрываются»

- «Следующая остановка….»

  1. Сюжетно – ролевая игра «Мы едем на дачу»

Цель: Формирование социально-игрового опыта по теме игры.

Задачи:

  • Расширять у детей представления о работе водителя и разных видах транспорта (автобус, легковая, грузовая машина, специализированный транспорт).
  • Развивать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия (водитель автобуса, кондуктор, пассажир); побуждать детей активно сопровождать речью свою деятельность.
  • Закреплять знания детей о правилах поведения в транспорте; тренировать умения правильного поведения в общественном транспорте.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, развивать умение считаться с интересами друг друга.Хочу такой сайт

Предварительная работа

Обогащение игрового опыта детей

Организация предметно-игровой среды

Активизирующее общение, игровые ситуации

-Рассматривание альбома «Транспорт»;

- Беседа на тему «На чем люди ездят»;

- Беседа «Куда можно поехать на автобусе»

- Разучивание стихотворения

А. Барто  «Грузовик»;
- Беседа «Какие бывают машины»;

- Наблюдение за машинами на прогулке;

- Чтение стих-я Т. Березенковой «Любимая машина».

- Д/и  «Что есть у машины».

Рули, накидки на стулья (автобус), игрушечные машинки,

билеты на автобус.

Предложение ребенку присоединиться к игре сверстника: «Вася – шофер. Он управляет машиной. Саша, хочешь быть пассажиром? Шофер, вот пассажир. Спроси, куда ему надо ехать?»

«Поездка на

автобусе»

Предполагаемые игровые роли и игровые действия:

Игровые роли

Игровые действия

Ролевые реплики

«Водитель автобуса»

Водитель автобуса ведет машину осторожно, развозит людей и высаживает на нужных остановках

-  «Осторожно, двери закрываются»

- «Следующая остановка….»

 «Кондуктор»

Кондуктор продает билеты пассажирам.

- «Уважаемые пассажиры, оплачивайте проезд»

- «Проезд стоит 20 рублей»

- «Садитесь на места, автобус отправляется»

- «Спасибо»

«Пассажиры»

Пассажиры ждут на остановке свой автобус.

- «Ваш автобус довезет меня до вокзала или до …?»

  1. Сюжетно – ролевая игра «Дом. Семья».

Цель: Развитие социально-игрового опыта по теме «Дом. Семья»

Задачи:

  • Формировать представления детей о членах семьи и их обязанностях по дому;  умения детей воспроизводить быт семьи.
  • Активизировать словарь по теме «Дом. Семья. Семейные отношения»; способствовать развитию диалогической речи.
  • Продолжить развивать умение выбирать роль под руководством взрослого, действовать в соответствии с принятой на себя ролью, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, комбинировать различные игровые сюжеты в единый игровой сюжет.
  • Развивать умения детей устанавливать дружеские взаимоотношения в игре, самостоятельную активность.
  • Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

Предварительная работа

Обогащение игрового опыта детей

Организация предметно-игровой среды

Активизирующее общение, игровые ситуации

-Рассматривание альбома с семейными

фотографиями.

-Рассматривание сюжетных картин по теме «Семья»;

-Беседа с детьми «Как я помогаю маме, папе дома»;

- Чтение и обсуждение рассказа

Н. Калининой

«Помощники».

- Д/и «Расскажем

мишке, как надо встречать

гостей»;

- Д/и «Кто что делает?»

Куклы, коляски,

наборы столовой и чайной посуды, стол, стулья, муляжи продуктов питания, микроволновая печь.

«Уборка на кухне»

 «Мама готовит обед»

«Пришли гости»

«Кормление кукол»

 «День рождения сына или дочки»

 «Папа моет посуду»

«Бабушка приехала в гости»

В день рождения приходят гости. Празднуют день рождения сына или дочки.

Предполагаемые игровые роли и игровые действия:

Игровые роли

Игровые действия

Ролевые реплики

«Мама»

Заботиться о чистоте и уюте дома. Она заботливо кормит, покупает в магазине еду, готовит вкусный ужин, накрывает на стол.

- «Катя, давай приготовим, для папы суп»

- «Давай я буду варить суп»

- «Сегодня бабушка приезжает в гости, надо приготовить вкусные пирожки»

- «Сегодня у Кати день рождения, надо приготовить пирог и купить продукты в магазине»

«Папа»

Приходит с работы, садиться ужинать, моет посуду, идет за продуктами в магазин.

-  «Что у нас сегодня на обед?»

