"Нетрадиционные техники рисования как средство подготовки руки к письму»
материал

Саитова Индира Рамиловна

                                                             

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нетрадиционные техники рисования как средство подготовки руки к письму»

Обучение письму и овладение навыком письма являются ценными элементами овладения письменной речи, благодаря которой ребенок может передавать собственные мысли. Основными единицами обучения письменной речи, по мнению М.М. Безруких являются: графический навык и мелкая моторика, в совокупности их можно объединить в понятие «графо-моторные навыки».

Графо-моторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения.

Рассматривая процесс развития графо-моторных навыков с физиологической и психологической стороны, мы наблюдаем, что его структура многокомпонентна, механизмы сложны, на развитие навыка влияют различные факторы.

Для развития графо-моторных навыков дошкольник должен быть подготовлен, важной предпосылкой к этому является сохранность пространственного восприятия и представлений: зрительно-пространственных, сомато-пространственных представлений (ощущений своего тела в пространстве), абстрактных пространственных представлений (левого, правого). Прикладные и научно-теоретические исследования Б.Г. Ананьевой, В.В. Бушуровой, О.И. Галкиной, М.А. Гузеевой, Л.А. Кладницкой, А.Р. Лурии, Е.Ф. Рыбалко отмечают значимость для детского развития своевременного формирования пространственных функций, тесную связь между становлением познавательной деятельности и развития школьных навыков и умений, одним из которых является графо-моторный навык.

Ещё одним условием эффективного освоения навыка письма служит достаточный уровень развития фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза по А.Н. Гвоздеву, Л.Е. Дуровой, Г.А. Каше, Д.Б. Эльконину. К моменту, когда ребенок поступит в первый класс, важно чтобы у него были сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи, и он владел практическими навыками дифференциации фонем родного языка.

Согласно данным психологов и физиологов у детей старшего дошкольного возраста  слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития, на самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в пространственных характеристиках, так необходимых при письме.

Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому подготовку к письму надо начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всего периода.

Использование нетрадиционной техники в процессе подготовки руки к письму создает необходимые психологические условия и благоприятную почву для успешного овладения школьником письменной речью.

Мы предполагаем, что у детей 5-7 лет  могут отмечаться трудности в овладении письмом, что обуславливает необходимость в использовании нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте.

В соответствии с обозначенной целью и предметом исследования была выдвинута следующая гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс подготовки руки к письму старших дошкольников будет наиболее эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

  • использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности;
  • использование элементов трудовой деятельности (ручного труда);
  • использование наглядно-игровых методов обучения

Приведем примеры видов работ, которые представлены в разработанной нами программе формирования графо-моторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием нетрадиционных техник рисования.

На подготовительном этапе будут проведены занятия на темы: «Летний луг» (печатание по трафарету), «Животные, которых я сам придумал» (кляксография), «Первый снег» (монотипия), «Елочка нарядная» (рисование пальчиками), «Узоры на стекле» (рисование с помощью свечей). В процессе этих занятий у детей будет развиваться положительная мотивация, познавательный интерес к занятиям, формироваться мелкая мускулатура пальцев рук, зрительно – двигательная координация.

На основном этапе формирующей работы будут проведены занятия на темы: «Обои в моей комнате» (оттиск поролоном), «Я в подводном мире» (рисование ладошкой), «Матрешки» (рисование пальчиками), «Открытка для мамы» (печать по трафарету), «Весеннее настроение» (карандашные стружки), «Космос» (набрызг, печать поролоном по трафарету), «Пингвины на льдинах» (оттиск поролоном), «Подснежники для моей мамы» (рисование пальчиками). В ходе проведения этих видов работ дети знакомятся с различной техникой рисования, закрепляют умения составлять простые узоры, используя примакивание, печатание. У них совершенствуются навыки работы с различными техниками рисования, укрепляются мелкие мышцы пальцев и кистей рук. Развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки.

На заключительном этапе планируется проведение занятий на темы: «Чудесный букет» (монотипия), «Как я люблю одуванчики» (тычкование), «Березовая роща» (рисование с помощью свечей), ««Сады цветут»» (рисование пальчиками), «Черепахи на прогулке» (тычкование). Таким образом, мы предоставляем детям возможность увидеть разнообразие материала, из которого можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ним, выявляя свойства и связи. Одновременно подготавливаем руку к письму, добиваясь свободного движения руки с палочкой, оттиском, поролоном во время рисования.

В результате организованной работы таким образом  у старших дошкольников формируются следующие графо-моторные навыки: умение удерживать предмет тремя пальцами, контроль силы пальцев и быстроты их движений, ориентировка в пространстве по отношению к предметам, самостоятельность, сосредоточенность, умение расслаблять мышцы и снимать мышечную напряженность, а также ловкость движений рук в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»

Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса меропр...

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство подготовки руки к письму

Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольного возраста, не теряет своей актуальности.   Уровень ра...

Методическая разработка "Декоративное рисование как средство подготовки руки к письму"

Методическая разработка показывает значение декоративно-прикладного рисования в работе по постановке руки ребенка для письма. А также, как это влияет на всесторонее развитие ребенка, формирование эсте...

Нетрадиционные способы работы с пластилином, как средство подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста

Всем известно высказывание В. Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»....