Формирование пространственного мышления у дошкольников "Поиграем с клеткой"
статья (подготовительная группа)

Жмудь Светлана Анатольевна

Весь доклад построен на основе личного опыта в ходе проведения занятий в кружке "Волшебные клетки"  Педагогам, интересующимся эданной темой, поможет весь этот материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-risunki_po_kletkam_2.docx294.24 КБ

Предварительный просмотр:

                         Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

                         учреждение "Центр развития ребенка - детский сад с. Бакчара"

                                             (доклад из опыта работы)

                                Формирование пространственного

                             мышления у дошкольников

                                 "Поиграем с клеткой"

                                                        Разработала: Жмудь Светлана Анатольевна

                                                                   учитель- логопед

                                                                   с. Бакчар.  2023 г.

1 слайд -"Рука - это вышедший наружу мозг человека."

                                                                  И. Кант.

Увлекательное занятие – рисование по клеточкам – помогает детям и взрослым, совсем не умеющим рисовать, двигаясь от простого к сложному, развить воображение, художественные навыки. Многие могут использовать подобные рисунки для украшения в тетради, альбоме. Даже сложные рисунки выполняются относительно быстро, увлекательно и легко.

Рисование по клеткам развивает художественный вкус и координацию. Ребенок или взрослый, который увлекся данным видом искусства, успокаивается, расслабляется.

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ,

2 слайд - цель которого:

1. Расширение словарного запаса;

2. Развитие произвольного внимания, памяти, воображения, фантазии, логического и творческого мышления, эстетического вкуса

3. Развитие координации движений; усидчивости, аккуратности

4. Развитие пространственных понятий; (вверх, вниз, влево, вправо, по диагонали)

5. Развитие мелкой моторики.

6. Закрепление навыков счета

7. Обучение работы по инструкции

8. Расширение кругозора

9. Знакомство с неординарными способами изображения

Чем полезно рисование по клеточкам?
1. Можно интересно провести время.
2. Помогает преодолеть рассеянность
3. Дает возможность каждому почувствовать себя настоящим художником

3 слайд - Что такое графический диктант?

 Необычные дидактические занятия, на которых нужно рисовать по клеточкам, нравятся дошкольникам. Они не требуют от ребенка глубоких знаний, сильного напряжения ума. К таким методам работы относятся и графические диктанты по клеточкам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаги и в результате получает картинку животного или какого-нибудь предмета. Делать это несложно. Нужно только внимательно слушать педагога, проводить карандашом черточки влево, вправо, вверх или вниз. Развивая моторику, малыш учится считать, ориентироваться в пространстве, оценивать себя и радоваться успехам товарищей. Если дошкольник зазевается, отвлечется, то картинка не сложится. Ребенок осознает важность настроенности на занятие, бдительности и серьезности в процессе будущего обучения в школе. Для графических диктантов используют простые картинки. Например, домик, собака, машина, ракета. Изображения должны быть знакомы малышам, не требовать длительного времени исполнения. 

4 слайд - Виды графических рисунков

Существует несколько методов, как нарисовать по клеточкам заданную фигуру.

 Рисование по образцу

Этот вид графического диктанта предполагает поэтапное копирование готового шаблона. Сложность изображения зависит от возраста и развития ребенка. Занятие потребует внимания и сосредоточенности, а так же умения считать.

Графические рисунки по клеточкам: образцы графических рисунков. Простые схемы создания рисунков по клеточкам для детей с фото-обзорах

5 - 6 слайд - Симметричное изображение

В этом случае от ребенка требуется дополнить изображение, повторив его в зеркальном отражении. Имеющаяся на листе половинка рисунка подскажет, как выполнить задание.

Для начала рекомендуется использовать легкие рисунки: половина домика, геометрические фигуры. Постепенно для работы можно взять более сложные элементы.

C:\Users\Home\Pictures\4-218.jpg

7 - 8 слайд - Рисование под диктовку

Рисунки по клеточкам в тетради ребенок делает на слух, выполняя задания взрослого. Работа осуществляется поэтапно, взрослый человек диктует количество нужных клеточек и направление линий. После выполнения диктанта рисунок сравнивают с образцом.

Графические рисунки по клеточкам: образцы графических рисунков. Простые схемы создания рисунков по клеточкам для детей с фото-обзорах

9-10- слайд  Рисование по инструкции. Ребенку дается разлинованный лист бумаги А 4 с исходной точкой и схему картинки, ребенок самостоятельно отсчитывает данное количество  клеточек,  направление и выполняет работу по инструкции, следя за тем, чтобы не пропустить какой либо элемент  цепочки. Графические рисунки по клеточкам: образцы графических рисунков. Простые схемы создания рисунков по клеточкам для детей с фото-обзорах

11 слайд -  Рисование в цвете. Чтобы занятие сделать более интересным, можно предложить детям раскрасить получившееся изображение.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=fe5af1225f49ab6466d760cc302d4b8c4c924fb7-9067102-images-thumbs&n=13

Если ребенок сбился, то следует помочь ему продолжить рисунок с того места, где работа пошла неверно. Как правило, к концу работы дети уже способны завершить рисунок самостоятельно, поскольку догадываются по имеющимся на листочке очертаниям, куда провести линию.

Не рекомендуется устраивать продолжительные занятия, которые утомят ребенка. Для пятилетних детей достаточно 10 минут, дети более старшего возраста для выполнения графического диктанта с пользой потратят 15-25 минут своего времени.