- «Давай я помою посуду»

  1. Сюжетно-ролевая игра «Завтрак у кукол в детском саду»

 Цель: Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел.

Задачи:

  • Систематизировать знания дошкольников о профессии повара.
  • Формировать социально-игровой опыт по теме игры «Варим суп»; продолжать развивать умение выполнять игровые действия в соответствии с игровыми правилами и взятой на себя ролью.
  • Развивать речевые навыки, необходимые для общения; умение пользоваться разнообразными формами речевого этикета («Разрешите», «можно», «спасибо», «пожалуйста»).
  • Закреплять знания детей о правилах поведения за столом.
  • Воспитывать уважение к людям разных профессий; дружеские взаимоотношения в коллективной игре.

 

Предварительная работа

Обогащение игрового опыта детей

Организация предметно-игровой среды

Активизирующее общение, игровые ситуации

- Рассказ воспитателя о профессии повара в детском саду.

Экскурсия на кухню детского сада.

ЧХЛ: Б. Заходер «Повара»

- Беседа «Что мы делаем в детском саду?»

- Рассматривание сюжетных картинок «Кто работает в детском саду?».

-Д/и «Кому что нужно?»;

-Подвижная игра «Чей кружок соберется быстрее?»;

- Д/и «Что сначала, что потом?».

 

Куклы, игрушечная посуда, муляжи овощей (резиновые, пластмассовые, флисовые)

«Мы пришли в детский сад», «Накормим куклу обедом»

 

Предполагаемые игровые роли и игровые действия:

Игровые роли

Игровые действия

Ролевые реплики

«Воспитатель»

Накрывают столы, ставят салфетки; готовят, подают еду.

- Воспитатель включает детей в игру«Ребятки, идите скорее все сюда. Посмотрите, кто к нам пришел». Показывает кукол и предлагает поиграть с ними в детский сад. «Наши куклы рано встали, умылись, причесались, нарядились и пришли в детский сад. Куклы хотят есть». Какое меню сегодня на завтрак в детском саду? Давайте прочитаем. Сегодня куклы будут кушать салат из огурцов и зеленого лука. Рагу из овощей. Компот из яблок и груш». Но вот беда! Заболела наш повар тетя Тоня. Кто же приготовит куклам завтрак. После этого педагог рассказывает куклам, какие вкусные супы, каши и прочее могут варить наши дети. «Не волнуйтесь, куколки, сейчас вам дети приготовят вкусный завтрак. Видите, как много детей у нас в группе, и все они умеют очень хорошо готовить. Кто салат, кто картошку и даже компот умеют делать. Не переживайте, сейчас мы вас накормим. Ребята, вы хотите приготовить куклам завтрак?».

Затем педагог побуждает каждого ребенка к принятию игровой цели: воспитатель предлагает детям взять необходимые «продукты» из ящиков с предметами-заместителями

«Повара»

Готовят еду, угощают.

-  Я приготовлю салат,…картошку,

… компот!

- Очень вкусный салат!

- Пожалуйста!

  1. Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин».

Цель: Создание условий для обогащения игровой деятельности детей по сюжету «Овощной магазин».

Задачи:

  • Систематизировать знания детей о профессии продавца, его деятельности, вызвать интерес детей к данной профессии.
  • Формировать умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции; распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; развивать умение моделировать ролевой диалог, речевую  активность, коммуникативные навыки.
  • Активизировать детей в процессе создания предметно-игровой среды и в самостоятельной подборке материала для игры.
  • Воспитывать дружеское отношение друг к другу, уважение к труду взрослых, формировать навыки культурного поведения в общественных местах.

Предварительная работа

Обогащение игрового опыта детей

Организация предметно-игровой среды

Активизирующее общение, игровые ситуации

- Просмотр презентации «Что растёт на огороде?»

- Экскурсия с родителями в овощной магазин.

- Рассказ воспитателя о профессии продавца.

- Беседа «Как мы с мамой ходили в магазин», «Как нужно вести себя в магазине»

- Рассматривание сюжетных картинок «В магазине».

- Чтение стихотворения

Н. Кнушевицкой «Продавец».

-Д/и «Что нужно для работы продавца»;

-Подвижная игра «Корзина с овощами»;

- Д/и «Магазин».

 

Весы

Кассовый аппарат

Фартук и колпак продавца

Продуктовые тележки

Муляжи овощей (резиновые, пластмассовые, флисовые)

Кошелек, деньги сумки.

«Мама с дочкой пришли в магазин, покупают продукты».

