Проект "Сказка в гости к нам пришла"
проект (старшая группа)

Максименко Марина Александровна

Цель проекта: создание условий для воспитания у детей нравственных качеств посредством сказок, приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazka_k_nam_prihodit.docx36.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №  174 «Сказка»

Долгосрочный проект с детьми старшей группы

на тему:

«Сказка в гости к нам пришла»

 

Проект подготовила:

Воспитатель старшей группы №2:

Максименко Марина Александровна

 г.Новосибирск

.

Долгосрочный проект с детьми старшей группы

«Сказка в гости к нам пришла»

Актуальность:

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Русские народные сказки – это уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям морально-нравственные истины. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету.

Сказка близка ребёнку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира.

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через неё легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне.

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Поэтому принято  решение уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Тип проекта:  познавательно-творческий, игровой.

Продолжительность проекта:  долгосрочный.( март 2024г.-март 2025г.)

Предмет проекта: русские народные сказки.

Участники проекта: дети старшей  группы, родители, воспитатель.

Цель проекта: создание условий для воспитания у детей нравственных качеств посредством сказок, приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Задачи проекта:

Познавательное развитие:

• Способствовать формированию у детей знания о русских народных сказках

• Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них.

 Научить детей оценивать поступки героев.

Речевое развитие:

• Обогащать и расширять словарный запас детей.

Познакомить с новыми словами: царевна, прялка, невод  и т. д.

• Формировать грамматический строй речи (используя игры на согласование числительных с существительными, с глаголами, на образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. д.)

• Помогать детям, овладевать средствами звуковой выразительности речи (темп, ударение, сила голоса, интонация); вырабатывать чёткую дикцию.

• Развивать умение составлять рассказ по картине, заучивать стихотворения, отрывки из произведений

• Упражнять в пересказе сказок

• Формировать умение у детей излагать свои мысли понятно для окружающих, используя распространённые предложения.

Социально – коммуникативное развитие:

• Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.

• Способствовать соединению деятельности каждого воспитанника друг с другом, с воспитателем, с группой

• Способствовать  развитию совместного творчества родителей и детей; вызвать заинтересованность родителей жизнью в ДОУ и желание в ней участвовать.

Художественно – эстетическое развитие:

 Развивать творчество, фантазию, воображение.

• Развивать артистические способности детей.

• Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей (изобразительное творчество, литература, музыка, театр).

• Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисунке, лепке и аппликации, используя выразительные средства.

• Совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции.

Физическое развитие:

• Совершенствовать общеразвивающие движения в процессе проведения подвижных игр и упражнений

Ожидаемый результат:

• - вызвать у детей интерес к русским народным сказкам;                                                       • - развитие коммуникативной и познавательной активности, творческих способностей;                                                                                                                                      • - совершенствование  звукопроизношения и выразительности речи;                  • - позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе;

• - привлечь родителей к совместному чтению сказок с детьми;                                             • -  укрепление гармоничных отношений между детьми и взрослыми;

• - помочь детям совершенствоваться в коллективной работе;                                               • - научить детей оценивать поступки героев.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I ЭТАП - подготовительный

- изменить предметно-развивающую среду в группе в соответствии с программой; оформить  книжный уголок в группе по теме проекта «Русские народные сказки»; подобрать  необходимый наглядно-дидактический материал для реализации данного проекта; подобрать настольные игры по сказкам (пазлы «Маша и медведь»«Курочка Ряба»«Кот, петух и лиса» и др. ; сказочное лото); подобрать раскраски по русским народным сказкам;

     - познакомить с жанровыми особенностями сказки;

     - узнать у детей, какие книги читают им дома, есть ли в домашней библиотеке сказки.

- беседы о сказках и сказочных героях.

Работа с родителями:

-  анкетирование родителей с целью выявления роли сказки в жизни ребенка;                                                                                                                                      

- консультации для родителей: «Воспитание сказкой», «О чем и как беседовать с детьми после чтения», «Нравственное воспитание детей»;

II ЭТАП

Организация деятельности детей: 

  1. Познавательное развитие: 

Беседы - знакомство с историей возникновения сказок; почему сказка называется сказкой; разные виды сказоксказки волшебные и сказки о животных; персонажи русских народных сказок – какие онисказки народные и сказки авторские; чему учат все сказки. 

Экспериментальная деятельность - проведение опыта-эксперимента «Тонет - не тонет» по сказке «Пузырь, соломинка и лапоть».

2. Речевое развитие::

- Выставка книг с русскими народными сказками

Цель: Знакомство с многообразием изданий сказок

- Чтение сказок и обсуждение их содержания  - «Заюшкина избушка»«Три медведя»«Маша и медведь»«Петух, кот и лиса»«Лиса и волк»«Жихарка»«Теремок», «Пузырь, соломинка и лапоть»« Бычок – смоляной бочок» и др.

- Сравнение сказок - «Теремок»«Рукавичка» и «Кувшин».

- Сравнение содержания сказок прочитанных и просмотренных: «Гуси-лебеди»«Маша и медведь»«Кот, петух и лиса»«Пузырь, соломинка и лапоть».

- Сочинение сказок детьми - придумывание другого конца сказкам «Колобок»«Пузырь, соломинка и лапоть»;                                          

Пересказ сказок - «Колобок»«Репка»«Курочка Ряба»«Маша и

медведь»«Заюшкина избушка».

Рассказывание сказки по иллюстрациям - рассказ о любимом сказочном герое по рисункам в книге 

- Заучивание пословиц и поговорок по сказкам – «На чужой каравай рот не разивай»; «В одиночку не одолеешь и кочку»; «Отольются волку овечьи слёзы»; «Мал  родится да всем пригодится»; «В тесноте да не в обиде»; «Что посеешь то и пожнёшь»; «Слезами горю не поможешь»; «Дружба заботой да подмогой крепка»; «Верному другу цены нет»; «Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок»; «Хочешь есть калачи – не лежи на печи»; «Ленивые руки чужие труды любят».