Эта тема меня заинтересовала, так как в детском саду мы готовим ребят для поступления в школу, а ориентироваться на листе бумаги в клетку -это первоначальная задача каждого ребенка. Для этого я составила программу по дополнительному образованию "Волшебные клеточки" и разработала календарно-тематическое планирование, изучив всю методику проведения таких занятий. Много наглядного материала позаимствовала в интернете. Просмотрев много видео роликов по этой теме, даже самой стало интересно и увлекательно рисовать по клеткам, раскрашивать их в разные цвета, создавая прекрасные рисунки не только предметов, но и сюжеты.

12 слайд - Свою работу с детьми мы начали в кружке "Волшебные клеточки". Очень сложно было поначалу научить детей видеть линии, клетки. Постепенно, шаг за шагом переходили от палочек к кружкам, овалам, составляли из геометрических фигур простейшие предметы.  Каждому ребенку в тетради рисовала неваляшку, домик, флажок - так научились рисовать по образцу простыми карандашами.

Каждый раз включали в занятия игровые моменты, проводили пальчиковые игры, для развитие мелкой моторики выкладывали из палочек заданный предмет по образцу, а затем и по памяти.

Через какое то время, задания усложнялись и проводились по тематике детского сада

Увидев, что дети прекрасно ориентируются на листе бумаги в клетку, решила брать листы А 4 с различной разлиновкой: мелкой, крупной, средней, дав детям понять, что от величины клеток, рисунок не должен изменить количество клеток, хотя размер его увеличится.

13 слайд - Следующим шагом - было рисование по клеткам с последующим закрашиванием предметов. Учились закрашивать равномерно, не выходя за контуры рисунка и заштриховывать всю поверхность рисунка, выбирать красивое сочетание цветов.

Дети всему научились, что положено их возрасту, но я решила не останавливаться на достигнутом, а идти дальше. И придумала, как еще больше заинтересовать детей, сделать так, чтобы они шли на мой кружок не потому, что надо, а потому что очень хочется! У меня это получилось! Теперь  только и слышу: "Когда вы нас возьмете рисовать по клеточкам?" Дело в том, что современные дети играют в свои игры, смотрят новые мультики ,и вот я предложила рисовать рисунки по клеточкам и раскрашивать их  из игры

14 - 15 -16 слайд -Майнкрафт. Сколько было радости! А ведь и правда, здорово рисовать то, что тебе знакомо, интересно. Я сделала картотеку картинок по клеточкам из Майкрафта,  дети сами выбирают любимого героя, предмет и сразу фломастерами, цветными карандашами  оформляют рисунок. Я предложила оформить  альбом из таких рисунков, дети с радостью согласились. Сейчас рисуют по клеткам везде: дома, в группе, в кружке и на занятиях. Дети стали более сосредоточенными, внимательными, усидчивыми, появилось желание доводить начатое дело до конца, есть начало развитию художественного  восприятия. Я думаю, что мои  ребята освоят навыки подготовки руки к письму и это пригодится им в школе.

Увлечение рисованием рисунков по клеточкам будет интересным как для взрослого человека, так и маленького ребенка. Это не только увлекательный творческий процесс, состоящий из простейших этапов создания картинки, но и проверенный способ снятия нервного напряжения, а также развития мозга.

Чтобы процесс создания рисунка по клеточкам не был утомительным, следует выбирать задания с учетом интереса, возраста, а также личных предпочтений художника.

Для выполнения упражнений не нужно специального образования или навыков, они полезны для людей на любом этапе развития, ведь усложнять узоры по клеточкам можно практически бесконечно.

Все мы художники в душе. И всем нам хочется свой мир разукрасить. А потому рисунки по клеточкам могут нам в этом помочь. С ними легко можно выполнить сложные и простые рисунки. Понять, как нарисовать сердце по клеточкам, или же, еду, цветы, игривую маму-кошку и ее забияку котенка.

17 слайд -    Каждый может быть художником!

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование пространственного мышления у детей с общим недоразвитием речи"

Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей с общим недоразвитием речи....

Презентация опыта работы «Формирование пространственного мышления и воображения у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к одному из нетрадиционных видов изобразительной деятельности – пластилинографии»

Опыт работы по формированию пространственного мышления и воображения у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к одному из нетрадиционных видов ИЗО-деятельности - пластилинография....

Консультация для родителей «Формирование пространственного мышления у детей с общим недоразвитием речи"

Консультация для родителей«Формирование пространственного мышления у детей собщим недоразвитием речи"Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умстве...

Использование игрового набора по системе Фридриха Фребеля для формирования пространственного мышления у младших дошкольников и детей с ОВЗ

. Ф. Фрёбель считал, что формирование у дошкольников  естественнонаучной картины мира и развитие пространственного мышления лучше всего происходит в практической деятельности, в игровой форме, по...

Методическая статья «Всестороннее развитие ребенка и формирование пространственного мышления во второй младшей группе"

Пространственные представления детей дошкольного возраста формируются в разных образовательных областях: - познавательное развитие - в непосредственно образовательно...

Конспект собрания "Формирование пространственного мышления"

Развитие пространствееного мышления у дошкольников является важным аспектом в их развитии. Это навык который  позволяет детям лучше понимать и воспринимать окружающий мир. Науиться мыслить простр...