«Продавец продает штучный товар, взвешивает на весах овощи, фрукты».

«Поможем кукле выбрать покупку».

Предполагаемые игровые роли и игровые действия:

Игровые роли

Игровые действия

Ролевые реплики

Продавец:

В магазине  работает продавец, он продает овощи.

Продавец взвешивает овощи на весах.

Продавец вежливо разговаривает с покупателями.

-«Здравствуйте! Что бы вы хотели купить?»

-«Уважаемые покупатели, встаньте в очередь»

-«Продукты  только что поступили в продажу»

- «Сумма вашей покупки…»

- «Ваша сдача и чек…»

-«Спасибо за покупку! Приходите к нам ещё!»

Покупатели:

Выбирают товар, платят деньги в кассу, забирают чеки и складывают овощи в сумку или продуктовую тележку.

Покупатели стоят в очереди.

-«Здравствуйте.  Я бы хотел купить...»;

-«Покажите мне, пожалуйста...»;

-«А можно мне посмотреть...»;

- «А сколько стоит?»;

- «Большое спасибо».

        

  1. Сюжетно – ролевая игра «Кафе»

Цель: Создание условий для обогащения игровой деятельности детей по сюжету «Кафе».

Задачи:

  • Систематизировать знания дошкольников о профессиях повара, кондитера и официанта.
  • Формировать социально-игровой опыт по теме игры «Кафе»; продолжать развивать умение выполнять игровые действия в соответствии с игровыми правилами и взятой на себя ролью.
  • Развивать речевые навыки, необходимые для общения; умение пользоваться разнообразными формами речевого этикета («будьте добры», «извините», «спасибо», «пожалуйста»).
  • Закреплять знания детей о правилах поведения за столом и в общественных  местах; продолжать воспитывать культуру поведения в общественных местах.
  • Воспитывать уважение к людям разных профессий; дружеские взаимоотношения в коллективной игре.

Предварительная работа

Обогащение игрового опыта детей

Организация предметно-игровой среды

Активизирующее общение, игровые ситуации

- Беседа на тему «Что такое кафе?», «Как мы ходили в кафе в выходные»;

- ЧХЛ: Б. Заходер «Повара»;

-Рассматривание сюжетных иллюстраций «В кафе»;

- Беседа «Правила поведения за столом».

-Д/и «Вежливые слова»;

- Д/и «Накроем стол к обеду»;

- Д/и «Разложи продукты по тарелкам»;

- Д/и «Варим суп», «Варим компот».

Муляжи продуктов (пирожные, соки, пицца, рыба, котлеты и т. д.), фартук для официанта, фартук и колпак для повара, кондитера,  печь, набор посуды, касса, кошелек с деньгами.

«День рождение у Маши»

«Повар готовит пиццу»

«Официант принимает заказ»

«Идем в кафе»

Предполагаемые игровые роли и игровые действия:

Игровые роли

Игровые действия

Ролевые реплики

«Официант»

Накрывают столы, ставят вазочки с цветами, салфетки; приносит чек на оплату, принимает оплату. предлагают меню, чтобы выбрать еду по желанию, подают еду.

- «Здравствуйте! Вот наше меню»

- «Что бы вы хотели заказать?»

- «Приятного аппетита!»

- «Спасибо за визит»

«Посетители»

Приходят в кафе: пообедать, отметить праздник или день рождения; выбирают еду, делают заказ; платят за еду; уходя, благодарят за прекрасно проведенное время.

-  «Здравствуйте! Я бы хотел заказать у вас пирожное и сок»

- «Пожалуйста,  принесите счет»

- «Спасибо за прекрасно проведенное время»

- «До свидания!»

  1. Сюжетно – ролевая игра «Приготовим обед для мамы».

Цель: Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел.

Задачи:

  • закрепить знание детей о кухонной посуде;
  • активизировать их речь;
  • формировать навыки поведения за столом, общение с гостем;
  • воспитывать приветливость, заботливость.

Предварительная работа

Обогащение игрового опыта детей

Организация предметно-игровой среды

Активизирующее общение, игровые ситуации

- Беседа на тему «Мамины помощники»

- ЧХЛ: Б. Заходер «Повара»;

-Рассматривание сюжетных иллюстраций «Накроем стол к обеду»;

- Беседа «Правила поведения за столом».

-Д/и «Вежливые слова»;

- Д/и «Накроем стол к обеду»;

- Д/и «Разложи продукты по тарелкам»;

- Д/и «Варим суп», «Варим компот».