3. Социально – коммуникативное развитие::

Безопасность жизнедеятельности - разговор о правилах безопасного поведения дома и на улице (с использованием сюжета сказок «Гуси-лебеди»«Колобок»«Маша и медведь»«Волк и семеро козлят»);

- Просмотр мультфильмов по сказкам:  «Гуси-лебеди»«Машенька и медведь»«Пузырь, соломинка и лапоть»«Кот, петух и лиса», «По щучьему веленью»  и др.

     

- Подбор дидактических игр«Из какой сказки этот предмет», «Назови сказку»«Угадай сказочного героя»«Угадай сказку по песенке героя»«Какие сказки перепутались».

- Проведение викторины:  «Любимый сказочный герой».

4. Художественно – эстетическое развитие:

Инсценировка р.н.сказок: «Колобок»«Маша и медведь»«Теремок» с использованием масок и театра-ширмы

Конструирование: «Терема»«Заюшкина избушка»«Бычок - смоляной бочок» (из счётных палочек).

Рисование: «Избушка лубяная и ледяная», коллективные рисунки по сказкам  «Колобок»«Кот петух и лиса».

Лепка: «Петушок – золотой гребешок» (с использованием природных материалов);  лепка сюжетная по сказке «Два жадных медвежонка»;  «Пластилиновый театр на карандашах».

       

Аппликация: «Пузырь, соломинка и лапоть»«Бычок – смоляной бочок»«Кто-кто в теремочке живёт»«Репка».

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам :

Цель: Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства через знакомство с картинами русских художников. Обратить внимание детей на то, как с помощью различных изобразительных приемов художники отображают характеры героев или природу

В самостоятельной деятельности:

- дети раскрашивали иллюстрации из сказок;

- составляли сказки с помощью пазлов;

- лепили сказочных героев; 

- строили из крупного строителя «Теремок» и заселяли в него героев сказки;

- выкладывали фигурки сказочных героев из геометрических фигур и счётных палочек.

5. Физическое развитие:

- утренняя зарядка.

- подвижные игры«Баба Яга»«Поймай колобка»«Гуси и серый волк»«У медведя во бору»«Мыльные пузыри»«Раздувайся, пузырь»«Кошки – мышки»«Лиса и зайцы», «Лиса в курятнике».

- пальчиковые игры«Маленькие мышки»«Дружба»«Зимняя прогул-ка»«Строим дом»«Волк и белка» и др.

- физкультурные минутки.

Работа с родителями:

- участие родителей и детей в оформлении альбома рисунков «Наши любимые сказки»;

- участие родителей в пополнении кукольного театра группы;

- «домашнее задание» - чтение русских народных сказок детям с последующим просмотром мультфильмов по ним;

- принять участие в акции «Подари книгу детскому саду с автографом».

III ЭТАП – заключительный.

- выставка детских рисунков для группового альбома - «Наши любимые сказки».

- показ театральной инсценировки  сказки «Заяц Стёпа» для детей средней группы.

Вывод: 

В ходе системного использования русских народных сказок у наших дошкольников заметно возросли положительные эмоции, желание быть похожими на любимых героев, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети научились понимать такие нравственные категории, как добро и зло; хорошо и плохо; можно и нельзя, научились сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, оценивать свое поведение и поведение своих товарищей. Укрепились доверительные отношения с родителями.


Список литературы:

1. Ведерникова В. М. Русская народная сказка. М. : Наука. 1975. 136 с

2. Горбуза Л. Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой. // Дошкольная педагогика. 2012. №5. С. 18-22

3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. М. : Сфера, 2006. 64 с.

4. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2003. № 3. С. 20-24.

5. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2005. № 5. С.

6. Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду. / О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева, А. М. Вербенец. //Дошкольная педагогика. № 4. 2013. С. 9-15

7. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие. М. : Мозаика Синтез. 2012.

8. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. М. : Сфера. 2002. 185 с.

9. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. Ярославль: ГЦРО. 2011. 108 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Матрёшка в гости к нам пришла".- комплекс игр с народной игрушкой с детьми раннего возраста

Комплекс игр с народной игрушкой - матрёшкой- в первой младшей группе....

Занятие по развитию речи "Осень в гости к нам пришла"

Конспект занятия в старшей группе детского сада. Материал данного конспекта построен с учетом возрастных особенностей детей ....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми на тему: "В гости к нам пришла Матрешка"

Конспект интегрированного  занятия по познавательному развитию и изодеятельности  в средней группе на тему   "В гости к нам пришла Матрешка" Цель данного занятия - приобщение дошко...

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»" Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12. Тема:“Сказка в гости к нам пришла”.

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»"Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида ...

Интегрированная совместная деятельность воспитателя с детьми младшего возраста. "В гости к нам пришли друзья, угощать пришла пора".

Закрепить названия диких животных; сформировать представления об их внешнем виде, о качестве фруктов и овощей; активизировать в речи детей слова колючий, мягкий,пушистый, вкусное, сочное; воспитывать ...

Фольклорное развлечение «Гости к Дашеньке пришли»,Осенний праздник"Осень,в гости просим",Развлечение"Россия - Родина моя",консультации для родителей"Изготовление муз.инструментов","Правила поведения при встрече с музыкой",подбор слайдов"наши праздники"

1. Приобщение детей к русскому быту,укладу.2 .В необычной форме рассказать детям о вреиени года - осень,вызвать положительные эмоции.3. Развлечение направлено на патриотическое воспитание дошкольников...