консультация
консультация

Штиньовская Анна Александровна

Что должен знать и уметь ребёнок перед школой

Посещая детский сад, ребёнок узнавал о том, как устроен окружающий мир, по каким законам он развивается, учился в нём ориентироваться, быть достойным членом общества. Все знания, полученные детьми в этот период, можно разбить на несколько блоков, выделяя самое главное.

Основные законы природы
Дети дошкольного возраста уже много знают о родном крае:
о временах года, их отличиях;
о растениях, животных, птицах;
об овощах, фруктах;
чем отличаются дикие и домашние животные.

Они умеют находить различия между природой своего края и чужих стран. Их знания базируются на причинно-следственных связях. Почему птицы улетают в тёплые края, по какой причине осенью бывает листопад, как животные зимуют, какие факторы на это влияют. Дети должны уметь отвечать на эти вопросы, опираясь на основные законы природы.

Пространственные представления
Ребёнок имеет представление о пространственных понятиях: справа, слева, сверху, внизу, под, над и других. Ему надо уметь использовать их, объяснять расположение предметов, находящихся вокруг него, которые находятся у него дома или на картинке. Дошкольник должен свободно отвечать на такие вопросы: что стоит под кроватью в комнате, что находится слева от здания школы, что висит на потолке.

Такие мини-игры можно проводить в свободное время. Они легко воспринимаются из-за непринуждённой обстановки, имеют большее значение, чем специально организованные занятия. Важно научить детей ориентироваться на листе бумаге. Можно давать такие задания: нарисуй в правом верхнем углу солнышко, в левом нижнем – домик. Отлично помогает развить пространственное мышление сервировка стола. Малыши с удовольствием примут в ней участие.

Основы материального мира
Дети к 5 годам должны иметь чёткое понятие о мире, который их окружает, знать природу составляющих его вещей. Также из чего состоят предметы, какими свойствами они обладают. Как, с какой целью их можно использовать в повседневной жизни.

Важно, чтобы ребята могли сравнивать предметы по форме, размеру, функциям и составу материала. Что общего между ними, чем они отличаются, сравнивать предметы одной группы по различным признакам.

Проверить, насколько хорошо дети это усвоили, поможет игра «Четвёртый лишний». Детям показывают 4 картинки. На трёх из них изображены, например, овощи, а на одной – фрукт. Они определяют, какое изображение лишнее и почему. Подобные игры всегда нравятся ребятам.

Представление о жизни в обществе
Ребёнок уже понимает, что он, его родители и все окружающие люди составляют общество. Каждый человек выполняет здесь определённую функцию. Дошкольник обязан знать, в какой стране он живёт, как называется его родной город, где и кем работают его родители. Важно, чтобы он мог назвать правильно их профессии, какую пользу они приносят обществу своим трудом, помимо добывания денег.

Малыш имеет представление об основных профессиях, о том, что можно в процессе труда производить предметы и продукты. Чем занимаются представители разных профессий, например, парикмахер, строитель, врач, продавец. Какими инструментами они пользуются, для чего они нужны.

Что нужно знать и уметь, чтобы работать, например, воспитателем или водителем трамвая. В этом возрасте дети могут уже отдавать предпочтение определённым профессиям, применять к себе, участвуя в ролевых играх. Это путь к выбору будущей профессии. Имеет смысл задавать детям вопрос, какая профессия им больше нравится и почему. Кем они хотят стать, когда будут взрослыми.

Живя в обществе и подчиняясь ему, малышу необходимо уметь защитить себя в трудной ситуации, помочь другому человеку. Как вести себя при пожаре, правильно переходить улицу, как себя вести с незнакомыми людьми, как сделать покупку в магазине. Что делать, если потерялся. Ребёнку надо знать свой адрес, номера телефонов родителей, ближайших родственников. Даже если он никогда не окажется в трудной ситуации, он обязан знать, как из неё выйти.

Для чего нужны детям эти знания? Они дают уверенность, развивают мышление, речь, память, умение самостоятельно принимать решения. Это тот багаж знаний, который необходим человеку. Он делает его социально адаптированной личностью.

Ребёнок, несмотря на свой юный возраст, будет чувствовать себя защищённым, полезным обществу. Он уже на многое способен:
приходить на помощь другим людям;
покинуть помещение в случае пожара или аварийной ситуации;
сориентироваться на улице, если заблудился.

Важно, чтобы эти знания были не только теоретическими, а были закреплены на практике в повседневной жизни. Хорошо, если они будут связаны с конкретными жизненными ситуациями, которые встречаются детям ежедневно, и требуют незамедлительного решения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....