Муляжи продуктов (овощи и фрукты), фартук и колпак для повара, печь, набор посуды.

«Варим суп»

«Варим компот»

«Ждем гостей»

«День рождения у куклы Нины»

Предполагаемые игровые роли и игровые действия:

Игровые роли

Игровые действия

Ролевые реплики

«Мама»

Отдыхает, кушает, благодарит за вкусно приготовленную еду.

- «Я как будто пришла с работы. Устала. И голова что-то болит. Не могу даже приготовить себе еду. А есть очень хочется. Кто мне, ребятки, приготовит что-нибудь покушать?»

- «Посмотрите, сколько у меня продуктов, целый ящик. Что же вы мне приготовите? Вот в ящике лежит капуста и морковка. Можно суп вкусный сварить. Я знаю, Маша умеет суп варить. Машенька, сваришь мне суп? Вот тебе овощи: капуста и морковка. Вот плита. А кастрюльку сама найдешь, ладно?

-Саша, сваришь мне картошку? А кто еще будет варить мне картошку?

- А сколько здесь ягод! Хороший компот получится! Кто сварит мне компот?».

-  «У кого готова еда, можете меня покормить. Я уже руки вымыла и за стол села». «Что же ты, Верочка, мне приготовила? Суп? Наверное, очень вкусный. Можно я попробую? Налей мне, пожалуйста, тарелочку супа. Ой, как вкусно. Суп с морковкой, с капустой Объедение!

- Я еще хочу съесть одну тарелку супа. Можно?

- Спасибо тебе, Верочка, большое-пребольшое. Ты сварила очень вкусный суп».

«Помощники»

Накрывают столы, ставят салфетки, готовят еду, угощают.

-  Я приготовлю суп, …картошку,

… компот!

- Очень вкусный суп!

- Пожалуйста!

  1. Сюжетно – ролевая игра «Ярмарка».

Цель: Создание условий для обогащения игровой деятельности детей по сюжету «Ярмарка».

Задачи:

  • Систематизировать знания детей о профессии продавца, его деятельности, вызвать интерес детей к данной профессии.
  • Формировать умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции; распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; развивать умение моделировать ролевой диалог, речевую  активность, коммуникативные навыки.
  • Активизировать детей в процессе создания предметно-игровой среды и в самостоятельной подборке материала для игры.
  • Воспитывать дружеское отношение друг к другу, уважение к труду взрослых, формировать навыки культурного поведения в общественных местах.

Предварительная работа

Обогащение игрового опыта детей

Организация предметно-игровой среды

Активизирующее общение, игровые ситуации

- Экскурсия с родителями на рынок.

- Рассказ воспитателя о профессии продавца.

- Беседа «Какие овощи нужны для приготовления овощного супа», «Будем мы варить компот»

- Рассматривание сюжетных картинок «Ярмарка».

- Чтение шотландской народной песенки «Купите лук» (в пер. И. Токмаковой)

-Д/и «Что нужно для работы продавца»;

-Подвижная игра «Корзина с овощами»;

- Д/и «Разложи фрукты, овощи и ягоды по тарелочкам».

 

Весы

Фартук и колпак продавца.

Муляжи овощей и фруктов (резиновые, пластмассовые, флисовые).

Кошелек, деньги сумки.

«Семья пришла за покупками»

 «Продавец продает штучный товар, взвешивает на весах овощи, фрукты».

«Поможем кукле выбрать покупку».

Предполагаемые игровые роли и игровые действия:

Игровые роли

Игровые действия

Ролевые реплики

Продавец:

За прилавком стоит продавец, он продает овощи.

Продавец взвешивает овощи на весах.

Продавец вежливо разговаривает с покупателями.

-«Здравствуйте! Что бы вы хотели купить?»

- «Сумма вашей покупки…»

- «Ваша сдача …»

-«Спасибо за покупку! Приходите к нам ещё!»

Покупатели:

Выбирают товар, складывают овощи в сумку.

Покупатели стоят в очереди.

-«Здравствуйте.  Я бы хотел купить...»;

-«Покажите мне, пожалуйста...»;

-«А можно мне посмотреть...»;

- «А сколько стоит?»;

- «Большое спасибо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека подвижных игр для  детей средней  группы   на  развитие двигательной активности детей и картотека  для детей старшей группы сюжетно -ролевых игр....

Картотека сюжетно-ролевых игр. Значение сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка.

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступ...

Картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития коммуникативных способностей....